Памяти Джона Стюарта Милля, у котораго я впервые
научился прагматической открытости духа, и котораго мое воображенiе охотно рисуетъ себе нашимъ вождемъ, будь онъ въ настоящее время въ живыхъ. Собранныя въ этой книге лекцiи были прочитаны въ Ловелльскомъ университете въ Бостоне (въ ноябре и декабре 1906 г.) и въ Колумбiйскомъ университете въ Ныо-Iорке (въ январе 1907 г.). Я выпускаю ихъ въ светъ въ томъ же виде, въ какомъ оне были прочитаны, безъ какихъ бы то ни было дополненiй или примечанiй. Такъ называемое прагматическое движенiе – я не люблю этого названiя, но, очевидно, слишкомъ поздно менять его – объявилось неожиданно, словно съ неба свалилось. Некоторыя направленiя, всегда существовавшiя въ философiи, внезапно познали самихъ себя и свою общую задачу. Это произошло во многихъ странахъ и при томъ со столь многихъ и различныхъ точекъ зренiя, что въ результате получились многочисленныя разногласiя въ изложенiи ученiя. Я сделалъ попытку нарисовать въ широкихъ, общихъ чертахъ картину движенiя, какимъ оно представляется мне, не вдаваясь въ мелочи и подробности. Думаю, что можно было бы избежать многихъ безполезныхъ споровъ, если бы наши критики согласились ждать до техъ поръ, пока мы не раскроемъ окончательно сути возвещаемаго нами ученiя. Если мои лекцiи вызовутъ у какого-нибудь читателя интересъ къ прагматизму, то онъ, несомненно, пожелаетъ ознакомиться съ литературой вопроса. Въ виду этого я дамъ кое какiя указанiя. Въ Америке основной работой являются изданные Дж.Дьюи (John Dewey) "Studies in Logical Theory". Полезно прочесть также статьи Дьюи въ "Philosophical Review", т. ХV, с.113 и 465, въ "Mind", т.XV, с.293 и въ "Journal of Philosophy", т.IV, с.197. Но лучше всего все таки начать съ "Очерковъ по гуманизму" ("Studies in Humanism") Ф.К.С.Шиллера, и въ частности съ очерковъ №№1, 5, 6, 7, 18 и 19. Въ подстрочныхъ примечанiяхъ къ книге приводятся предшествующiя работы Шиллера и вообще вся полемическая литература вопроса. Далее, следуетъ прочесть Milhaud "Le Rationnel" 1898 и превосходныя статьи Ле Руа въ "Revue de Metaphysique", тт. 7, 8 и 9. Также и статьи Блонделя и де Сайи въ "Annales de Philosophic Chretienne", 4-ая серiя, тт. 2 и 3. Книгу о прагматизме на французскомъ языке готовится скоро выпустить Папини. Замечу, чтобъ избегнуть возможнаго недоразуменiя, следующее: между прагматизмомъ, какъ я его понимаю, и выдвинутой мной недавно теорiей "радикальнаго эмпиризма" нетъ никакой логической связи. Ученiе радикальнаго эмпиризма вполне самостоятельно и независимо. Можно целикомъ отвергнуть его и все таки быть прагматистомъ.
В 1878–1890 гг. У. Джемс написал свои знаменитые «Принципы психологии», в которых отверг атомизм немецкой психологии и выдвинул задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Он рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джемса. В 1902 г. вышла книга «Многообразие религиозного опыта» (рус. пер. 1910; неоднократно переизд. в URSS), вызвавшая самый глубокий интерес в кругах образованной публики всего мира. В последнее десятилетие своей жизни Джемс полностью переключился на философскую проблематику, опубликовав получившие широкую известность книги «Прагматизм: Новое название для некоторых старых методов мышления» (1907), «Плюралистическая Вселенная» (1909), «Очерки радикального эмпиризма» (1912, посмертно). |