URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Беляев В.А. КОНСТРУИРУЕМ МОДЕРН: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход
Id: 192387
 
399 руб.

КОНСТРУИРУЕМ МОДЕРН: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход

URSS. 2015. 400 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-1676-2.

 Аннотация

Настоящая монография представляет собой авторский ответ на вопрос «что такое модерн?». К постановке этого вопроса и ответу на него направляет целый ряд факторов. С одной стороны, к этому побуждают системные характеристики современного глобального мира, которые являются результатом глобализации новоевропейской культуры. Важно понять, какова логика этой системности. Почему модерн стал таким, каким он стал? Насколько фундаментальные ракурсы модерна поддерживают друг друга? Каковы эти ракурсы по содержанию? С другой стороны, к этому побуждают многочисленные нападки на модерн со стороны пост-модернистских и контр-модернистских позиций. Насколько адекватны их претензии к модерну? Можно ли считать, что они в достаточной мере понимают логику модерна, или они занимают позицию простого отрицания?

Отвечая на эти вопросы, анализируя позиции, автор приходит к рассмотрению модерна как, прежде всего, антропологического проекта. В этом проекте автор выделяет две специфические логики: посткультурную и интеркультурную. Развертывание этих логик превращает модерн в посткультуру и интеркультуру. Автор предлагает проектно-системный подход к анализу модерна, который рассматривает сам модерн (а также то, что соотносимо со словосочетаниями «до-модерн», «пост-модерн», «контр-модерн» и т.п.) как разработку и реализацию специфических проектов мира. Разработка, реализация и взаимная критика этих проектов составляет содержание анализа в проектно-системном подходе. Модерн в целом рассматривается как ответ на жизненный вызов до-модерновой реальности. У модерна в этом смысле есть своя «правда», которую надо увидеть и принять, чтобы появилась возможность его конструктивно преодолеть.


 Оглавление

Предисловие
Глава 1. Критика религиозного разума Ю.Хабермаса как часть критики культурного разума
 1. Перспектива политической культуры религиозной толерантности и демократическое конституционное государство
 2. Общая логика формирования толерантности
 3. Спецификация компонентов отвергания. Толерантность как социокультурная стратегия, новоевропейский разум и новоевропейский натурализм. Демократия и наука
 4. Бремя толерантности. Столкновение этосов и столкновение материализаций символических миров
 5. Обобщенное выражение логики рассуждений Хабермаса
 6. Предлагаемые расширения к анализу стратегии толерантности. Новоевропейская толерантность, новоевропейский натурализм и новоевропейский разум
 7. Заключение
Глава 2. Выучила ли религия урок модерна? К вопросу о позиции религиозного человека в постсекулярном мире
 1. Позиция Кырлежева
 2. Краткое выражение позиции Кырлежева
 3. Два направления поиска сути секуляризации
 4. Конструируем минимальный модерн как неизбежность решения задачи мирного сосуществования культур в плюралистическом мире
 5. Символ веры человека постсекулярной эпохи
Глава 3. Конструируем критическую философию И.Канта как "философскую реформацию" и "критику культурного разума"
 1. Идея "метафизики нравственности" в контексте "коперниканского переворота"
 2. "Критика культурного разума" как обобщенный вариант критики практического разума
 3. Критика теоретического разума как когнитивная проекция "критики культурного разума"
 4. Критика теоретического разума + критика практического разума = "философская реформация"
 5. "Философская реформация": новая метафизика природы и духа
 6. "Философская реформация" и "критика культурного разума"
Глава 4. Конструируем модерн как систему антропологических проектов
 1. Позиция Франкфуртской школы относительно капитализма и модерна в целом
 2. Конструируем капитализм как трансформацию антропологического проекта Просвещения. Кантовский проект "открытого общества". Свобода и антагонизм индивидов, развитие человеческих потенциалов и прогресс
 3. Франкфуртская школа: просвещенческие идеалы против "капиталистической реализации" просвещенческого проекта
 4. Конструируем капитализм исходя из реализации кантовского просвещенческого проекта. "Открытое общество" как машина "индивидуального самовыражения", "конкуренции" и "прогресса"
 5. Конструктор обществ и "диалектика просвещения"
 6. Начало кантовской "диалектики просвещения" и "диалектики реформации"
 7. "Реформация" как парадигмальное действие новоевропейской культуры. "Философская реформация" Канта
 8. "Диалектики просвещения" как результат реализационных метаморфоз просвещенческого проекта. Начало кантовской "диалектики просвещения". От общества-культуры к обществу-посткультуре
 9. Первый тип отступлений от чистоты принципов "открытого общества": компенсация "энергетической недостаточности". Радикальная посткультура и восстановление "культурной архитектуры". Логика "великого инквизитора"
 10.Реформационное "покорение человека": от "культуры мостов к трансцендентному" к "культуре прохода через земную реальность". Капитализм как предельно натуральное выражение реформационно-просвещенческой программы. "Черные дыры" новоевропейского человечества
 11.Второй тип отступлений от чистоты принципов "открытого общества": компенсация эгоизма. Реформация-просвещение и "критика культурного разума"
 12.Гарантии "вечного мира" и классическая политическая экономия: построение системы "разделяй и властвуй". Новый подход к "критике культурного разума". Капитализм как воплощение просвещенческого духа в форме "закона природы"
 13."Критическая теория" Франкфуртской школы и парадоксальность реформации-просвещения
 14."Диалектика Просвещения", проект покорения природы и проекты покорения человека
 15.Заключение: от культуры к посткультуре и интеркультуре
Глава 5. Модернистская "критика культуры" и диалектика "культурного-посткультурного-интеркультурного"
 1. Краткое содержание работы Канта "Религия в пределах только разума"
 2. Ставим кантовскую критику религии в перспективу сквозного действия его критической философии (в перспективу "критики культуры")
 3. Выражаем кантовскую критику религии в виде системы тезисов
 4. Выделяем два аспекта "критики культуры": внутрикультурный (посткультурный) и интеркультурный. Рассматриваем кантовскую критическую философию как посткультурный аспект "критики культуры"
 5. Конструируем кантовскую "критику чистого разума" как общую форму "критики человека полагающего"
 6. Почему смысл "критики человека полагающего" наиболее очевиден в варианте "критики культуры". Кантовский проект "посткультуры"
 7. Кантовское движение от проекта "посткультуры" к восстановлению "культурной архитектуры" общества (к культурной ремиссии)
 8. Диалектика "культурного-посткультурного" в кантовской критической философии и новоевропейской культуре
 9. Принципы "вечного фашизма"
 10.Принципы "вечного фашизма" и принципы "вечной культурности"
 11.Принципы "вечной культурности" и общая схема диалектики "культурного-посткультурного". Капитализм как материализация идеи посткультуры
 12.Критика капитализма, культурные ремиссии и мировые войны ХХ века
 13.Интеркультурный аспект модернистской "критики культуры"
 14.Интеркультурная интенция "критики культуры", кантовская критическая философия и фундаментальные параметры модерна. Диалектика "культурного-посткультурного-интеркультурного"
 15.Интеркультурный вариант кантовской критики религии. Идеальная культурная ремиссия
 16."Вечная культурность" и "вечный фашизм" в диалектике "культурного-посткультурного-интеркультурного"
Глава 6. Эстетическая сторона модерна в перспективе посткультурно-интеркультурной логики его развертывания и образ современного художника
 1. "Вечный фашизм" в искусстве, "дифференцирующая культура" и "интегрирующая культура"
 2. Негативный портрет "дифференцирующей культуры" в искусстве и ее позитивный проект
 3. Антропоцентризм модерна и эстетическая сторона Возрождения
 4. Критика ренессансно-католической культуры и "реформация"
 5. От Реформации к Просвещению. Проект посткультуры
 6. Попытка посткультурной революции и "культурные альтернативы" посткультуре
 7. Романтизм как специфическая культурная альтернатива и романтический образ современного художника
 8. Индивидуалистически-чувственная и коллективистски-рациональная стороны посткультуры. Посткультура и капитализм
 9. Постмодерн, методология и технология. Постмодернистская критика капитализма. Развернутый вариант негативного портрета "дифференцирующей культуры" в искусстве
 10.Контр-модернистское содержание постмодерна. Развернутая версия негативного портрета "интегрирующей культуры" ("вечного фашизма"). Контр-модерн и "революция символизма" ХХ века
 11.Характер современного искусства и позиция современного художника (через анализ позиции В.М.Розина)
Глава 7. Постмодернистский "антропологический форсайт" и диалог с модерном
 1. Программа авторов форсайта и проектный подход к анализу модерна
 2. Краткий ответ на вопрос "что такое модерн?"
 3. Идеальная и реализационная стороны проекта модерна
 4. "Культурные альтернативы" модерну
 5. Проектная ситуация модерна
 6. Позиции экспертов, позиция авторов форсайта и позиция критики реализационной стороны модерна с точки зрения его идеалов
 7. Онтологическая альтернатива авторов форсайта и диалог с модерном
 8. Методологическо-технологическая система авторов форсайта и диалог с модерном
Глава 8. Контр-модернистская "историческая антропология" и актуальность модерна
 1. Общий план проекта "исторической антропологии" Феллера
 2. "Историческая антропология" как метафизический ответ на вызов модерна. Что проблематизирует сам модерн? На какие вызовы он отвечает?
 3. Позиция "исторической антропологии" как позиция недиалектического отрицания модерна. Необходимость актуализации модерна и поиска диалектических решений
 4. Логика проектно-системного подхода к анализу модерна
 5. Рисуем принципиальные черты формирования логики модерна
 6. Кант как ключевая фигура для понимания схематизма модерна. Дополнительные принципы проектно-системного подхода
 7. Контрреформация и Реформация. Барочно-пантеистическая и реформационно-деистическая стратегии
 8. Барочно-пантеистическая стратегия Джордано Бруно. Пантеистическая и деистическая стратегии разума
 9. Бэкон и Декарт между Контрреформацией, Реформацией и Просвещением. Экзотерическая и эзотерическая стороны модерна
 10.Гоббс и модерн на внешней стороне "я"
 11.Декарт и модерн на внутренней стороне "я"


 Об авторе

Беляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий "Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций", "Проективная антропология", "Посюсторонняя эзотерика", "Путешествие в психодраму и социологию", "Технологии справедливости техногенного мира", "Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности", "Либерализированная Россия в поисках нравственной основы", "Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий", "Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры", "Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира", "Феноменология и методология в контексте интеркультуры", "Интеркультура и философия", "Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход", "Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты", вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце