URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи
Id: 198444
 
399 руб. Бестселлер!

Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд.7

URSS. 2015. 304 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-9710-2054-7.

 Аннотация

В монографии представлено описание коммуникативных стратегий и тактик современной русской речи. Рассматриваются процессы речевого планирования и контроля, приемы вариативной интерпретации действительности. На основе анализа речевого взаимодействия разработаны лингвометодические принципы обучения коммуникативным стратегиям и тактикам.

Книга адресована филологам, культурологам, психологам-практикам, а также всем интересующимся проблемами эффективного общения. Может быть использована для преподавания риторики в средней школе и вузе.


 Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ К ШЕСТОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОПИСАНИЯ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
 1.1. ФЕНОМЕН ЖИЗНИ -- В ФОКУСЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНЦА ХХ ВЕКА
 1.2. ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АСПЕКТЕ РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ
  1.2.1. Типология речевого воздействия
  1.2.2. Коммуникативные стратегии подчинения (по материалам американских исследований)
  1.2.3. Языковые "инструменты власти"
  1.2.4. Когнитивные категории базового уровня как инструмент речевого воздействия
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ КАК РЕАЛЬНОСТЬ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
 2.1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ
 2.2. ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ? (ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ)
 2.3. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ЗНАНИЙ
 2.3.1. Теория речевой деятельности и стратегии речевого поведения
  2.3.2. Теория речевого общения и речевые стратегии
  2.3.3. Речевые стратегии в аспекте исследования "единиц общения"
  2.3.4. Стратегический подход и когнитивкые исследования дискурса
ГЛАВА 3. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ: ПРИНЦИПЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
 3.1. ДВА КИТА РЕЧЕВОЙ СТРАТЕГИИ: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
 3.2. ГИБКОСТЬ КАК КОНСТИТУИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК РЕЧЕВОЙ СТРАТЕГИИ
 3.3. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ НА ФОНЕ ДРУГИХ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
 3.4. ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ
 3.5. РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ И РЕЧЕВАЯ ТАКТИКА
 3.6. РЕЧЕВАЯ ТАКТИКА И КОММУНИКАТИВНЫЕ ХОДЫ
 3.7. ЯЗЫКОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВЫХ ТАКТИК
 4.1. СЕМАНТИЧЕСКИЙ ТИП РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКИ УГОВАРИВАНИЯ
  4.1.1. Уговоры, просьба, убеждение: критерии разграничения тактик
  4.1.2. Признаки и иравила уговаривания
  4.1.3. Комплексный анализ уговоров как речевой тактики
 4.2. СЕМАНТИЧЕСКИЙ ТИП РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКИ ДИСКРЕДИТАЦИИ
  4.2.1. Оскорбление, издевка, обвинение: специфика тактик
  4.2.2. Чубайс как протеже старика Хоттабыча, или Речевая тактика оскорбления
  4.2.3. "Правила" и условия успешности оскорбления
  4.2.4. Коммуникативные ходы, реализующие тактику оскорбления и издевки
 4.3. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТИП РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСТРАИВАЮЩИЕ ТАКТИКИ: КОМПЛИМЕНТ
  4.3.1. Коммуникативная цель речевой тактики комилимента и ее отличие om целей смежной речевой тактики -- похвалы
  4.3.2. Когнитивные предпосылки, позиции сторон и условия успешностии комплимента
  4.3.3. Классификация комплиментов
ГЛАВА 4. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАКТИКИ РУССКОЙ РЕЧИ: ОБРАЗЦЫ И КОММЕНТАРИИ
  4.3.4. Некоторые особенности формальной организации
  4.3.5. Инициативные речевые ходы в тактике комплимента
  4.3.6. Последовательность ходов в речевой тактике комплимента
  4.3.7. Комплимент как компонент другихречевых тактик
 4.4. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТИП РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ. СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ)
  4.4.1. Имидж: к истории понятия
  4.4.2. Имидж политика. Вводные замечания
  4.4.3. Структураречевого имиджа. Доминанта имиджа и ее языковые маркеры
  4.4.4. Семантическая категория "свой круг"
  4.4.5. Категория персонификации в аспекте создания имиджа
 4.5. ДИАЛОГОВЫЙ ТИП РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ: КОНТРОЛЬ НАД ИНИЦИАТИВОЙ
  4.5.1. Метатекстовые показатели воздействия собеседников на ход диалога
  4.5.2. Естественный порядок смены ролей в диалогической речи
  4.5.3. Перераспределение иниииативы в диалоге
  4.5.4. Сохранение инициативы в диалоге
  4.5.5. Тактика завершения разговора
 4.6. Риторическии тип речевых стратегий. РЕКЛАМНАЯ РЕЧЕВАЯ ТАКТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА
  4.6.1. Модель личности в аспекте речевого воздействия
  4.6.2. Понятие "своей территории" в межличностной коммуникации
  4.6.3. Коммуникативный контекст и социальные конвениии в аспекте речевого взаимодействия
  4.6.4. Речевая тактика рекламной экспансии
ГЛАВА 5. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ
 5. 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВОЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ -- ОСНОВА ДЛЯ ВЫРАБОТКИ НАВЫКОВ ВАРИАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
 5.2. ФРЕЙМИРОВАНИЕ И РЕФРЕЙМИРОВАНИЕ
 5.3. МОДЕЛЬ РЕЧЕВОЙ ТАКТИКИ КАК СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
 5.4. РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ПОТЕНЦИАЛЬНО КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ: ТАКТ И ТАКТИКИ
ГЛАВА 6. ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННЫХ ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИКАХ
 6.1. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ В АСПЕКТЕ ЛИНГВОКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 6.2 ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ В "ОБЩЕНИИ НА ДОРОГAХ"
 6.3. МЕНЮ КАК ИГРОВОЙ ТЕКСТ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

 Предисловие к 6-му изданию

12 лет под зонтиком коммуникативных стратегий

О времени выхода первого издания этой книги прошло 12 лет. Публикация первой монографии схожа с рождением первого ребенка: от тревоги по поводу твоей "материнской состоятельности" ты переходишь к более спокойному периоду наблюдения. Ребенок растет, развивается и в какой-то момент начинает жить самостоятельной жизнью. Но нет такой матери, которая бы не мечтала о том, чтобы эта жизнь оправдала ее ожидания.

Какие ожидания может лелеять автор? Наверное, чтобы круг читателей книги был шире, чем ближайшие родственники, дождавшиеся окончания титанического труда, и благодарные ученики, в пылу написания дипломов и курсовых затирающие ее нетленные страницы. Вероятно, автор надеется, что его опус окажется полезным некоторым представителям научного сообщества, которые оценят выбор проблемы, предлагаемую методику или даже небезынтересный комментарий к конкретному примеру. Скорее всего, вменяемый автор не задумывается о том, каков будет индекс цитирования у создаваемой им книги (это все равно как во время беременности планировать политический рейтинг будущего ребенка). И уж точно создатель научного труда не предполагает, что однажды на конференции к нему подойдет немолодой ученый и скажет: -- Боже мой, как я рад, что встретил вас! (тут он осечется, но вы доскажете: живым!) Ведь мы учились по вашей книге!

К счастью или удивлению, но все предположения автора (как и его непредположения) воплотились в жизнь. Описание речевого поведения в терминах коммуникативных стратегий и тактик за последнее десятилетие стало одним из наиболее популярных лингвистических маршрутов. Нелепо было бы считать это заслугой отдельного автора и конкретной книги. Понятие стратегии, заимствованное многими гуманитарными науками (не только лингвистикой) из военной сферы, оказалось необыкновенно востребованным в тех областях, где речь идет о достижении долговременных результатов, требующих эффективного планирования и контроля за его осуществлением. По мнению маркетологов-практиков, это "динамический образец организационных действий, которому менеджеры придают законченный вид, называя их в совокупности стратегией. То есть ситуация развивается как бы сама по себе, но в конце концов кто-то предпринимает попытку ее осмыслить и представить отдельные тактические действия как факты проявления общей стратегии. Другими словами, делается попытка отыскать своего рода зонтик, под защитой которого якобы все последовательно и происходит" [Смит, Бэрри, Пулфлорд 2001:100]

Поиск подобного зонтика происходит и в лингвистике. Чем больше современный носитель языка задумывается об эффективности своих речевых действий (будь то сфера политики, бизнеса, культуры, науки, межличностного общения), тем более актуальным становится стратегический подход, объясняющий способы достижения желаемого результата. В связи с этим автор надеется, что новое издание книги найдет своего читателя. Книга дополнена главой, посвященной игровым стратегиям, без которых, как представляется, спектр целей говорящего и предоставляемых ему языком возможностей был бы неполным.

Благодарю всех моих аспирантов и соискателей, защитивших за прошедшие 12 лет диссертации по проблематике, которая нас объединила не только в научный, но и в дружеский круг: П.О.Миронову, И.В.Коноваленко, П.В.Токареву, О.Г.Никонорову, Э.В.Акаеву, О.А.Плотникову, Е.В.Фроїлову, Н.А.Тюленеву, М.Х.Рахимбергенову, Т.С.Глушкову, А.Г.Квят, В.Ю.Варавкину. И надеюсь, что это "стратегическое" сообщество будет расширяться.


 Об авторе

Оксана Сергеевна ИССЕРС

Доктор филологических наук, профессор. Заведует кафедрой прикладной и теоретической лингвистики Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского. Специалист в области коммуникативной лингвистики, автор более 100 научных публикаций. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

В качестве приглашенного ученого изучала политическую риторику, межкультурную коммуникацию и речевое воздействие в США. Стипендиат программы Фулбрайт.

Бизнес-тренер и консультант по речевой коммуникации и связям с общественностью. Помощник депутата Государственной Думы РФ IV созыва.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце