URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение
Id: 198104
 
319 руб. Бестселлер!

Семейное воспитание ребенка и его значение. № 28. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 218 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04991-7.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося русского педагога и врача П.Ф.Лесгафта (1837--1909), в которой заложены научные основы теории семейного воспитания, обосновываются его цели, задачи, содержание и методы. Автор ставит своей целью установить связь, существующую между условиями семейной жизни ребенка и его проявлениями, и выяснить условия, в зависимости от которых вырабатывается темперамент, тип и характер человека.

Книга будет полезна педагогам, психологам, философам и историкам гуманитарных наук, студентам педагогических и психологических факультетов, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


 Содержание

Из предисловия
Из предисловия к пятому изданию
Введение

ШКОЛЬНЫЕ ТИПЫ
(Антропологический этюд)
 Лицемерный тип
 Честолюбивый тип
 Добродушный тип
 Мягко-забитый тип
 Злостно-забитый тип
 Угнетенный тип

Из части II
Основные проявления ребенка и их значение
 Темперамент
 Тип
 Характер
Метод

Из части III
Утробная жизнь ребенка
Семейная жизнь ребенка
Период возмужалости и его проявления
Анатомо-физиологические изменения

 Из предисловия

Цель данного сочинения -- выяснить связь, существующую между условиями семейной жизни ребенка и его проявлениями, а также выяснить условия, в зависимости от которых устанавливаются темперамент, тип и характер человека. Обыкновенно приписывают самому ребенку все замечаемые у него неблагоприятные явления, говорят даже иногда о врожденной его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т.е. только степень силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживает имитационный период, во время которого у него складываются его речь, все главные его привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и прямоты: если любящая мать озабочена развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из действий и рассуждений окружающих его лиц, то она несомненно станет зорко следить за всяким своим действием и словом, избегать всякого произвола и всегда щадить личность своего ребенка; этим она несомненно будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полным соответствием между своим словом и делом непременно приучит и ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основание для развития нравственного характера человека. При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка. Собранный в этой книге материал должен привести к таким именно выводам, и вместе с тем он должен показать, какое значение должна иметь умная, толковая, правдивая, любящая мать. Степень совершенствования общества всего вернее определяется степенью сознательного участия в заботах о детях и их благе, а это достигается только образованием и связанным с ним нравственным развитием женщины. Если эта книга хотя несколько будет содействовать уменьшению произвола при обращении с ребенком и укажет на крайнюю необходимость признавать его личность при его воспитании, то цель ее будет вполне достигнута...

П.Лесгафт
28 января 1900 г.
С.-Петербург

 Из предисловия к пятому изданию

Это издание "Семейного воспитания ребенка и его значения" выходит без изменения. Несмотря на то что в прежних изданиях разошлось уже более 10000 экземпляров и что одно издание вышло в Париже на французском языке, до сих пор еще в литературе не обсуждался вопрос о значении типа ребенка как одного из основных проявлений его наряду с темпераментом и характером человека. Темперамент человека, т.е. сила и быстрота его проявлений, есть в первоначальном виде, несомненно, явление наследственное и находится в связи со степенью энергии производителей и экономическими условиями жизни лица. Тип ребенка зависит от влияния среды, в которой он растет, и находится в связи с умственным и нравственным его развитием, его отношением к правде; это проявление дано ему извне. Характер человека есть продукт зародившейся у него мысли и проявляется самостоятельными его действиями. Все эти проявления еще везде смешивают, точно так же сбиваются при выяснении вопроса об их происхождении, принимая их постоянно за явления наследственные. На самом деле только проявления темперамента могут быть наследственными, проявления же типа принадлежат влиянию среды, в которой ребенок живет, а проявление характера зависит вполне от степени самодеятельности лица и развития у него общих образов и приемов, дозволяющих ему лично проявляться, проявлять свою волю. Только тогда, когда эта воля направлена правдой, истиной, выработанной самим лицом и признаваемой всеми остальными, можно говорить о нравственном характере лица. Все эти положения еще мало выяснены в литературе и не явились еще достоянием педагогики, не ложатся еще в основание воспитания ребенка. Понимая значение типа ребенка, приходится постоянно думать о своих собственных действиях и строго дисциплинировать себя, так как то, что не желаешь видеть у ребенка, не следует делать самому. Характер же человека развивается только тогда, когда он имеет возможность самостоятельно рассуждать и действовать или когда он сам это себе отвоевывает. Выяснение этих условий, понимание их заставят воспитателя относиться к ребенку серьезнее, мягче и добрее, никогда не допустят прибегать к каким-либо мерам наказания или репрессиям, а заставят относиться с большим вниманием и любовью к ребенку, чем это наблюдается теперь в семье и школе. Содействовать этому и есть задача издаваемой книги, желательно только встретить больше критики и обсуждения изложенных здесь положений.

П.Лесгафт
12 ноября 1905 г.

 Об авторе

Петр Францевич ЛЕСГАФТ (1837--1909)

Выдающийся русский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре. Родился в Санкт-Петербурге, в семье ювелира. В 1861 г. окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге. С 1865 г. доктор медицины, с 1868 г. -- профессор, заведующий кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете, с 1886 г. -- профессор Санкт-Петербургского государственного университета. В 1893 г. организовал Биологическую лабораторию, а в 1896 г. добился открытия Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования, ставших прообразом созданных впоследствии в СССР и других странах вузов физической культуры. В 1919 г. на базе Курсов был открыт Государственный институт физического образования (ныне Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им.П.Ф.Лесгафта).

В основе теории физического воспитания П.Ф.Лесгафта лежит принцип единства физического и умственного развития человека. Основой физического развития он считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Рассматривая закономерности воспитания ребенка в семье, формирования его темперамента и характера, П.Ф.Лесгафт дал анализ биологических основ наследственности и развития детей. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребенка. Выделив в жизни человека пять основных периодов, он вывел определенные правила воспитания в каждом из них. Он также стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце