URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Медушевский Н.А. Основы толерантности и правовой культуры Обложка Медушевский Н.А. Основы толерантности и правовой культуры
Id: 194550
1246 р.

Основы толерантности и правовой культуры Изд. 2

URSS. 2015. 408 с. ISBN 978-5-9710-1779-0.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Монография «Основы толерантности и правовой культуры» посвящена острой и весьма востребованной в гуманитарной теории и практике теме. Ценности толерантных отношений становятся одним из главных условий мирного развития и выживания цивилизации. Острота проблемы толерантности увеличивается в глобальных масштабах по мере роста проницаемости межгосударственных границ и усиления мультикультурного характера современного общества. В России... (Подробнее)


Оглавление
top
 Предисловие автора
 Введение в курс
 Тема 1.Определения термина "толерантность"
 Тема 2.Античное понимание толерантности
 Тема 3.Религиозное смирение как трактовка толерантности
 Тема 4.Толерантность в исламе
 Тема 5.Возрождение, реформация и гуманизм как этапы переосмысления толерантности
 Возрождение в искусстве и литературе
 Роль книгопечатанья
 Реформация и контрреформация
 Лютеранство
 Кальвинизм
 Англиканство
 Роль крестьянских воин и социальных движений XV – XVII веков в развитии идей толерантности
 Университетское образование
 Утопии средневековья и нового времени
 Тема 6.Новое время и вызов конституционализма
 Просвещение
 Концепция деизма
 Концепция общественного договора
 Развитие  конституционализма в США
 Развитие конституционализма во Франции
 Тема 7.Переосмысление идеи толерантности немецкими философами XVIII–XIX веков
 Философские идеи Иммануила Канта
 Философские идеи Иоганна Готлиба Фихте
 Философские идеи Фридриха Вильгельма Шеллинга
 Философские идеи Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
 Философские идеи Людвига Андреаса Фейербаха
 Тема 8.Идеологическое противостояние и толерантность
 Философские идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса
 Идея толерантности в практике построения коммунистического общества          
 Философия имморализма
 Идея толерантности в практике построения национал-социалистического   общества
 Идеология либерализма и ее философское обоснование
 Тема 9.Толерантность нашего времени и ее нормативное закрепление
 Единство правового поля: Устав ООН и Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО
 Гендерная толерантность
 Сексуально-ориентационная толерантность
 Образовательная толерантность
 Толерантность по отношению к людям с ограниченными  возможностями
 Тема 10.Основания для развития идей толерантности
 Правовая культура
 Политическая культура
 Спекулятивный потенциал толерантности
 Концепция "плавильного котла" и концепция мультикультурализма
 Вместо заключения
 Литература и источники

Предисловие автора
top

Учебное пособие "Основы толерантности и правовой культуры" предназначено для проведения одноименного курса и организации учебного процесса студентов, обучающихся по направлениям подготовки  бакалавриата и магистратуры "Политология" "Реклама и связи с общественностью", "Юриспруденция", "Сервис", "Туризм", "Гостиничное дело", "Менеджмент", "Экономика", "Международные отношения", "Управление персоналом", "Социология", "Антропология и этнология" и др.

Учебное пособие может также применятся при проведении близких по тематике курсов гуманитарной направленности, чему способствует значительный массив научной информации, использованной при его подготовке.

В учебном пособии освещаются ключевые этапы становления идеи толерантности в ее современном виде, проводится исследование противоречий, препятствующих распространению толерантного поведения в социуме, анализируются как исторические, так и повседневные ситуации, демонстрирующие сложность процесса укоренения идеи толерантного поведения в национальных культурах и на глобальном, общемировом уровне.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных как с общими знаниями о принципах толерантности, специфических формах толерантного поведения, так и с более ситуативными  принципами построения гармоничной коммуникации в социуме в ситуациях профессионального и повседневного взаимодействия, с целью оптимизации межкультурного диалога в мультиэтнических и мультикультурных сообществах.

Важным элементом концепции учебного пособия выступает исторический контекст, позволяющий раскрыть транзит идеи толерантности и обнаружить ее формирующее влияние на религиозные традиции, философские концепции, политические, правовые и социальные принципы.

Концепция курса, характеризующаяся достаточно высоким новационным потенциалом, заключается в подготовке специалиста, обладающего знаниями о современных принципах построения гармоничной коммуникации  в мультикультном и мультиэтническом обществе, а также профессиональными компетенциями, необходимыми для реализации целей гармонизации взаимодействия как на социальном, так и на профессиональном уровнях, способствуя  реализации принципов гражданского общества.

Достижение этой цели делает  возможным выход обучающегося на новую ступень диалогового мышления и позволяет обеспечить переход от конфронтационной закрытой модели поведения к коммуникации, основанной на открытости, принятии жизненного разнообразия и интересе к другому человеку.

Оригинальность учебного пособия обусловлена его комплексностью и ориентацией на базовые идеи современной науки, подтверждение которых студент может обнаружить на протяжении всего процесса обучения, а также в своей повседневной жизни.

При этом следует отметить, что автор умышленно не строит изложение материала на конкретных примерах, кейсах, которые имеют свойство устаревать и являются, скорее, атрибутом живого диалога студента и преподавателя.

В противоположность данному направлению, изложение материала апеллирует к "вечным" ценностям и их наиболее широким толкованиям, передающим принцип реакции на определенные вызовы исторического развития индивида, социума, человечества.

Учебное пособие направлено на формирование у студентов, прежде всего, общекультурных компетенций, в числе которых:

•    способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

•    способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта;

•    способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

•    владение культурой мышления, навыками обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и поиска путей её достижения;

•    готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой;

•    способность понимать движущие силы и закономерности исторического  процесса, роль насилия и ненасилия в истории;

•    готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантному отношению к национальным, расовым, конфессиональным различиям;

•    стремление к совершенствованию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.

Перечисленные компетенции относятся без исключения ко всем образовательным направлениям, охваченным данным учебным пособием, и приобретаются студентами при критическом ознакомлении с текстом, при ответе на вопросы для самоконтроля, при ознакомлении с библиографией к данному учебному пособию.

Обращаясь к читателю данного учебного пособия, автор выражает уважение к его жажде познания нашего неидеального мира и призывает быть толерантным, так как именно толерантность является основой диалога, понимания и уважения – принципов, создающих из человека разумного – человека достойного.


Об авторе
top
Николай Андреевич МЕДУШЕВСКИЙ

Старший преподаватель Российского государственного гуманитарного университета, кандидат политических наук. Является автором более 40 научных трудов. Среди них - "Фабрики мысли в ЕС: сравнительный анализ европейского и американского исследовательских подходов" (2010); "Фабрика мысли. Американская модель и подходы к ее адаптации за пределами США" (2011); "Культурные аспекты и правоприменительная практика в области прав человека в Северной Америке" (коллектив авторов, в соавторстве с А. Р. Шишкиной, 2012); "Феномен ``открытого университета'': открытый университет, как фабрика педагогической мысли" (2012); "Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты" (коллектив авторов, 2013); "Сравнительный анализ потенциала регионов Дальневосточного федерального округа и оценка возможностей региональной системы высшего образования для инновационного развития территории" (2013); Университет и регион. Выбор институциональной стратегии развития Северо-Восточного Федерального университета им. М. К. Аммосова с учетом потребностей Дальнего Востока" (коллектив авторов, 2013).

Неоднократно выступал с научными докладами и лекциями на тематических конференциях в ведущих университетах России и странах СНГ. Сфера научных интересов - политические аспекты толерантного поведения, аналитическая и экспертная деятельность по обеспечению демократических процедур в системе общественных отношений и в политическом процессе, противодействие рискам глобального развития социального и гуманитарного характера, оптимизация образовательных моделей в системе высшего образования.