URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского Обложка Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского
Id: 198861
399 р.

Синтаксис художественной прозы Достоевского Изд. 2, доп.

URSS. 2010. 288 с. ISBN 978-5-397-01243-0. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-. Все последующие издания — стереотипные.
  • Мягкая обложка

Аннотация

В книге представлен опыт изучения "индивидуального" синтаксиса Ф.М.Достоевского, который исследуется на двух уровнях своего обнаружения: на уровне компонентов художественного текста и на уровне фразы. В связи с первым из указанных аспектов вводится понятие синтаксической композиции художественного текста и дается соответственный анализ целого произведения. В работе затрагиваются также некоторые вопросы синтаксической теории, связанные... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие ко второму изданию
Введение
Глава первая. Синтаксическая композиция целого текста ("Кроткая")
Глава вторая. Опыт типологии композиционно-синтаксических форм в текстах Достоевского
 Повествование
 Описание
 Рассуждение
 Речь персонажей
Глава третья. Особенности фразового синтаксиса Достоевского
Заключение

Предисловие ко второму изданию
top

Монография доктора филологических наук Е.А.Иванчиковой "Синтаксис художественной прозы Достоевского", изданная в 1979 году, с одной стороны, – обобщение размышлений и наблюдений автора над творческим почерком крупнейших русских писателей – Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Л.М.Леонова (это предполагает исследование в первую очередь синтаксиса художественного текста). С другой стороны, данная книга, выполненная в русле традиций отечественной филологической науки, представляется во многом новаторской в исследовании закономерностей синтаксической организации художественных произведений русской реалистической литературы.

На основе анализа речевой ткани сочинений Достоевского – в соотношении с их идейно-художественным содержанием – Е.А.Иванчикова выясняет основные принципы классификации синтаксических построений и композиционно-тематических типов (в их взаимообусловленности) художественного текста в произведениях великого русского писателя и осуществляет эту сложную многоаспектную классификацию.

Научная ценность настоящего труда состоит в том, что в нем впервые дано систематизированное описание и характеристика синтаксиса художественных текстов Достоевского. В работе находит конкретизацию на определенном историко-лингвистическом материале идея академика В.В.Виноградова об образе автора как центральной категории художественного произведения, как того центра, фокуса, "в котором скрещиваются и объединяются, синтезируются все стилистические приемы произведения словесного искусства" (Виноградов В.В.О. теории художественной речи. 2-е изд., испр. М., 2005. С.176).

В соответствии с основной задачей исследования – "выделить и описать приметы "синтаксического почерка" Достоевского" (с.25) – в книге проанализирован сравнительно большой корпус синтаксических примет художественной прозы русского классика.

Для целей сплошного анализа художественного текста автор выделяет категорию синтаксической композиции, в которой предлагает вычленять композиционно-синтаксические формы – тематические отрезки текста, характеризующиеся определенными синтаксическими признаками (см. с.33–34). Этой единице анализа придана значимость типологической константы индивидуально-художественного (индивидуально-авторского) стиля изучаемого текста (или писателя).

Анализ целого текста проводится на основе устанавливаемых исследователем композиционно-тематических отрезков – "композиционных типов речи", соответствующих какому-либо способу или ракурсу художественного изображения в конкретном тексте.

Анализируя синтаксис художественной прозы, Е.А.Иванчикова исходит, с одной стороны, из представления о целостности художественного текста, об органической спаянности и взаимообусловленности его идейно-эстетической направленности и композиционно-речевой структуры. С другой стороны, – из функционально обусловленного характера синтаксических построений художественного произведения.

Принцип функциональной обусловленности синтаксических построений художественной прозы последовательно проводится в книге и в ходе анализа конкретного материала. Например, в главе первой рассматривается использование Достоевским таких экспрессивных синтаксических форм, как актуализация, присоединение, разные виды повторов, диалогизация текста, синтаксис монолога исповедального типа (см. с.74–78, 91–94), в главе второй – синтаксическая структура рассуждения (см. с.188–230); см. также анализ модификаций коммуникативно-обязательных синтаксических форм как следствия их направленности на выражение заданной в тексте художественной ситуации (особенно в главах 1-й и 3-й).

Разыскания Е.А.Иванчиковой в области стилистического синтаксиса художественной прозы Достоевского вписываются в контекст крупной проблемы широкого сравнительно-типологического исследования индивидуально-авторских стилей русских писателей XIX–XX столетий.

Наряду с важностью выяснения индивидуальной творческой манеры письма корифеев русской словесности (в частности их "синтаксического почерка") – что вместе с тем позволит глубже и более детально изучить историю стилей русской литературы и их роль в истории русского литературного языка, исследование индивидуально-авторских стилей в рамках их сравнительно-типологического изучения (в том числе – в аспектах, предложенных Е.А.Иванчиковой) актуально для более полного и обстоятельного изучения эволюции русского литературного языка, особенно в послепушкинский период, поскольку без таких глав, как "Язык Пушкина", "Язык Лермонтова", "Язык Гоголя", "Язык Л.Толстого", "Язык Чехова", "Язык М.Горького", "Язык поэтов Серебряного века", "Язык Маяковского", "Язык Пастернака", "Язык Твардовского"... история нашего литературного языка будет неполной.

Е.А.Иванчикова различает в художественном тексте синтаксические построения – "коммуникативно-обязательные" и "художественно-значимые". Она последовательно проводит эти функциональные категории через частные композиционные типы речи, устанавливаемые для конкретного художественного текста, и через общие, традиционные композиционно-речевые текстовые структуры: повествование, описание, рассуждение.

В результате анализа художественных текстов Достоевского автор пришел к заключениям и обобщениям, имеющим первостепенное значение для дифференцированной характеристики индивидуальной манеры письма великого русского писателя, для понимания ее внутренних закономерностей.

Доктор филологических наук, профессор
Ю.А.Бельчиков
(декабрь 2007 г.)

Об авторе
top
Евгения Анатольевна ИВАНЧИКОВА (1916–2002)

Отечественный языковед, крупный специалист в области грамматики современного русского языка и языка русской художественной прозы, исследователь языка произведений Ф. М. Достоевского. Закончила Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), работала учителем русского языка в средней школе. С 1950 по 1991 гг. – сотрудник Института русского языка АН СССР. В 1954 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Соотносительное употребление глагольных форм будущего времени в слитном и сложном предложении", а в 1982 г. состоялась защита докторской диссертации на тему "Синтаксис художественной прозы Достоевского".

Е. А. Иванчикова – автор более 150 научных работ, в том числе монографии "Язык художественной литературы: синтаксическая изобразительность" (1992) и множества статей в научных изданиях. Будучи ученицей академика В. В. Виноградова, ряд работ посвятила научному наследию своего учителя. Является также одним из авторов академической "Грамматики русского языка" (1954).