URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Точидловский И.Я. Что можно в школе сделать и показать по физике Обложка Точидловский И.Я. Что можно в школе сделать и показать по физике
Id: 236348
465 р.

Что можно в школе сделать и показать по физике № 31. Изд. стереотип.

URSS. 2018. 248 с. ISBN 978-5-397-06280-0.
Типографская бумага

Аннотация

Усвоение физики по книге или со слов учителя, но без эксперимента, влечет за собою механическое, часто бессознательное запоминание фактов, не связываемых с действительностью. Исходя из особенностей детского внимания, необходимо при преподавании физики выдвинуть на первый план опыт.

Цель настоящей книги --- облегчить преподавание физики в школе описанием опытов, осуществляемых простыми и наглядными приборами. В книге помещено подробное... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Введение
I.Твердые, жидкие и газообразные тела.
 Твердые тела. Металлы. Неметаллы. Кристаллы. Жидкости. Промежуточные тела. Газы.
II.Русские и метрические меры
 Русские линейные меры. Метрические линейные меры. Способ измерения длин. Точность при измерениях. Меры для измерения площадей и объемов. Измерение площадей, не имеющих правильной геометрической формы. Измерение объемов. Вес и весы. Пружинные весы. Рычажные весы. Меры веса. Способы взвешивания. Определение удельного веса и объема.
III.Некоторые сведения из механики
 Силы. Падение тел. Равновесие сил. Рычаги. "Золотое правило". Простые машины. Наклонная плоскость. Клин. Винт. Зубчатые колеса. Трение.
IV.Жидкости
 Текучесть жидкостей. Сжимаемость жидкостей. Жидкости смешивающиеся и несмешивающиеся. Равновесие жидкости в сосуде. Давление внутри жидкости. Давление жидкости на стенки сосуда. Давление жидкости на дно сосуда. Сообщающиеся сосуды. Давление жидкости на погруженное в нее тело. Плавание тел. Поверхностная пленка. Прилипание жидкостей к твердым телам.
V.Газы
 Давление атмосферы. Барометры. Закон Архимеда для газов. Воздушные насосы. Всасывающий насос. Нагнетательный насос. Приборы, основанные на свойствах газов. Кузнечные мехи. Шприц для опрыскивания растений. Водяные насосы. Сифон.
VI.Теплота
 Тепловое расширение тел. Расширение твердых тел. Расширение жидкостей. Особенности расширения воды. Расширение газов. Температура. Ртутный термометр. Распространение теплоты. Лучистая теплота. Теплопроводность тел. Понятие о количестве теплоты. Плавление и отвердевание. Скрытая теплота плавления. Изменение объема при плавлении. Испарение и кипение. Зависимость кипения от давления. Скрытая теплота парообразования. Охлаждение при испарении. Пары насыщенные и ненасыщенные. Понятие о влажности воздуха. Гигрометр. Понятие о паровой машине.
VII.Свет
 Разделение тел по отношению к свету. Прямолинейное распространение света. Тень и полутень. Получение изображений сквозь небольшие отверстия. Скорость света. Изменение яркости освещения с расстоянием. Фотометры. Отражение света от плоского зеркала. Рассеяние света. Сферическое зеркало. Построение изображений в вогнутом зеркале. Выпуклое сферическое зеркало. Преломление света. Законы преломления. Прохождение света через среду, ограниченную параллельными плоскостями, и через призму. Сферические стекла. Построение изображений в сферическом стекле. Оптические инструменты. Лупа. Сложный микроскоп. Астрономическая труба. Галилеева труба. Бинокль. Фотографический аппарат. Волшебный фонарь. Глаз и зрение. Разложен, света на цвета. Спектральный анализ. Цвета тел.
VIII.Звук
 Звучащие тела. Распространение звука. Ухо. Сила, высота и тембр звука. Скорость звука.
IX.Магнетизм
 Естественные и искусственные магниты. Взаимодействие магнитных полюсов. Магнитная стрелка. Компас. Магнитная индукция. Магнетизм земли. Магнитное склонение и магнитное наклонение.
X.Электричество
 Электризация при трении. Электрический маятник. Два рода электрических состояний. Проводники и непроводники электричества. Электризация трением проводников. Электроскоп. Одновременное образование при трении электричества обоих знаков. Электростастическая индукция. Электрофор. Распределение электричества на проводнике. Электрическая машина. Опыты с электрической машиной. Электрический ток. Источники электрического тока. Элементы. Сухой элемент. Электрическая цепь. Соединение элементов в батареи. Проводники и непроводники электрического тока. Тепловые действия тока. Химические действия тока. Гальванопластика и гальваностегия. Магнитные действия тока. Электромагнитный телеграф. Электрический звонок. Действие тока на магнитную стрелку. Гальваноскоп и гальванометр. Сила тока. Электродвижущая сила. Сопротивление проводника. Электромагнитная индукция. Телефон. Понятие о динамомашине.
XI.Числовые таблицы
 Табл. I. Формулы для определения площадей плоских фигур. Табл. II. Формулы для определения объемов тел. Табл. III. Для перевода русских мер в метрические и обратно. Табл. IV. Удельные веса некоторых твердых тел. Табл. V. Удельные веса некоторых жидкостей. Табл. VI. Удельные веса некоторых газов. Табл. VII. Удельная теплота твердых и жидких тел. Табл. VIII. Скрытая теплота испарения некоторых жидкостей. Табл. IX. Проявитель, фиксаж, вираж, вираж-фиксаж. Табл. X. Скорость звука. Табл. XI. Ванны для гальваностегии. Табл. XII. Электродвижущие силы некоторых гальванических элементов. Табл. ХIII. Сопротивление метра проволоки в омах.
Предметный указатель

Предисловие
top

Громадное значение естествознания как в образовании каждого человека, так и во всей культурной жизни человечества в настоящее время общепризнано. Всякий рядовой работник школы должен поэтому ясно сознавать, что важнейшая его обязанность приобщить учащегося к великим, достижениям естественных наук.

Для этой цели в распоряжении учителя имеются предметы классного преподавания, которые знакомят учащегося с явлениями природы путем точных методов. К таким предметам относятся: физика, широко пользующаяся математикою, а также химия.

"Можно быть первоклассным астрономом, не зная минералогии, минерологом – не зная ботаники, химиком – не зная зоологии, наконец, физиком – не зная ни одной из вышеназванных наук. Но нельзя быть специалистом хотя бы по одной из этих наук, не имея хотя бы элементарных, но точных сведений по физике", писал 30 лет тому назад проф. Ф.Н.Шведов.

Исходя из особенностей детского внимания, необходимо при преподавании физики выдвинуть на первый план опыт. Усвоение физики по книге или со слов учителя, но без эксперимента, влечет за собою механическое, часто бессознательное запоминание фактов, не связываемых с действительностью.

Мерилом успешности преподавания явится наличие у учащегося конкретных представлений. Называя предмет, описывая явления и т.п., учащийся должен вспоминать не страницы книги или слова учителя, а собственные наблюдения, при которых он ознакомился со свойствами и особенностями предмета или явления.

Пособиями при прохождении начального курса физики служат коллекции предметов, приспособленных к курсу, и простейшие физические приборы.

Однако, учитывая бедность наших школ пособиями вообще, а физическими приборами в частности, приходится возлагать все надежды в деле рационального преподавания физики, на самодеятельность учителя.

Цель настоящей книги облегчить преподавание физики описанием опытов, осуществляемых простыми, наглядными и дешевыми приборами. Во многих местах читатель найдет два, три и больше прибора для демонстрирования одного и того же явления. Сделано это умышленно, чтобы дать возможность учителю воспользоваться тем прибором, который имеется под руками или какой, по тем либо иным соображениям, ему легче изготовить.

Во многих случаях к изготовлению приборов следует привлечь и учащихся.

При физическом кабинете необходимо иметь хотя бы небольшой набор столярных, слесарных и др. инструментов, которые дадут возможность учителю многие приборы готовить собственными средствами.

Всякий преподаватель физики должен всегда иметь в виду следующие положения:

1. Постоянно совершенствоваться в технике классного эксперимента.

2. Никогда не показывать в классе опытов, которые не были проделаны предварительно.

3. Неудачные опыты в классе недопустимы; следует показывать опыт лишь тогда, когда экспериментирующий настолько искусился в его производстве, что неудачи быть не может.

4. Всякий опыт должен быть прост; прибор не должен затемнять явления.

Правда, чтобы образовательные цели физики были осуществлены вполне, одного классного эксперимента далеко недостаточно – необходима самая широкая постановка практических занятий. Но этот вопрос совершенно не затронут в настоящей книге. Мы оставляем за собою право в будущем, если встретится к тому надобность, издать руководство для практических занятий по физике в школе.

В заключение считаю своим непременным долгом принести глубокую благодарность своему товарищу и другу М.А.Аганину, взявшему на себя труд прочесть всю рукопись и сделавшему целый ряд очень ценных указаний.