URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бобров Е.А. Этические воззрения графа Л.Н.Толстого и философская их критика
Id: 194726
 
182 руб.

Этические воззрения графа Л.Н.Толстого и философская их критика. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 104 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04857-6.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1897 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга отечественного философа, историка философии и литературы Е.А.Боброва (1867--1933), посвященная исследованию этических воззрений великого писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого и анализу их философской критики. Автор излагает основные этические взгляды Толстого, выраженные в одном из главных его философских произведений --- трактате "Религия и нравственность". Представлена критическая характеристика гносеологии, метафизики и этики графа Толстого, высказанная известным мыслителем А.А.Козловым; приводится отзыв профессора философии Берлинского университета Георга фон Гижицкого. Показываются внутренние противоречия в этических доктринах Толстого. В приложении разбираются различные типы этического миропонимания.

Книга рекомендуется философам, литературоведам, культурологам, всем заинтересованным читателям.


 Оглавленiе

Предисловiе
I.  Критическая характеристика А.А. Козлова
 Гносеологiя графа Л. Н. Толстого
 Метафизика графа Л. Н. Толстого
 Этика графа Л. Н. Толстого
II.  Изложенiе сочиненiя графа Л. Н. Толстого "Религiя и нравственность"
 Три различныхъ значенiя слова "религiя"
 Происхожденiе религiи
 Сущность религiи
 Три (два) типа религiй
 Обязательность религiи
 Непригодность науки и философiи для установки религiознаго отношенiя
 Зависимость философiи и науки отъ религiи
 Незаменимость религiи
 Первоначальность и общедоступность религiознаго пониманiя
 Ненужность и вредность науки современной, несогласимой съ христiанством
 Определенiе нравственности
 Три формы нравственности: 1) нравственность личная, 2) общественная 21 и 3) христiанская
 Включенность нравственности въ религiю
 Неудовлетворительность этики философской (нехристiанской) въ сравненiи съ христiанствомъ
 Непримиримость христiанской этики съ языческою философiей
 Непримиримость христiанской этики съ современной наукою
 Нравственность личности и общественный строй
 Сбщее заключенiе: нравственность зиждется на религiи
III.  Отзывъ Г. Гижицкаго
 Двоякое пониманiе графомъ Толстымъ смысла жизни
 Смыслъ жизни заключается въ служенiи человечеству
 Отношенiе къ мiру есть отношенiе къ человечеству
 Религiя гр. Толстого есть не религiя, а лишь этика
 Историческая наука опровергаетъ нераздельность этики отъ религiи
 Гр. Толстой не сумелъ провести своего разделенiя религiй
 Основной принципъ этики гр. Толстого по Гижицкому неверенъ
 Признанiе Бога благимъ предполагаешь предварительное уменье различать добро и зло
 Нравственность, какъ мерило религiи
IV.  Краткое разъясненiе главныхъ признаковъ философскаго направления "критическiй индивудуалисмъ"
 Разъясненiе названiя
 Критицисмъ - результатъ философской критики знанiя
 Универсалисмъ (идеалисмъ)
 Некритическiй индивидуалисмъ или матерiалисмъ (атомисмъ)
 Результаты начальнаго перiода европейской гносеологiи
 Проблема внешняго мiра
 Солипсисмъ (эгоисмъ)
 Переходъ къ критическому индивидуалисму
 Скептицисмъ
 Общая схема философскихъ направленiй
V.  Внутреннiя противоречiя въ этическихъ доктринахъ гр. Л. Н. Толстого
 Определенiе религiи у гр. Л. Н. Толстого
 Критика: 1) религiя невозможна безъ Бога
 ) смутность въ употребленiи понятiя "соотношенiе"
 ) неразграниченность у гр. Л. Н. Толстого сферъ религiи, философiи и науки
 Первоначальность отношенiя къ мiру
  a) какого отношенiя ?
  b) изменяемость отношенiя къ мiру
  c) противоречiе со стороны науки
 Различiе областей религiи и наукъ
 Мнимое различiе науки христiанской и науки языческой
 Подлинное разграниченiе умственной области науки, философiи, религiи
 Идеалистическое заблужденiе въ пониманiи религiи и подтасовка религии философiею
 Подтасовка типовъ религiй формами этико-философскихъ воззренiй
 Вопросъ о природе религiознаго соотношенiя
 Безсознательная традицiонно-философская заменарелигiи богословiемъ
 Смутность понятiя гр. Л. Н. Толстого объ откровенiи или богопознанiи
 Апорiи въ понятiи "мiра"
 Откровенiе, какъ мiропознанiе
 Фактъ, подрывагощiй всю идеалистическую теорiю религiи, какъ познанiя
 Религiя, какъ реальная координацiя съ Богомъ
 Определенiе гр. Л. Н. Толстымъ нравственности
 Идеалистическая путаница понятiй нравственности и этики
 Неточность постановки самой проблемы
 Этика и философiя
 Необходимость критическаго индивидуалисма
 Общее сужденiе объ этике Л. Н. Толстого
 Генезисъ философiи гр. Л. Н. Толстого и мотивы его
VI.  Приложенiе
 Различные типы этическаго мiропониманiя
 Психическiя особенности человека
 Роль философiи. - Мiровоззренiе, какъ пониманiе и оценка мiра
 Различные типы этическаго мiропониманiя. - Наивный сенсуалисмъ и господство плоти
 Нарожденiе идеальныхъ стремленiй и начало философско-идеалистической оценки мiра
 Мелiористическiя стремленiя
 Наклонъ къ пессимисму
 Идеалистическiя решенiя проблемы: различныя формы пессимисма, какъ самоумерщвленiе непосредственное и посредственное (аскетисмъ), "неделанiе"
 Значенiе пессимисма
 Разумъ, какъ фактъ сознанiя
 Разумность, какъ верховный законъ мiра
 Значенiе истинно философской этики

 Предисловiе

Религiозно -- философскимъ и этическимъ сочиненiямъ графа Л.Н.Толстого суждено было сделаться своего рода событiемъ въ литературе последней четверти нашего века. И въ Россiи, и заграницей, какъ въ Европе, такъ и въ Америке эти сочиненiя влекли къ себе громадную массу читателей; они прiобрели и множество поклонниковъ, и множество противниковъ. О графе Толстомъ, какъ философе и моралисте, успела вырости целая литература и на отечественномъ, и на иностранныхъ языкахъ. Разбирали и критиковали доктрины Толстого съ самыхъ различныхъ точекъ зренiя и лица самыхъ разнообразныхъ занятiй и профессiй. Всего желательнее, конечно, была бы критика спецiалистовъ, лицъ, посвятившихъ себя занятiямъ философiею и ея разными прикладными отраслями, какова этика; но именно спецiалисты-философы и оказались всего менее отзывчивыми на ученiе тр. олстого. Среди философскихъ сочиненiй, посвященныхъ разбору доктринъ гр. Толстого, особенно важное место занимаетъ книга почтеннаго русскаго мыслителя, профессора А.А.Козлова: "Религiя гр. Л.Н.Толстого" изд. П.1896 г. Это сочиненiе написано чрезвычайно объективно. Съ истинно философскимъ спокойствiемъ и редкимъ у насъ и въ наше время безпристрастiемъ А.А.Козловъ разбираетъ доктрины гр. Толстого, и признавая ихъ несостоятельными, старается совершенно справедливо отнестись къ своему противнику. Такъ какъ мы держимся техъ же основныхъ философскихъ воззренiй и въ частности вполне разделяемъ взгляды А.А.Козлова на философствованiе графа Толстого, а ниже будемъ иметь случай пользоваться ими, какъ критерiями, то мы позво- ляемъ себе сейчасъ же привести основные результаты критики А.А.Козлова и вкратце изложимъ сделанную последнимъ общую характеристику философiи графа Толстого.


 Об авторе

Евгений Александрович БОБРОВ (1867--1933)

Отечественный философ, историк философии и литературы. Родился в Риге, в семье землемера. Окончил Дерптский (Юрьевский) университет, где занимался под руководством известного немецкого философа Г.Тейхмюллера. В 1895 г. защитил магистерскую диссертацию "Отношение искусства к науке и нравственности", в которой выступил как последователь Г.В.Лейбница и Г.Тейхмюллера. Преподавал в Юрьевском (1893--1896), Казанском (1896--1903) и Варшавском (1903--1915) университетах. С 1899 г. профессор Казанского университета, а с 1906 г. -- Варшавского университета. После 1917 г. заслуженный профессор Донского (Северо-Кавказского) университета в Ростове-на-Дону.

В своем философском творчестве Е.А.Бобров следовал принципам неолейбницианства Г.Тейхмюллера, Р.Г.Лотце и панпсихизма А.А.Козлова. Он перевел на русский язык знаменитую "Монадологию" Г.В.Лейбница (1890). Собственную философскую позицию он определял как "критический индивидуализм", считая, что данное определение соответствует основной и наиболее перспективной тенденции европейской философии Нового времени. К традиционным для лейбницианства трем типам бытия -- идеальному, реальному и субстанциальному -- Бобров прибавил еще один тип: бытие координальное. Этой своей идее он придавал исключительное значение, считая "координацию" высшей формой бытия ("мысль есть координация элементов сознания", "личность есть координация функций между собой и с "я", "вселенная есть координация существ между собою и Богом"). Е.А.Бобров также внес большой вклад в изучение истории русской философии. В число его трудов вошли: "Новая реконструкция монадологии Лейбница" (1896), "О самосознании" (1898), "О понятии бытия" (1898), "Бытие индивидуальное и бытие координальное" (1900), "Историческое введение в логику" (1913), "История новой философии" (1915) и другие.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце