URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Федосин С.Г. Основы синкретики: Философия носителей
Id: 195540
 
369 руб.

Основы синкретики: Философия носителей. Изд.2

URSS. 2010. 464 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-354-01199-5. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.
Серия: Relata Refero

 Аннотация

В книге изложены основные принципы синкретной логики, с помощью которых выведены групповые свойства философских категорий. Проанализированы классические философские законы и сформулированы новые утверждения, претендующие на положение законов. Синкретная логика использована для построения аксиоматической теории носителей и анализа ее следствий. Рассмотрена проблема происхождения жизни, выведена связь между потоком существования и законами сохранения в физике, описана универсальная схема логических операций, уточнены компоненты структуры мировоззрения.

Для широкого круга лиц с философскими и общенаучными интересами.


 Оглавление

Предисловие
От автора
Введение
Глава 1. Этапы развития философии
 § 1.Философия в зеркале истории
 § 2.Достижения и проблемы
 § 3.Идеализм или материализм?
 § 4.Синкретика как многозначная логика
Глава 2. Философия носителей
 § 5.Аксиомы
 § 6.Развитие категорий
 § 7.Классификация носителей
 § 8.Особенности жизни
 § 9.Отражение, сознание, дух
 § 10.Принципы теории
 § 11.Законы
 § 12.Познание, истина, логика мышления
 § 13.Человек и общество
Заключение
Приложение 1. Указатель расположения законов
Приложение 2. О возможности жизни в космосе
Приложение 3. О метаболизме млекопитающих
Приложение 4. Связи между потоками энергии и законами сохранения
Приложение 5. Две основные логические операции
Литература

 Предисловие

Как следует из названия книги, она включает в себя два тесно связанных между собой аспекта -- развитие синкретики как новой логики мышления и представление теории носителей в виде новой философской системы. Сами по себе понятия синкретизма (от греческого synkretismos -- соединение, объединение, слитность) и носителя не являются в философии новыми и используются достаточно часто. Но дело здесь не в терминах и не в определениях, а принципиально в другом. Действительно, создание синкретики как более общей логики по сравнению с метафизикой и диалектикой означало бы выход за пределы старого типа мышления, в новые пространственно-логические измерения.

Одним из результатов, достигнутых в данной работе, следует считать установление того факта, что философские категории образуют множество, для которого выполняются аксиомы математической группы. Другим следствием является вывод о неоднозначности определения одних категорий через другие; точно также происходит в математике, где числа составляют группу и справедливо как равенство 2 = 1 + 1, так и равенство 2 = 3 + 5 -- 6. Теперь философ в каждом своем исследовании сам должен определить свой категориальный базис как систему координат, в которой будут справедливы его выводы.

С помощью синкретики С.Г.Федосин вводит идею множественности философских законов, вытекающую из самой их природы как особых конструкций из философских категорий. Результатом явились 27 законов, описываемых в данной книге. Если вычесть из них три классических философских закона и физические законы сохранения, остаются еще около 20 законов, многие из которых являются новыми для философии. Любопытен закон потока существования, обобщающий первое и второе начала термодинамики, известных еще как принципы невозможности построения вечных двигателей.

Усилия многих философов издавна были направлены на поиски более глубокой сущности, отличной от материи или сознания. Анализ данной проблемы был предпринят Сагатовским В.Н. [в кн. "Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения)". Часть 2. Онтология. -- СПб., Издательство С.-Петербургского ун-та, 1999, 272 с.] путем введения понятия субстанционального носителя как результата, вытекающего из субъектно-объектных отношений. Эта мысль послужила основанием для создания С.Г.Федосиным философии носителей.

Согласно новой теории, носителями являются все известные и предполагаемые объекты и субъекты природы, общества и сознания, они порождают и состоят друг из друга, являются субстратом и субстанцией одновременно. Свойства носителей, выражаемые образами, понятиями и категориями, также объявляются носителями. Последовательная реализация системного подхода сводит воедино носители как природы, так и мышления, что позволяет найти рациональный ключ, например, к основному вопросу биологии -- проблеме происхождения жизни. Живым носителям в книге посвящен отдельный параграф, целью которого можно считать доказательство сквозной масштабно-пространственной эволюции живого, с последовательным переходом жизни от одного масштабного уровня к другому, от микро к макромиру. Данная идея вполне естественна и много раз попадала в поле зрения философов. Но только в последнее время она становится предметом тщательного рассмотрения в связи с накоплением большого количества разнообразных фактов. Единый мировой процесс, глобальная эволюция -- таковы характерные заголовки многих современных статей. В теории носителей как физические, так и биологические носители обладают одинаковым свойством -- существовать на всех пространственных масштабах и эволюционировать по одним и тем же законам. Подробно описанная в книге космическая лестница носителей и закон подобия носителей на разных уровнях могут стать той фактической основой, которой еще не хватает идее глобальной эволюции.

Представленный в данной работе проект философской системы подкреплен научными исследованиями С.Г.Федосина в биологии (Приложение 3), в физике (Приложение 4) и в логике (Приложение 5). Интересными являются анализ сущности взаимодействия в физике, тезисы о взаимодополнительности и природе гравитационного и электромагнитного полей, о происхождении и сущности инертной и гравитационной масс, о едином способе первичного образования космических носителей через скучивание вещества под действием полей, посредством взаимодействия множества однотипных носителей с образованием из них все более массивных объектов. Заслуживают внимания алгоритм проверки теории практикой, а также дополнительный к нему алгоритм проверки практики теорией. Из этих алгоритмов следует, что не только критерием теории является практика, но и в не меньшей степени сама теория является критерием практики. Следует отметить анализ теории логических операций. Как оказалось, все логические операции -- индукции и дедукции, анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования, варьирования и конкретизации, абдукции и гипотезирования и т.д. -- могут быть представлены одной схемой, позволяющей выявить их единство и связь.

Из-за обилия научных фактов, многочисленных таблиц, математических формул и приводимых в явном виде физических законов данная книга резко контрастирует с обычными трудами по философии. Но видимо, только на этом пути синтеза самых разнообразных идей и знаний можно получить действительно новую теорию, призванную способствовать формированию нового мировоззрения. Глубина поставленной С.Г.Федосиным задачи естественным образом не позволила ему раскрыть многие детали, конкретизировать отдельные вопросы, но это и невозможно было сделать в рамках одной книги. Однако главная задача -- наметить основы новой логики и новой философской системы, решена.

Нельзя не высказать несколько замечаний. Во-первых, создается впечатление, что для обоснования необходимости введения синкретики намеренно сужается диапазон диалектики (путем сведения ее только к противоречиям). На мой взгляд большая часть синкретики -- это традиционная диалектика. Во-вторых, автор стремится математизировать философию. Это направление мысли уже имело место в философии 17 века. Более прав, видимо, Гегель, говоривший о том, что философия не может брать метод у подчиненной науки. Он, метод, должен быть ее собственный. В частности, не видно, какие положительные последствия для диалектики следует ожидать из доказательства того, что категории образуют математическую группу. В-третьих, вызывает сомнение эвристическая роль идеи носителей в окончательном решении проблемы духа и материи. В истории философии были неоднократные попытки найти нейтральные категории, которые можно было бы положить в основу философии (опыт позитивистов, "элементы мира" Э.Маха, "энергия" В.Оствальда, "факты" у неопозитивистов). Однако успеха они не имели, и дело тут далеко не только в логике.

В целом, представленная книга дает богатую пищу для размышлений. Учитывая правомерность и необходимость плюрализма в выборе подходов к решению проблем, считаю возможным рекомендовать данную работу к печати. Она будет полезна, в частности, для учебных целей ввиду обилия естественнонаучных данных.

Кандидат философских наук, доцент Пермского государственного педагогического университета А.Л.Жуланов.

С.Г.Федосин работает над актуальной темой современной методологии науки: целью его изысканий является формулировка принципов построения целостной картины мира. В настоящей монографии автор приводит в систему совокупность философско-методологических принципов, лежащих в основании его поисков. Делается это в два этапа: 1) в начале оптимизируется система философских знаний (отталкиваясь от общей картины философских построений, сложившейся в нашей стране), пересматриваются и уточняются бытовавшие в ней категории и законы, вырабатывается авторская методология -- "синкретная" логика; 2) на основе выработанной методологии создается авторская теория объекта (носителя разнообразных свойств, отношений, характеристик). Работа С.Г.Федосина чужда каким-либо антинаучным, "теософским" некритическим и случайным веяниям и увлечениям. Ей также чужд теоретический экстремизм. Автор выражает собственную систему идей, ориентированных на всесторонний синтез современных научных взглядов. Работа вполне заслуживает публикации в качестве оригинальной методологической концепции, выражающей самобытную точку зрения.

Зав. кафедрой истории философии Пермского государственного университета, доктор философских наук, профессор В.Н.Железняк.

Кризис, который сейчас переживает земная цивилизация, чреват, возможно, прекращением ее существования в обозримом будущем. Он не может быть разрешен без согласования действий составляющих ее народов, стран, классов, социальных слоев и групп -- без достижения ею новой, более высокой степени единства. Одним из условий и моментов этого является единство мировоззрения, определяющего сознательную стратегию цивилизации как целого. По мысли автора, оно должно быть приемлемым для всех, перекрывая имеющиеся в обществе существенные разногласия сторонников идеализма и материализма, религии и атеизма, разных религий друг другу. Одновременно оно должно быть реалистическим, научным, истинным и потому обязательным для всех. Это возможно, полагает автор, если оно превосходит существующие варианты мировоззрения как односторонние, преувеличившие ту или иную черту реальности, но, по-своему, необходимые в силу реальности этих черт. Это требует формирования интеллектуального ядра нового мировоззрения -- универсальной системы философских категорий. С.Г.Федосин предлагает следующие условия и программу ее формирования. Система должна быть нейтральной в отношении понимания сущности мира как материи или сознания. Она должна быть аксиоматической -- выводимой из малого числа интуитивно принятых положений. Система должна строиться по образцу физико-математического знания. Она должна быть синкретичной, в высшей степени единой -- каждая ее категория раскрывается через все другие, как бы содержа их в себе. Каждая из этих позиций представлена в мировой философии известными именами, имеет свою традицию, но так и не получила безупречной реализации. Не анализируя специально уроков их истории, автор стремится, объединив их, продвинуться на этом пути, используя оригинальный метод сведения множеств категорий и фрагментов реальности ("носителей" -- предметов и понятий) в системы -- считая их математическими группами и пользуясь соответствующей логикой для выявления их полноты, внутренних отношений и связей.

Таким образом он получает ряд принципов и законов, смысл которых не вызывает существенных возражений, обнаруживает несколько новых аспектов реальности (один из самых интересных -- поток существования). Привлекает авторский подход к системе материальных носителей, разнообразие которых имеет вид регулярного спектра их размеров и масс, выявляемого статистической обработкой параметров разных типов объектов. Элементы новизны работы относятся, скорее, к логике и общенаучной теории систем, чем к собственно философии как метафизике в исходном, аристотелевском смысле слова. Современная метафизика должна быть конкретно-всеобщей (понятие синкретики близко по смыслу), а конкретно-всеобщее имеет, так сказать, два этажа. Первый -- взаимосвязь и единство всех универсальных сторон всех "носителей" безотносительно к природе и содержанию их различий -- к особенному. Второй -- взаимосвязь и единство содержания первого с содержанием особенного. Здесь конкретно-всеобщее выступает как закон организации целого всей реальности, требующий определенных различий ее отдельных составляющих, и как закон развития этого целого, требующий определенных различий между ступенями этого процесса. То и другое означает включение в содержание всеобщего элементов содержания особенного. Условие нейтральности, как и стремление рассматривать "носителей" лишь со стороны их неразличимости, препятствует теоретическому воспроизведению такого включения, не позволяя решать, должны ли и почему существовать два особых типа реальности -- материя и сознание -- с их собственными видами и формами. Названное стремление в сочетании с физико-математическим образцом построения системы философских категорий иногда оборачивается в книге фактическим наделением физических понятий всеобщностью. Подмена всеобщего особенным тоже затрудняет восхождение от абстрактного к конкретно-всеобщему. Не способствует этому и положение, отвергающее первичность одних категорий по отношению к другим ("форма", конечно, не предшествует "содержанию" и обратно), интуитивно распространенное на многообразие "носителей", которое приходится считать существующим от века, полагая, например, что духовные носители (понятия) имеются во всех живых организмах, которые не могут существовать без них сами по себе. Возможно, высказанные замечания -- результат ожиданий того, что автор не ставил целью, но интересная книга, породившая эти ожидания, заслуживает прочтения. Когда Вы прочитаете эту книгу, Вы станете знать больше, чем знали до этого.

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Пермского университета О.А.Барг.

 От автора

В 1999 году вышла в свет моя первая большая книга "Физика и философия подобия от преонов до метагалактик". Сразу же после этого возникла идея в следующей работе обобщить физические закономерности до уровня философских принципов. Уже в первой книге были сформулированы такие новые философские законы, как закон сохранения и изменения организации, закон экстремума организации и закон развития противоположностей системы. Однако задача построения полной и логически непротиворечивой философской системы продолжалась еще почти четыре года. Параллельно с этим шла работа и над основами современного физического знания, было подготовлено около десятка работ по гравитации, специальной и общей теории относительности, физической теории шаровой молнии. На основе этого материала весной 2002 года была издана книга "Современные проблемы физики. В поисках новых принципов". С конца 2001 года стало возможным более полно заниматься философской рукописью, и дело пошло достаточно быстро. Я благодарю за поддержку моих близких и друзей, в особенности Анатолия Сергеевича Кима, Фиданию Фасаховну Имайкину и своего брата Владимира Григорьевича Федосина.

Апрель 2003 г.

С.Г.Федосин

 Введение

Развитие человеческой цивилизации в настоящее время находится в фазе дивергенции, когда налицо все более тесное взаимодействие государств с различным общественным устройством в решении глобальных проблем, а научные и культурные обмены стали нормой и необходимым условием развития. Наряду с этим продолжают развиваться и противоречия, связанные как с различием экономических отношений, так и с различием мировоззрений, коренящихся в существовании противоположных философских взглядов на устройство мира и его законы.

История свидетельствует, что столкновение интересов противоположных классов в обществе приводит к классовой борьбе, в теоретическом плане выражающейся в борьбе идеологий, а в практическом -- в отчуждении и недоверии и вплоть до подавления политически активных сторонников соперничающих классов. То же самое относится и к отношениям государств с различающейся политикой, цели которых в силу ряда причин не совпадают. Теоретической платформой каждой идеологии являются элементы культуры, то есть отдельные фрагменты философской теории, религиозной веры в правильность исходных постулатов и поступков вождей, подходящие художественные образы и символы, научные тезисы, программы и концепции, нормы права и морали, входящие в систему целей и идеалов и обосновывающие смысл жизни, поведение и деятельность. Отсюда можно заключить, что пока существует раздробленность подходов в современной философии, возможна и война идеологий, а значит и новые потрясения в общественном устройстве. Поэтому важной задачей является построение новой философии, которая должна отражать не только интересы какой-либо группы людей, но иметь общечеловеческую ценность и исходить из обоснованного научного подхода.

Еще одной причиной необходимости построения единой философской системы является явное замедление развития культуры, тормозящей в свою очередь развитие цивилизации. Мы видим, что обоснование религиозного чувства как особого взгляда на мир во многом отстает от жизни. Происходит великое объединение народов Земли, а у каждого народа -- своя религия, не всегда согласующаяся с другими, но претендующая на свою исключительность. В науке также налицо множество нерешенных проблем, начиная с вопросов космологического устройства Вселенной, строения и теории взаимодействия элементарных частиц в физике и кончая вопросом происхождения жизни в биологии. Поэтому требуется переосмыслить сам фундамент человеческого знания, найти новую основу, на которой можно было бы объединить кажущиеся противоположными атеизм и религию, материализм и идеализм. Это позволит высвободить гигантский человеческий потенциал, бесполезно теряемый сейчас в столкновениях противоборствующих идеологий, дать новый импульс развитию общества и явиться основой для универсального гуманитарного и естественнонаучного мировоззрения.

Главные цели настоящего исследования следующие: синтез достижений цивилизации, новая философия, основанная на более общей логике, представление целого ряда новых законов. Как будет показано в §3 данной работы, для этого в первую очередь надо будет отказаться от антропоцентризма, когда на первый план в любом философском направлении выдвигалась категория субъективного или объективного сознания, через которую и определялась, в конце концов, сущность мира. Так, материалисты объявляют главной сущностью материю, существующую независимо от сознания как от вторичной сущности, а для идеалистов сознание непосредственно является главной сущностью. Однако привязывание философии к одной категории сознания существенно ограничивает возможности теории, не позволяет видеть мир с других, более общих позиций. Известной аналогией антропоцентризму является давно потерявший свою монополию геоцентризм, когда весь космос считается вращающимся вокруг неподвижной Земли. Достижениям и нерешенным еще проблемам, принципиальным затруднениям в развитии философии посвящена вся первая глава.

Особенностью новой, возникающей на наших глазах философии носителей оказывается то, что она содержит в себе и метафизику, и диалектику, и является аксиоматической теорией так же, как и современные научные теории. В этой философии могут найти свое место все существующие философские течения, в качестве предельных случаев согласно принципу соответствия. Сущностью нового подхода является синкретная логика, в которой все философские категории становятся равнозначными и необходимыми для описания исходных понятий теории. Взаимодействующие между собой носители, вводимые аксиоматически, олицетворяют собой сущность бытия, их можно обнаружить и как реальные объекты природы и общества, и как идеальные объекты, существующие в сознании. Аксиомы теории и ее обоснование приводятся во второй главе. Синкретика позволяет глубже понять системные свойства категорий, принципов, законов, их развитие и взаимодействие, а аксиоматический подход гарантирует непротиворечивость исходных положений и логическую цельность философской системы. Носители всех типов составляют математическую группу, отражая тем самым единство мира и всеобщую связь предметов, их отношений и свойств. Единая для носителей всех типов система философских категорий также оказывается математической группой особого вида. Любая категория существует только в системе категорий и может быть понята посредством ее развертывания через все остальные категории.

В ходе "распаковывания" скрытой в аксиоматике теории носителей сущности происходит уточнение смысла различных категорий, например, понятий взаимодействия, изменения, движения, материи, субъективного, идеального, отражения, духа, организации, потока существования, упорядоченности. Анализ конкретных форм существования носителей приводит к идее их распределения на космической лестнице, ступеньки которой определяются массами и размерами носителей с помощью геометрической прогрессии. Из закона потока существования, представленного в §11, неизбежно следует всеобщность существования живого на всех масштабно-пространственных уровнях, что сопровождается соответствием, корреляцией масс физических и живых носителей.

Благодаря соединению философских категорий, принципов и различных механизмов их взаимодействия синкретика позволяет осознанно строить новые законы, которым подчиняются все носители. Например, закон биологической эволюции путем обобщения превращается в закон развития носителей, а закон сохранения и перераспределения потоков существования объединяет собой все известные в настоящее время законы сохранения.

Непосредственным приложением развитого подхода можно считать ответы на некоторые животрепещущие и "вечные" вопросы, встающие когда-нибудь практически перед каждым -- о национальной идее, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о цене жизни, о достижимости идеалов, о любви. Естественно, что в каждой философской системе данные вопросы решаются по-разному, таким образом философия как социальное знание в определенной степени детерминирует наше поведение и оценку событий.


 Об авторе

Федосин Сергей Григорьевич начал свою работу в Пермском государственном университете в 1973 году в качестве лаборанта кафедры общей физики. Во время обучения на пятом курсе дневного отделения физического факультета ПГУ в 1978 году был командирован в Ленинградский физико-технический институт имени А.Ф.Иоффе для выполнения дипломной работы. После успешной защиты дипломного проекта и окончания обучения на физическом факультете С.Г.Федосин в этом же году был принят младшим научным сотрудником в лабораторию органических полупроводников Естественно-научного института при ПГУ и проработал там до 1991 года. За это время им было внедрено 7 рационализаторских предложений, получен один патент на изобретение, напечатано 8 научных статей, получена награда в конкурсе Пермского университета 1987 года.

В 1991-1992 гг. С.Г.Федосин работал в Научно-техническом центре механики и прикладной математики при ПГУ, затем перешел на должность директора АО "Технические системы и комплексы", а с 1995 года является директором ООО "Весляна". Прошел стажировку в США по программе BFR под эгидой USIA и LICC. В течение всего этого времени С.Г.Федосин успешно сочетает административную и научную деятельность. В 1999 году в Пермском издательстве "Стиль-МГ" вышла из печати его монография "Физика и философия подобия от преонов до метагалактик". Этот солидный труд объемом 544 страниц, содержащий 66 таблиц, 93 иллюстрации и 377 библиографических ссылок, является плодом его трехлетней напряженной работы и указывает пути к решению многих неизученных до конца и важных проблем физики. Данная работа вызвала большой интерес и получила высокую оценку известных ученых из Москвы, Санкт-Петербурга и других научных центров России.

С февраля 2000 года С.Г.Федосин активно сотрудничает с Проблемной научно-исследовательской лабораторией радиоспектроскопии при ПГУ в решении проблемы шаровой молнии. Актуальность проблемы связана с поисками новых источников аккумуляции энергии. Кроме этого, загадка шаровой молнии имеет многовековую историю и стоит в первых рядах в списке до сих пор нерешенных проблем физики, составленном недавно академиком В.Л.Гинзбургом. К настоящему времени по данной теме опубликованы три статьи: Критерии анализа моделей шаровой молнии // Деп. в ВИНИТИ, рег. N. 3071-В00 от 06.12.2000 г., 31 стр.; Физическая теория шаровой молнии // Прикладная физика, N 1, 2001 г., стр. 69 - 87; ELECTRON - IONIC MODEL OF BALL LIGHTNING // Journal of new energy, V. 6, No. 1, 2001, P. 11 - 18. Подана заявка на изобретение "Способ получения шаровой молнии" от 7 апреля 2001 г.и сделан доклад на ежегодной отчетной научной конференции Пермского университета.

В это же время С.Г.Федосин занимается анализом фундаментальных вопросов, посвященных преодолению трудностей понимания классической физики в специальной и общей теориях относительности и в теории гравитации. Некоторые результаты данной работы вошли в книгу "Проблемы современной физики. В поисках новых принципов". C 2002 года С.Г.Федосин работает в лаборатории технической физики Пермского университета.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце