URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кулишер М.И. Развод и положение женщины: Зависимость семейных отношений от общественного строя
Id: 197141
 
359 руб.

Развод и положение женщины: Зависимость семейных отношений от общественного строя. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 304 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04945-0.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1896 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного российского историка, этнографа, юриста и общественного деятеля М.И.Кулишера (1847--1919), содержащая очерк сравнительной истории развода и положения женщины. Автор ставит целью познакомить читателя с развитием в культурных странах норм права, определяющих условия развода, и осветить их исторически путем сравнения с данными этнографии. Рассматриваются формы расторжения брачного союза, а также обстоятельства, служащие причиной развода, среди которых подробно описываются адюльтер, двоеженство, жестокое обращение, злонамеренное оставление, а также взаимное отвращение супругов. Исследуется роль судебной власти в расторжении брака.

Книга будет интересна как специалистам --- историкам, этнографам, культурологам, обществоведам, правоведам, так и самому широкому кругу читателей.


 Оглавление

Предисловiе
ГЛАВА I. Предварительный замечанiя и международная подсудность
 Однообразный характеръ постановленiй о разводе у культурныхъ народовъ.-Общее происхожденiе ихъ.-Законы о разводе въ Англiи.-Американскiе законы.-Легкость развода въ Америке.-Злоупотребленiя въ Утахе.-Призывъ ответчика въ судъ.-Практика въ Шотландiи и теорiя, господствующая тамъ.-Примененiе Францiей и Бельгiей иностранныхъ законовъ о разводе.-Теорiя о добросовестно избранномъ месте жительства.-Примененiе этой теорiи судами въ Англiи и Америке.-Отличiе ея отъ теорiи, применяемой во Францiи и Бельгiи.-Зависимость подсудности отъ нацiональности тяжущихся въ Германiи.- Компетенцiя церковныхъ судовъ разныхъ исповеданiй въ Россiи.
ГЛАВА II. Формы развода
 Разводъ возникаетъ лишь со времени установленiя пожизненнаго брака посредствомъ купли.-Три формы расторженiя брачнаго союза.-Соответствiе этихъ формъ устройству суда въ разные перiоды исторической жизни человечества.-Чемъ вызывается участiе суда въ разводе,- Междуплеменная борьба. - Установленiе причинъ развода.-Мифъ о Гефесте и Афродите.-Имущественная ответственность виновнаго при расторженiи брака у первобытныхъ народовъ.- Имущественая ответственность видетъ къ обузданiю мужа въ отверженiи жены.-Актъ развода у евреевъ.-Мужъ отвергаетъ жену.-Имущественная ответственность при неправильномъ отверженiи.-Обрядовыя действiя при совершенiи акта.-Разводъ въ древнемъ Риме, у древнихъ германцевъ.-Устраненiе произвола мужа ведетъ къ установленiю нерасторжимости брака и разлученiя въ случае необходимости.-Одновременно устанавливаются причины недействительности брака.- Возникновенiе судебнаго расторженiя брака.-Отношенiе американцевъ къ институту разлученiя.- Разводъ у евреевъ въ Австро-Венгрiи и Царстве Польскомъ
ГЛАВА III. Адюльтеръ
 Личная расправа съ женою и соблазнителемъ у евреевъ, древнихъ германцевъ, современныхъ первобытныхъ народовъ.-Личная расправа у римлянъ и меры къ уничтоженiго ея.-Остатки личной расправы у французовъ.-Общественное наказанiе за адюльтеръ у римлянъ, въ Россiи, Германiи.- Постепенное атрофированiе личной расправы у народовъ, живущихъ на Кавказе.-Кастрацiя.-Осрамительныя наказанiя.-Изувеченiе.-Карается только адюльтеръ жены.-Снисходительное отношенiе къ мужьямъ.- Гостепрiимный гетеризмъ.-Поклоненiе женщине во времена рыцарства.-Требуются объективныя доказательства адюльтера.-Свидетельскiя показанiя очевидцевъ.-Система доказательства въ Англiи.-Должна быть доказана вероятность факта.-"Сильное подозренiе" нашего уст. иностран. испов.-Оно заимствовано изъ прусскаго кодекса.- "Недозволительное обращенiе" по этому кодексу
ГЛАВА IV. Адюльтеръ (Продолжение)
 Уголовный характеръ адюльтера обусловливаетъ характеръ процесса о разводе и допускаемыхъ при немъ отводовъ и возраженiй.-Привлечете къ ответственности корреспондента (соучастника).-Отводъ о стачке.- Пособничество или попустительство.-Продолжительная отсрочка въ предъявлены иска.-Сводничество въ римскомъ праве.- Пубдичныя зрелища въ Риме.-Совместное мытье въ баняхъ.- Отводъ о прощенiи.-Оживанiе перваго правонарушения при совершенiи второго.-Прощенiе въ римскомъ праве.- Зачетъ (компенсацiя) взаимныхъ правонарушенiй.-Устраненiе этого возраженiя новейшими законодательствами
ГЛАВА V. Двоеженство
 Шопенгауеръ о полигамiи.-Бигамiя у шведовъ к франковъ въ среднiе века.-Наказанiе за бигамiю.-Бигамiя какъ причина развода.-Она существуетъ въ техъ случаяхъ, когда оба брака действительны. - Решенiе уголовнаго кассацiоннаго департамента по делу Гринфельда.- Положенiе, устанавливаемое этимъ решенiемъ.-Оно противоречитъ законамъ о действительности брака лицъ православнаго исповеданiя.-Взглядъ англiйскаго суда на формы совершенiя брака.-Дело Миллиса - Квази-бигамiя въ Америке.-Дело Бофремонъ-Бибеско
ГЛАВА VI. Жестокое обращенiе
 Жестокое обращенiе съ женою стало преступленiемъ только въ новейшiя времена.-Происхожденiе траура по мненiю Iеринга.-Сожиганiе и погребенiе женъ при смерти мужа.-Обмазыванiе черною краскою.-Ношенiе черной одежды.-Пожизненный трауръ.-Траурный годъ.-Убиванiе женщинъ во время голода.-Право наказыванiя женъ.- Русское обычное право признаетъ право мужа "учить" жену.-Решенiя волостныхъ судовъ.-Запряганiе женъ въ телегу.-Обращенiе съ женщинами въ Англiи.-Продажа женъ въ этой стране.-Продажа женъ въ Германiи и России- Побеги женъ.-Подъ жестокимъ обращенiемъ разумеются действiя, опасныя для жизни или здоровья.-Подъ это понятiе подходятъ и угрозы, вызывающiя опасенiе.- Субъективные мотивы не могутъ служить оправданiемъ насилiя.
ГЛАВА VII. Жестокое обращенiе (Продолженiе)
 Подъ жестокое обращенiе подходитъ сообщенiе заразительной болезни, плеванiе въ лицо, публичное оскорбленiе.-Отношенiе суда къ оскорбительнымъ действiямъ и словамъ зависитъ отъ того, къ какому классу общества принадлежатъ супруги.-Нравственныя истязанiя, влiяющiя на здоровье, подводятся подъ жестокое обращенiе.- Искъ о разводе вследствiе жестокаго обращенiя существовалъ и въ Россiи.-Онъ былъ замененъ искомъ о разлученiи по этой же причине.-Въ XIX в. жестокое обращенiе становится уголовнымъ преступленiемъ, караемымъ ссылкой, при которой бракъ расторгается по желанiю невиннаго супруга.-Ослабленiе кары по уложенiю о наказанiяхъ устраняетъ возможность развода или разлученiя вследствiе жестокаго обращенiя.-Отводъ о провокацiи (вызывающихъ действiяхъ со стороны жены).-На первобытныхъ ступеняхъ культуры жестокое обращенiе жены съ мужемъ влечетъ за собою осрамительное наказанiе.- Современный законъ и судъ одинаково охраняютъ неприкосновенность мужа и жены.-Жестокое обращенiе по нашему уставу иностранныхъ исповеданiй, польскому положенiю и римскому праву
ГЛАВА VIII. Злонамеренное оставленiе
 Подъ злонамеренное оставленiе подводится и отказъ отъ исполненiя супружескихъ обязанностей.- Господствовавшiе въ первобытныя времена обычаи относительно исполненiя супружескихъ обязанностей.-Смешенiе безплодiи и неспособности къ сожительству въ римскомъ праве.- Решенiя англiйскихъ, немецкихъ и французскихъ судовъ по искамъ объ отказе отъ исполненiя супружескихъ обязанностей.-Иски о возстановленiи супружескаго сожительства.- Отношенiе англiйскихъ судовъ къ договорамъ о раздельной жизни.-Обязательство совместной жизни и назначенiе алиментовъ по толкованiямъ нашего кассацiоннаго сената.-Какъ должна быть истолкована 103 ст. въ связи съ 46 и 76 ст. ст. т. X ч. 1?-Въ чемъ заключается злонамеренное оставленiе?-Смешенiе злонамереннаго оставленiя съ безвестнымъ отсутствiемъ по нашему уставу иностранныхъ исповеданiй.-Соглашенiе между супругами о раздельной жизни является отводомъ противъ иска о разлученiи, вследствiе злонамереннаго оставленiя.-Безвестное отсутствiе по нашимъ законамъ
ГЛАВА IX. Взаимное отвращенiе
 Подъ несоответствiемъ характеровъ разумеется взаимное отвращенiе. Прежнiя постановленiя французскаго кодекса о разводе по взаимному согласно.-Непреодолимое отвращенiе по прускому кодексу.-Упраздненiе этого основанiя развода.-Существованiе его у германскихъ народовъ, въ Малороссiи, въ Россiи.-Разлученiе по взаимному согласiю среди крестьянъ въ настоящее время.-Разводъ по взаимному согласiю въ Риме и по кодексу Юстинiана.- Связь этого основанiя развода съ эндогамическимъ бракомъ.- Существованiе этой формы брака въ древнемъ Риме, въ среднiе века.-Сожительство до венчанiя въ Германiи, Россiи.-Обычаи, соответствовавшiе этой форме брака.-Права невесты, сожительствовавшей съ женихомъ въ протестантскихъ странахъ
ГЛАВА X. Заключенiе
 Бракъ съ приданымъ не есть особая форма брака.-Взаимное согласiе родителей брачущихся заменилось взаимнымъ согласiемъ брачущихся.-Взаимодействiе законной и незаконной формы брака.-Бракъ не есть договоръ.- Статистика разводовъ свидетельствуетъ о большей или меньшей строгости закона въ разныхъ странахъ.-Статистическiя данныя относительно поводовъ къ разводу.- Зависимость семейныхъ отношенiй отъ строя общества
Указатель

 Предисловие

Бентамъ ставить вопросъ, возможно-ли человеку двинуть землю, и отвечаетъ: да, но сначала онъ долженъ найти другую землю, на которой онъ бы могъ стать. Этою другою землею для юриспруденцiи являются данныя этнографiи и исторiя культуры. Даже исторiя римскаго права, одна изъ наиболее подробно написанныхъ и изследованныхъ, представляетъ пробелы. Темъ более пустыхъ местъ оказывается въ исторiи права другихъ народовъ. А разъ цетъ непрерывной цепи фактовъ, нетъ возможности устано вить причинную связь между отмеченнымъ историкомъ явленiемъ и недостающимъ звеномъ, предшествовавшимъ ему. Эти пробелы могутъ быть восполнены лишь по догадке; но само собою разумеется, что такiя догадки прiобрегаютъ прочную рснову, становятся научною гипотезою, если въ жизни или исторiи другихъ народовъ на соответствующей ступени развитiя встречаемся съ явленiями, о существованiи которыхъ у даннаго народа мы догадываемся по намекамъ. Вопросъ конечно въ томъ, имiемъ ли мы право восполнять пробелы въ исторiи одного народа данными изъ жизни другихъ народовъ, имеемъ ли мы право умозаключать изъ того, что известныя явленiя встречаются въ жизни многихъ народовъ, что они происходили и у техъ народовъ, которые не сохранили о нихъ воспоминанiй. На этотъ вопросъ возможенъ только одинъ отвегъ. "Одно и то же во многихъ, а следовательно и во всехъ"; это-основа индуктивнаго метода, съ помощью котораго сделаны величайшiя научныя открытiя.

Такимъ образомъ, если задача юриспруденцiи, какъ и всякой другой науки, раскрыть причинную связь между явленiями, отмежеванными для этой науки, то она не можетъ ограничиваться исторiей права одного народа или даже исторiей права такъ называемыхъ культурныхъ народовъ, а должна расширить пределы изследованiя и сопоставлять данныя, записанныя историками и летописцами, со сведенiями и наблюденiями, сообщаемыми путешественниками и бытописателями нравовъ разныхъ народовъ. Я не желалъ бы предупреждать суда читателей, но я кажется вправе сказать, что пользованiе матерiалами этнографiи и исторiи культуры въ настоящемъ сочиненiи совместно съ историческими данными о праве оказалось не безполезнымъ.

Въ основу моего изложенiя действующаго въ настоящее время права я положилъ решенiя англiйскихъ судебныхъ месть-какъ церковныхъ, такъ и светскихъ, съ которыми сопоставилъ законы и решенiя судебныхъ месть другихъ европейскихъ странъ. Большой знатокъ англiйской литературы и англiйскагоправа А.Я.Пассоверъ не только указалъ мне, но и снабдилъ меня англiйской литературой по этому предмету, за что я приношу ему искреннюю благодарнсть.

Отъ решенiй англiйскихъ судовъ веетъ жизнью, не канцелярiей. Это объясняется свойствами англiйскаго судьи. Въ каждомъ деле необходимо установить обстоятельства дела, истолковать законъ и применить законъ къ даннымъ фактамъ. Такъ какъ англiйскiй судья не находится въ обладанiи непогрешимой истины, и такъ какъ освещенiе обстоятельствъ дела съ двухъ противоположныхъ сторонъ является единственнымъ средствомъ для добыванiя истины, то англiйскiй судья не видитъ въ состязанiи адвокатовъ и въ представляемыхъ ими доказательствахъ въ подтвержденiе своихъ мненiй подвоха, тормаза для правосудiя, и терпеливо выслушиваетъ адвокатовъ обеихъ сторонъ, добросовестно проверяя представленныя ими доказательства и взвешивая приводимые ими аргументы. Англiйскiй судья не формалистъ, а потому смыслъ закона и прецедента истолковывается имъ не по случайнымъ выраженiямъ, употребленнымъ въ законе или решенiи. Онъ знаетъ, что законъ долженъ соотвстствовать требованiямъ жизни, а потому стремится принаравливать его къ назревшимъ лотребностямъ, къ условiямъ времени, расширять область его примененiя по аналогiи (конечно, не въ уголовныхъ делахъ). Но въ то же время англiйскiй судья не решится идти въ истолкованiи закона до прямого, нарушенiя его, не будетъ истолковывать его вопреки его смыслу, во имя ли прогрессивныхъ или реакцiонныхъ идей. Закономъ руководятся люди въ житейскихъ отношенiяхъ, и они должны знать, что законъ отъ нихъ требуетъ.

Уже Бентамъ въ начале нынешняго века указалъ на приведенную только что черту, какъ на характеристическое свойство англiйскаго судьи. "Одно изъ самыхъ высокихъ качествъ англiйскихъ судовъ, говорить онъ, состоитъ именно въ томъ, что они съ тщательной точностью исполняютъ волю законодателя, а въ той части законодательства, которая зависитъ отъ обычая, строго руководятся, насколько возможно, прежними решенiями. Такое строгое наблюдение законности можетъ иметь некоторые недостатки при несовершенстве законовъ, но истинный духъ свободы внушаетъ англичанамъ глубокое отвращенiе отъ такъ называемаго expost facto Iех"). Англiйскiй судья, решая дело, отбываетъ не повинность, а является живымъ гласомъ закона, представителемъ общественной совести, а потому по отношенiю къ каждому произносимому имъ решенiю сознаетъ свою ответственность, какъ общественнаго деятеля, проводящаго въ общество известные взгляды, могущiе споспешествовать общественному благу или напротивъ служить помехой для него. Мне кажется, что этотъ обликъ англiйскаго судьи отражается и въ приводимыхъ ниже выдержкахъ изъ ихъ решенiй по разнымъ вопросамъ. Решенiя англiйскихъ судовъ мало известны и въ Европе, темъ менее они известны у насъ. При каждомъ решенiи, упоминаемомъ въ выноскахъ, указанъ годъ, когда решенiе это состоялось. Я приложилъ старанiя къ тому, чтобы не испещрять текста книги латинскими цитатами, и въ техъ случаяхъ, когда приходится ссылаться на римское право, я привожу по-русски данное постановленiе, а въ выноске латинскую цитату для спецiалистовъ. То же сделано по отношение) къ большинству латинскихъ цитатъ изъ другихъ источниковъ.

Разводу посчастливилось въ нашей литературе. Кроме книжки г.Способина, о разводе имеется прекрасное изследованiе проф. Загоровскаго о разводе въ связи съ каноническимъ правомъ православной церкви, имеется ценный сборникъ законовъ и обычаевъ, действующихъ въ Россiи по семейственному праву вообще и о разводе въ частности проф. Малышева. Этими сочиненiями, какъ и многими другими, указанными въ выноскахъ, я воспользовался въ той мере, въ какой это было необходимо для очерка сравнительной исторiи и современного характера развода.

Посвященiе книги В.Д.Спасовичу есть слабая дань уваженiя къ деятельности и дарованiямъ его.

Существуетъ парабула, что женщина при сотворенiи ея взята не изъ головы Адама, такъ какъ она не предназначена господствовать надъ мущиной, и не изъ ноги его, такъ какъ она не предназначена быть рабою его, но взята изъ ребра въ боку, такъ какъ она должна быть его товарищемъ и другомъ. Въ сущности въ этой парабуле высказань идеалъ, который ждетъ своего осуществления и въ настоящее время.


 Об авторе

Михаил Игнатьевич КУЛИШЕР (1847--1919)

Известный российский историк, этнограф, юрист и общественный деятель. Родился в деревне Софиевка Луцкого уезда Волынской губернии. Учился на юридическом факультете Киевского, Одесского и Петербургского университетов; окончил последний в 1872 г. Начал журналистскую деятельность в одесской газете "День" и "Санкт-Петербургских ведомостях"; позже публиковался в "Новом времени", "Русской правде", "Новостях", "Восходе". В 1879 г. участвовал в основании печатного органа русских евреев "Рассвет" и одно время был его редактором. В 1880--1886 гг. издавал в Киеве газету "Заря" -- одну из лучших провинциальных газет. Изучал основы антропологии и этнографии в университетах Западной Европы, публиковал статьи в немецких научных журналах. В 1884 г. был делегатом на съезде археологов в Одессе, а в 1895 г. -- на антропологическом съезде в Карлсруэ, Германия. Был одним из основателей Еврейского историко-этнографического общества.

Научные труды М.И.Кулишера в основном были посвящены истории семьи, политического строя и собственности. В своих исторических работах он уделял много внимания отношению различных народов к евреям, которое определялось, по его мнению, соображениями экономической выгоды. Его книга "Миф о ритуальном убийстве" (1901) разоблачала беспочвенную жестокость гонений на евреев. Посмертно была опубликована книга "Великая французская революция и еврейский вопрос" (1924). Работы М.И.Кулишера по этнографии обратили на себя внимание известных европейских и американских ученых, в том числе выдающегося английского антрополога Э.Тейлора. Многие из них вошли в книгу "Очерки сравнительной этнографии и культуры" (1887).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце