Книга Ю.Липперта, "История культуры", впервые появилась в русском переводе в 1894 г. и сразу же приобрела широкую известность среди нарождавшейся тогда марксистской интеллигенции. На ней выросло, можно сказать, целое поколение. Несмотря на то, что на немецком языке она появилась уже давно (первая часть – в 1885 г., последняя-в 1886 г.), она по обилию материала, широте захвата и научности трактовки вопросов ничуть не потеряла своего значения и десять лет спустя, когда русский читатель впервые с ней познакомился. Липперт принадлежит к тем немногим историкам культуры, которые очень близко подошли к материалистическому пониманию истории (именно эта-то сторона его книги и сделала ее у нас популярной в девяностых годах прошлого века). Несмотря, однако, на давность своего появления, "История культуры" Липперта и до сих пор сохраняет свое значение введения в историю человеческой культуры. Она незаменима для начинающих. Вот почему Издательство "Прибой" решило вновь выпустить книгу Липперта. Но издать ее в неизменном виде – в одном из двух прежних или в новом переводе – было бы сейчас нецелесообразно. Во-первых, как-никак кое в чем Липперт устарел. Во-вторых, книга страдает длиннотами и не везде достаточно популярно написана. Поэтому "История культуры", в настоящем ее издании, является в переработанном виде. Так как книга предназначается для широких кругов читателей, то переработка свелась к тому, чтобы сделать ее еще более доступной, чем она была, и чтобы дополнить ее в примечаниях и небольших добавлениях (каждый раз особо отмеченных) в тех ее частях, где она уже устарела. Большая доступность книги должна получиться в результате устранения ряда общих рассуждений, которые только затрудняли ее чтение, и некоторого-чисто внешнего-упрощения языка. В общем и целом расположение материала осталось в прежнем виде, лишь кое-где сделаны необходимые сокращения и произведено разделение глав. Так, очерк об огне разбит на две части, каждая под особым заголовком. Очерк "Языки и племена" совершенно выброшен, так как для среднего читателя книги Липперта этот очерк ничего не дает. Очерки, посвященные мифологии, пришлось сократить на две трети. В конце, вместо имеющегося у Липперта указателя собственных имен и предметного указателя, дан указатель стран и народов, о которых упоминается в книге. Первая и третья часть Липперта изложены Н.Н.Андреевым, вторая-Л.В.Щегло. Им же принадлежат примечания и дополнения к соответствующим главам. Липперт Юлиус Австрийский историк культуры, этнограф и религиовед, представитель эволюционного направления в этнографии и истории культуры. Автор работ, посвященных истории семьи, культуры, религии. Все формы культуры Ю. Липперт выводил из трудовой деятельности человека и полагал, что культурное развитие человеческого общества имеет общие закономерности. Он считал, что нет оснований отделять первобытную историю человечества от последующих периодов его развития, поскольку на протяжении всей истории действуют одни и те же факторы. Однако, по его мнению, никакое человеческое воображение не в силах полностью охватить картину сложного движения нитей, образующих пеструю ткань культурной работы. Поэтому Ю. Липперт прослеживал в основном развитие материальной культуры человечества, историю его обществ и учреждений, развитие языка, письменности, религии и мифологии.
|