URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Мессер А.В. Введение в теорию познания. Пер. с нем.
Id: 196118
 
279 руб.

Введение в теорию познания. Пер. с нем. Изд.3, стереот.

URSS. 2015. 184 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-01363-0.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга немецкого философа Августа Мессера (1867-1937), посвященная теории познания. Автор стремился дать действительно «введение», преследуя цели возможно ясного и понятного изложения. Книга всесторонне знакомит читателя не только с основными понятиями теории познания и с историческими судьбами постановки и решения различных философских проблем, но и с методами философского мышления. В свое время ставшая, по замечанию критиков, одним из лучших введений в теорию познания, книга и поныне не утратила актуальности и может служить пособием по истории гносеологии.

Рекомендуется философам, историкам и методологам науки, а также всем, кто интересуется проблемами теории познания.


 Содержание

Предисловiе автора
Отъ редактора
I Глава. Задачи гносеологiи
 1.Гносеологiя, какъ часть наукоученiя
 2.Отношенiе гносеологiи къ научному и до-научному познанiю
II Глава. Способность мышленiя постигать истину
 1.Догматизмъ, скептицизмъ, критицизмъ
 2.Прагматизмъ
 3.Взглядъ на науку съ точки зренiя принципа экономiи мышленiя
 4.Предметный характеръ мышленiя
 5.Мышленiе въ оценочныхъ наукахъ
III Глава. Источникъ знанiя
 1.Рацiонализмъ, эмпиризмъ, критицизмъ
 2.Источникъ знанiя въ психологически-генетическомъ смысле
 3.Источникъ знанiя въ логически-гносеологическомъ смысле
 4.Возможность метафизики
IV Глава. Наивный и критическiй реализмъ
 1.Гносеологическая наивность, какъ практически-житейская точка зренiя
 2.Наивный реализмъ
 3.Возраженiя противъ наивнаго реализма со стороны:
  а)религiознаго сомненiя
  Ь)физики
  с)физiологiи
  d)психологiи
 4.Критическiй реализмъ
V Глава. Субъективный идеализмъ
 1.Смыслъ и доказательство субъективнаго идеализма
 2.Субъективный идеализмъ, какъ исходный пунктъ гносеологiи
 3."Психомонизмъ" и "эмпирiокритицизмъ"
VI Глава. Феноменализмъ
 1.Гносеологiя Канта въ феноменалистическомъ пониманiи
 2.Критика феноменализма
VII Глава. Трансцендентально-логическiй идеализмъ
 1.Гносеологiя Канта въ трансиендентально-логическомъ истолкованiи и ея дальнейшее развитiе Когеномъ
  а)Существенныя различiя въ истолкованiи Канта
  б)Значенiе мышленiя
  с)Значенiе ощущенiя
  d)Отклоненiе мысли отъ абсолютной действительности
 2.Критика трансцендентально-логическаго идеализма
  а)Две его составныя части: трансцендентально-логическiй методъ и идеализмъ
  b)Отношенiе трансцендентально-логическаго идеализма къ субъективному идеализму и критическому реализму
VIII Глава. Обозренiе наукъ
 1.Идеальныя науки
 2.Реальныя науки
  а)Различенiе физическаго и психическаго
  b)Руководящiя точки зренiя реальныхъ наукъ
  с)Оправданiе различенiя естественныхъ наукъ и наукъ о духе
  d)Метафизика, какъ завершающая реальная наука
 3.Оценочныя науки
  а)Бытiе и ценность
  b)Проблемы оценочныхъ наукъ
  с)Нормативныя и практическiя дисциплины
  d)Взаимоотношенiе между науками о бытiи и оценочными науками
IX Глава. Научное знанiе и религiозная вера
 1.Отношенiе знанiя и веры съ точки зренiя католицизма
 2.Отношенiе знанiя и веры съ точки зренiя протестантизма
  а)Вера, какъ проявленiе воли и чувства
  Ь)Вера, какъ субъективное переживанiе
  с)Вера, какъ "постулатъ практическаго разума".
  d)Общiй выводъ
Указатель литературы
Примечанiя

 Предисловие автора къ русскому изданию

Чемъ ярче сказывается въ наше время подъемъ интереса къ философскимъ вопросамъ, темъ чаще приходится наблюдать тотъ печальный фактъ, что даже для лицъ, обнаруживающихъ недюжинное философское дарованiе, знакомство съ философской литературой оказывается зачастую непосильнымъ только потому, что отвлеченный характеръ изложенiя и чуждый имъ языкъ служатъ неодолимой тому помехой.

Въ предлагаемомъ сочиненiи авторъ стремится дать действительно "введенiе", преследуя, главнымъ образомъ цели возможно яснаго и удобопонятнаго изложенiя.

Сознавая ту крупную роль, какую играетъ и поныне въ исторiи философiи творецъ "Критики чистаго разума", авторъ желалъ бы, ближайшимъ образомъ, дать читателямъ руководство для ознакомленiя съ Кантомъ и облегчить темъ самымъ усвоенiе его воззренiй.

Авторъ полагаетъ вследъ за Кантомъ, что въ основу ученiя о сущности, значенiи и объеме всякаго знанiя должно лечь научное мышленiе. Въ виду того, однако, что наука обязана своимъ возникновенiемъ мышленiю и познанiю практической жизни, авторъ находитъ уместнымъ высказать въ предлагаемомъ "введенiи" свои соображенiя и по вопросу о донаучномъ познанiи; въ сущности, уже въ основной мысли кантовской философiи оттененъ тотъ взглядъ, что гносеологiя должна орiентироваться не только въ математике и математическомъ естествознанiи (какъ въ Кр. ч. р.) но и во всей совокупности наукъ.

Считаясь съ фактомъ существованiя весьма разноречивыхъ взглядовъ на главное творенiе Канта, авторъ счелъ уместнымъ оттенить въ своемъ изложенiи два теченiя, обозначившихся въ истолкованiи "Критики чистаго разума": феноменалистически-психологическое и идеалистически-логическое; особое вниманiе уделяетъ авторъ вопросу о разграниченiи субъективнаго идеализма (посколько онъ разрешается въ солипсизмъ, разлагая всю действителъность на состоянiя сознанiя индивидуальнаго субъекта) и трансцендентально-логическаго идеализма Канта и Германа Когена, примиряемаго, какъ я попытался показать это въ настоящемъ труде, съ критико-эмпирическимъ реализмомъ.

Обстоятельный анализъ отношенiя научнаго и философскаго знанiя къ религiозной вере оправдывается хотя бы темъ фактомъ, что многiе приходятъ къ философскому размышленiю именно благодаря религiознымъ сомненiямъ. Данный трудъ могъ-бы поспособствовать взаимному общенiю философовъ и богослововъ, плодотворному, мне кажется, для техъ и другихъ.

Охотно выражаю свое согласiе на появленiе настоящей книги въ русскомъ переводе.

Августъ Мессеръ

 От редактора

Авторъ настоящаго труда -- одинъ изъ представителей вюрцбургской психологической школы (Kulpe, Walt, Buhler и др.), -- поставивъ своей задачей -- "дать читателямъ пособiе для ознакомленiя съ Кантомъ и усвоенiя его воззренiй", далъ въ своемъ труде "лучшее" -- по справедливому замечанiю немецкаго критика -- "изъ введенiй въ теорiю познанiя ".

Группируя матерiалъ по историческимъ школамъ, авторъ освещаетъ гносеологическiя концепцiи въ ихъ внутренней преемственной связи, пытаясь примирить психологическiе постулаты вюрцбургской школы съ гносеологическими тенденцiями неокантiанства. (Германъ Когенъ).

Появленiе труда Мессера на русскомъ языке преследуетъ, главнымъ образомъ, двоякую цель: 1) восполнить пробелъ въ нашей литературе, давъ читателю краткое практическое пособiе по исторiи гносеологiи въ целяхъ всесторонняго ознакомленiя не только съ типическими теченiями гносеологической литературы, но и съ историческими судьбами постановки и решенiя важнейшихъ философскихъ проблемъ; 2) облегчить читателямъ возможность ознакомиться въ живомъ и стройномъ изложенiи съ наиболее ярко обозначившимися въ современной литературе гносеологическими тенденцiями и орiентироваться въ сложномъ вопросе о роли гносеологiи въ судьбахъ исторiи новой философiи.

Съ этой стороны книга Мессера заслуживаетъ серьезнаго вниманiя какъ ценный опытъ введенiя въ философiю, знакомящiй читателя не только съ основными философскими понятiями, но и съ типичеспими методами философскаго мышленiя. Отчетливая формулировка понятiй, вдумчивый анализъ гносеологическихъ построенiй и тонкое критическое чутье въ связи съ крупными литературными достоинствами стройнаго, яснаго изложенiя позволяютъ надеяться, что новый трудъ Мессера сослужитъ добрую службу всемъ, желающимъ пополнить свое философское образованiе.

Преследуя, главнымъ образомъ, цели возможно яснаго изложенiя, переводчикъ вынужденъ былъ (въ техъ немногихъ случаяхъ, где требовала того неудобопонятность текста) преднамеренно поступиться точностью перевода въ интересахъ ясности изложенiя и чистоты литературной речи.

Почитаю прiятнымъ долгомъ своимъ выразить искреннюю признательность уважаемому профессору А.Ф.Лазурскому, любезно поделившемуся со мною своими соображенiями при переводе некоторыхъ физiологическихъ терминовъ, встречающихся въ IV главе настоящей книги ("Возраженiя противъ наивнаго реализма со стороны физiологiи").

СПБ., 16 марта 1910 г.

С.Г.

 Об авторе

Август Вильгельм Мессер (1867--1937)

Немецкий философ и педагог. Родился в Майнце. С 1904 года занимал должность профессора в университете Гиссена. Был представителем Вюрцбургской психологической школы, основателем которой являлся известный философ и психолог Освальд Кюльпе. Научные изыскания А.Мессера относились к области экспериментальной психологии мышления, исследований философии Канта, педагогики и теории познания. К последней относится книга "Введение в теорию познания", впервые вышедшая в 1909 году.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце