URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ширяев В.И., Баев И.А., Ширяев Е.В. Управление предприятием: Моделирование, анализ, управление
Id: 192287
 
349 руб.

Управление предприятием: Моделирование, анализ, управление. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 272 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04795-1.

 Аннотация

В настоящем учебном пособии рассмотрены актуальные проблемы современной микроэкономической теории. Показано, как может быть построена экономико-математическая модель предприятия (фирмы) в виде системы нелинейных разностных уравнений, описывающих взаимосвязь информационных, материальных и финансовых потоков внутри фирмы, их изменение во времени и воздействие рынка на функционирование фирмы. Формулируются и решаются задачи оптимального управления и адаптации фирмы к изменениям рыночной среды. Для случая неточного знания вектора состояния фирмы и ее параметров при различных информационных предположениях о природе неточного знания приводятся решения задач оптимального оценивания вектора состояния и идентификации параметров фирмы. Приведены результаты моделирования анализа, адаптации и оптимизации управления фирм при изменении ситуации на рынке.

Пособие предназначено для студентов специальностей "Прикладная математика", "Прикладная математика и информатика", "Математические методы в экономике" и других экономических специальностей, а также для магистров и аспирантов. Директора и управляющие фирм с помощью этой книги смогут ознакомиться с современным инструментом для анализа, адаптации, управления фирмой при изменении ситуации на рынке.


 Оглавление

Предисловие
Глава 1. Экономико-математические модели фирмы
 1.1.Производственные функции
  1.1.1.Модель фирмы
  1.1.2.Поведение фирм в условиях олигополии на рынке
  1.1.3.Действия производителей при взимании налогов
 1.2.Производственные функции в темповой записи
 1.3.Агрегированное описание производства
 1.4.Статистические модели: идентификация и оценка
 1.5.Функции затрат
 Краткое содержание главы 1
 Вопросы для повторения
 Задачи
 Литература
Глава 2. Динамические модели предприятия (фирмы)
 2.1.Динамическая модель Леонтьева
 2.2.Модель Loonа
 2.3.Модель эволюции популяции фирм
 2.4.Модель "вытягивающей" системы управления производством
 2.5.Подход Дж. Форрестера к построению имитационных моделей производственных объектов
 2.6.Структура имитационной модели производственных объектов
 2.7.Технологии управления предприятием
 Краткое содержание главы 2
 Вопросы для повторения
 Литература
Глава 3. Построение математической модели фирмы и ее анализ
 3.1.Описание фирмы
 3.2.Построение математической модели фирмы (упрощенная модель)
  3.2.1.Математическая модель сбытовой фирмы
  3.2.2.Математическая модель производства
  3.2.3.Начальные условия
  3.2.4.Параметры (константы) модели
 3.3.Влияние изменения спроса на поведение фирмы
  3.3.1.Скачкообразное изменение спроса
  3.3.2.Гармоническое изменение спроса
 3.4.Поведение фирмы при изменении параметров среды производства
  3.4.1.Влияние ограничения производственной мощности
  3.4.2.Сокращение запаздывания оформления заказов и быстрота регулирования запасов
 3.5.Построение экономико-математической модели фирмы (расширенная модель)
  3.5.1.Расширение модели фирмы
  3.5.2.Описание экономико-математической модели фирмы
  3.5.3.Начальные условия модели
  3.5.4.Параметры и константы модели
  3.5.5.Поведение фирмы при изменении спроса
 Краткое содержание главы 3
 Вопросы для повторения
 Литература
Глава 4. Адаптация фирмы к изменению параметров внешней среды
 4.1.Сущность и виды адаптации фирм к рыночным условиям
 4.2.Адаптация фирмы к изменению спроса на продукцию
  4.2.1.Задача параметрической оптимизации
  4.2.2.Адаптация при скачкообразном изменении спроса
  4.2.3.Многокритериальная оптимизация
 4.3.Оценка эффективности адаптации промышленного предприятия к изменению параметров внешней среды
 4.4.Пример управления процессом адаптации фирмы
 Краткое содержание главы 4
 Вопросы для повторения
 Литература
Глава 5. Оптимальное управление фирмой и оценивание ее параметров и состояния
 5.1.Оптимальное управление фирмой в условиях определенности при изменении ситуации на рынке
  5.1.1.Критерий эффективности функционирования фирмы
  5.1.2.Описание управления фирмой
  5.1.3.Решение задачи оптимального управления фирмой в условиях определенности при изменении ситуации на рынке
  5.1.4.Выбор периода принятия управленческих решений
  5.1.5.Влияние неточного знания параметров фирмы на оптимальность управления
 5.2.Гарантированный подход в динамических задачах управления и принятия решений
  5.2.1.Фильтр Калмана для линейных многошаговых процессов
  5.2.2.Алгоритмы гарантированного оценивания динамических процессов
 5.3.Оценивание параметров фирмы и ее состояния в условиях неопределенности
  5.3.1.Постановка задачи оценивания параметров фирмы
  5.3.2.Оценивание с помощью фильтра Калмана
  5.3.3.Применение минимаксно-стохастического подхода для оценивания состояния фирмы
  5.3.4.Применение множественного подхода для оценивания состояния фирмы
  5.3.5.Оценивание вектора параметров с помощью расширенного фильтра Калмана
 5.4.Оптимальное управление поведением фирмы в условиях неопределенности
 Краткое содержание главы 5
 Вопросы для повторения
 Задачи
 Литература
Глава 6. Моделирование и оптимальное управление поведением фирмы на рынке
 6.1.Постановка задачи оптимального управления
 6.2.Построение модели
 6.3.Применение модели для анализа и прогнозирования развития рынка на примере сотовой связи
 6.4.Реализация алгоритма оптимального управления
 Краткое содержание главы 6
 Вопросы для повторения
 Задачи
 Литература
Приложение. Методика и шкала оценки знаний

 Предисловие

Внимание к сложной внутренней структуре предприятия (фирмы) привлекалось еще в работах основателей институциональной экономической теории (Р. Коуз, Дж. Коммонс). Но, по признанию Р. Коуза, идея его основной работы "Природа фирмы" и спустя 50 лет не стала неотъемлемой частью инструментария экономистов. Обычно фирма рассматривается как целостная единица без учета тонкостей ее внутренней структуры и взаимодействующих в ее пределах интересов групп. Неоклассики уделяют фирме больше внимания, но для них фирма становится своего рода деперсонифицированным "экономическим человеком". Организационный механизм редуцируется к точке на карте рыночных взаимоотношений. Так, традиционная теория рассматривает фирму как "черный ящик", не касаясь внутреннего механизма принятия решений. Это относится и к рассуждениям Г. Саймона о целях фирмы, мотивации и принятии решений. Согласно К. Эрроу, основной недостаток неоклассической теории фирмы состоит в том, что она уделяет мало внимания проблеме взаимосвязи информационных потоков внутри фирмы.

Настоящее пособие продолжает работы по динамической теории фирмы. За основу был взят подход Дж. Форрестера, развитый в Массачусетском технологическом институте (США) для моделирования производственно-сбытовой деятельности предприятий (фирм). При этом воспроизводится структура взаимодействия подразделений фирмы, ее информационные, материальные и финансовые потоки. В модели также может быть учтено изменение состава работающих на предприятии, в результате может быть получена подробная экономико-математическая модель фирмы в виде системы нелинейных разностных уравнений, а не одна производственная функция. В модели отражается структура фирмы, учитываются параметры ее подразделений. Такие модели могут применяться: для построения автоматизированной адаптивной системы управления фирмой и предприятием, для анализа и выбора принимаемых решений, оценки эффективности инвестиций и составлять основу экспертных систем поддержки принятия решений в бизнесе. Для рассматриваемых в пособии примеров разработано алгоритмическое и программное обеспечение для анализа и оптимизации поведения фирмы при изменении спроса на ее продукцию.

В первой главе рассматриваются модели поведения производителей, основанные на максимизации прибыли. Рассмотрено поведение фирм на рынке. Изложение данного материала является характерным для неоклассической теории, в которой фирма представляется производственной функцией. Рассматриваются вопросы построения производственных функций, определения их параметров по статистическим данным.

Во второй главе рассмотрено несколько динамических моделей, в том числе однопродуктовые модели Леонтьева, модель фирмы Loona, модель фирмы, принимаемая в анализе эволюции популяции фирм. Описана динамическая модель управления производством фирмы "Toyota". Подробно изложен подход Дж. Форрестера к построению имитационных моделей производственных и социальных объектов.

В третьей главе описывается методика построения однопродуктовой фирмы для анализа происходящих в ней процессов. Рассматриваются упрощенная и расширенная модели фирмы. Анализируется работа в фирме при изменении спроса на ее продукцию, влияние параметров подразделений фирмы на ее работу.

В четвертой главе рассматриваются различные подходы к понятию адаптации и различные виды адаптации предприятий к рыночным условиям. Сформулирована задача адаптации фирмы к изменению ситуации на рынке. Для математической модели фирмы, полученной в главе 3, разработаны алгоритмы решения задачи адаптации фирмы при изменении ситуации как однокритериальной и многокритериальной задачи адаптации.

В пятой главе описывается решение задачи оптимального управления фирмой в условиях изменяющейся рыночной ситуации. Построен критерий эффективности функционирования фирмы, представляющий квадратичную свертку нескольких частных критериев, отображающих разнообразие целей фирмы. Для сформулированного квадратичного критерия получено оптимальное управление в системе с обратной связью. Поскольку функционирование фирмы происходит в условиях неопределенности, то описано решение задачи оценивания вектора состояния и параметров фирмы по данным информационной системы фирмы. В зависимости от информационных предположений о неопределенных факторах, для обработки информации предлагается применять алгоритмы калмановской фильтрации, гарантированный и минимаксно-стохастический подход.

В шестой главе описаны методы и алгоритмы решения задач моделирования, оценки потенциальной емкости, анализа, прогнозирования развития конкурентного рынка, построения оптимального управления поведением фирмы на рынке при наличии неточной, неполной и противоречивой априорной информации на примере рынка сотовой связи.

Учебное пособие следует рассматривать как попытку систематизации, разработки и адаптации к анализу переходных процессов в экономике как существующих, так и новых моделей микроэкономики. В нем нет "равномерного" изложения всех проблем современной микроэкономической динамики. Это скорее попытка систематической трактовки ряда актуальных проблем современной микроэкономической теории. По нашему мнению, пособие может существенно облегчить студентам и аспирантам изучение современной микроэкономической теории. Пособие может быть использовано в учебных целях для моделирования, исследования поведения, адаптации предприятий и обучения будущих менеджеров по производству, финансам, специалистов по экономической кибернетике и прикладной математике. Директора и менеджеры различного уровня могут исследовать возможности своих фирм и предприятий при изменении ситуации на рынке. Разработанное алгоритмическое и программное обеспечение для анализа, адаптации и оптимального управления позволяет сделать процесс обучения более наглядным и эффективным.

В конце каждой главы имеются вопросы, задачи, список рекомендуемой литературы, что поможет усвоению материала. В основе пособия -- материалы, подготовленные по инновационному проекту Южно-Уральского государственного университета "Сближение системы и уровня подготовки экономистов ЮУрГУ с ведущими университетами мира", проводимого Национальным фондом подготовки кадров в рамках Инновационного проекта развития образования, финансируемого за счет средств Международного банка реконструкции и развития.

Совместно со В. В. Смолиным написаны п. п. 5.3.1, 5.3.5, шестая глава написана совместно с А. И. Кобловым. Авторы выражают свою признательность всем студентам и аспирантам, принимавшим участие в работе над пособием, особенно А. И. Коблову, И. Я. Головину, Ю. Р. Выдриной, Д. А. Дрозину, В. В. Яковлеву за подготовку рукописи к изданию.

В названии настоящего издания термин фирма, распространенный в зарубежной литературе, заменен на термин предприятие. В тексте же пособия используется термин фирма, как более краткий и получающий все большее распространение в России. В 3-м издании внесены исправления и дополнения.


 Об авторах

Владимир Иванович ШИРЯЕВ

Доктор технических наук, профессор, почетный работник Высшей школы РФ, заведующий кафедрой прикладной математики Южно-Уральского государственного университета. В 1999--2004 гг. руководил на конкурсной основе двумя проектами, финансируемыми из средств Всемирного Банка. Прошел стажировки в Хельсинском (Финляндия), Стенфордском и Калифорнийском (США), Ноттингемском (Англия) университетах, Технионе (Израиль). В 1999--2009 гг. возглавлял аналитическое подразделение в сотовой компании. Область научных интересов -- теория и алгоритмы управления подвижными объектами, динамическими и социально-экономическими системами, функционирующими при существенно нестационарных и нелинейных характеристиках объекта, неопределенных характеристиках внешней среды, неполных и неточных измерениях в присутствии помех. Автор свыше 400 научных работ, одной монографии, 3 учебников.

Игорь Александрович БАЕВ

Доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ, заведующий кафедрой экономики и финансов, декан факультета экономики и управления Южно-Уральского государственного университета. Известный специалист в области управления инвестиционными процессами на промышленных предприятиях. Автор свыше 250 научных работ, 4 монографий, учебника "Экономика предприятия".

Евгений Владимирович ШИРЯЕВ

Кандидат экономических наук (1999), руководитель ООО "Евроком". Окончил приборостроительный факультет Южно-Уральского государственного университета в 1996 г., аспирантуру в 1999 г. Обладатель грантов Дж. Сороса и "Института Открытое Общество Фонд Содействия". Область научных интересов -- математическое моделирование функционирования фирм в условиях рынка, теория адаптации и оптимального управления ими. Автор более 40 научных работ, одной монографии, 4 учебных пособий.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце