Георгиевский Сергей Михайлович
Отечественный ученый-китаевед. Профессор Петербургского университета. По окончании историко-филологического факультета Московского университета работал преподавателем истории в Костромском реальном училище. После окончания факультета восточных языков Петербургского университета уехал в Китай в качестве служащего торговой фирмы «Боткин и сыновья». Через 3 года вернулся в Россию и после защиты магистерской диссертации по древнейшей истории Китая приступил к чтению лекций по китайской словесности. Вскоре состоялась защита им докторской диссертации на тему «Анализ иероглифической письменности китайцев как отражающей в себе историю жизни древнего китайского народа».
Васильев Василий Павлович
Выдающийся российский востоковед (синолог, буддолог, санскритолог); академик Петербургской академии наук. Родился в Нижнем Новгороде, в семье мелкого чиновника. В 1837 г. окончил отделение восточных языков историко-филологического факультета Казанского университета. В 1840 г. был прикомандирован к русской духовной миссии в Пекине, где изучал санскрит, китайский, монгольский, тибетский и маньчжурский языки (вернулся в 1850 г.). В 1851–1855 гг. профессор Казанского, в 1855–1890 гг. — Петербургского университетов. В 1878–1893 гг. декан восточного факультета Петербургского университета. Член-корреспондент Петербургской АН (1866), академик (1886).
В. П. Васильев проводил научные исследования в различных областях китаеведения (история, религия, география, язык и литература Китая). Во время пребывания в Пекине он опубликовал большую карту китайских владений и составил исторические карты Китая при 12 различных царствовавших в нем династиях. В своих трудах он впервые в отечественной науке предпринял попытку систематического изложения истории развития буддийской мысли. Кроме того, он был в числе первых востоковедов, поставивших вопрос о выработке адекватного языка описания буддийского духовного опыта, о критериях выбора аналогов для перевода категорий буддийского учения на европейские языки. Широкую известность получили его труды: "Буддизм, его догматы, история и литература" (1857–1869; ч. 1 и 3; книга, составившая эпоху в изучении буддизма), "История и древности восточной части Средней Азии от Х до XIII века" (1857), "Анализ китайских иероглифов" (1866–1884; ч. 1–2; очерк фонетики, морфологии и письменности Китая), "Графическая система китайских иероглифов" (1867), "Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм" (1873), "Очерк истории китайской литературы" (1880) и другие. Мюллер Макс
Крупный филолог, востоковед. Родился в Германии, в г. Дессау, в семье поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Изучал санскрит, арабский и персидский языки в Лейпцигском университете, затем специализировался в санскрите под руководством Франца Боппа. В 1846 г. М. Мюллер переезжает в Англию, где становится членом нескольких научных обществ, а с 1854 г. — профессором сравнительной филологии в Оксфорде. Глубокое изучение древнеиндийских текстов приводит М. Мюллера к исследованию восточных религий, и в 1868–1875 гг. он становится профессором сравнительной теологии Колледжа всех душ (Олл-Соулз колледжа). Мюллер считал, что исследование языков должно быть связано с исследованием культуры и религиозных воззрений народов. Будучи в ряду ведущих санскритологов своего времени, Мюллер участвовал в фундаментальном издании «Ригведы» («Книги гимнов») — одного из древнейших памятников ведической литературы. Опубликовал «Лекции по науке о языке» (1861–1864), из которых в русском переводе вышла их первая серия, представленная в одноименной книге.
|