URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Катуар Г.Л. Теоретический курс гармонии Обложка Катуар Г.Л. Теоретический курс гармонии
Id: 223416
465 р.

Теоретический курс ГАРМОНИИ № 8. В 2 ч. Изд. стереотип.

Теоретический курс гармонии URSS. 2017. 200 с. ISBN 978-5-397-05728-8.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного композитора и музыкального теоретика Г.Л.Катуара (1861–1926), в которой излагается теоретический курс гармонии. Автор ставит целью построить систему, объединяющую существующие в музыке аккорды, объяснить их происхождение, их взаимную связь и функциональное значение. Теоретический анализ явлений гармонического мира сопровождается большим количеством примеров, что, по мнению... (Подробнее)


Оглавление
top
ЧАСТЬ I
Введение
Глава I. Диатоническая система. Гармоническое родство тонок. Церковные лады. Протодиатоническая система. Определение интервалов
Глава II. Образование аккордов диатонической системы. Группа тоническая, субдомипантная и доминантная. Разрешения 7-аккордов: автеитического и плагального типа
Глава III. Минорная система. Натуральный минор: его аккорды и применение их в нашей музыке. Гармонический и мелодический мажор и минор
Глава IV. Мажоро-минорная (10-тонная) система. Интервалы мажоро-минорной системы. Трезвучия ея; средитональные отклонения. Диссонирующие аккорды мажоро-минорной системы; доминантная, субдоминантная и тоническая группа аккордов
Глава V. Хроматическая (17-тонная) система. Трезвучия ее; среди-тональные отклонения. Мажоро-минорные интервалы и аккорды в хроматической системе. Применение хроматически измененных аккордов взамен и в связи с диатоническими. Ложные трезвучия
Глава VI. Новые интервалы и аккорды хроматической системы. Ультра-хроматические интервалы и аккорды
ЧАСТЬ I I.
Глава I. О секвенциях. Диатонические секвенции. Модулирующие, секвенции. Нисходящие модулирующие секвенции. Восходящие модулирующие секвенции. Средитональные модулирующие секвенции. Органный пункт
Глава II. Побочные тоны. Случайные аккорды и случайные сочетания. О гармонических сочетаниях, образуемых побочными тонами. Побочные тоны при неизменной гармонической функции. Побочные тоны в момент образования нового функционального аккорда. Нисходящие задержания. Восходящие задержания. Задержание в противоположном движении в разных голосах
Глава III. Теория модуляции. Способы модуляции. Модуляции через общие аккорды. Трезвучие, как общий аккорд при модуляции
Глава IV. Диссонирующие аккорды, как общие аккорды при модуляции. Уменьшенное трезвучие, как общий аккорд при модуляции. Увеличенное трезвучие, как общий аккорд при модуляции. Септаккорды, как общие аккорды при модуляции
Глава V. О свойствах модуляций в связи с исполняемыми ими функциями. Средитональные отклонения. Модуляции устанавливающие новый временно господствующий строй

Введение
top

Курс гармонии, обычно входящий в программу наших музыкальных школ сводится исключительно к практическому изучению этой дисциплины: ученик вводится постепенно в круг некоторых, наиболее часто встречающихся аккордов и ему предлагается ряд упражнений в наиболее складном применении этих аккордов, в наиболее естественном, чаще всего встречаемом сочетании их между собой. Тут говорится только о некоторых аккордах и совершенно умалчивается о многих других, правда, реже встречающихся, но тем не менее вполне возможных; далее, ни слова не говорится о происхождении, образовании аккордов, их взаимоотношеннии, исполняемых ими функциях, наконец о возможности дальнейшего обогащения круга гармоний. Поэтому все распространенные у нас учебники гармонии совершенно правильно именуются "руководствами к практическому изучению гармонии". Но ясно, что такое изучение гармонии не полно и далеко не исчерпывает этой дисциплины во всех ее видах.

В предлагаемом курсе гармонии мы сделаем попытку заполнить этот пробел: мы постараемся построить систему, объединяющую существующие в нашей музыке аккорды, объяснить их происхождение, их взаимную связь, их функциональное значение и усмотреть возможность их дальнейшего обогащения.

В противоположность вышеупомянутым учебникам такой курс можно назвать теоретическим. Предлагаемый теоретически обоснованный анализ явлений гармонического мира, освященный рядом литературных примеров, должен дать нам ключ к толкованию самых сложных гармоний не только старой, но и новейшей музыки, поскольку конечно последняя не противоречит незыблемым принципам, несомненно лежащим в основе нашего искусства и тем самым не нарушает музыкальной логики.

В основу настояшего труда легли некоторые положения, почерпнутые автором из сочинения по гармонии Геварта (Gevaert, Traite d'Harmonie); из этой же ценной книги заимствован отчасти способ обозначения аккордов, а также многие литературные примеры. Тем не менее автор полагает, что во многих отношениях его работа носит характер и вполне самостоятельный. Удалось ли ему пролить хоть некоторый свет на сложные явления гармонического мира, предоставляется судить читателю.

Чтению предлагаемого курса должно предшествовать знакомство с гармонией в пределах наших практических учебников.


Об авторе
top
Катуар Георгий Львович
Известный отечественный композитор и музыкальный теоретик. Родился в Москве, в семье крупного предпринимателя французского происхождения. В 1875–1884 гг. брал уроки игры на фортепиано у К. Клиндворта (друга великого немецкого композитора Р. Вагнера) и B. Вильборга. В 1884 г. окончил математический факультет Московского университета. В 1885–1887 гг. изучал теорию композиции в Берлине у О. Тирша и Ф. Рюфера. В 1886 г. во время одной из поездок в Москву был представлен П. И. Чайковскому, высоко оценившему его способности. В дальнейшем занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, A. С. Аренского, пользовался советами C. И. Танеева. В 1917–1926 гг. — профессор Московской консерватории по классу композиции.

Г. Л. Катуар — автор симфоний, кантат («Русалка» по М. Ю. Лермонтову, 1888), камерной музыки, хоров, романсов (на стихи М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, А. Н. Апухтина, В. С. Соловьева, К. Д. Бальмонта). Его ранние произведения стилистически близки к русской музыкальной классике, особенно к творчеству П. И. Чайковского, а в более поздних (главным образом камерно-инструментальных) сочинениях проявилось влияние модернизма. Его работы обнаруживают солидную музыкальную технику, незаурядность гармонических приемов и внешнее изящество. Известность получили и теоретические труды Г. Л. Катуара по музыкознанию, особенно «Теоретический курс гармонии» (1924–1925) и «Музыкальная форма» (1934–1936). В число его учеников вошли многие советские композиторы, исполнители и музыковеды: Д. Б. Кабалевский, Л. А. Мазель, Л. А. Половинкин, В. А. Власов, С. В. Евсеев, В. Г. Фере, Д. М. Цыганов и другие.