Краткия сведения о жизни и о личности Якоби Якоби, одинаково замечательный и какъ писатель и какъ философъ, былъ главнейшимъ органомъ оппозиции, которая поднялась, во имя рациональнаго реализма, противъ идеализма Канта и Фихте. Фридрихъ-Гейнрихъ Якоби родился 25 января 1743 года, въ Дюссельдорфе, и былъ вторымъ сыномъ богатаго и уважаемаго негоцианта; какъ и все другие вожди германской философии, онъ былъ протестантомъ. Отецъ предпочиталъ ему старшаго сына, Иоганна-Георга, казавшагося более талантливымъ и способнымъ. Иоганнъ-Георгъ Якоби, впоследствии, составилъ себе имя – какъ второстепенный лирический поэтъ. Молодой Фридрихъ-Гейнрихъ Якоби, предназначенный для коммерческаго дела, почувствовалъ очень рано склонность къ мечтанию, къ религиозному созерцанию и также рано сталъ тревожиться философскими сомнениями. Онъ разсказываетъ, что началъ беспокоиться о предметахъ другого мира еще бывъ ребенкомъ, и испытывалъ по этому поводу весьма странныя ощущения. Въ возрасте отъ 8 до 9 летъ, – какъ говоритъ онъ, – идея о вечности однажды, овладела имъ съ такою силою, что онъ, испустивъ страшный крикъ, упалъ безъ чувствъ. Когда онъ пришелъ въ себя, – эта идея снова возвратилась ему въ голову и преисполнила его ужасомъ. Хотя мысль о ничто (neant) и внушала ему ужасъ, но не менее пугала его и перспектива безконечнаго продолжения времени. Мало-по-малу Якоби успелъ победить это особаго
рода интеллектуальное видение, и отъ 17
до 23 летъ оно его не тревожило. Но при переходе
отъ юношества къ совершеннолетию это видение
снова явилось ему и – явилось еще въ более живомъ
и ужасающемъ виде. На этотъ разъ, однако,
молодой Якоби решился взглянуть на предметъ его
пугающий прямо въ лицо. Съ этихъ поръ, – говоритъ
онъ въ 1787 году, – то же самое видение приходило
часто осаждать меня, какъ ни старался
я его избегать, и я имею основание думать, что отъ
меня зависело вызывать его по собственному произволу.
Делая это несколько разъ сряду, я, конечно,
могъ бы довести себя до смерти... 3. О философии Якоби вообще Якоби, человекъ более практический и светский, нежели ученый, пропитавшийся къ тому же, въ Женеве, французскимъ умомъ, въ особенности же умомъ Руссо, но воспитанный весьма религиозно и одаренный глубокою восприимчивостью и блестящимъ воображениемъ, сделался философомъ более по чувству, нежели по любознательности и лишь по одной любви къ науке. Философия его, которую Критика Канта нашла уже совсемъ готовою и въ которой, впоследствии, сделаны были только легкия исправления, составилась чрезъ оппозицию: скептицизму Юма и идеализму Берклея; французскому материализму, такому преимущественно, какимъ онъ выразился въ сочиненияхъ Гельвециуса, и берлинскому натурализму, котораго Германская Библиотека была плодовитымъ органомъ. Эта оппозиция Якоби, оппозиция, совершенно практическая и совершенно религиозная, преобразовалась изучениемъ Этики Спинозы (на которую Якоби смотрелъ какъ на систему логически наиболее совершенную) – въ систематическое предубеждение противъ всякой ученой философии, противъ всякой дискурсивной, заключительной спекулятивности. Оппозиция эта формулировалась въ энергическомъ и красноречивомъ протесте чувства нравственной и религиозной совести противъ притязаний и тонкостей духа спекулятивности. Существование Бога живого и личнаго, реальность чувства внешняго и внутренняго, абсолютное значениe добродетели, божественное происхождение человеческой души, непосредственное сознание истины – вотъ что Якоби не переставалъ утверждать съ энтузиазмомъ и защищать противъ всехъ и всякаго. Философия Якоби есть вообще рациональный реализмъ, – реализмъ, делающий, изъ действительнаго, настоящаго сознания, органъ и меру всякой истины и всякой реальности. Мысль Якоби, въ одно и то же время, реалистична и рациональна въ томъ смысле, что она допускаетъ, съ одной стороны, объективную истину ощущения и чувства, а съ другой стороны предполагаетъ умъ человека хранилищемъ непосредственнаго знания, которое надлежало только понять и анализировать. Весьма понятно поэтому, что мысль Якоби не была чужда многаго изъ того, что она нашла сходственнымъ, подходящимъ въ Платане, въ Аристотеле, въ Локке и въ Лейбнице, въ шотландскихъ философахъ, въ Гемстергёйсе и въ Руссо. Существуютъ верования натуральныя, имеются убеждения естественныя, простодушныя, которыя нелъзя не заметить, более или менее чистыми, более или менее развитыми, у всехъ народовъ могущихъ дать самимъ себе о нихъ сознание и могущихъ выражать то, что они чувствуютъ; существуютъ убеждения, которыя суть, въ некоторомъ роде, наследие рода человеческаго и выражение чувства, общаго всемъ. Темъ не менее, верования эти, составляющая достоинство и надежду человека и представляющая опору и условие жизни общественной, казалось много разъ были угрожаемы результатами независимой спекулативности. Философия, которая вдохновляется единственно любовью къ истине и къ науке, идетъ и должна следовать по своему пути, не заботясь, конечно, о последствияхъ, могущихъ произойти отъ ея теоремы, потому что только такимъ образомъ истина можетъ быть найдена, и только тогда бескорыстное разыскивание истиннаго, изучение науки какъ науки могутъ быть признаны одними изъ благороднейшихъ потребностей человеческой натуры... Ипполит Александрович ПАНАЕВ (1822–1901) Российский философ и писатель. Происходил из известного дворянского рода. Окончил Институт путей сообщения; принимал участие в строительстве Николаевской железной дороги (участок близ Валдая). Его ранние произведения – повести, рассказы и один роман – печатались в журнале "Современник", одним из редакторов которого был его двоюродный брат, известный журналист И.И.Панаев. В 1856–1866 гг. заведовал конторой и хозяйственной частью (вместе с И.И.Панаевым) этого журнала. Был совладельцем книжного магазина при конторе журнала (вместе с издателем С.В.Звонаревым и при участии на паях редактора-издателя "Современника", великого русского поэта Н.А.Некрасова). По мнению некоторых литературоведов, И.А.Панаев принимал участие в написании романов "Три страны света" (1848–1849) и "Мертвое озеро" (1851), авторами которых были Н.А.Некрасов и его гражданская жена А.Я.Панаева. В 1870-х гг., под впечатлением книги Г.Гейне "К истории религии и философии в Германии", И.А.Панаев заинтересовался философией. Им были написаны книги: "Разыскатели истины" (1878), "Пути к рациональному мировоззрению" (1880), "Nosce te ipsum" (1881), "О влиянии направления знания на состояние умов" (1882), "Голос долга: Мысли о воспитании человека" (1885), "Голос неравнодушного о том, что одно могло бы избавить человека от зол, им самим созданных и создаваемых" (1888), "Еще о сознании, как условии бытия" (1888), "Свет жизни" (1893). |
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. Предварительный заказ!
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |