Как трудно иногда понять, что субъективно
тяжёлое есть объективно самое лучшее. Д.Б.Кедрин. Из записных книжек 1930-х гг. Первое издание книги вышло в 2003-м; второе – в 2005-м. За время, прошедшее после второго издания, история снова убыстрила свой ход. Капитализм оказался менее прочен, чем считалось, и ближе к концу, что одновременно несёт надежду на появление бесклассового общества и страх перед возможной гибелью Земли. Революционное (то есть глубокое, но не обязательно "быстрое") преобразование общества становится в повестку дня, хотим мы того или нет. "Невидимая рука рынка" в качестве двигателя прогресса себя исчерпала. Неолиберализм, реанимировавший её, просуществовав 30 лет (1979 – приход к власти М.Тэтчер; 2008 – начало мирового экономического кризиса), ушёл в прошлое. Число голодающих на Земле в конце 2009 года впервые в истории превысило 1 миллиард человек; рыночными методами это положение исправить невозможно. "Идея саморегулирующегося рынка, – писал знаменитый британский социолог Карл Поланьи (1886–1964), – основывается на самой настоящей утопии. Подобный институт не мог бы просуществовать сколько-нибудь долго, не разрушив при этом человеческую и природную субстанцию общества; он бы физически уничтожил человека, а среду его обитания превратил в пустыню". Выход для человечества – поставить рынок под контроль государства, а государство – под контроль народа. Первое без второго приведёт лишь к диктатуре наподобие фашистской и не решит по существу никаких проблем. Рискну сказать, что будущее человечества зависит от развития демократических институтов. По верному замечанию Ноама Хомского (р. 1928), "невозможно быть сторонником представительной демократии и в то же время отстаивать капитализм или какое-нибудь иное общество, разделённое на классы". Без контроля со стороны масс капиталист и чиновник всегда договорятся между собой – за наш счёт. Такой "порядок" не будет порядком, так же как неолиберальная "свобода" – не свобода. Как всегда, перед рассветом тьма сгущается: ход истории кажется загадочным, многим неясно, чего желать и чего бояться. В этих условиях задача науки об обществе – рассеять тьму, окружающую многие и многие общественные проблемы, в том числе – проблему революции. Григорий Алексеевич ЗАВАЛЬКО (род. в 1970 г.) Доктор философских наук (2006), доцент кафедры философии Государственного музыкально-педагогического института им.М.М.Ипполитова-Иванова. Окончил МГУ им.М.В.Ломоносова. Автор книг "Проблема соотношения морали и религии в истории философии" (2-е изд.M.: URSS, 2010), "Понятие "революция" в философии и общественных науках: Проблемы, идеи, концепции" (4-е изд.M.: URSS, 2011), "Философские проблемы эстетики" (M.: URSS, 2011). |