URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Смирнов А.И. Коммуна средневековой Франции в связи с политическим ростом третьего сословия
Id: 197132
 
345 руб.

Коммуна средневековой Франции в связи с политическим ростом третьего сословия. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 320 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04950-4.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1873 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга отечественного историка и философа А.И.Смирнова (1838--1902), посвященная исследованию происхождения и исторического развития городских общин в средневековой Франции в связи с политическим ростом третьего сословия, в которое в то время входили все группы населения за исключением дворянства и духовенства. В работе описывается судьба галло-римских муниципий (общин) со времен падения Западной Римской империи до коммунальной революции во Франции; рассматриваются причины революции и ее распространение в различных регионах страны. Отдельное внимание уделено истории коммунальных учреждений городов Амьена и Реймса.

Книга рекомендуется историкам, обществоведам, политологам, студентам исторических факультетов вузов, а также всем, кто интересуется историей средневековой Франции.


 Оглавление

Введенiе
ГЛАВА I. Историческая судьба галло-римскихъ муниципiй отъ паденiя Западной Римской Имперiи до коммунальной революции
ГЛАВА II. Коммунальная революцiя; ея причины и распространенiе
ГЛАВА III. Исторiя коммунальные учреждений города Амьена
ГЛАВА IV. Исторiя коммунальныхъ учрежденiй города Реймса
Заключенiе

 Введение

Вопросъ о происхожденiи и историческомъ развитiи городскихъ общинъ во Францiи, тесно связанный съ исторiей средняго сословiя этого государства, есть одинъ изъ важнейшихъ вопросовъ французской исторiи. Исторiя городовъ и ихъ деятельнаго, промышленно-торговаго населенiя, которое мало по малу, шагъ за шагомъ, отвоевывало себе гражданскiя и политическiя права-есть исторiя постепеннаго развптiя всего французскаго общества. Каждый успехъ средняго сословiя былъ ударомъ для феодализма; развитiе городской жизни, вместе съ усиленiемъ королевской власти, было главною причиною разрушенiя средневековаго феодальнаго порядка и созданiя новыхъ соцiальныхъ отношенiй. Высшiй научный интересъ для изследователя представляетъ это внезапное возстанiе городовъ на борьбу съ феодалами, которое съ XII века проявляется не только на всехъ пунктахъ французской территорiи, но и во всехъ государствахъ Западной Европы. Вь некоторыхъ местностяхъ Францiи свобода городскихъ общинъ добывается единодушнымъ возстанiемъ горожанъ и вследствiе упорной борьбы съ феодальнымъ владетелемъ, въ другихъ пунктахъ эта свобода прiобретается путемъ повидимому мирнаго соглашенiя съ баронами. Одни города добываютъ себе права, другiе падаютъ въ неравной боръбе; но повсюду видимъ жажду свободы, желанiе выйти въ другое, лучшее положенiе. Это всеобщее стремленiе предполагаетъ и общiя причины, вытекающiя изъ всего предшествующего хода историческаго развитiя. Определить причины этой революцiи,-значитъ изучить предшествующую исторiю Францiи, исторiю того общества и техъ общественныхъ отношенiй, которыя возникли на Галльско--Римской почве, со времени нашествiя Франковъ. Дольше всматриваясь въ организацiю городовъ, которая была последствiемъ этого общественная переворота, примечаемъ чрезвычайное разнообразiе городскаго устройства, которое впрочемъ сводится къ несколькимъ более общимъ группамъ. Задача историка показать отличительныя черты каждой изъ этихъ группъ и указать причины, почему въ известной полосе французской территорiи преобладало такое, а не другое направленiе городской жизни, известный характеръ городоваго устройства. Затемъ историкъ постоянно должненъ иметь въ виду значенiе королевской власти въ великомъ факте освобожденiя городскихъ общинъ отъ феодальнаго гнета. Его долгъ определить надлежаающую меру этого участiя королей, которому въ исторической литературе обыкновенно приписывали больше значенiя, чемъ оно имело въ действительности. Затемъ, после изученiя этого начала городской жизни, предстоитъ задача показать постепенный ростъ городскихъ учрежденiй,- сначала внутри самой муниципальной организацiи, которая была такъ сказать колыбелью третьяго еословiя, а потомъ указать значенiе этого сословiя на более широкой политической арене, когда оно выступаетъ какъ политическая сила, какъ равноправное съ другими сословiе на Собранiяхъ Государственныхъ Чиновъ,-этихъ Etats-Gеneraux, имевшихъ огромное значенiе во французской исторiи. При изученiи этого роста средняго сословiя постоянно нужно иметь въ виду другiя сословiя французской нацiи, -- феодальное дворянство и духовенство, пользовавшееся тоже феодальными правами, Съ этими общественными элементами городское сословiе находится въ постоянной борьбе, ходъ и характеръ которой определяютъ направленiе историческаго развитiя городской жизни въ среднiе века. Постоянное вмешательство въ эту борьбу королевской власти составляетъ новый важный элементъ, оказывающiй решительное влiянiе на судьбу городской свободы во Францiи. Поэтому при изученiи коммунъ и ихъ гражданскаго и политическаго роста въ средHie века постоянно нужно иметь въ виду отношенiе феодализма и королевской власти къ городскому сословiю.

Борьба городскихъ общинъ съ феодалами проходить несколько последовательныхъ ступеней. Кто желаетъ уловить истинный характеръ этой борьбы въ ея историческомъ развитiи, тотъ долженъ иметь въ виду, что каждый изъ элементовъ, замешанныхъ въ этой борьбе, не былъ элементомъ неподвижнымъ, застывшимъ, такъ сказать, въ известной форме, наложенной на него известной эпохой. Въ исторiи нетъ ничего неподвижнаго. Историческiй процессъ развитiя не есть только равнодействующая известныхъ данныхъ силъ, но есть результатъ силъ постоянно изменяющихся, постоянно действующихъ другъ на друга, и въ этомъ взаимнодействiи создающихъ живой общественный и политически организмъ, подобно тому какъ живыя силы природы взаимшлмъ воздействiемъ создаютъ ея живые организмы.

Нельзя сказать, чтобы все вопросы, касающiеся коммунальной исторiи во Францiи, были окончательно решены французской исторической школой. Исторiя городовъ, городской жизни, есть одна изъ самыхъ трудныхъ, самыхъ сложшахъ частей французской исторiи. Она связана съ изученiемъ всехъ сторонъ жизни французскаго народа. Притомъ коммунальная исторiя чрезвычайно разнообразна, смотря по местнымъ особенностямъ. Каждый городъ, каждый бургъ имеютъ свою исторiю. Феодализмъ представляетъ, по крайней мере въ полномъ своемъ развитiи, стройную систему и некоторое однообразие. Местные оттенки феодальныхъ отношенiй не очень значительны. Разница въ феодальныхъ отношенiяхъ существуетъ только на Юге и Францiи, где феодализмъ не успелъ пустить слишкомъ глубокихъ корней. Можно сказать, что организацiя и исторiя каждой коммуны имеютъ свою индивидуальность. Для окончательныхъ выводовъ следовало бы изучать каждую коммуну отдельно, и затемъ путемъ исторической индукцiи сделать общiе выводы. Но это составляетъ только постулятъ науки. Множество документовъ хранится еще въ городскихъ архивахъ. Покуда изданы только архивы и документы, касающiеся Амьена и Реймса. Амьенъ можетъ быть назвапъ типомъ коммуны северяой полосы Францiи, коммуны въ ея строгомъ смысле.

Реймсъ служить прекрасными образцемъ епископальнаго города, путемъ упорной борьбы стремящаго организоваться въ чистый типъ коммуны. Это-представитель городовъ центральной полосы Францiи. Потому, на основанiи изданныхъ документовъ, спецiальное изследованiе внутренней организацiи и исторiи городовъ Амьена и Реймса всего лучше можетъ познакомить насъ съ развитiемъ городской жизни въ северной и средней полосе Францiи. Подобное изученiе глубже введетъ насъ въ городскую жизнь среднихъ вековъ, чемъ изученiе общихъ законодательныхъ, административныхъ и финансовыхъ меръ, которыми французское правительство старалось регламентировать пеструю жизнь городовъ. Прежде чемъ удалось королевской власти наложить эту однообразную форму на городскiя общины, онъ долго жили самостоятельною жизнью. Вотъ эту-то оригинальную жизнь, съ ея местными красками, съ ея индивидуальнымъ характеромъ,-всего лучше изучать въ стенахъ одного города. Тутъ целый оригинальный мiръ, исторiя котораго съ разными оттенками повторяется на каждомъ почти пункте французской территорiи. Вместо общихъ сухихъ положений, вместо перечня королевскихъ ордонансовъ, статутовъ, эдиктовъ и т.д.,-видишь картину самой жизни, въ высшей степени оригинальную. Вы чувствуете осязательно эту средневековую борьбу городскихъ общинъ съ феодалами, которая въ общихъ историческихъ сочиненiяхъ делается какимъ-то отвлеченнымъ понятiемъ. Вы любуетесь на эту промышленную, торговую деятельность богатаго города, которая кипитъ на улицахъ, рынкахъ, въ лавкахъ, въ огромныхъ мастерскихъ. Живое знакомство съ разнообразными сторонами городской жизни можно прiобрести только на основанiи местныхъ городскихъ архивовъ. Но слишкомъ уже увлекаться индивидуальной жизнью общины тоже было бы невыгодно для историка. Значенiе коммунъ въ общемъ ходе историческаго развитiя Францiи должно быть изучаемо на более широкой арене. При изученiи известной коммуны нужно постоянно иметь въ виду общiй ходъ исторiи третьяго сословiя, направляемый высшею, правительственною властью; а потому необходимо обращать вниманiе на развитiе государственныхъ, судебныхъ, финансовыхъ, полицейскихъ учрежденiй, источникомъ которыхъ постепенно делалась королевская власть. Тогда только поймешь, какимъ образомъ изъ пестраго разнообразiя местной жизни возникло административное единство Францiи. -- Кроме того жизнь коммунъ сама оказывала воздействiе на ходъ и развитiе об- щественнаго строя Францiи. Французская администрацiя, французское законодательство многимъ обязаны развитiю местныхъ городскихъ учрежденiй, городскаго обычнаго права. Коммуна создала третье сословiе, которое еще въ среднiе века прiобрело огромное значенiе, сделалось важнымъ элементомъ средневековаго общества, и съ половины XIV века выразило стремленiе принять участiе въ управленiи государствомъ. Такимъ образомъ намъ предстоитъ троякаго рода задача: изучить внутреннюю жизнь коммуны, внешнее на нее действiе со стороны королевской власти, и воздействiе самой коммуны на ходъ историческаго развитiя Францiи, выразившееся въ демократаческихъ стремленiяхъ третьяго сословiя въ XIV веке.

Возрожденiе городской жизни во Францiи началось съ конца XI-го века и начала XII-го; это эпоха освобожденiя коммунъ и начала ихъ исторiи. Поэтому намъ следовало бы начать наше изложенiе съ указанiя причинъ и характеристики этого соцiальнаго переворота. Но мы не можемъ обойтись безъ предварительнаго знакомства съ исторiей городовъ и городскаго населенiя и въ предшествующую эпоху, именно со времени паденiя римскаго владычества въ Галлiи. Безъ этого изученiя нельзя понять того важнаго общественнаго переворота, сигналомь для котораго послужила коммунальная революцiя. Причины его кроются въ техъ отношенiяхъ, которыя возникли на развалинахъ Западной Римской Имперiи, Тогда только мы получимъ возможность определить те черты различiя, какiя представляютъ намъ внутреннее устройство и внешнiя отношенiя городовъ разныхъ полосъ Францiи.


 Об авторе

Аполлон Иванович СМИРНОВ (1838--1902)

Российский философ, логик и историк. Родился в городе Княгинино Нижегородской губернии, в семье священника. В 1870 г. окончил историко-филологический факультет Казанского университета. В 1873 г. в Варшавском университете защитил диссертацию "Философия Беркли: Исторический и критический очерк". С 1873 г. доцент, с 1881 г. ординарный профессор, с 1898 г. заслуженный профессор историко-филологического факультета Казанского университета. C 1897 г. занимал пост декана этого факультета.

В область научных интересов А.И.Смирнова входили история философии, этика и эстетика. Особо глубоко он анализировал специфику английской философии и этики, начиная с Ф.Бэкона и Т.Гоббса. Одним из первых философов России он обратил пристальное внимание на развитие математической логики и настаивал на обязательности знакомства философов с работами Дж.Буля, У.С.Джевонса и других логиков. Он также склонялся к эмпирическому истолкованию законов логики. В своих трудах А.И.Смирнов разрабатывал теорию эстетики, в том числе эстетическую теорию музыки. В число его работ вошли: "О сознании и бессознательных духовных явлениях" (1875), "Механическое мировоззрение и психическая жизнь" (1877), "Английские моралисты" (1880), "Эстетическое значение формы в произведениях природы и искусства" (1894), "Эстетика как наука о прекрасном в природе и искусстве" (1894--1900; в 2 вып.), "Публичные лекции по философии наук" (1896), "О воспитании чувств" (1902). Работа А.И.Смирнова по истории "Коммуна средневековой Франции" (1873) была опубликована раньше, чем русский перевод книги известного французского историка О.Тьерри "Городские коммуны во Франции в Средние века", вышедший только в 1901 г.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце