URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Зиновьев А.А. Логика высказываний и теория вывода
Id: 192137
 
276 руб.

Логика высказываний и теория вывода. Изд.3

URSS. 2015. 158 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-1610-6.

 Аннотация

Настоящая книга, написанная выдающимся философом и логиком А.А.Зиновьевым, посвящена проблеме логического следования, которая, по мнению автора, является одной из центральных теоретических проблем современной логики. Проблема логического следования заключается, коротко говоря, в следующем: можно ли классическую логику высказываний непосредственно рассматривать как общую теорию вывода, дающую описание привычно ясных правил вывода; если нет, то можно ли для логического следования построить систему, аналогичную построениям в классической логике высказываний? При исследовании этой проблемы автор апеллирует к интуитивному пониманию правил вывода, к эмпирическим данным рассуждений и т.п.

Рекомендуется философам, логикам, методологам науки, студентам и аспирантам соответствующих специальностей.


 Оглавление

О логических работах А.А.Зиновьева (академик В.А.Лекторский)
Предисловие
Глава первая. Логика высказываний
Глава вторая. Проблема логического следования
Глава третья. Эмпирическая теория вывода
Глава четвертая. Общая теория вывода
Заключение
Литература

 О логических работах А.А.Зиновьева

Александр Александрович Зиновьев -- большое явление русской культуры второй половины XX века.

Человек ренессансного таланта -- философ, социальный теоретик, глубокий исследователь современной цивилизации, писатель, художник, публицист, общественный деятель, -- он прожил сложную, драматическую жизнь и остался верным своим убеждениям.

Однако широкая публика не всегда знает, что А.А.Зиновьев начинал свои исследования с логики. Именно эти проблемы были в течение длительного времени в центре его интересов. В этой области им высказано множество идей, некоторые из которых были сразу же подхвачены коллегами в нашей стране и за рубежом, другие первоначально были не поняты, хотя постепенно стали использоваться (нередко без ссылки на автора), третьи все еще ожидают признания.

Я хочу подчеркнуть, что логика была не просто той областью, в которой А.А.Зиновьев начинал свою исследовательскую деятельность и которую он затем оставил ради других занятий. В действительности логика лежит в основе всех его социальных и философско-этических построений. Не случайно одна из его важнейших книг называется "Логическая социология". Но саму логику он понимал по-своему, нередко в противоречии с тем, что считалось общепринятым.

Для А.А.Зиновьева смысл логики не в конструировании формальных исчислений, а в использовании формальных методов для выработки приемов научного познания. Так было начиная с первых его работ, посвященных исследованию логического метода в "Капитале" К.Маркса и кончая работами по логической физике и логической социологии. Именно этот смысл имеют работы А.А.Зиновьева по комплексной логике. В последние годы жизни он разрабатывал программу интеллектологии, которая должна объединить логику, гносеологию и онтологию.

Вклад А.А.Зиновьева в логику значителен и далеко не освоен современными исследователями. Многие поставленные им проблемы не только не исчезли, а стали более острыми. Многие его идеи исключительно актуальны. Я надеюсь, что переиздание основных логических работ Александра Александровича привлечет к ним то внимание, которое они заслуживают.

Академик В.А.Лекторский

 Предисловие

Данная работа посвящена проблеме логического следования в современной логике. Поскольку задача работы состоит именно в том, чтобы дать более или менее полное построение одной определенной логической концепции, информация о различного рода логических системах, формализующих логическое следование или затрагивающих (прямо или косвенно) его, будет далеко не исчерпывающей, а критические замечания о них будут иметь весьма односторонний характер.

Обсуждаемая проблема по самому своему существу такова, что 'всякая попытка ее систематического рассмотрения оказывается связанной с гносеологической оценкой отдельных разделов, направлений и методов логики. К таким оценкам придется прибегать и в данной работе. При этом необходимо иметь в виду, что эти оценки имеют смысл исключительно в плане темы работы, а не сами по себе. Так, вся критика классической логики высказываний дается исключительно с точки зрения проблемы формализации логического следования, как это вообще и делается в многочисленных работах на эту тему. Кроме того, показывая несовпадение классической логики высказываний и общей теории вывода, мы вовсе не исключаем тем самым оценки ее как теории вывода в некотором более узком, специальном смысле слова. Наоборот, лишь на базе общей теории вывода становятся более отчетливыми роль и место классической логики высказываний как теории вывода в системе науки логики вообще.

Проблема логического следования заключается, коротко говоря, в следующем: можно ли классическую логику высказываний непосредственно рассматривать как общую теорию вывода, дающую описание привычно ясных правил вывода; если нет, то можно ли для логического следования построить систему, аналогичную построениям в классической логике высказываний (в частности, воспользоваться аксиоматическим методом в рассмотрении самих правил вывода)? Пожалуй, самой характерной чертой в решении этой проблемы является стремление пойти по пути введения таких ограничений, благодаря которым круг истинных (доказуемых, выводимых и т.п.) формул (высказываний, положений, утверждений) классической логики высказываний сократился бы. Но даже и в этом случае обнаруживается следующее важное обстоятельство: стремление ограничить классическую логику высказываний с целью интерпретировать ее как теорию логического следования ведет к такой существенной перестройке принципов логического исследования, что становится возможным говорить об особом направлении логических исследований. Чтобы подчеркнуть некоторые черты этого направления и охарактеризовать одно из его пониманий, в данной работе нередко придется обращаться к рассмотрению довольно простых вещей, на которые обычно не обращают внимания.

На протяжении всей работы мы часто будем апеллировать к интуитивному пониманию правил вывода, к эмпирическим данным рассуждений и т.п. И эту апелляцию мы считаем не только допустимой, но и совершенно необходимой: логические теории в собственном смысле слова должны служить для цели описания вполне реальных фактов, в данном случае -- фактов рассуждений, выводов.

Конечно, само интуитивное понимание -- дело довольно неопределенное. В соответствующем месте работы мы дадим на этот счет необходимые разъяснения. Однако в данной работе мы будем иметь Дело (каждый раз, когда будем апеллировать к интуиции) с определенными формами вывода. Относительно же тех или иных данных форм вывода всегда можно предположить у читателя некоторую определенность: данная форма вывода ему представляется приемлемой или сомнительной (или даже явно неприемлемой). Например, вывод по схеме первой фигуры силлогизма вряд ли у кого вызовет сомнение, тогда как вывод по схеме "Из высказывания х выводится (следует) то, что х выводится из любого высказывания у" может показаться сомнительным. В логической литературе имеется значительное число работ, которые исходят из такого рода сомнений.

Проблема логического следования является, на наш взгляд, одной из центральных теоретических проблем современной логики. Здесь речь идет именно о проблеме в полном смысле слова: логические системы, по идее дающие адекватное описание интуитивного понимания правил следования, представляют собою эпизодические явления в логике и далеко не свободны от критики именно с точки зрения интуиции. А между тем в нашей философской и логической литературе ей уделяется ничтожно мало внимания. Будем надеяться, что данная работа хотя бы частично восполнит этот пробел.

Имеется одно обстоятельство, ставящее под сомнение правомерность такой постановки проблемы, как это сделано в данной работе: правила вывода суть своего рода конвенции относительно употребления логических знаков. Однако эти конвенции складывались в результате естественно-исторического развития познания, под влиянием закономерностей исторического и 'индивидуального процессов формирования мышления. Так что вопрос об эмпирической основе для логических теорий следования вполне правомерен даже как вопрос о соотношении конвенций осуществляемых в науке логике, и конвенций сложившихся стихийно-исторически и нашедшие свое выражение в навыках мышления.

Логика как наука, строящая теории и потому использующая абстракции и дедукцию, не дает непосредственно описания интеллектуальной деятельности людей. Логика дает абстрактные модели (знаковые системы), которые могут быть использованы для описания тех или иных сторон мышления с помощью интерпретаций, подобранных в соответствии с эмпирическими сведениями об этих сторонах мышления. Неизбежное следствие этого -- лишь частичное и приблизительное совпадение логических систем, интерпретированных некоторым образом, с тем эмпирическим материалом, на который они интерпретируются, а также возникновение различного рода "парадоксальных" ситуаций. На этом основании некоторые склонны думать, будто современная логика вообще не имеет никакого отношения к описанию мышления. Мы считаем это мнение ошибочным. Дело просто в том, что отношение логических систем к интеллектуальной деятельности утратило (если оно вообще когда-либо было таким) тривиальный характер непосредственного совпадения теоретического с эмпирическим и оказалось опосредованным специальными исследованиями В данной работе отношение логических систем к некоторым сторонам интеллектуальной деятельности рассматривается именно в духе, отыскания таких промежуточных связующих звеньев.


 Об авторе

Зиновьев Александр Александрович
Всемирно известный логик, социолог, писатель, публицист. Родился в деревне Пахтино Чухломского района Костромской области. Участник Великой Отечественной войны с первого до последнего дня, удостоен боевых наград. В 1951 г. окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, затем там же аспирантуру. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию «Логика „Капитала“ Маркса»; через шесть лет — докторскую диссертацию «Философские проблемы многозначной логики». Они снискали автору репутацию яркого, смелого, независимого ученого.

С 1959 по 1976 гг. А. А. Зиновьев — научный сотрудник Института философии АН СССР; одновременно в 1963–1969 гг. — профессор, заведующий кафедрой логики философского факультета МГУ. Разработал оригинальную концепцию логики (комплексная логика). Опубликовал ряд монографий по логике и методологии науки («Философские проблемы многозначной логики», «Логика высказываний и теория вывода», «Основы логической теории научных знаний», «Комплексная логика», «Логика науки», «Логическая физика»). Многие из них переведены на иностранные языки. Получил признание в международном научном сообществе как один из крупнейших логиков ХХ века.

Параллельно занимался изучением реального коммунизма, построенного в Советском Союзе. Результатом этих исследований стали вышедшие за рубежом социологические романы «Зияющие высоты» (1976) и «Светлое будущее» (1978). Они имели огромный резонанс во всем мире.

После выхода этих книг А. А. Зиновьев был лишен советского гражданства и выслан вместе с семьей из СССР; 21 год жил в Мюнхене. В период вынужденной эмиграции разрабатывал логику и методологию социального познания, создал теорию коммунистического строя, теорию формирующегося на Западе сверхобщества. Он стал первым, кто с научных позиций подверг критике горбачевскую перестройку, точно предсказал ее исход, проанализировал постсоветский этап в новейшей истории России. Удостоен ряда научных наград и званий, включая премию А. де Токвиля — высшую международную премию в области социологии. А. А. Зиновьев — единственный в России обладатель этой премии. Активно занимался публицистической деятельностью. Всего им написано около 50 книг и сотни статей.

В 1999 г. А. А. Зиновьев вернулся в Москву. В последние годы он активно вел научную работу, выпустил ряд книг, в числе которых «Очерки комплексной логики» (М., URSS), «Логическая социология» и «Фактор понимания», преподавал в вузах, занимался общественной деятельностью. А. А. Зиновьев скончался в 2006 году после тяжелой болезни и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце