URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Уланов А.Н. Анализ влияния русского православного христианства на модель экономического развития в России (исходя из теории Макса Вебера)
Id: 196049
 
199 руб.

Анализ влияния русского православного христианства на модель экономического развития в России (исходя из теории Макса Вебера)
Анализ влияния русского православного христианства на модель экономического развития в России (исходя из теории Макса Вебера)

URSS. 2016. 80 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-3140-6.

 Аннотация

Книга посвящена вопросам формирования православной трудовой этики и ее значению для экономического развития России. На историческом, философском и богословском материалах доказывается, что православные этические нормы всегда были важны для российской экономики. Параллельно анализируются взгляды М. Вебера на развитие протестантской трудовой этики, породившей развитый американский капитализм. Рассматриваются взгляды М. Вебера на русских старообрядцев как носителей православной трудовой этики, воспринимающих свой бизнес как Божественное установление.


 Оглавление

От автора
Введение
Глава 1. "Протестантская этика:" Макса Вебера и православные этические нормы
 1.1. Характеристика экономических воззрений российских православных верующих на основе статистики
 1.2. "Протестантская этика и дух капитализма" М. Вебера как манифест эффективного труда
  1.2.1. О значении православных этических норм для развития общественно-экономической системы
Глава 2. Кальвинизм как путь к экономическому процветанию (по Веберу)
 2.1. Учение Ж. Кальвина о Предопределении
 2.2. "Институты христианской религии" Ж. Кальвина: догматика реформизма
  2.2.1. О влиянии трудовой этики на экономическое развитие
 2.3. Кальвин как лидер реформаторского движения в Европе
 2.4. Путь пилигримов: гонения и спасение
 2.5. Отказ кальвинистов от критики финансовых операций
 2.6. "Пять доктрин Благодати": учение о спасении
 2.7. Модель протестантского богослужения
 2.8. Адекватная причинно-следственная связь по Веберу
 2.9. Православный взгляд на кальвинизм
Глава 3. Аскетический протестантизм и экономическое учение Адама Смит
 3.1. Рыночная конкуренция и протестантский аскетизм
 3.2. Адам Смит о связи нравственности и экономики
 3.3. Влияние учения Карла Маркса на российскую трудовую этику
Глава 4. Влияние церковных течений и реформ на модель экономического развития в России
 4.1. Преподобный Иосиф Волоцкий: учение об аскетизме и экономическом процветании
 4.2. Преподобный Нил Сорский и его проповедь нестяжания
 4.3. Реформы Патриарха Никона: интеграция России с православным миром
 4.4. Протопоп Аввакум
 4.5. Старообрядческое движение: основные черты, цели и направления
  4.5.1. Основные церкви староверов
 4.6. Реформы Феофана Прокоповича
 4.7. О религиозных факторах, формирующих трудовую этику
Заключение
Список литературы

 От автора

Данное исследование посвящено вопросам влияния православия на экономическое развитие России. В книге показывается, что важным фактором этого влияния во многом является православная этика, помогающая человеку воспринимать свою деятельность, направленную на процветание своего предприятия или бизнеса, как дело Божие. Именно эту черту Макс Вебер увидел в русских старообрядцах. И если внимательно сравнить черты современного православия с теми чертами, которые видел в старообрядцах Макс Вебер, то можно найти много общего в экономическом плане и можно сказать, что русское православие способно и должно служить источником православной этики, содействующей экономическому развитию России.

Макс Вебер посвятил свои исследования в первую очередь влиянию кальвинизма на экономическое развитие США. Он видел связь между изначальным возникновением кальвинизма в Европе и последующим развитием в Америке протестантской этики, которая в настоящее время называется трудовой этикой. По мнению Вебера, именно трудовая этика является фактором, породившим развитый американский капитализм.

Качества, которые Макс Вебер усматривает в протестантской этике и в этике старообрядцев, во многом присутствуют и в русском православии и потенциально могут оказывать влияние на экономическое развитие России.

В исследовании доказывается, что православные этические нормы всегда были важны для развития экономической системы России. Так, в российском контексте преподобный Иосиф Волоцкий учил о необходимости сочетания аскетизма и экономического процветания на благо народа, во благо верующих. Преподобный Нил Сорский вместе с проповедью нестяжания не исключал накопление скитского имущества, в первую очередь в результате труда во славу Божию.

Представленный в книге экономический и исторический обзор показывает, что в настоящее время русское православие, являясь источником православной трудовой этики, обладает гигантским потенциалом для того, чтобы помочь русскому народу в экономическом развитии своей страны.


 Введение

Одной из основных задач настоящего исследования является анализ роли православного христианства в процессе капиталистического развития современной России. В данном труде предпринимается попытка определить степень корреляции между православным религиозным компонентом в общественном сознании России и экономическим состоянием страны.

Проведенный анализ влияния религиозной традиции на экономическое развитие общества следует концепции Макса Вебера, которая постулирует, что капиталистическое общество изначально возникло на Западе, и наилучшие условия для его развития существовали в культурах, подверженных влиянию кальвинизма: данная форма протестантизма внедряла в экономическую культуру и сознание людей дух самодисциплины, сочетающийся с верой в то, что экономический успех в земной жизни может быть знамением духовного спасения.

Согласно теории Макса Вебера, на интенсивность труда влияет трудовая этика, которая оказалась наиболее развитой в религиозных течениях, вышедших из кальвинизма. Схожие черты Вебер также находил у русских старообрядцев. В связи с этим в исследовании доказывается, что православие в целом является сильнейшим и эффективнейшим источником трудовой этики, имеет гигантский потенциал для стимулирования экономического развития в России и уже неоднократно служило стимулом развития капиталистических отношений в прошлом. Доказывается, что не существует значительных различий между старообрядческой и никонианской трудовой этикой.

Важный вопрос, относящийся к теме исследования, – это соотношение религиозной традиции и общественно-экономического устройства страны: какие именно традиции наиболее конгруэнтны потребностям экономического развития? С этой точки зрения рассматривается возможная роль православного христианства в успешном общественно-экономическом развитии России.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска точки опоры для совершенствования российской социально-экономической модели. Россия сегодня продолжает выживать в первую очередь благодаря продаже природных ресурсов экономически развитым западным странам, пожиная плоды доведенной в свое время до банкротства экономики. Эффективность экономической системы в сегодняшней России во многом оставляет желать лучшего, при этом в современном российском обществе царит массовый культ потребления.

Возродить эффективную социально-экономическую модель общественного развития России предлагается путем восстановления лидирующей позиции православия. Именно такой способ может способствовать преодолению и исправлению искажений, внесенных в российскую экономику и общественное сознание семью десятилетиями следования неэффективной экономической модели.

Предположение об эффективности предлагаемого пути базируется на результатах социологических исследований, которые показывают, что 75  многих граждан православие является скорее частью культуры, нежели активно исповедуемой религией.

В качестве точки опоры для изменения социально-экономической модели предлагается рассматривать православную этику, которая способна дать россиянам мотивационную основу для полноценного эффективного творческого труда в условиях современного капиталистического рынка.

Основная цель работы – проанализировать взаимозависимость нравственности и экономики; проследить влияние нравственных переменных на экономическое развитие, в первую очередь в свете трудовой этики. Предполагается ответить на следующие вопросы:

1. Как проецируется теория М.Вебера на ситуацию в России?

2. Какую роль играла и продолжает играть православная этика в России, и каково ее влияние на экономическую ситуацию?

3. Какое влияние оказал марксизм на российскую трудовую этику, и на чем был построен трудовой энтузиазм советских лет?

4. Можно ли рассматривать православную этику в качестве мотивационной основы для полноценного эффективного творческого труда в условиях современного капиталистического рынка?

5. Существует ли в России трудовая этика, и дает ли православие в плане отношения к труду те же возможности, что и кальвинизм?

В работе исследуются социально-экономические отношения раннего и зрелого капиталистического общества. Изучается влияние различных направлений христианской религии на формирование трудовой этики.

Основными методами, применяемыми в исследовании, следует считать описание, интерпретацию, сравнение, историко-сравнительный анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогию, моделирование, формализацию и аксиоматизацию. При этом методологической основой является принцип научной объективности, историзма и системности. Рассматриваемые явления изучаются в их развитии и взаимосвязи на основе анализа источников. В ходе исследования используются хронологический и проблемный подходы к изложению материала. Принципом деления работы на основные главы выступает проблемный метод изложения материала внутри глав – в основном хронологический.

В настоящем исследовании впервые предпринимается попытка доказать, что не существует принципиальных различий между старообрядческой и никонианской трудовой этикой. Кроме того, утверждается, что православие в целом является сильнейшим и эффективнейшим источником трудовой этики и имеет гигантский потенциал для стимулирования экономического развития нашей страны. В ходе исследования предполагается доказательство следующих основных тезисов:

1. Трудовая этика в России во многом формировалась под влиянием православия. Даже в наиболее критические периоды люди продолжали выполнять свою работу по совести. Именно религия, побуждавшая русского человека работать во славу Божию и воспитывавшая в нем трудовую этику, вела страну к экономическому процветанию. Православие побуждало русского человека воспринимать свой бизнес как дело Божие. Это был труд во благо общества и во благо страны, где человек трудился не только и не столько для накопления роскоши, сколько для спасения своей души.

2. Протестантская этика, переименованная со временем в трудовую этику (Work Ethic), обязывает работника делать выбор в пользу труда с максимальной отдачей, руководствуясь в первую очередь именно этическими побуждениями, а уже потом – соображениями о компенсации и вознаграждении. В США эта протестантская/трудовая этика стала неотъемлемым компонентом экономической модели, которая без этики была бы гораздо менее эффективна.

3. Базовые компоненты капиталистической модели, включающей трудовую этику, присутствовали в России, причем проявились они в трудах монашествующих на полстолетия раньше, чем учение Кальвина в Европе.

4. Марксизм, ставший на несколько десятилетий основой идеологии в России, не соответствует традиционной для России социально-экономической и религиозной системе; также он далек от системы взаимодействия экономики и религии, описанной Вебером на примере кальвинистов, а в российском контексте – на примере старообрядцев.

5. Старообрядчество и никонианство, несмотря на глубокие разногласия в XVII в., в действительности сильно близки, и подход к трудовой этике у них во многом очень близкий. При этом ни старообрядцы в целом, ни беспоповцы в частности не являлись исключительными носителями трудовой этики.

6. Характерный для сегодняшнего российского бизнеса культ потребления ради самого процесса потребления гораздо менее эффективен для экономики, чем православная трудовая этика.


 Об авторе

Уланов Алексей Николаевич
Профессор Городского университета Нью-Йорка (The City University of New York) и Университета Лонг-Айленда (Long Island University) в США. Преподает информационные дисциплины и маркетинг. Имеет ученые степени доктора философии, магистра бизнес-администрирования, магистра библиотечных и информационных наук, магистра психологии, которые получил в Университете Лонг-Айленда, и магистра юриспруденции, магистра религиоведения и магистра истории, полученные в Институте Иоанна Богослова в Москве.

Окончил Московскую духовную семинарию в Сергиевом Посаде в 1991 г. В настоящее время служит вторым священником в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Глен-Коув на Лонг-Айленде. Является духовником Новодивеевского женского монастыря в местечке Нануэт, штат Нью-Йорк, а также священником, ведущим духовные беседы при Синоде Русской Православной Церкви Заграницей на Манхэттене в Нью-Йорке.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце