Предлагаемая читателю книга посвящена детской речи – диалогу взрослого и ребенка. В ней анализируются закономерности становления диалогической компетенции ребенка, которая интерпретируется как компонент коммуникативной компетенции – функциональной системы способностей, обеспечивающих человеку возможность эффективно участвовать во всех видах коммуникации и проявляющихся в его конкретных речевых действиях. Диалогическая компетенция предполагает знание интеракционного характера коммуникации и умение использовать языковые средства ее реализации. Вопросы, связанные с освоением ребенком грамматики диалога, обнаружением когнитивных, социальных и собственно языковых факторов, влияющих на этот процесс, а также механизмов, при помощи которых он осуществляется, относятся к числу до сих пор практически не изученных (во всяком случае, на материале русского языка). Основное внимание в работе уделено раннему этапу речевого онтогенеза: второй и третий годы жизни ребенка представляют большой интерес в плане его языкового и когнитивного развития. Во-первых, изучение речевого общения взрослого и ребенка в это время позволяет выявить исходные формы, факторы и механизмы социального взаимодействия и тем самым рассмотреть ранние этапы становления грамматики диалога и формирование диалогического компонента коммуникативной компетенции. Во-вторых, позволяет проследить начальные стадии становления базовых для любой картины мира понятийных категорий (концептов) – места, объекта / субъекта, действия и, соответственно, функционально-семантических полей "раннего" онтогенеза. В-третьих, позволяет рассмотреть первые проявления знаний об элементарных типах ментальных состояний – уверенности / неуверенности, волеизъявлении, восприятии и т.п., связанных непосредственно с процессом становления "модели ментальности" (theory of mind), или "наивной теории психического", с освоением модальной и модусной семантики и средств их языкового выражения. В книге рассматривается функционально-семантическая типология вопросо-ответных единств, поскольку именно роль вопросительной реплики и инициированного ею диалогического единства является наиболее значимой в становлении различных компонентов коммуникативной компетенции ребенка. Изучение онтогенетического аспекта функционирования вопросо-ответных единств позволяет отчетливее понять структуру коммуникативной компетенции, предоставляет информацию о том, как должны быть организованы высказывание и дискурс в их канонических формах, более того – выявляет не только логику формирования коммуникативной компетенции человека, но и обнаруживает целый ряд особенностей диалога вообще, которые имеют принципиальное значение для построения грамматики диалога, ставшей в последнее время предметом пристального внимания лингвистов, когнитивных психологов и философов. Материалом для наблюдений послужил фонд детской речи при лаборатории детской речи РГПУ им.А.И.Герцена и отделе теории грамматики Института лингвистических исследований РАН. Анализируемый материал представлен в виде расшифрованных аудио- и видеозаписей, а также дневниковых записей, отражающих спонтанное речевое взаимодействие, диалоги взрослого (главным образом, матери) и ребенка. Широко учтены материалы дневников А.Н.Гвоздева, А.Р.Лурия и Н.А.Менчинской. Часть материала собрана автором в ходе исследования, также использовались данные, полученные Т.О.Гавриловой (9 детей в возрасте от 5 дней до двух лет). В целом корпус данных представлен наблюдениями за становлением коммуникативной компетенции 30 детей в основном раннего возраста. В отдельных случаях привлекался материал диалогов взрослых с детьми младенческого возраста (первого года жизни) и дошкольного возраста (вплоть до восьми лет). В ряде корпусов данных регистрация наблюдений осуществлялась с помощью международной системы кодировки CHILDES. При анализе интонационных кривых реплик использовался цифровой фонд детской речи, созданный под руководством кандидата биологических наук, ведущего научного сотрудника В.В.Люблинской при секторе исследования речевых сигналов Института физиологии им.И.П.Павлова РАН. Всего было проанализировано более 50000 вопросо-ответных единств, отобранных из корпуса объемом в 250000 диалогических единств, содержащихся в расшифровках и дневниковых данных. Работа над книгой была начата на кафедре детской речи РГПУ им.А.И.Герцена, которой руководит профессор С.Н.Цейтлин, и продолжена в отделе теории грамматики Института лингвистических исследований РАН под руководством члена-корреспондента РАН А.В.Бондарко. Автор выражает искреннюю благодарность доктору филологических наук профессору С.Н.Цейтлин, в общении с которой определились основные задачи данного исследования, научным редакторам – члену-корреспонденту РАН А.Б.Бондарко и доктору филологических наук ведущему научному сотруднику Института лингвистических исследований РАН М.Д.Воейковой, рецензентам – доктору филологических наук ведущему научному сотруднику Института лингвистических исследований РАН С.А.Шубику и кандидату филологических наук доценту СПбГУ М.В.Русаковой за критические замечания и ценные советы при подготовке рукописи к печати. Глубокая благодарность автора обращена к коллегам – прежде всего сотрудникам отдела теории грамматики Института лингвистических исследований РАН, участвовавшим в обсуждении общего замысла и отдельных частей этой книги. Казаковская Виктория Виладиевна Доктор филологических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник отдела теории грамматики Института лингвистических исследований РАН, участник международного кросс-лингвистического проекта "Пре- и протоморфология в усвоении языка" (Австрийская АН). Читает лекции по онтолингвистике в Санкт-Петербургском государственном университете. Основная сфера научных интересов — теория диалога, функциональная грамматика, психолингвистика, усвоение языка, речь взрослого, обращенная к ребенку. Автор более 180 публикаций.
Victoria V. Kazakovskaya is a doctor of philological sciences, a professor of RAS, a leading researcher of the department of theoretical grammar of the Institute of Linguistic Studies (RAS) and a participant in the cross-linguistic project "Pre- and Protomorphology in Language Acquisition" (Austrian Academy of Sciences). She is a lecturer on first language acquisition at the Saint-Petersburg State University. Her research interests include dialogue, functional grammar, psycholinguistics, first language acquisition and child-directed speech. She has authored more than 180 publications. |