URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Улуханов И.С. Мотивация в словообразовательной системе русского языка
Id: 194774
 
359 руб.

Мотивация в словообразовательной системе русского языка. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 320 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-397-04862-0.

 Аннотация

В книге рассматривается центральное понятие теории словообразования --- словообразовательная мотивация. Анализируется соотношение синхронной мотивации и диахронической производности; выделяются степени словообразовательной мотивации. Мотивационные отношения исследуются как элемент системы (в частности, анализируются мотивированные слова как члены синонимического ряда) и текста (описывается функционирование словообразовательных пар в пределах одного контекста). Рассматриваются семантические, стилистические, структурно-словообразовательные, морфонологические и другие свойства мотивирующих слов, способствующие или препятствующие их сочетанию со словообразовательным формантом. Описываются слова, мотивированные словосочетаниями и отдельными формами слов.

Рекомендуется филологам-русистам, филологам других специальностей, студентам и аспирантам филологических факультетов, а также всем, кого интересуют проблемы русского языка.


 Оглавление

Предисловие
Глава I. Общие проблемы мотивации
 1.Понятие словообразовательной мотивации и некоторые вопросы мотивационных отношений в лексике
 2.Мотивация и производность
 3.О степенях словообразовательной мотивации
 4.Мотивация в лексической системе языка и в тексте
Глава II. О закономерностях сочетаемости мотивирующего слова и словообразовательного форманта
 1.О методах изучения закономерностей сочетаемости морфем
 2.Виды ограничений сочетаемости мотивирующего слова и словообразовательного форманта
 3.Семантические свойства мотивирующих слов
 4.Структура мотивирующих слов
 5.Стилистические свойства мотивирующих слов
 6.Синхронно-диахронические свойства мотивирующих слов
 7.Морфонологические свойства мотивирующих слов
 8.Формально-грамматические свойства мотивирующих слов
 9.Частотность мотивирующих слов
 10.Мотивация словосочетанием
 11.Мотивация формами слов
Заключение
Литература
Указатель неологизмов и окказионализмов

 Предисловие

Словообразовательная мотивация -- центральное понятие синхронного словообразования, поскольку основным предметом изучения в синхронном словообразовании являются мотивированные слова.

Проблема произвольности-обусловленности (мотивированности) знака обсуждалась еще в античности, но наиболее четко и эксплицитно она была, как известно, изложена Ф.де Соссюром в § 3 главы VI его "Курса общей лингвистики": "Основной принцип произвольности знака не препятствует различать в каждом языке то, что в корне произвольно, то есть немотивированно, оттого, что произвольно лишь относительно. Только часть знаков является абсолютно произвольной; у других же знаков обнаруживаются признаки, позволяющие отнести их к произвольным в различной степени: знак может быть относительно мотивированным" (Соссюр, 1977, с.163). "Не существует языков, где нет ничего мотивированного; но немыслимо себе представить и такой язык, где мотивировано было бы все. Между этими двумя крайними точками -- наименьшей организованностью и наименьшей произвольностью -- можно найти все промежуточные случаи. Во всех языках имеются двоякого рода элементы -- целиком произвольные и относительно мотивированные, -- но в весьма разных пропорциях, и эту особенность языков можно использовать при их классификации" (Соссюр, 1977, с.165). Об этих пропорциях точно судить очень трудно, поскольку словарь открыт для новообразований и заимствований, благодаря чему меняется состав не только мотивированных, но и -- хотя и в гораздо меньшей степени -- состав немотивированных слов. Тем не менее в ряде исследований содержатся данные о соотношении мотивированных и немотивированных слов: в русском языке -- 66: 34, во французском 57: 43 (Гак, 1977, с.41), в чешском "более чем две трети словарного состава принадлежит к типу словообразовательно описательных (popisnych), мотивированных слов" (Dokulil, 1962, с.105), в словацком -- 65: 35, в венгерском 80: 20, в финском 88: 12 (Furdik, 1993, с.23). Об относительности этих цифр можно судить хотя бы на основании сопоставления данных о соотношении мотивированных и немотивированных слов в русском языке, приведенных в Гак, 1977, Блинова, 1984, с.40--41 и Тихонов, 1985--66: 34, 70: 30 (выборка на участках с наименьшей мотивированностью) и 86: 14; последнее соотношение в абсолютных цифрах выглядит следующим образом: 126034 мотивированного слова и 18118 немотивированных, из которых 12542 слова возглавляют гнезда, а 5576 слов гнезд не имеют (из них 79 омонимичны вершинам гнезда) (см. Тихонов, И, 1985, с.440, 870).

Все приведенные данные сходятся лишь в том, что мотивированных слов гораздо больше, чем немотивированных, чем и определяется прежде всего важность и актуальность изучения словообразовательной мотивации.

Монография состоит из двух глав, первая из которых называется "Общие проблемы мотивации", вторая -- "Закономерности сочетаемости мотивирующего слова и словообразовательного форманта". Каждая глава делится на разделы.

В первом разделе первой главы рассматривается употребление в научной литературе терминов мотивация и производность, дается определение словообразовательной мотивации и обсуждаются некоторые проблемы, связанные с установлением направления мотивации.

Во втором разделе первой главы описываются виды отношений между диахронической производностью и синхронной мотивированностью, свойственные словам современного русского литературного языка.

Третий раздел первой главы посвящен степеням слообразовательной мотивации, выделяемым в зависимости от того, какое место значение мотивирующего слова занимает в значении мотивированного.

В четвертом разделе первой главы "Мотивация в лексической системе языка и в тексте" рассмотрено место мотивированного слова: 1) в лексико-словообразовательной категории; 2) в лексико-семантическом ряду, семантическом классе, множестве и подмножестве (единицы, выделенные в "Русском семантическом словаре", М., 2000); 3) в синонимическом ряду. Из разнообразной проблематики, касающейся функционирования мотивированного слова в тексте, в данном разделе рассмотрено совместное употребление мотивированного и мотивирующего слов в контексте (высказывании).

Вторая глава монографии открывается разделом, посвященным общим проблемам, методам и задачам изучения закономерностей (ограничений) сочетаемости морфем.

Во втором разделе второй главы "Виды ограничений сочетаемости мотивирующего слова и словообразовательного форманта" ограничения охарактеризованы с различных точек зрения; при этом выявляются важные свойства ограничений.

Далее в разделах 3--11 второй главы рассмотрены только исходные ограничения, т.е. ограничения, обусловленные свойствами мотивирующих (исходных) единиц. Описываются семантические (грамматические и лексические значения), словообразовательные, стилистические, синхронно-диахронические (заимствованность/исконность как синхронные свойства), морфонологические, формально-грамматические (например, тип склонения) и частотные характеристики мотивирующих слов, влияющие на их словообразовательные возможности.

В книге рассмотрены лишь некоторые вопросы словообразовательной мотивации, которым не было уделено достаточного внимания в предшествующих работах, специально посвященных этой проблеме (Блинова, 1984; Голев, 1989; Furdik, 1993; Ширшов, 1981 и др.); почти не касались мы, в частности, таких явлений, как виды мотивации и компоненты значения мотивированного слова (подробно описанных в Улуханов, 1977, с.34--63, 83--105).

Вопросы, затронутые в монографии, рассмотрены с разной степенью полноты и детализации. Наиболее полно и детально исследованы проблемы "мотивация и производность", "степени словообразовательной мотивации" и большая часть закономерностей сочетаемости мотивирующего слова и словообразовательного форманта. Из обширной темы "Мотивация в лексической системе и в тексте" выделены отдельные вопросы, названные выше. Это объясняется отчасти широтой соответствующей тематики, отчасти разнообразием и количеством материала, уже накопленного в исследованиях (последнее в наибольшей степени относится к проблеме функционирования мотивированного слова в тексте).

В книгу вошли (частично в переработанном и/или дополненном виде) ранее опубликованные статьи автора.


 Об авторе

Игорь Степанович УЛУХАНОВ

Российский языковед, специалист по истории русского литературного языка, словообразованию, морфемике, лексикологии и грамматике современного русского языка. Доктор филологических наук (1976), профессор (1985), лауреат Государственной премии СССР (1982).

И.С.Улуханов -- автор более 300 научных работ, в том числе книг "О языке Древней Руси" (1972; 2002; URSS, 2009), "Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания" (1977; URSS, 2001, 2004, 2007, 2011), "Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация" (1996; URSS, 2008), "Славянизмы в русском языке: Глаголы с неполногласными приставками" (2004; URSS, 2010), "Zur Theorie der russischen Wortbildung" (2004), "Мотивация в словообразовательной системе русского языка" (2005; URSS, 2010). Он один из создателей "Русско-немецкого словаря новых слов" (2007), "Словаря древнерусского языка (XI-XIV вв.)" (1989-2004), а также первого полного описания словообразовательной системы русского языка, представленного в "Русской грамматике" (1980; 2005).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце