URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Казаковская В.В. Вопрос и ответ в диалоге 'взрослый --- ребенок': Психолингвистический аспект Обложка Казаковская В.В. Вопрос и ответ в диалоге 'взрослый --- ребенок': Психолингвистический аспект
Id: 225263
699 р.

Вопрос и ответ в диалоге "взрослый — ребенок":
Психолингвистический аспект. Изд. стереотип.

URSS. 2019. 448 с. ISBN 978-5-397-05806-3.
Типографская бумага

Аннотация

Настоящая книга посвящена лингвистическим и психологическим закономерностям становления диалогической компетенции ребенка раннего возраста. Предлагается опыт функционально-семантической типологии вопросо-ответных единств и рассматривается их роль в языковом и когнитивном онтогенезе. Приводятся результаты лонгитюдных исследований диалога с ребенком, отражающие становление его коммуникативных умений. Обсуждаются когнитивные предпосылки и социальные... (Подробнее)


Оглавление
top
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ I . ДИАЛОГ "ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК" И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ РЕБЕНКА
Глава 1. Особенности диалога "взрослый – ребенок"
 1. Онтогенетический аспект "грамматики диалога" и "канонический диалог": постановка проблемы
 2. О роли речи взрослого в процессе усвоения ребенком языка
 3. Лингвистические характеристики речи взрослого, обращенной к ребенку
 4. Специфика диалога с маленьким ребенком: своеобразие vs. каноничность
 5. Вопросы и ответы взрослого в диалоге с ребенком
 6. Классификация компонентов вопросо-ответных единств
  6.1. Вопросы и ответы в диалоге взрослых
  6.2. Классификация вопросов взрослого в диалоге с ребенком
 7. Выводы
Глава 2. Аспекты становления коммуникативной компетенции
 1. Структура коммуникативной компетенции
 2. Диалогическая компетенция
 3. "Модально-центрическая" модель коммуникативной компетенции
  3.1. Субъективно-модальный аспект диалогической компетенции
  3.2. Модус в структуре диалогической компетенции
  3.3. Модус в речи взрослых: репрезентация и функционирование
  3.4. Становление модусныхструктур в речевом онтогенезе
 4. Выводы
Глава 3. Ранние этапы становления коммуникативной компетенции ребенка
 1. Системно-языковая компетенция ребенка
 2. Становление диалогической компетенции ребенка
  2.1. Довербальный этап
  2.2. Развитие диалогической компетенции ребенка
 3. Выводы
ЧАСТЬ I I. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОПРОСО-ОТВЕТНЫХ ЕДИНСТВ В ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Глава 1. Компоненты вопросо-ответных единств в диалоге "взрослый – ребенок"
 1. Семантические типы вопросов взрослого и когнитивное развитие ребенка
 2. Анализ диктумных вопросов взрослого
  2.1. Частные вопросы
  2.2. Общие вопросы как средство формирования категории согласия / несогласия
 3. Анализ модусных вопросов взрослого
  3.1. Вопросы к модусу и "модельпсихического"
  3.2. Модусные вопросы в диалоге взрослых
  3.3. Функции модусных вопросов взрослого в диалоге с ребенком: содержательный аспект
 4. Ответные реплики ребенка
  4.1. Этапы развития ответного компонента реплицирования: общие тенденции
  4.2. Ответы ребенка на частные вопросы взрослого
  4.3. Ответы ребенка на общие вопросы взрослого
 5. Выводы
Глава 2. Типы инициативных вопросов ребенка
 1. Начальный этап освоения ребенком интеррогативности
  1.1. Порядок появления вопросов и определяющие его факторы
  1.2. Протовопросы ребенка
  1.3. Развитие интеррогативности
 2. Семантические типы частных и общих вопросов ребенка
  2.1. Предметные вопросы
  2.2. Локативные вопросы
  2.3. Развитие семантического репертуара вопросительных реплик
  2.4. Особые типы вопросов и частные диалогические навыки ребенка к концу третьего года жизни
 3. Функциональные типы вопросительных реплик ребенка
 4. Функции эгоцентрических вопросов ребенка
 5. Интонация вопросительных реплик ребенка
 6. Выводы
Глава 3. Становление семантических категорий в диалоге "взрослый – ребенок" (на примере освоения локативности)
 1. Особенности начального этапа освоения ребенком пространственных отношений
 2. Освоение ребенком локативных ситуаций местонахождения и перемещения
 3. Выводы
Глава 4. Коммуникативные неудачи в диалоге "взрослый – ребенок": вопросо-ответные единства
 1. Постановка вопроса
 2. Причины коммуникативных неудач в диалоге "взрослый – ребенок"
 3. Коммуникативные неудачи в диалоге "взрослый – ребенок": опыт классификации
 4. Эволюция коммуникативных неудач в диалоге "взрослый – ребенок"
 5. Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Annotation
PART I. "ADU LT – CHILD" DIALOGUE AND CHILD'S COMMUNICATIVE COMPETENCE
Chapter 1. Specifics of "adult – child" dialogue
 1. Ontogenetic aspect of "dialogue grammar" and "canonic dialogue": statement of the problem
 2. On the role of adult's speech in language acquisition
 3. Some linguistic characteristics of input
 4. Specifics of the dialogue with a little child: canonicity vs. singularity
 5. Adult's questions and answers in the dialogue with a child
 6. Classifying components of question-answer units
  6.1. Questions and answers in adults' dialogue
  6.2. Classification of adult's questions in the dialogue with a child
 7. Resume
Chapter 2. Aspects of communicative competence development
 1. Structure of communicative competence
 2. Dialogue competence
 3. `Modal-centric' model of communicative competence
  3.1. Subjective and modal aspect of dialogue competence
  3.2. Modus in the structure of communicative competence
  3.3. Modus in adults' speech: representation and functioning
 4. Resume
Chapter 3. Early stages of communicative competence development
 1. Child's language competence at an early 
 2. Development of child's dialogue competence
  2.1. Pre-verbal stage
  2.2. Development of child's dialogue competence
 3. Resume
PART II. FUN CTIONAL AND SEMANTIC ANALYSIS OF QUESTION-ANSWER UNITS IN ONTOGENETIC PERSPECTIVE
Chapter 1. Components of question-answer units in "adult – child" dialogue
 1. Semantic types of adult's questions and child's cognitive development
 2. Analysis of adult's dictum questions
  2.1. Special (wh-) questions
  2.2. General (yes/no-) questions as basic means of forming the category of agreement / disagreement
 3. Analysis of adult's modus questions
  3.1. Questions that refer to modus and "model of the psychic"
  3.2. Modus questions in `adult – adult' dialogue
  3.3. Functions of adult's modus questions in dialogue with child: aspect of content
 4. Child's responses
  4.1. Reactive component of replication: stages and general tendencies of development
  4.2. Child's reactions to adult's special questions
  4.3. Child's reactions to adult's general questions
 5. Resume
Chapter 2. Typology of child's initiative questions
 1. Child acquiring category of the interrogative at the initial stage
  1.1. Questions: order of appearance and determining factors
  1.2. Child's proto-questions
  1.3. Development of the category of the interrogative
 2. Semantic types of child's special and general questions
  2.1. Questions about object
  2.2. Questions about location
  2.3. Development of interrogative phrases: semantic repertoire
  2.4. Specific types of questions and child's individual skills at the end of the third year of 
 3. Functional types of child's interrogative phrases
 4. Functions of child's egocentric phrases
 5. Intonation of child's interrogative phrases
 6. Resume
Chapter 3. Development of semantic categories in "adult – child" dialogue (exemplified by acquisition of locative relations)
 1. Child acquiring locative relations: specifics of initial stage
 2. Locative situations of location and movement
 3. Resume
Chapter 4. Communicative failures in "adult – child" dialogue: question-answer units
 1. Statement of the problem
 2. Reasons of communicative failures in "adult – child" dialogue
 3. Communicative failure in "adult – child' dialogue: attempt at classification
 4. Other types of communicative failures in "adult – child" dialogue
 5. Resume
ЛИТЕРАТУРА

Предисловие
top

Предлагаемая читателю книга посвящена детской речи – диалогу взрослого и ребенка. В ней анализируются закономерности становления диалогической компетенции ребенка, которая интерпретируется как компонент коммуникативной компетенции – функциональной системы способностей, обеспечивающих человеку возможность эффективно участвовать во всех видах коммуникации и проявляющихся в его конкретных речевых действиях. Диалогическая компетенция предполагает знание интеракционного характера коммуникации и умение использовать языковые средства ее реализации. Вопросы, связанные с освоением ребенком грамматики диалога, обнаружением когнитивных, социальных и собственно языковых факторов, влияющих на этот процесс, а также механизмов, при помощи которых он осуществляется, относятся к числу до сих пор практически не изученных (во всяком случае, на материале русского языка).

Основное внимание в работе уделено раннему этапу речевого онтогенеза: второй и третий годы жизни ребенка представляют большой интерес в плане его языкового и когнитивного развития. Во-первых, изучение речевого общения взрослого и ребенка в это время позволяет выявить исходные формы, факторы и механизмы социального взаимодействия и тем самым рассмотреть ранние этапы становления грамматики диалога и формирование диалогического компонента коммуникативной компетенции. Во-вторых, позволяет проследить начальные стадии становления базовых для любой картины мира понятийных категорий (концептов) – места, объекта / субъекта, действия и, соответственно, функционально-семантических полей "раннего" онтогенеза. В-третьих, позволяет рассмотреть первые проявления знаний об элементарных типах ментальных состояний – уверенности / неуверенности, волеизъявлении, восприятии и т.п., связанных непосредственно с процессом становления "модели ментальности" (theory of mind), или "наивной теории психического", с освоением модальной и модусной семантики и средств их языкового выражения.

В книге рассматривается функционально-семантическая типология вопросо-ответных единств, поскольку именно роль вопросительной реплики и инициированного ею диалогического единства является наиболее значимой в становлении различных компонентов коммуникативной компетенции ребенка. Изучение онтогенетического аспекта функционирования вопросо-ответных единств позволяет отчетливее понять структуру коммуникативной компетенции, предоставляет информацию о том, как должны быть организованы высказывание и дискурс в их канонических формах, более того – выявляет не только логику формирования коммуникативной компетенции человека, но и обнаруживает целый ряд особенностей диалога вообще, которые имеют принципиальное значение для построения грамматики диалога, ставшей в последнее время предметом пристального внимания лингвистов, когнитивных психологов и философов.

Материалом для наблюдений послужил фонд детской речи при лаборатории детской речи РГПУ им.А.И.Герцена и отделе теории грамматики Института лингвистических исследований РАН. Анализируемый материал представлен в виде расшифрованных аудио- и видеозаписей, а также дневниковых записей, отражающих спонтанное речевое взаимодействие, диалоги взрослого (главным образом, матери) и ребенка. Широко учтены материалы дневников А.Н.Гвоздева, А.Р.Лурия и Н.А.Менчинской. Часть материала собрана автором в ходе исследования, также использовались данные, полученные Т.О.Гавриловой (9 детей в возрасте от 5 дней до двух лет). В целом корпус данных представлен наблюдениями за становлением коммуникативной компетенции 30 детей в основном раннего возраста. В отдельных случаях привлекался материал диалогов взрослых с детьми младенческого возраста (первого года жизни) и дошкольного возраста (вплоть до восьми лет). В ряде корпусов данных регистрация наблюдений осуществлялась с помощью международной системы кодировки CHILDES. При анализе интонационных кривых реплик использовался цифровой фонд детской речи, созданный под руководством кандидата биологических наук, ведущего научного сотрудника В.В.Люблинской при секторе исследования речевых сигналов Института физиологии им.И.П.Павлова РАН. Всего было проанализировано более 50000 вопросо-ответных единств, отобранных из корпуса объемом в 250000 диалогических единств, содержащихся в расшифровках и дневниковых данных.

Работа над книгой была начата на кафедре детской речи РГПУ им.А.И.Герцена, которой руководит профессор С.Н.Цейтлин, и продолжена в отделе теории грамматики Института лингвистических исследований РАН под руководством члена-корреспондента РАН А.В.Бондарко. Автор выражает искреннюю благодарность доктору филологических наук профессору С.Н.Цейтлин, в общении с которой определились основные задачи данного исследования, научным редакторам – члену-корреспонденту РАН А.Б.Бондарко и доктору филологических наук ведущему научному сотруднику Института лингвистических исследований РАН М.Д.Воейковой, рецензентам – доктору филологических наук ведущему научному сотруднику Института лингвистических исследований РАН С.А.Шубику и кандидату филологических наук доценту СПбГУ М.В.Русаковой за критические замечания и ценные советы при подготовке рукописи к печати. Глубокая благодарность автора обращена к коллегам – прежде всего сотрудникам отдела теории грамматики Института лингвистических исследований РАН, участвовавшим в обсуждении общего замысла и отдельных частей этой книги.


Об авторе
top
photoКазаковская Виктория Виладиевна
Доктор филологических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник отдела теории грамматики Института лингвистических исследований РАН, участник международного кросс-лингвистического проекта "Пре- и протоморфология в усвоении языка" (Австрийская АН). Читает лекции по онтолингвистике в Санкт-Петербургском государственном университете. Основная сфера научных интересов — теория диалога, функциональная грамматика, психолингвистика, усвоение языка, речь взрослого, обращенная к ребенку. Автор более 180 публикаций.

Victoria V. Kazakovskaya is a doctor of philological sciences, a professor of RAS, a leading researcher of the department of theoretical grammar of the Institute of Linguistic Studies (RAS) and a participant in the cross-linguistic project "Pre- and Protomorphology in Language Acquisition" (Austrian Academy of Sciences). She is a lecturer on first language acquisition at the Saint-Petersburg State University. Her research interests include dialogue, functional grammar, psycholinguistics, first language acquisition and child-directed speech. She has authored more than 180 publications.