Курс гармонии, обычно входящий в программу наших музыкальных школ сводится исключительно к практическому изучению этой дисциплины: ученик вводится постепенно в круг некоторых, наиболее часто встречающихся аккордов и ему предлагается ряд упражнений в наиболее складном применении этих аккордов, в наиболее естественном, чаще всего встречаемом сочетании их между собой. Тут говорится только о некоторых аккордах и совершенно умалчивается о многих других, правда, реже встречающихся, но тем не менее вполне возможных; далее, ни слова не говорится о происхождении, образовании аккордов, их взаимоотношеннии, исполняемых ими функциях, наконец о возможности дальнейшего обогащения круга гармоний. Поэтому все распространенные у нас учебники гармонии совершенно правильно именуются "руководствами к практическому изучению гармонии". Но ясно, что такое изучение гармонии не полно и далеко не исчерпывает этой дисциплины во всех ее видах. В предлагаемом курсе гармонии мы сделаем попытку заполнить этот пробел: мы постараемся построить систему, объединяющую существующие в нашей музыке аккорды, объяснить их происхождение, их взаимную связь, их функциональное значение и усмотреть возможность их дальнейшего обогащения. В противоположность вышеупомянутым учебникам такой курс можно назвать теоретическим. Предлагаемый теоретически обоснованный анализ явлений гармонического мира, освященный рядом литературных примеров, должен дать нам ключ к толкованию самых сложных гармоний не только старой, но и новейшей музыки, поскольку конечно последняя не противоречит незыблемым принципам, несомненно лежащим в основе нашего искусства и тем самым не нарушает музыкальной логики. В основу настояшего труда легли некоторые положения, почерпнутые автором из сочинения по гармонии Геварта (Gevaert, Traite d'Harmonie); из этой же ценной книги заимствован отчасти способ обозначения аккордов, а также многие литературные примеры. Тем не менее автор полагает, что во многих отношениях его работа носит характер и вполне самостоятельный. Удалось ли ему пролить хоть некоторый свет на сложные явления гармонического мира, предоставляется судить читателю. Чтению предлагаемого курса должно предшествовать знакомство с гармонией в пределах наших практических учебников. Катуар Георгий Львович Известный отечественный композитор и музыкальный теоретик. Родился в Москве, в семье крупного предпринимателя французского происхождения. В 1875–1884 гг. брал уроки игры на фортепиано у К. Клиндворта (друга великого немецкого композитора Р. Вагнера) и B. Вильборга. В 1884 г. окончил математический факультет Московского университета. В 1885–1887 гг. изучал теорию композиции в Берлине у О. Тирша и Ф. Рюфера. В 1886 г. во время одной из поездок в Москву был представлен П. И. Чайковскому, высоко оценившему его способности. В дальнейшем занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, A. С. Аренского, пользовался советами C. И. Танеева. В 1917–1926 гг. — профессор Московской консерватории по классу композиции.
Г. Л. Катуар — автор симфоний, кантат («Русалка» по М. Ю. Лермонтову, 1888), камерной музыки, хоров, романсов (на стихи М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, А. Н. Апухтина, В. С. Соловьева, К. Д. Бальмонта). Его ранние произведения стилистически близки к русской музыкальной классике, особенно к творчеству П. И. Чайковского, а в более поздних (главным образом камерно-инструментальных) сочинениях проявилось влияние модернизма. Его работы обнаруживают солидную музыкальную технику, незаурядность гармонических приемов и внешнее изящество. Известность получили и теоретические труды Г. Л. Катуара по музыкознанию, особенно «Теоретический курс гармонии» (1924–1925) и «Музыкальная форма» (1934–1936). В число его учеников вошли многие советские композиторы, исполнители и музыковеды: Д. Б. Кабалевский, Л. А. Мазель, Л. А. Половинкин, В. А. Власов, С. В. Евсеев, В. Г. Фере, Д. М. Цыганов и другие. |