URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Свидерская М.И. Западная Европа. XVI век: Цивилизация, культура, искусство
Id: 195577
 

Западная Европа. XVI век: Цивилизация, культура, искусство

URSS. 2009. 464 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00900-1. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Сборник состоит из статей, написанных на основе выступлений авторов на одноименной всероссийской конференции, состоявшейся осенью 2005 года в Государственном институте искусствознания в Москве. Историко-художественная и общекультурная проблематика XVI века как выдающегося этапа в духовном наследии Западной Европы развернута на материале различных видов искусства (архитектура, живопись, графика, прикладное искусство, литература, театр), через анализ жизненных реалий и характерных творческих явлений, возникших на почве ведущих национальных школ --- Италии, Франции, Германии---Австрии, Нидерландов, Испании, Англии, и в русле основных эволюционных фаз эпохи: от ситуации размежевания со Средневековьем к Раннему, Высокому и Позднему Возрождению и далее, через маньеризм, к становлению художественного мышления Нового времени.

Для специалистов --- историков искусства и культурологов, а также для учащихся художественных вузов и широких кругов гуманитарно ориентированных читателей.


 Содержание

От редколлегии
РАЗДЕЛ 1. 1490--1540 годы
 М.И. Свидерская
 Проблема стиля в изобразительном искусстве Италии эпохи Возрождения
 Ю.Е. Ревзина
 "Театр географии". Новая фортификация и изображение земель в Италии в XVI веке
 М.С. Яровая
 Порталы позднеготических испанских храмов
 А.Г. Виноградова
 "Растрепанная" Леонардо да Винчи. К вопросу о творческом методе художника
 Е.С. Нистратова
 Образ Христа в культуре Северного Возрождения и его воплощение в графике А. Дюрера
 И.Л. Вельчинская
 Пейзажные рисунки Вольфа Хубера
 Н.А. Багровников
 Пейзаж в графике Эрхарда Альтдорфера
 Н.А. Истомина
 Становление и развитие "протестантского" портрета в Германии первой половины XVI столетия
 М.Л. Хорьков
 Визуализация сокровенного и интериоризация сакрального: женские молитвенники в Германии в конце XV -- начале XVI века
 О.Н. Назарова
 Мастер и мастерская: от XV века к XVI веку
РАЗДЕЛ 2. 1540--1580 годы
 Е.П. Игошина
 Темы и сюжеты фресковых росписей венецианских вилл эпохи Возрождения
 М.А. Демидова
 Французский сад XVI столетия. Пути самоопределения
 А. Г. Вронская
 XVI век -- период становления английского садового искусства Нового времени
 А.В. Морозова
 Испанские "коллекции античных древностей" XVI века в аспекте героической темы
 О.В.Лопатина
 Малая прикладная бронзовая пластика итальянского Высокого Возрождения: основные принципы орнаментики и стилистические особенности итальянских дверных молотков XVI века
 Н.О. Веденеева
 Аллегория и эмблематика во французской гравюре XVI века: вопросы взаимодействия
 Ю.В. Иванова
 Якопо Тинторетто: художественный образ и методы живописной работы
 И.В. Климова
 Роль художника в формировании театрального языка эпохи. Нидерланды. XVI век
 Е.И.Хамаза
 Фарс в театральном репертуаре XVI столетия: к вопросу о стадиальном развитии жанра
РАЗДЕЛ 3. 1580--1630 годы
 Н.Ю. Вавилина
 Сценография Джорджо Вазари. Интерпретация опыта сценографов Кватроченто
 Е.Ю. Хлопина
 XVI век. Брейгель и Караваджо. Мастер и мастерская. Рынок и комментарий
 А.В. Марков
 "Грамматика намеков": греческое восприятие нового искусства в XVI веке
 М.В. Синельникова
 Коллекция Роберта Коттона и ее место в развитии исторической науки в Англии конца XVI века
 А.В. Кузьмин
 Театр мира сего. Созвездия монументальных космографии итальянских дворцов XVI века
 К.А. Чекалов
 Раннее творчество Франсуа Бероальда де Вервиля как феномен "Осени Возрождения"

 От редколлегии

Статьи сборника, предлагаемого вниманию читателей, созданы на основании докладов, подготовленных их авторами для конференции, состоявшейся в ноябре 2005 года в Государственном институте искусствознания в Москве и посвященной XVI столетию как особому этапу в развитии Западной Европы. Тема формулировалась предельно широко: "Западная Европа, XVI век: цивилизация, культура, искусство ", что приглашало ученых разных специальностей к участию в комплексном рассмотрении как богатейшего разнообразия феноменов, так и общей проблематики этой великой эпохи, исторически и культурно расположенной в средокрестье уходящего Средневековья, находящегося в зените Ренессанса (периоды Высокого и Позднего Возрождения) и наступающего Нового времени (начало буржуазной эры).

Непосредственная задача, которую ставили перед собой организаторы (Н.В.Проказина, М.И.Свидерская), носила сверх того еще и прагматический характер: попытаться собрать вместе представителей возможно большего числа отраслей гуманитарного знания, занимающихся XVI веком, с тем чтобы в процессе диалога попытаться выявить характерные тенденции в современной исследовательской мысли. Это помогло бы обновить научные подходы к проблематике одной из наиболее плодотворных стадий в истории художественного творчества, которой планируется посвятить отдельный том в издаваемой отделом классического искусства Запада упомянутого выше института комплексной "Истории искусств стран Западной Европы от эпохи Возрождения до начала XX века".

В соответствии с исходным принципом двадцать пять статей настоящего сборника отличаются по объекту исследования. Они касаются архитектуры, изобразительного (живопись и графика) и прикладного искусства, театра и искусства сценографии, литературы, науки, аспектов религиозной и более широко -- духовной -- жизни и даже такой специфической области преломления характерных представлений и особых практик эпохи как алхимия и астрология. Следует сразу сказать, что вне зависимости от объема охваченного материала и глубины его разработки все представленные тексты обладают особенностью, как правило, вообще свойственной работам специалистов, изучающих классические периоды: как бы ограничен ни был конкретный предмет рассмотрения, в своих выводах аналитик неизменно выходит на общеэпохальный уровень. Поэтому все авторы так или иначе говорят о существенных особенностях культуры XVI века в целом.

Тем не менее даже в условиях подобного итогового единства проблема структурирования сборника при его изначальном тематическом разнообразии оказалась непростой. Составители избрали хронологический принцип, взяв тем самым за основу сам XVI век, а не концепции тех, кто его изучает. Соответственно, материалы сборника распределены по трем разделам: первая часть посвящена приблизительно периоду от 1490 по 1540 год, вторая -- 1540--1580 годам, третья -- 1580--1630 годам. Разумеется, указанные хронологические рамки не должны восприниматься как жесткие границы, потому что мысль авторов внутри большинства статей довольно свободно перемещается в пределах всей эпохи, но составители исходили из преобладающего акцента, присутствующего в том или ином тексте. К тому же указанные временные вехи не произвольны, а соотносятся с принятой в науке периодизацией культуры и искусства данного этапа.

При том, что предложенный организующий принцип, разумеется, не абсолютен, все же каждый из составляющих его разделов в настоящее время внутренне логичен и в достаточной степени отражает особенности всего будущего издания. Главная из этих особенностей его комплексный характер, и в соответствии с этим в каждой из частей итальянская тема соседствует с проблематикой так называемого Северного Возрождения, представленной материалом культуры одной-двух или нескольких стран за пределами Апеннинского полуострова -- Нидерландов, Германии, Франции, Испании, Англии. Что касается видов духовной деятельности, здесь равной представительности достичь не удалось, в частности архитектурные темы в собственном смысле рассматриваются преимущественно в первом разделе, хотя в связи с тематикой росписей венецианских вилл или рассказом о сценических решениях Джорджо Вазари, живописца и архитектора, они также присутствуют в качестве дополнительного ракурса. Первый раздел естественным образом затрагивает вопрос о соотношении и размежевании Ренессанса и Средневековья, о формировании художественного языка Раннего и Высокого Возрождения; центральный рассматривает зрелые ренессансные концепции; третий анализирует проблематику маньеризма, Позднего Возрождения и выводит ее в следующее столетие, ранний XVII век, еще во многом связанный с предшествующей эпохой. Две методологические статьи, написанные молодыми авторами (Е.Ю.Хлопина и О.А.Назарова), носят экспериментальный характер, предлагают новые способы систематизации художественного процесса и оценки произведении изобразительного искусства в дополнение и в противовес исчерпавшим себя, как представляется авторам, таким понятиям как "стиль", "направление", "жанр". При этом одна из них по своему материалу относится к ранней эпохе, другая -- к поздней; перекликаясь таким образом друг с другом через все интеллектуальное пространство сборника, они создают для него, быть может далеко не во всем убедительное, но бесспорно свежее, современное и поисковое обрамление.

Что касается общей характеристики большинства работ, приходится констатировать, что, за исключением статей М.И.Свидерской и К.А.Чекалова, ни одна из них не носит основополагающего характера. Чаще всего и произведения, и проблемы не принадлежат к числу первоосновных, и это показательно. По-видимому, час кардинального пересмотра главных позиций в этом разделе истории культуры еще не наступил, хотя исследовательская нить в катаклизмах 90-х годов прошлого века все-таки полностью не прервалась.

Первый раздел (1490--1540) открывается работой М.И.Свидерской "Проблема стиля в изобразительном искусстве Италии эпохи Возрождения", выступающей в роли общеметодологического Введения к сборнику в целом. Проблемное эссе Свидерской развивает мысли о Возрождении как синтезе античности и Средневековья, о несовпадении типологической природы стиля и ориентации эпохи на эмансипацию индивидуального и о ренессансной картине как общекультурной "модели", действительной для всех видов искусства в этот период. Далее следуют статьи Ю.Е.Ревзиной "Театр географии. Новая фортификация и изображение земель в Италии в XVI веке" и М.В.Яровой "Порталы позднеготических испанских храмов". Статьи Ревзиной и Яровой посвящены архитектуре, и хронологически текст М.В.Яровой претендовал на то, чтобы открывать сборник, тем более что речь идет об испанском искусстве, до сих пор еще не вполне адекватно вошедшем в ренессансную проблематику XVI столетия. Однако поздняя готика, при всей весомости своего присутствия на культурном горизонте эпохи, все же определяет ее больше из прошлого, тогда как реформа в сфере искусства фортификации и ведения войны, а также ее последствия в системе восприятия окружающего мира, способах собственного позиционирования со стороны власти и в изобразительном искусстве, о чем идет речь в статье Ю.Е.Ревзиной, имеют отношение уже к ренессансному облику рассматриваемого периода. Небольшой этюд А.Г.Виноградовой "Растрепанная" Леонардо да Винчи. К вопросу о творческом методе художника", посвященный живописному наброску из Национальной галереи Пармы, экспонировавшемуся в 2005 году на выставке "Россия--Италия" в ГМИИ им.А.С.Пушкина, сочетает анализ конкретного произведения с характеристикой общих черт художественного видения не только его автора, Леонардо да Винчи, но и Высокого Возрождения в целом. Далее следует "немецкий блок" из нескольких статей: Е.С.Нистратова исследует образ Христа в культуре Северного Возрождения и его воплощение в графике А.Дюрера; И.Л.Вельчинская анализирует пейзажные рисунки Вольфа Хубера в их образной эволюции и оценивает роль художника в становлении пейзажа как жанра; гость конференции, Н.А.Багровников, профессор кафедры культурологии из Нижнего Новгорода, выступает с описанием пейзажной графики практически не знакомого нашей научной традиции Эрхарда Альтдорфера, младшего брата выдающегося представителя Дунайской школы Альбрехта Альтдорфера; работа Н.А.Истоминой "Становление и развитие "протестантского портрета" в Германии первой половины XVI столетия" представляет собой фрагмент монографического исследования, посвященного теме, обычно выходящей за пределы основного течения в живописи немецкого Ренессанса (несмотря на то, что она связана с саксонским периодом деятельности Лукаса Кранаха) и потребовавшей развернутого анализа исторических и политико-религиозных причин, обусловивших обособление новой формы и ее образное содержание; замыкающая этот блок статья М.Л.Хорькова "Визуализация сокровенного и интериоризация сакрального: женские молитвенники в Германии в конце XV -- начале XVI веков" представляет собой пример исследовательского "развертывания " многослойного содержания реального предмета, вещи и условий ее бытования в контексте духовной атмосферы Реформации в Германии, проникнутой известным комплексом идей, связанных с движением "нового благочестия" и учением Генриха Сузо, что в содержательном "поле" сборника хорошо согласуется с предшествующей статьей Н.А.Истоминой. Заключает раздел упоминавшаяся выше статья О.А.Назаровой "Мастер и мастерская от XV века к XVI.

Проблематика искусства середины XVI века и связанной с ним историко-художественной ситуации получает отражение в статьях, так же, как и в предыдущем разделе, касающихся творческого наследия целого ряда европейских стран в разных видах эстетической деятельности. Е.П.Игошина на широком материале рассматривает темы и сюжеты фресковых росписей венецианских вилл эпохи Возрождения, отмечая, что период наивысшего расцвета венецианской виллы как культурного и художественного феномена приходится именно на середину и вторую половину столетия. Стоит отметить, что при анализе определенного конкретного аспекта этого явления автор в то же время, пусть косвенно, затрагивает одну из важнейших проблем художественного видения эпохи -- синтез искусств и творчество одного из великих мастеров -- Паоло Веронезе.

Статья М.А.Демидовой "Французский сад XVI столетия. Пути самоопределения " в широком плане связана с вопросом о специфике искусства французского Возрождения и роли итальянских влияний в его формировании. Рассматриваемые памятники в основном также тяготеют к середине и второй половине века, но не связаны прямыми заимствованиями с венецианскими виллами -- авторы ансамблей Гайона, Фонтенбло, Тюильри ориентировались, как правило, на садово-парковые комплексы Центральной и Южной Италии. Однако в масштабах всей европейской ренессансной культуры они находятся в близком к ним проблемном поле, что делает соседство обеих работ внутри сборника достаточно органичным. Базовая роль архитектуры в ее новом эстетическом и содержательном аспекте, сформированном развивающейся многосторонней связью здания с окружающей средой в пределах садово-паркового ансамбля, в чем непосредственно проявляется миропреобразующая, основанная на прямой идеализации реальности, интенция Возрождения, находит подтверждение также в дополняющей тематику двух указанных выше работ, редкой по избранному объекту для отечественной научной традиции статье А.Г.Вронской В расположении последующих статей, также посвященных семейству пространственных искусств, составителям показалось логичным вслед за архитектурной темой поместить два проблемных очерка обобщающего характера и в то же время связанных с предметом, вещью, ее местом в культуре эпохи и в пределах близкого архитектуре, предметно-объективного, материального вида творчества: скульптуры, пластики (медали), декоративно-прикладного искусства. Это статья А.В.Морозовой "Испанские "Коллекции античных древностей" XVI века в аспекте героической темы", посвященная одному из примечательных явлений периода становления ренессансной культуры Испании времен Карла V и Филиппа II, а также работа О.В.Лопатиной "Малая прикладная бронзовая пластика итальянского Высокого Возрождения. Основные принципы орнаментики и стилистические особенности итальянских дверных молотков XVI века".

Ценность последней работы связана помимо раскрытия феномена всепроникающего эстетизма, характерного для ренессансной Италии, еще и с тем, что она вводит в научный оборот интересный и мало исследованный раздел отечественных художественных собраний, а ее семантическая насыщенность, в свою очередь, подготавливает проблематику следующей статьи, написанной Н.О.Веденеевой на материале графики и озаглавленной "Аллегория и эмблематика во французской гравюре XVI века: вопросы взаимодействия". Замыкает архитектонический "блок" этого раздела работа Ю.В.Ивановой "Якопо Тинторетто: художественный образ и методы живописной работы", переводящая эпохальную проблематику в русло анализа творчества крупнейшей персоналии эпохи, представителя Позднего Возрождения и завершителя трехвековой истории итальянской классической живописной традиции в целом, к тому же увиденного взглядом реставратора, способного проследить особенности изменения образного строя мастера "изнутри", на технико-технологическом уровне.

Структурно-смысловая кода всего раздела, посвященного середине и началу второй половины столетия, доверена двум работам. Одна из них -- статья И.В.Климовой "Роль художника в формировании театрального языка эпохи. Нидерланды. XVI век" -- осуществляет эпохально значимый переход из сферы пространственных искусств, которым почти на всем протяжении эпохи Возрождения принадлежала лидирующая роль, к искусству сцены, к которому эта роль перейдет в следующем, XVTI столетии, однако уже в преддверии своего золотого века ярко заявляющему о себе и переживающему период кардинальной перестройки. Об этом свидетельствует сжатое по форме, но очень емкое по содержанию, носящее исследовательский характер эссе Е.И.Хамаза о французском фарсе. Обе статьи обращают на себя внимание несколько неожиданным впечатлением зрелищной яркости, необычайной наполненности культуры эпохи Рафаэля и Микеланджело, Дюрера и Брейгеля разнообразными формами игровых и репрезентативных действ, помимо собственно театральных свершений, таких как рождение итальянской комедии дель арте, успехи молодого Лопе де Веги и раннего Шекспира.

Заключительный, третий раздел сборника посвящен искусству конца XVI -- начала XVII века. Одно из предлагаемых наименований этого этапа -- "осень Возрождения" (в статье К.А.Чекалова), по аналогии с известным термином И.Хейзинги, придает новый оттенок принятому в периодизации изобразительных искусств термину "Позднее Возрождение", дополняет характеризующий его трагический гуманизм элементами скепсиса, иронии и комизма (воплощением чего становится жанр трагикомедии). Выдвигаемая датировка -- 1580--1630 годы, продиктованная особенностями художественного процесса в литературе и театре Англии и Франции, не совпадает с его ходом в сфере пластических искусств Италии, в 80--90-е годы XVI столетия вступающей в эпоху Нового времени. Подобного рода несовпадения и возникающая отсюда сложная чересполосица разнородных явлений -- характерная особенность XVI века, объединяющего в себе несколько творческих эпох и связанного с началом буржуазной эры, в корне меняющей систему культуры и вызывающей в ней, как отмечал Б.Р.Виппер, феномен "борьбы течений". Раздел открывает статья Н.Ю.Вавилиной "Сценография Джорджо Вазари. Интерпретация опытов сценографов Кватроченто", продолжающая тему взаимосвязи живописи и театра, начатую в предыдущем разделе; обогащающая наши знания о соотношении живописи как искусства перспективы с развивающимся искусством театральной декорации, а также о ретроспективном духе, царящем при дворе Великого герцогства тосканского, где семейство поздних Медичи насаждало культ славного прошлого ренессансной Флоренции, и об обязанностях придворного живописца, каким стал теперь маньерист Вазари, создатель первой концепции развития ренессансного искусства и самого термина "Возрождение". Историко-теоретический импульс этой работы поддерживает и развивает в оригинальном авторском методологическом ключе статья Е.Ю.Хлопиной Статья А.В.Маркова < "Грамматика намеков": греческое восприятие нового искусства в XVI веке" посвящена культурной ситуации поствизантийской Греции, пережившей в правление султана Селима I период духовного подъема, оживления строительства храмов, интеллектуальной, литературной деятельности, в которой автор отмечает смещение акцента от сакрального к историческому. О характерных явлениях, отметивших собой на почве Англии начальный этап становления уже собственно историзма, истории как науки, идет речь в статье М.В.Синельниковой "Коллекция Роберта Коттона и ее место в развитии исторической науки в Англии конца XVI века". Переход идейной основы европейского Возрождения, какой был гуманизм, от филологической и гражданско-политической фазы к неоплатонизму, а затем к натурфилософии и, соответственно, всей культуры от безусловного лидерства искусства и господства мифопоэтического мышления к зарождению точного знания и науки в современном понимании получил отражение также в двух заключительных статьях сборника. В работе А.В.Кузьмина "Театр мира сего: созвездие монументальных космографий итальянских дворцов XVI века", посвященной изображениям карт звездного неба в росписях третьей лоджии Ватиканского дворца и Зала небесного свода виллы Фарнезе в Капрароле, анализ этих произведений подается в контексте астрономических открытий того времени и их преломления в литературе (Д.Бруно) и в связи с такой характерной для эпохи области околонаучных представлений, как астрология. Труд К.А.Чекалова "Раннее творчество Франсуа Бероальда де Вервиля как феномен "осени Возрождения " представляет собой часть монографического исследования, посвященного этому мало известному у нас, но яркому представителю французской культуры переходной поры между зрелым Возрождением и сложением стилевых концепций следующей эпохи барокко и классицизма. Противоречивость жизненной позиции колебания между протестантизмом и традиционным католичеством, превратности личной судьбы, эклектизм, сложное переплетение вкусовых предпочтений и заимствований, маньеристические контрасты набожности и эротики, героики и комизма, интимной лирики и научной трезвости делают творчество Бероальда де Вервиля одновременно сложным и притягательным объектом для изучения, а его увлечение алхимией требует от исследователя специальных навыков в расшифровке языка символов и аллегорий, к которым прибегает сфера "Великого Деяния". Присутствие такой темы несомненно расширяет горизонт наших представлений об особенностях XVI века как великой культурной эпохи.

Все это дает право надеяться, что многоаспектность проблематики и проистекающая отсюда ее некоторая дробность из недостатка могут превратиться в достоинство, так как имеют шанс привлечь внимание широкого круга специалистов, учащейся молодежи и просто людей, интересующихся искусством.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце