URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ. Обложка Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ.
Id: 283331
549 р.

ПРАГМАТИЗМ:
новое НАЗВАНИЕ для некоторых СТАРЫХ МЕТОДОВ МЫШЛЕНИЯ: Популярные лекции по философии. Пер. с англ. Изд. стереотип

Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ.
William James. Pragmatism
URSS. 2022. 240 с. ISBN 978-5-9519-2954-9.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая читателю книга выдающегося американского философа и психолога Уильяма Джемса (1842–1910), посвященная прагматизму, представляет собой популярные лекции по философии, которые были прочитаны автором в 1906–1907 гг. в Ловелльском и Колумбийском университетах. В книге сделана попытка нарисовать в общих чертах картину прагматизма как философского течения, каким оно представляется автору. Описывается прагматизм... (Подробнее)


Оглавленiе
top
1-я Лекцiя. СОВРЕМЕННАЯ ДИЛЛЕМА ВЪ ФИЛОСОФIИ
2-ая Лекцiя.  ЧТО ТАКОЕ ПРАГМАТИЗМЪ
3-я Лекцiя. О НЕКОТОРЫХЪ МЕТАФИЗИЧЕСКИХЪ ПРОБЛЕМАХЪ СЪ ТОЧКИ ЗРЕНIЯ ПРАГМАТИЗМА
4-я Лекцiя. ЕДИНОЕ И МНОГОЕ
5-я Лекцiя. ПРАГМАТИЗМЪ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛЪ
6-я Лекцiя. ПРАГМАТИЗМЪ И ЕГО КОНЦЕПЦIЯ ИСТИНЫ
7-я Лекцiя. ПРАГМАТИЗМЪ И ГУМАНИЗМЪ
8-я Лекцiя. ПРАГМАТИЗМЪ И РЕЛИГIЯ
П.ЮШКЕВИЧЪ. О ПРАГМАТИЗМЕ
INDЕX

Предисловiе
top
Памяти Джона Стюарта Милля, у котораго я впервые
научился прагматической открытости духа, и котораго
мое воображенiе охотно рисуетъ себе нашимъ вождемъ,
будь онъ въ настоящее время въ живыхъ.

Собранныя въ этой книге лекцiи были прочитаны въ Ловелльскомъ университете въ Бостоне (въ ноябре и декабре 1906 г.) и въ Колумбiйскомъ университете въ Ныо-Iорке (въ январе 1907 г.). Я выпускаю ихъ въ светъ въ томъ же виде, въ какомъ оне были прочитаны, безъ какихъ бы то ни было дополненiй или примечанiй. Такъ называемое прагматическое движенiе – я не люблю этого названiя, но, очевидно, слишкомъ поздно менять его – объявилось неожиданно, словно съ неба свалилось. Некоторыя направленiя, всегда существовавшiя въ философiи, внезапно познали самихъ себя и свою общую задачу. Это произошло во многихъ странахъ и при томъ со столь многихъ и различныхъ точекъ зренiя, что въ результате получились многочисленныя разногласiя въ изложенiи ученiя. Я сделалъ попытку нарисовать въ широкихъ, общихъ чертахъ картину движенiя, какимъ оно представляется мне, не вдаваясь въ мелочи и подробности. Думаю, что можно было бы избежать многихъ безполезныхъ споровъ, если бы наши критики согласились ждать до техъ поръ, пока мы не раскроемъ окончательно сути возвещаемаго нами ученiя.

Если мои лекцiи вызовутъ у какого-нибудь читателя интересъ къ прагматизму, то онъ, несомненно, пожелаетъ ознакомиться съ литературой вопроса. Въ виду этого я дамъ кое какiя указанiя.

Въ Америке основной работой являются изданные Дж.Дьюи (John Dewey) "Studies in Logical Theory". Полезно прочесть также статьи Дьюи въ "Philosophical Review", т. ХV, с.113 и 465, въ "Mind", т.XV, с.293 и въ "Journal of Philosophy", т.IV, с.197.

Но лучше всего все таки начать съ "Очерковъ по гуманизму" ("Studies in Humanism") Ф.К.С.Шиллера, и въ частности съ очерковъ №№1, 5, 6, 7, 18 и 19. Въ подстрочныхъ примечанiяхъ къ книге приводятся предшествующiя работы Шиллера и вообще вся полемическая литература вопроса.

Далее, следуетъ прочесть Milhaud "Le Rationnel" 1898 и превосходныя статьи Ле Руа въ "Revue de Metaphysique", тт. 7, 8 и 9. Также и статьи Блонделя и де Сайи въ "Annales de Philosophic Chretienne", 4-ая серiя, тт. 2 и 3. Книгу о прагматизме на французскомъ языке готовится скоро выпустить Папини.

Замечу, чтобъ избегнуть возможнаго недоразуменiя, следующее: между прагматизмомъ, какъ я его понимаю, и выдвинутой мной недавно теорiей "радикальнаго эмпиризма" нетъ никакой логической связи. Ученiе радикальнаго эмпиризма вполне самостоятельно и независимо. Можно целикомъ отвергнуть его и все таки быть прагматистомъ.

Гарвардскiй университетъ, апрель 1907.

Об авторе
top
photoДжемс Уильям
Выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Родился в Нью-Йорке, в семье литератора и религиозного мыслителя. Учился в Гарвардском медицинском колледже. В 1869 г. получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 г. — ассистент (преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском университете), с 1885 г. — профессор философии, а в 1889–1907 гг. — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 г. организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Г. Мюнстербергом).

В 1878–1890 гг. У. Джемс написал свои знаменитые «Принципы психологии», в которых отверг атомизм немецкой психологии и выдвинул задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Он рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джемса. В 1902 г. вышла книга «Многообразие религиозного опыта» (рус. пер. 1910; неоднократно переизд. в URSS), вызвавшая самый глубокий интерес в кругах образованной публики всего мира. В последнее десятилетие своей жизни Джемс полностью переключился на философскую проблематику, опубликовав получившие широкую известность книги «Прагматизм: Новое название для некоторых старых методов мышления» (1907), «Плюралистическая Вселенная» (1909), «Очерки радикального эмпиризма» (1912, посмертно).