URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Липперт Ю. История культуры. (Анализ развития материальной культуры человечества, истории его обществ и учреждений, развития языка, письменности, религии и мифологии). Пер. с нем. Обложка Липперт Ю. История культуры. (Анализ развития материальной культуры человечества, истории его обществ и учреждений, развития языка, письменности, религии и мифологии). Пер. с нем.
Id: 228393
560 р.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ.
(Анализ развития материальной культуры человечества, истории его обществ и учреждений, развития языка, письменности, религии и мифологии). Пер. с нем. Изд. стереотип.

История культуры. (Анализ развития материальной культуры человечества, истории его обществ и учреждений, развития языка, письменности, религии и мифологии). Пер. с нем.
Julius Lippert. Kulturgeschichte der Menschheit in ihrem organischen Aufbau
URSS. 2019. 262 с. ISBN 978-5-397-05973-2.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга австрийского историка культуры и этнографа Ю.Липперта, представляющая собой введение в историю культуры. В книге описаны становление и развитие материальной культуры (от заботы о пище, одежде и жилище до торговли и судостроения); развитие форм общественной (в том числе государственного устройства) и семейной жизни; элементы духовной культуры, в числе которых развитие человеческой речи, письма... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие

Отдел I. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (забота о пище, одежде и жилище)
I.Введение
II.Распространение человечества
III.Пища первобытных народов и предания об употреблении молока
IV.Плоды и мясо
V.Первые заботы о поддержании жизни
VI.Древнейшие способы земледелия
VII.Утварь земледельца Ручная мельница
VIII.Земледельческие орудия
IX.Мясная пища
X.Орудия и оружие из камня
XI.Огонь и ближайшее его применение
XII.Ближайшие способы применения огня
XIII.Искусство варки и нормальный стол
XIV.Услада жизни
XV.Приручение животных
XVI.Прирученные животные
XVII.С одной стороны – вино и растительное масло, с другой – пиво и животное масло
XVIII.Дубление и тканье
XIX.Украшения и одежда
XX.Жилища и постройки
XXI.Обработка металлов и пределы ее распространения
XXII.Торговля и судостроение

Отдел II. ОБЩЕСТВО, СЕМЬЯ, СОБСТВЕННОСТЬ, ПРАВИТЕЛЬСТВО И СУД
I.Введение Развитие форм общественной жизни
II.Древнейшие формы семьи
III.Остатки старины в историческое время
IV.Раздвоение дома
V.Патриархальная семья
VI.Пережитки нравов переходного времени
VII.Новые обычаи в переходное время
VIII.Память о былом в мифах и сагах
IX.Позднейшие формы заключения браков
X.Полигамия (многобрачие)
XI.Родовая семья и отдельная семья
XII.Приложение к главам II–XI
Из истории собственности
XIII.Рабство
XIV.Поземельная собственность
XV.Дворянство
XVI.Развитие государства Древнейшая форма правительства
XVII.Новые формы государственного устройства и правительства
Приложение к главам об образовании государства (гл XVI и XVII)
XVIII.Суд

Отдел III. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
1. ЯЗЫК, ПИСЬМО И СЧЕТ
I.Развитие человеческой речи
II.Письмо
III.В области чисел
2. ОБЛАСТЬ КУЛЬТА
I.Культ, мифы и религия
II.Вера в души и духов
III.Зачатки культа
IV.Посты и праздники
V.Формы культа
VI.Каннибализм
VII.Искупления
VIII.Фетишизм
IX.Представления о божестве
X."Забота о спасении души" в древнейшем смысле
XI.Колдуны и жрецы
XII.Высшие формы жречества
XIII.Нравственность и культ
3. МИФОЛОГИЯ
I.Элементы мифологий
II.Создание мифологических систем

Указатель стран и народов

Предисловие
top

Книга Ю.Липперта, "История культуры", впервые появилась в русском переводе в 1894 г. и сразу же приобрела широкую известность среди нарождавшейся тогда марксистской интеллигенции. На ней выросло, можно сказать, целое поколение. Несмотря на то, что на немецком языке она появилась уже давно (первая часть – в 1885 г., последняя-в 1886 г.), она по обилию материала, широте захвата и научности трактовки вопросов ничуть не потеряла своего значения и десять лет спустя, когда русский читатель впервые с ней познакомился. Липперт принадлежит к тем немногим историкам культуры, которые очень близко подошли к материалистическому пониманию истории (именно эта-то сторона его книги и сделала ее у нас популярной в девяностых годах прошлого века).

Несмотря, однако, на давность своего появления, "История культуры" Липперта и до сих пор сохраняет свое значение введения в историю человеческой культуры. Она незаменима для начинающих. Вот почему Издательство "Прибой" решило вновь выпустить книгу Липперта. Но издать ее в неизменном виде – в одном из двух прежних или в новом переводе – было бы сейчас нецелесообразно. Во-первых, как-никак кое в чем Липперт устарел. Во-вторых, книга страдает длиннотами и не везде достаточно популярно написана. Поэтому "История культуры", в настоящем ее издании, является в переработанном виде. Так как книга предназначается для широких кругов читателей, то переработка свелась к тому, чтобы сделать ее еще более доступной, чем она была, и чтобы дополнить ее в примечаниях и небольших добавлениях (каждый раз особо отмеченных) в тех ее частях, где она уже устарела. Большая доступность книги должна получиться в результате устранения ряда общих рассуждений, которые только затрудняли ее чтение, и некоторого-чисто внешнего-упрощения языка.

В общем и целом расположение материала осталось в прежнем виде, лишь кое-где сделаны необходимые сокращения и произведено разделение глав. Так, очерк об огне разбит на две части, каждая под особым заголовком. Очерк "Языки и племена" совершенно выброшен, так как для среднего читателя книги Липперта этот очерк ничего не дает. Очерки, посвященные мифологии, пришлось сократить на две трети. В конце, вместо имеющегося у Липперта указателя собственных имен и предметного указателя, дан указатель стран и народов, о которых упоминается в книге.

Первая и третья часть Липперта изложены Н.Н.Андреевым, вторая-Л.В.Щегло. Им же принадлежат примечания и дополнения к соответствующим главам.


Об авторе
top
Липперт Юлиус
Австрийский историк культуры, этнограф и религиовед, представитель эволюционного направления в этнографии и истории культуры. Автор работ, посвященных истории семьи, культуры, религии. Все формы культуры Ю. Липперт выводил из трудовой деятельности человека и полагал, что культурное развитие человеческого общества имеет общие закономерности. Он считал, что нет оснований отделять первобытную историю человечества от последующих периодов его развития, поскольку на протяжении всей истории действуют одни и те же факторы. Однако, по его мнению, никакое человеческое воображение не в силах полностью охватить картину сложного движения нитей, образующих пеструю ткань культурной работы. Поэтому Ю. Липперт прослеживал в основном развитие материальной культуры человечества, историю его обществ и учреждений, развитие языка, письменности, религии и мифологии.