URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Арнольди С.С. Задачи понимания истории: Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли
Id: 197040
 
499 руб.

Задачи понимания истории: Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли. Изд.3

URSS. 2015. 354 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-1967-1.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания).

 Аннотация

Книга рекомендуется историкам, философам, обществоведам, культурологам, политологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся закономерностями общественного развития.


 Оглавление

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ. Предисловіе....................XI. ГЛАВА I. Историческіе труды вообще и научно-философское понимание исторіи: Факты разныхъ областей мысли, 3.—Различные взгляды на фактическое содержаніе исторіи, б. Три категорій истѳрическихъ трудовъ, 7.—Расширеніе историческая пониманія, 9. Задачи пониманія исторіи, 9. Факты, законы и гипотезы, 12.—Факты и гипотезы исторіи, 14 Законы двухъ родовъ, 16. — (Прамѣры законовъ неповторяющихся явлейій, 17).—Законы и гипотезы исторіи, 16. Павторяющіяся явленія въ исторіи, 17. (Примѣры,18;—Научность исторіи и соціологіи, 18). Стремленія къ неизмѣняемости и къ измѣненіемъ, 19.—Жизненные элементы пропілаго и переживаній, 21.—(Примѣры '20).—Четыре элемента въ жизни обществъ, 22. Культура и историческіи процессъ, 23. ГЛАВА И. Культурный измѣненія и историческая жизнь, Культура и ея измѣненія, 24.—Двигатели этихъ измѣненій, 25. Потребности личностей, 26.—Временныя и патодогическія потребности, 26.—Спорные вопросы, 27*—(Примѣры, 27). Потребность развитія и роль интеллигенции 28,—Переработка культуры мыслью, 28. Кто остается внѣ исторіи? 29. IV Солидарность и ея формы, 29—Ростъ процесса сознанія въ лич-ностяхъ, 31.—Роль того и другого въ борьбѣ за существованіе, 31.—Роль ихъ въ исторіи, 31.—Патологическія явленія, 32. Чередованіе эпохъ двухъ разныхъ направленій, 32.—(Его уско-реніе, 33). ГЛАВА III. Группы основныхъ потребностей личности: Эволюція потребностей, 36.—Двѣ группы основныхъ потребностей, 36. Потребность общежитія, 36.—(Мотивы общежитія, 36).—Половое влеченіе, 37.—(Его соціологическая роль, 37.—-Случаи раз-вивающаго вліянія, 38).—Родительская привязанность, 38.—Семья, какъ органъ воспитанія 39.—(Вбспитьівающія вліянія, 40). Эгоистическія потребности, 40.—Потребность въ пищѣ, 40.— Эволюція экономической жизни, 40.—Потребность огражденія безопасности, 41.—Эволюція политической жизни, 41.—Потребность въ нервномъ возбужденіи, 41.—Украшенія жизни, 42. ГЛАВА IY. Взаимодѣйствіе потребностей второй группы: Три. точки зрѣнія, 43.—(Ихъ нынѣшнее распространеніе%44.^— Точки зрѣнія: экономическаго матеріализма, 44; преобладания по-литическихъ побужденій, 45; господства идей, 45. Три пріема сравненія,4б.— (Ихъ бправданіе, 46).—Болѣе раннее проявленіе, 46.—(Повторяемость, 47). Мотивы въ эпоху царства сознанныхъ интересовъ, 48.—(Необходимость провѣрки въ каждомъ случаѣ, 49).—Мотивы въ предшествующее и въ послѣдующіе періоды, 49.—(Роль сознанныхъ побужденій, 49). Повторяемость нервныхъ возбужденій, 50.—(Животныя и дикари, 50).—Увлечена аффектомъ и сила идей, 50*—(Надстройка экономическаго матеріализма, 51).—Возможность преобладанія потребности нервныхъ возбужденій, 52.—(Вейзенгрюнъ, 52).—Неизбѣжныя логическія послѣдствія, 52.—Новыя общественный цѣли, 54.— (Примѣры, 55). Результаты, 55. ГЛАВА V, Потребность развитія и области мысли. Роль потребности развитія, 57. Два порядка областей мысли, 58.—Ихъ генезисъ, 58. Мысль техническая и творчество общественныхъ формъ, 58.— Пониманіе и умѣнье, 60.—Раннее проявленіе задачъ соціологія, 61, Второй слой областей мысли, 62. Эстетическая мысль, 62.-—Ея отношеніекъ другимъ областямъ, 63. —Общественная роль искуства, 63.—Отношеніе эстетической мысли къ эволюціи мысли вообще, 63. Религіозная мысль и фазисы того, что вазываютъ «религіей», 64. —Релйгіозныи аффектъ у животныхъ, 64.—Фазисъ обезпеченія удачи, 64.—Общеніе съ фантастическимъ міромъ, 65.—Фантастическое представлене, скрѣпляющее рядъ обычаевъ, 65.—Апогеи и элементы атрофій, 66.—Обрядный комплексъ, являющійся сим-воломъ культурнаго единства, 66.—Вліяніе пробужденія критической мысли,- 67.-—Универсалистическія релнгіи, 67.—Общечеловѣ-ческое нравственное ученіе, опирающееся на философское міросозер-цаніе, 68.—Противорѣчія и атрофія, 68.—Задача свѣтской циви-лизаціи и развитіе невѣрія, 69. Третій слой области мысли нодъ вліяніямъ интеллигенціи, 69. Философская мысль, 69.—Ея внѣшній матеріалъ, 69.—Формы ея нроявленія, 69,—Отсутствіе особеннаго содержанія и характеристическое направленіе, 70.:—(Опредѣленіе фнлоеофіи, 71). Научная мысль, 71.—Непрерывныя завоеванія, 72.—(Кажущіяся отступленія, 72).—Вліянія другихъ областей, 72.—Наука и ученые, 73. —Условія вполнѣ-логичнаго хода завоеваній, 74. Мысль нравственная, 74.—Личное убѣжденіе и справедливость, 74. —Научная этика, 75.—Прошедшее и. будущее, 76.—(Спорные вопросы этики, 76.—Споръ о предѣлахъ области нравственныхъ побужденій, 77; о научности этики 77). Систематически! порядокъ областей мысли, 77. ГЛАВА VI. Объективные и субъективные элементы въ соціологіи и въ исторіи: Историческое знаніе и научное пониманіе исторіи, 80.—Вопросъ о субъективномъ эіементѣ, 80. Требованія объективнаго мышленія въ исторіи, 80.—(Примѣры, VI 80.—Тоже въ соціологіи, 80.—Субъективный методъ и изслѣдованіе субъективныхъ процессовъ, 82). Основныя приложенія субъективныхъ иріемовъ въ исторіи, 82. Вопросъ о важности явленій, 84.—Законы повторяющихся явленій, 84.—Попытки приложенія объективнаго критерія къ исторіи, 84.—Неизбѣжность критерія субъективнаго, 92.—Роль личнаго развитія историка, 86.—(Примѣры, 87). Здоровыя и болѣзненныя явленія, 88,—Нормальный порядокъ явленій и отклоненія, 83-—Наслажденіе и страданіе, 89.—Суще-ствованіе какъ благо, 90.— (Примѣры благопріятныхъ страданій, 91).—Эволюція въ единственномъ экземплярѣ, 91.—(Спорные вопросы о патологичное™ явленій, 9В). Оцѣнка возможности для данной эпохи и для настоящаго, 94*— Роль объективнаго и субъективнаго элементовъ, 95. — (Примѣры, 95). Необходимый и научный субъективизмъ въ соціологіи и въ исторіи, 95. (Русская субъективная школа, Эд. Майеръ и Іерингъ, 96). ГЛАВА VII. Философское пониманіе исторіи: Задачи мысли философской, 99. Роль личности въ исторіи, 101.—Волевые аппараты и соглашеніе ихъ съ детерминизмомъ, 102.—Міръ причинъ и слѣдствій и міръ цѣлей и средствъ, 103.—Аналогій въ астрономіи ивъ физикѣ, 103. —Два различные слоя, доступные научному изслѣдованіто, 104.— (Въ чемъ иротиворѣчіе? 105.—Ступени устанавливающейся связи, 105). Личность и общество, 105.—Двѣразличныя точки зрѣнія, 106.— Іичность, какъ единственный реальный дѣятель въ исторіи, 106— Общество, какъ единственная дѣйствительная почва выработки личностей, 107.—-Совокупность элементовъ въ научно понятой исторіи, 107.—Призрачность противорѣчія, 108.—(Двѣ стороны вопроса, 109). Слѣдствія, 109.—Разнообразіе проявленій одного и того же исто-рическаго теченія, 109.—Вліяніе индивидуальныхъ особенностей на ходъ событій, 109.—(Примѣры, 110). Различная роль интеллигенціи въ разныя эпохи, 111. Судъ надъ личностью и надъ событіями, 113.—Обязанность личности предъ собственною волею и предъ собствегшымъ пони-маніемъ, 114. ти Вопросы воспитанія, 114. Личности реальныя и художественный, какъ продуктъ истори-ческихъ эпохъ, 115.—(Недостаточность матері ала, 115). Формула общаго смысла исторіи, 116.—Явленія прогрессивным и регрессивныя, 119, здоровыя и болѣзненныя въ исторіи, 119.— Ростъ солидарности ,и ростъ сознательнныхъ процессовъ, 120.— Формула прогресса, 121.—Возможность прогресса, 122.—Орудіе суда надъ прошлымъ и жизненная цѣль въ настоящемъ, 125. Вопросъ о сведеніи процессовъ соціологическаго и историческаго на болѣе общія области, 125: на личную психологію, 126; на біологію, 128; на физику земли и на факты, относящіеся къ населенно; 128 (примѣры, 128; теорія густоты населенія, 129): на механику, 130. ГЛАВА VIII. Схема исторіи мысли: а) До пробужденія критической мысли. Попытки построить схему исторіи мысли, 131.—Раздѣденіе на періоды и эпохи, 133.—(Примѣры отстулленіяотъ хронологическаго порядка, 133).—Роль областей мысли въ разныя эпохи, 145. Различіе взглядовъ, 131.—(Примѣры, 132).- Составъ схемы исторіи мысли, 136. Подготовленіе человѣка, 136.—(Ребенокъ, 138).—Подготовленіе исторіи, 139. Канунъ исторіи, 143.—(Возможность иного хода событій, 144).— Общественныя формы въ канунъ исторіи, 146.—(Націй, не образовавшая государству 147).—Государство и семья, 147.—Зародыши индивидуализма, 149.—(Выработка личностей, 150).—Два теченія при началѣ исторической жизни, 151.—(Признаки исторической жизни, 151). Выдѣленіе иителлигенціи и періодъ обособленныхъ цивилизацій, 154.—Борющіяся партій, 154.—(Консерватизму 155).—Возможности и здоровыя явленія, 155.—їїсторія, какъ процессъ оздоровленія, 158.—Характеристическія черты періода обособленныхъ цивилизацій, 159.—Роль мысли эстической и объединяющей, 161.—(Пере-живанія родового строя, 164).—Сосуществованіе различныхъ элементовъ, 165.—(Повтореніе процесса, 165). VIII ГЛАВА IX. Схема исторіи мысли: б) До свѣтской цивилизаціи новаго времени. Историческое значені е мысли критической, 168.—Затрудненія, 168.—Судьба трехъ главныхъ проявленій критической мысли и борьба съ переживаніями, 171.—Невещественныя субстанцій, 193. Разрыву между основаніями критической мысли и ея проявле-иіями, 183. Попытка правового государства, 179. Періодъ универсалистическихъ религій, 183.™Массы и новая интеллигенція, 184—Церковь, 186.—(Вуддизмъ и исламъ, 186), Средневѣі&овая церковная культура и три ея элемента, 186.— Характеристическія несогласія, 190.—Схоластическое мышленіе и постановка новой религіозно-философской задачи, 192. Духовный союзу государство и семья, 192.-^Византійскій типъ отношеній между церковью и государствомъ, 194.—(Типъ ислама, 195).—Типъ католицизма, 196.—(Армія монашества и школы, 196). — Элементъ обрядный и легендарный, 198. Традиція цезаризма и препятствія ея осуществлен™, 199* Третій элементъ средиевѣковой культуры, 202.—Средневѣковой феодализму 206. Средневѣковые поэтическіе циклы и типъ рыцаря, 209.—Экономическіе и идейные процессы, 211.—-Средне-вѣковый городъ и средневѣковая буржуазія, 213.—Университеты, 215.—Юристы и медики, 217. (Возможность иного хода исторіи, 220). Подготовленіе паденія средневѣковаго общественнаго строя, 223. —(Отклоненія отъ общаго хода событійвъ разныхъ странахъ, 226). Канунъ новой свѣтской цивилизаціи, 227.—Гуманизму 228.— Открытіе новаго міра, 229.—Демонологія, 230.—Искусство эпохи Возрожденія, 230.—Реформація, 231.—Политическіе и соціальные вопросы, 231.—(Вопросъ о началѣ новой исторіи, 232) *).—Расцвѣтъ индивидуализма, 233. —Хаотичность, 236. — Область искусства, 238,—Ростъ точной науки, 239. *) Три послѣдніе параграфа по ошибкѣ пропущены въ оглавлении главы IX на стр. 182. ГЛАВА X. Схема исторіи мысли: в) Періодъ свѣтской цивилиза-цій новаго времени. Задачи свѣтской цивилизаціи, 242.—(Затрудненія исторіи эпохи современной историку, 241).—Новыя общественный святыни, 243.— Работа новой свѣтской интеллигенціи, 245. Борьба съ переживаніями, 246.—Переживааія доисторическія, 247.—Переживанія древнѣйшихъ историческихъ эпохъ, 249.—На-слѣдство работы эстетической мысли, 250.—Наслѣдство эпохи пробужденія критической мысли, 251.—Переживанія римской государственной традицій, 254.—Переживанія средневѣкового католицизма. 255.— (Другіе духовные организмы, 256).—Сила сопротивле-нія разныхъ элементовъ католицизма, 256. Эволюція новыхъ историческихъ задачъ, 260.—(Послѣдовательные фазисы или борющіяся партій, 261).—Вопросы эволюціи новаго времени, 261. Эпоха государственна™ абсолютизма, 262.—Эпоха деспотовъ реформаторовъ и новая буржуазія, 265.—Завоеванія мыели научной и ея задачи, 267.—Новая наука и новая философія, 269.—Популяризующая литература и общій характеръ второй эпохи свѣтской цивилизаціи, 271*—(Космополитизмъ и интернаціонализмъ, 276). Экономическая почва дальнѣйшей эволюціи 276.—Вліяніе ея въ области научной мысли, 277.—Эпоха политическихъ катастрофъ, 279.—Работа мысли эстетической и философской 281.—Поднятіе и упадокъ общественна™ духа: во Францій, 284; въ Германій, 284.— Романтизмъ, 286.—Метафизика, 288.—(Изученіе народностей и народничество, 289). ГЛАВА XI. Схема исторіи мысли: г) теченія и партій настоящаго времени. Эпохи періода новой свѣтской цивилизаціи, 290—Борющіяся или послѣдовательно развивающіяся теченія, 291. Теченіе политическое, 292.—Теченіе буржуазно-капиталистическое, 293.—Прѳтестъ противъ послѣдняго теченія, 294.—(Генцъ 295). Идеалы новой буржуазій, 296.—Идеалы ея противниковъ, 297— Противугосударственники, 298. Генетическій порядокъ возникающихъ теченій, 298. Затрудненія для сторонниковъ неограниченной власти государства X и для противниковъ всякой организованной власти, 299.—Затруднения для сторонниковъ политическая теченія, 301.—Два враждеб-ныхъ класса и общая имъ почва, 307. Затрудненія для сторонниковъ идеала конкурренціи, 310.—За-трудненія для ихъ противниковъ, 312.—Нѣкоторыя фактическія явленія въ работѣ мысли послѣднихъ эпохъ, 316.—Цезаризмъ и усиленіе клерикализма, 316.—Явленія въ области работы эстетической и философской мысли, 318.—(Петербургскій періодъ исторіи русскаго общества, 327). Вопросы настоящаго, 328.—Вопросы будущаго, 331. Подготовленіе вопросовъ настоящаго въ ирошедшемъ, 332. Постановка вопросовъ и ихъ рѣшеніе, 336.—Еще одинъ вопросъ настоящаго, 337.—Поучительная роль исторіи. 338.

 Об авторе

Арнольди С.С. (Лавров Петр Лаврович)
С.С.Арнольди (настоящее имя — Петр Лаврович ЛАВРОВ)

Выдающийся русский философ и социолог, теоретик революционного народничества. Родился в селе Мелихово Псковской губернии, в дворянской семье. В 1842 г. окончил Петербургское артиллерийское училище, где считался лучшим учеником знаменитого математика М. В. Остроградского; преподавал математические предметы в военных учреждениях Петербурга. С 1852 г. публиковал статьи по вопросам военной техники, физики, математики, естествознания, педагогики, философии. В 1858 г. был произведен в полковники, получил ученую степень профессора. В апреле 1866 г. после покушения Д. В. Каракозова на Александра II был арестован и сослан. В 1870 г. эмигрировал с семьей в Париж; вступил в Международное товарищество рабочих (I Интернационал). Постоянно публиковался в русских и зарубежных журналах; был делегатом от России на Международном социалистическом конгрессе в Париже.

Философские и социологические взгляды П. Л. Лаврова были достаточно самостоятельны и оригинальны. В центре его миропонимания всегда стояла некая «критически мыслящая личность», способная овладевать новыми взглядами и обладающая жестким нравственным стержнем. Передовую интеллигенцию он считал двигателем общественного прогресса, но довольно расплывчато представлял ее стремящейся «к воплощению в общественных формах истины и справедливости». Социализм, по его мнению, был «неизбежный результат современного процесса экономической жизни» и более, чем иные концепции общественного блага, соответствовал нравственному идеалу человечества. Наследие П. Л. Лаврова активно использовали для обоснования своих постулатов представители различных течений революционной мысли в России. И в наше время сохраняют актуальность его положения и выводы, относящиеся к историософии, теориям морали и личности, проблемам общественного сознания.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце