URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Шимукович П.Н. Информационный метод творчества: Информация, язык и семиотика на службе инноваций
Id: 195739
 
499 руб.

Информационный метод творчества: Информация, язык и семиотика на службе инноваций

URSS. 2013. 496 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03710-5. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.

 Аннотация

Настоящая книга посвящена информационному методу творчества --- новому методу создания оригинальных, прорывных решений как в технике, так и в других сферах человеческой деятельности. Метод базируется на категории "информация" --- основе современного информационного мира. В этой связи разработка метода соответствует нынешнему состоянию общества, потребностям современных, рационально мыслящих в информационных понятиях людей.

К важнейшим особенностям метода, предопределенным спецификой информации, относятся: включенность человека в ход творческого процесса (работа со смыслом информации, выделение синтаксической и семантической ветвей творческого процесса позволяют устранить известные недостатки существующих методов, ориентированных на осуществление преобразований материи или энергии); придание словесно-логическому мышлению статуса ведущего в генерировании идей; приспособленность к осуществлению синтеза новых и совершенствованию существующих систем; объектно-ориентированный подход к описанию задач; формализация процесса мыслительной деятельности при поиске решения и другие.

КНИГА ИМЕЕТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ И МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНА ВСЕМ, КТО ХОЧЕТ ПРЕОБРАЗОВАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, РАБОТУ, УЧЕБУ ИЗ РУТИННОЙ В ТВОРЧЕСКУЮ, КТО ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ ПРЕВРАЩАТЬ СОБСТВЕННОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ МИРА В ОРИГИНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ.


 Оглавление

 Введение
1. Основное содержание информационного метода творчества
 1.1.Основания метода
 1.2.Алгоритм метода
 1.3.Пример применения метода
2. Что такое информация?
 2.1.Место информации в окружающей действительности
 2.2.Концепции информации
 2.3.Атрибутивный и функциональный подходы к информации
 2.4.Внутренняя и внешняя информация
 2.5.Информация и энтропия
 2.6.Определение информации
3. Понятия, связанные с информацией
 3.1.Информационный подход
 3.2.Информационное описание
 3.3.Информационные законы и принципы
  3.3.1.Информационный закон по В.А. Абрамову
  3.3.2.Информационные законы по Г. Апояну
  3.3.3.Информационные законы по Н.Г. Гладких
  3.3.4.Информационные законы по И.М. Гуревичу
  3.3.5.Информационные законы по В.Б. Гухману
  3.3.6.Информационные законы по А.И. Демину
  3.3.7.Информационный принцип по В.В. Дружинину и Д.С. Конторову
  3.3.8.Информационные принципы по Э.Х. Лийву
  3.3.9.Информационные законы по И.Ю. Нежданову
  3.3.10.Информационные принципы по Н.М. Соломатину
  3.3.11.Информационный закон по П.Ю. Черносвитову
  3.3.12.Информационные законы по И.И. Юзвишину
  3.3.13.О законах строения внутренней информации
 3.4.Информационное взаимодействие
  3.4.1.Общие представления об информационном взаимодействии
  3.4.2.Субъект в информационном взаимодействии
 3.5.Информационный процесс
 3.6.Информационный поток
 3.7.Информационный объект
 3.8.Информационное моделирование
4. Что такое творчество?
 4.1.Развитие представлений о творчестве
 4.2.Когнитивный процесс и творческий акт
 4.3.Мышление в структуре творческой деятельности
 4.4.Воображение в структуре творческой деятельности
 4.5.Мышление и речь
 4.6.Рефлексия в структуре творческой деятельности
  4.6.1.Общие сведения
  4.6.2.Рефлексия в речемыслительной деятельности. Модель З.Я. Кармановой
5. Семиотика и информационный метод творчества
 5.1.Общие сведения
 5.2.Имя и содержание знака
 5.3.Содержание денотата
 5.4.Содержание концепта
 5.5.Классификация знаков
 5.6.Знаковая система
 5.7.Сигнал как средство взаимодействия знаков
 5.8.Сообщение
6. Модели порождения речи
 6.1.Слово в структуре языка
 6.2.Предложение в структуре языка
 6.3.Текст и язык
 6.4.Синтаксис в структуре языка
 6.5.Трансформационные грамматики
 6.6.Модель порождения речи Е.С. Кубряковой
  6.6.1.Общее описание модели
  6.6.2.Внутренняя речь в составе модели
  6.6.3.Смысл в составе модели
7. Как создается новое?
 7.1.Варианты постановок задач синтеза
 7.2.Подготовительный этап синтеза
  7.2.1.Структурный анализ
  7.2.2.Декомпозиция
 7.3.Подходы к выполнению синтеза
  7.3.1.Структурный подход к синтезу
  7.3.1.1.Структура в задачах синтеза
  7.3.1.2.Связь в задачах синтеза
  7.3.1.3.Элемент в задачах синтеза
  7.3.1.4.Симметрия в задачах синтеза
  7.3.1.5.Форма в задачах синтеза
  7.3.2.Блочно-иерархический подход к синтезу
  7.3.3.Объектно-ориентированный подход к синтезу
  7.3.3.1.Общие положения
  7.3.3.2.Объекты и классы
  7.3.3.3.Объектно-ориентированный анализ
  7.3.3.4.Объектно-ориентированное проектирование
  7.3.3.5.Объектная модель
 7.4.Методы решения задач синтеза
 7.5.Совершенствование существующих систем
 7.6.Оценка результатов творческой работы
 Заключение
 Список литературы

 Заключение

Основоположник кибернетики Норберт Винер говорил об информации так: "Информация есть информация, а не материя и не энергия". Изложенный в книге материал, по мнению автора, является еще одним подтверждением справедливости этой цитаты. Включение категории информации и сопряженных с ней понятий в состав метода творчества позволило по-иному представить весь процесс генерирования новых идей. Хочется надеяться, что читателями будет позитивно воспринято деление творческой работы на синтаксическую и семантическую части. Во всяком случае такое деление позволило четко определить место в процессе как собственно объектов реальной действительности, с которыми ведется работа, так и психических и когнитивных процессов субъекта: искомый результат отыскивается при параллельной и согласованной работе с каждым из этих компонентов. Разработанный алгоритм обеспечивает условия для такой работы.

Важным видится вывод о главенстве словесно-логического мышления в техническом творчестве. Теоретические предпосылки того, что этот тип мышления неправомерно обходится стороной при работе с техническими изделиями, существуют уже достаточно давно. ИМТ явился инструментом, позволившим перевести теоретические рассуждения в плоскость практики. Как следует из приведенного в книге материала, не долго осталось ждать того времени, когда будут разработаны формализованные процедуры создания нового на основе формул и других семиотических знаков высокого уровня абстрактности.

Интересной и продуктивной оказалась увязка технических задач с наработками, полученными в семиотике, психологии, лингвистике и психолингвистике Именно объединение результатов нескольких научных направлений позволило сделать человека полноценным участником творческого процесса и построить формализованную схему работы со смыслами -- той основой, которая движет творческую идею к реализации. Автор отдает себе отчет, что описание относящегося к (до)(под)(пред)сознанию с помощью слов даже на уровне общей схемы -- чрезвычайно сложная задача. Удалось ли это реализовать в книге - судить читателю.

Приведенные позиции являются в методе основными Другие полученные результаты перечислять зддесь, очевидно, нет смысла Читатель, дошедший до этой страницы после ознакомления со всем текстом, сформирует мнение о методе самостоятельно. Для тех, кто любит читать книги с последней страницы -- сердцевина результата показана, а дальше уже их решение: если интерес возник -- книга остается открытой для полного прочтения и последующего применения полученных знаний на практике.


 Об авторе

Петр Николаевич ШИМУКОВИЧ Доктор технических наук, изобретатель. Изучению, преподаванию и практическому применению методов творчества, преимущественно теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), посвятил 25 лет. На основе многолетнего опыта преподавания и исследовательской работы в высшей школе, а также проектно-технической и административной работы в коммерческой организации П. Н. Шимукович сформировал собственную оригинальную позицию в отношении теории и практики создания инновационных решений, которая представлена в настоящем издании.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце