URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Маурер Г.Л. Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и общественной власти. Пер. с нем.
Id: 197139
 
399 руб.

Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и общественной власти. Пер. с нем. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 368 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04943-6.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1880г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного немецкого историка, юриста и политического деятеля Г.Л.Маурера (1790--1872), посвященная истории общественного устройства. В книге рассматривается развитие устройства общин, сел и городов, исследуются замкнутые общины --- марки и связанные с ними крестьянские и городские отношения, а также землевладельческие отношения и подворное устройство. Описывается история возникновения государственной власти. Тесно связанные между собой, все эти отношения, по мнению автора, могут быть выяснены и поняты лишь при одновременном их рассмотрении.

Книга может быть полезна не только специалистам --- историкам, обществоведам, но и представителям государственной власти, а также всем, кого интересует история развития общественного устройства.


 Оглавленiе

I. Полевыя общины или марки, вообще

1.  Начатки земледелiя
2.  Марки сь общими полями и безъ нихъ
 а) Вообще
 b) Селенiя съ общими полями
 с) Селенiя безъ общихъ полей

II. Общины съ общими полями въ особенности

1.  Древнейшiя или исконныя селенiя
 а) Вообще
 b) Отдельныя части первобытнаго селенiя
 1) Собственно село
  а) Вообще
  b) Жилыя и хозяйственныя постройки
  с) Внутренность селенiя
 2) Полевая марка или общинная земля
  а) Вообще
  b) Поделенная часть полевой общины
  с) Неподеленная часть полевой общины
  d) Права собственности въ полевой марке
 3) Совокупность правъ члена селъской общины
  с) Марковая община
2.  Перемены въ старомь марковомъ устройстве
 а) Вообще
 b) Дробленiе старыхь марокъ
  1) Жеребьевые переделы
  2) Заложенiе новыхъ деревень въ марке
  3) Заложенiе одиночныхъ дворовъ
  4) Последствiя дробленiя марокъ
 с) Происхожденiе неравенства въ землевладенiи
 d) Огораживанiе или отграничиванiе земель
 е) Поместное землевладенiе
  1) Вообще (и первоначально)
  2) Происхожденiе большихъ поместьевъ и барщинныхъ дворовъ въ деревняхъ
  3) Привилегированное положенiе дворянства (эмунитетъ)
  4) Перемены въ способахъ обработки земли
  а) Вообще
  b) Новыя подворныя и деревенскiя поселенiя на помещичьей земле
  Вообще
  Нагорные замки и бурги
  Деревни, основанныя Карломъ Великимъ
  Деревни, основанныя прочими землевладельцами
  Отдельныя составныя части крестьянскаго населенiя
  Права и должностныя лица помещика
  5) Перемены въ подворномъ устройстве
  6) Влiянiе этихъ переменъ въ землевладенiи и подворномъ устройстве на полевую общину
  а) Поместная система-могила свооодной полевой общины
  b) Поместье и полевая община могутъ существовать рядомъ
  с) Полевыя марки, прiобретенныя однимъ только помещикомъ
  d) Огороженныя марки
  е) Полевыя общины, основанныя на помещичъей земле
  f) Марки, принадлежавшiя несколькимъ помещикамъ
  g) Смешанныя марки
  f) Возникновенiе государственной власти
  1) Вообще
  2) Земская верховная власть
  3) Последствiя этихъ переменъ въ государственной власти для полевыхъ или марковыхъ общинъ

 Предисловiе автора

Направленiе умовъ уже таки довольно давно отвернулось отъ исторiи. Люди какъ будто отчаялись въ мiре, какимъ онъ былъ прежде и какимъ сталъ мало по малу, и ищутъ уже на другой, не на исторической почве, закладки фундамента для новаго, зданiя -- основъ, для совершенно новаго мiра. Но это направленiе века, еслибъ оно продлилось, повело бы насъ къ истинно безотрадной и совсемъ безпочвенной будущности. Что значитъ отвернуться отъ своего прошлаго, совсемъ разорвать съ нимъ, это показываетъ та пропасть, въ которую попало великое соседнее государство по ту сторону Рейна.

Исторiя народа и его учрежденiй не только любопытна, она еще и полезна, а для государственныхъ людей совершенно необходима. Кто хочетъ править государствомъ, тотъ долженъ прежде всего знать почву, на которой ему надо действовать. Ему нужно знать не физическую только почву, но главнымъ образомъ духовную, следовательно историческую почву, на которой выросло государство, хотя бы и не всегда великое, но во всякомъ случае ставшее темъ, чемъ оно является въ настоящемъ,

Если отдельный человекъ не можетъ быть понятъ и оцененъ по достоинству помимо знакомства съ исторiей его юности, то еще менее могутъ быть познаны целый народъ или государство помимо ихъ прошлаго. Каждое государство, какъ бы далеко ни ушло оно впередъ, всегда стоитъ одною ногой въ прошедшемъ, и въ немъ имеетъ свой корень, свой твердый устой. Какъ отдельный человекъ, такъ и государство есть более или менее плодъ собственной своей исторiи, подчиненной, подобно природе, известнымъ правиламъ и законамъ, изследованiе которыхъ такъ же важно, а для блага государствъ еще гораздо важнее, чемъ изследованiе тайнъ природы. Одни государства ушли впередъ, другiя отстали не по прихоти судебъ, не по слепому случаю. Сознанiю, почему это такъ, т.е. более глубокому уразуменiю причинъ, по которымъ одни опередили, другiя отстали, научаетъ единственно исторiя. Исторiя поучаетъ также, какъ должны идти впередъ государства, чтобы не отстать и наконецъ не погибнуть совсемъ.

Особенно поучительна въ этомъ отношенiи исторiя учрежденiй, и не только учрежденiй государственныхъ, но и учрежденiй, непосредственно связанныхъ съ почвой, изъ которыхъ более или менее вышло самое государственное устройство. Сюда относятся прежде всего замкнутыя общины -- марки, связанныя съ ними крестьянскiя и городскiя отношенiя, стало быть, устройство общинъ, селъ и городовъ, потомъ землевладельческiя отношенiя и неразрывное съ ними подворное устройство, наконецъ исторiя самой общественной власти. Какъ ни различны сами по себе все эти отношенiя, они все-таки находятся въ теснейшей связи между собою, и ни одни изъ нихъ не могутъ быть выяснены и поняты помимо другихъ. Въ предлежащемъ сочиненiи я предпосылаю поэтому введенiе, излагающее основы всехъ этихъ отношенiй и учрежденiй, а за нимъ последуютъ потомъ отдельныя сочиненiя объ устройстве общинъ и его исторiи, о подворномъ, сельскомъ и городскомъ устройстве и его исторiи, а равно и объ исторiи общественной власти.

Предлагаемыя основанiя такой исторiи уже давно написаны мною. Но мне хотелось напечатать ихъ только тогда, когда будутъ написаны и последующiя, посвященныя остальньмъ предметамъ сочиненiя. И однако же я приступаю къ печатанiю прежде, чемъ достигнута мною эта цель. Правда, большая часть матерiаловъ уже приведена у меня въ порядокъ; но недостаетъ еще столь многаго, что я, въ виду моихъ преклонныхъ летъ, не решаюсь долее медлить печатанiемъ того, что уже написано. Если позволитъ время и силы, недостающее будетъ мною пополнено. Если нетъ, то и написанное, быть можетъ, не останется безъ всякаго влiянiя, по крайней мере вызоветъ дальнейшiя изследованiя.

Какъ во всей моей жизни, со включенiемъ общественной и политической, такъ и здесь я стремился только къ истине, только къ возможному при данныхъ обстоятельствахъ, и никому не вредилъ намеренно. Поэтому, всякiй разъ, когда я бывалъ заподозренъ въ моей общественной жизни, всякiй разъ, когда подвергался злословiю низкихь людей, всегда, наступало более спокойное время, которое меня оправдывало. Того же надеюсь и ожидаю я и отъ моихъ ученыхъ работъ. Правда, я существенно расхожусь съ воззренiями нашихъ первыхъ умовъ въ очень важныхъ вопросахъ. Но я пришелъ къ такому разногласiю по зреломъ, многолетнемъ размышленiи, и во всякомъ случае не желалъ никого затронуть при этомъ. Время решитъ, правъ ли я, или нетъ. Но такое решенiе можетъ быть вполне основательно только тогда, когда выйдутъ въ светъ и упомянутыя выше спецiальныя сочиненiя. Безъ нихъ едва ли возможны полная оценка и совершенно справедливое сужденiе о предлагаемой книге.

Но всего более желательно мне, чтобы каждый читателъ вынесъ изъ этой книги впечатленiе, что и исторiя не знаетъ застоя, а напротивъ, постоянно преуспеваетъ, что опасно затруднять или насильственно задерживать ея движенiе, что и исторiя, подобно природе, подчинена известнымъ законамъ, которые не могутъ быть безопасно нарушены и которыхъ изследованiе должно бы стать задачею всякаго историка. Безъ возможно полнаго знанiя законовъ, по которымъ развивалось и слагалось прошлое до нашихъ дней, нельзя иметь никакой меры для справедливой оценки прошедшаго, для правильнаго пониманiя современности, и твердой точки опоры для вернаго взгляда на будущее. Оттого великiе государственные люди всегда были и великими историками. Лишь съ техъ поръ, какъ произошелъ разрывъ съ исторiей, некоторые государственные люди нашли возможнымъ обходиться безъ твердой исторической почвы, даже совсемъ безъ исторiи. Но куда привело это безпочвенное блужданiе, особенно после роковаго 1815 года, доказываетъ нынешнее трудное положенiе мiра, которое есть большею частью результатъ незнанiя техъ законовъ и плодъ крупныхъ ошибокъ.

Пожелаемъ, чтобы рука Всевышняго благополучно высвободила насъ изъ этого лабиринта и темъ предотвратила большое несчастiе.

Мюнхенъ, 2 ноября, 1853.
Ф.Мауреръ.

 Об авторе

Георг Людвиг МАУРЕР (1790--1872)

Известный немецкий историк, юрист и политический деятель, создатель общинной (марковой) теории, согласно которой исходным пунктом аграрной эволюции и всего социального строя Средневековья была община (марка). С 1826 г. -- профессор германского и французского права в Мюнхенском университете. Занимал высшие посты в судебном ведомстве Баварии. В 1832--1834 гг. -- один из регентов при греческом короле Оттоне Баварском. Энергичная и, в отличие от других регентов, строго легальная деятельность Маурера в области устройства судопроизводства заслужила всеобщее одобрение населения Греции. В феврале--ноябре 1847 г. был фактически главой баварского правительства (занимая посты министра иностранных дел и юстиции). Член баварского Государственного совета.

Согласно концепции Маурера, исходным пунктом истории немецкого народа был социальный порядок, при котором господствовали коллективная собственность на землю и совместная ее обработка, отсутствовало государство, а функции управления общественными делами осуществлялись общинными (марковыми) организациями, основанными на равенстве и равноправии всех свободных людей. Позже совершался переход к постоянной обработке отдельными семьями выделенных в их пользование участков общинной земли, постепенно превращавшихся в их собственность. В процессе социальной дифференциации свободных общинников развивалась вотчина, постепенно поглощавшая наделы простых свободных людей, терявших и личную свободу. Основоположники марксизма указывали на большое научное значение доказательства Маурером положения о господстве у древних германцев общинной организации и коллективной собственности на землю. Помимо трудов по истории германского права, Г.Л.Маурер был автором работ по общественной и политической истории Греции, истории публичных судебных процессов.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце