URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гюйо Ж.М. ИСКУССТВО с точки зрения СОЦИОЛОГИИ. Пер. с фр.
Id: 191883
 
499 руб.

ИСКУССТВО с точки зрения СОЦИОЛОГИИ. Пер. с фр. Изд.2

URSS. 2015. 392 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-1594-9.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания).

 Аннотация

Книга рекомендуется философам, культурологам, искусствоведам, социологам, литературоведам, студентам гуманитарных вузов, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


 Оглавление

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА ПЕРВАЯ. Общественная солидарность, принципъ наибодѣе сложной эмоціи—эстетической (стр. 1—18). I. Передача эмоцій и ихъ характеръ взаимной общительности.—Постоянная передача нервныхъ колебанійи соотносительныхъ умственныхъ состояній между всѣми живыми существами, особенно между тѣми, которыя организованы въ общества. 1) Безсознательная передача на разстояніи чрезъ нервные токи.—Сомнамбулизмъ: симпатическое дѣй-ствіе на разстояніа въ гипнотизмѣ. 2) Передача болѣе сознательная и болѣе прямая посредствомъ прикосновенія. Объятіе. 3) Передача черезъ обоняніе. 4) Передача черезъ зрѣніе и слухъ.—Всякое ощу-щеиіе есть ощущеніе движенія, и всякое ощущеніе движенія ВЫЗЪІ-ваетъ симпатическое движеніе.—Задача: какъ воспріятіе страданія у другого можетъ сдѣлаться пріятнымъ въ искусствѣ?—Жалость.—Мще-ніе.—Косвенная передача эмоцій при посредствѣ знаковъ. Выраженіе. П. Эстетическая эмоція и ея общественный характеръ.—Пріятное и прекрасное. Чувство органической солидарности, присущее чувству прекраснаго: нашъ организмъ есть общество живыхъ и эстетическое удовольствіе есть чувство гармоній.—Полезное и прекрасное; ихъ различія и ихъ точки соприкосновенія.—Общественная солидарность и всеобщая симпатія, какъ принципъ самой полной и самой возвышенной эстетической эмоціи. —Оживленіе и олицетвореніе предметовъ. —Какъ можетъ насъ интересовать и возбуждать нашу симпатію ходъ отвлеченныхъ разсужденій,—О симпатій и общности съ существами природы.—Пейзажъ есть состояніе душг, явленіе симпатій и общительности. Эмоція эстетическая и эмоція нравственная..... III. Художественная эмоція и ея общественный характеръ. —Цѣль искусства есть подражать жизни, чтобы заставить насъ симпатизировать жизни другихъ и производить такимъ образомъ эмоцію обществен-наго характера.—Элементы художественной эмоціи. 1) Умственное IV удоізольстізіе узнавать предметы памятью; 2) удовольетвіе сочувствовать художнику. 3) Удовольствіе сочувствовать личностямъ, которыя изображены художникомъ.—Роль выражения.—Роль вымысла: созданіе новаго и идеальнаго общества.—Движеніе, какъ внѣшній признакъ жизни и какъ средство искусства, — Высшая цѣль искусства вызвать эстетическую эмоцію общественнаго характера. Сходства и раз-лачія искусства и религіи. Лптропоморфизмъ и соціоморфизмъ въ ИСКУССТВ*!........-.................. ГЛАВА ВТОРАЯ. геній, какъ сила взаимной общительности ii творе-hie новой общественной среды (стр. 19—39). I. Геній, нанъ сила общительности. — Научный анализъ и художественный синтезъ. Геній комбянируетъ вещи возможный', его первое свойство есть сила воображенія.—Второе свойство есть сила чувства, симпатій и общительности. Недостаточность - различенія между геніями субъективными и геніями объективными.—Какимъ образомъ способность раздвояться, выходить изъ своей личности, отличающая генія, можетъ кончаться безуміемъ ,........... II. Геній, какъ твореніе новой общественной среды-—Отнопіеніе генія къ существующей средѣ.—Различныя теорій по этому поводу.— Теорія Тэна.—Теорія Геннекена. Недостаточность различныхъ теорій, —Какимъ образомъ геній создаетъ новую общественную среду. Ново-введете и подражапъе въ человѣческомъ обществѣ......... ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О симпатій и общительности въ критикѣ (стр. 40 — 48). Истинная критика есть критика самаго произведенія, а не писателя и среды. —Преобладающее качество истиннаго критика: симпатія и общительность.—Объ антипатій, причиняемой нѣкоторымъ крити-камъ извѣстными произведеніями.--Есть ли истинная критика, критика достоинствъ или критика недостатковъ. - -О способности восхищаться или любить.—Трудность находить и понимать красоты ху-дожественнаго произведенія; трудность дать почувствовать ихъ дру-гимъ; роль критика...................... ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. выражеше жизни индивидуальной и общественной въ искусстве (стр. 49—62). I. Искусство не ищетъ только ощущенія.—Оно ищетъ выраженія жизни.—Законы, отсюда проистекающіе.--Безсиліє чистаго форма- V Стран. лизма въ искуествѣ—Флоберъ. Живое содержаніе всегда должно про- свѣчивать сквозь форму..................... 49 II. Мысли, чувства и воля составляютъ оенованіе искусства.—Необходимость идей и науки для возобновленія самихъ чувствъ..... 53 III. Поел ѣдняяцѣль искусства возбудитьс импатію къ живымъ существ амъ. — При какихъ условіяхъ существо симпатично.—Необходимость индивидуальности. Необходимость универсальной и общественной стороны типовъ.—Условное и естественное въ обществѣ и въ искусствѣ. Средство избѣгнуть условнаго............. 57 ГЛАВА ПЯТАЯ. Реализмъ.—Тривіализмъ її средство его извѣгнуть (стр. 63-103). I. Идеализмъ и реализмъ,—О томъ, что есть нѣсколько эстетикъ, и какъ ихъ привести къ единству.—Ложный идеализмъ и ложный реализмъ.—Роль безобразнаго и диссонансовъ въ искусствѣ.—Условное въ обществѣ и въ искусствѣ................ 63 II. Различіе реализма и тривіализма.—Опасность, которой надо из- бѣгать...................•.......... 81 III. Средства избѣжать тривіальнаго.—Удаленіе событій въ прошедшее.—Эстетика воспоминанія.—Историческое.—Античное .... 82 IY. Перестановка въ пространствѣ и изобрѣтеніе среды,—Дѣйствія на воображеніе отъ перестановки предметовъ въ пространство.—Чувство природы и живописность.................. 89 Y. Вліяніе Библіи и Бостона на чувство природы........ 94 VI. Описаніе и симпатическое одушевленіе природы.—Правила и примѣры симпатическаго описанія.—О злоупотребленіи описаній , . 97 ГЛАВА ШЕСТАЯ. Романъ психодогическій и сощологическій (стр. 104-139). I. Общественное значеніе, пріобрѣтенное въ наше время психологическими и соціологическимъ романомъ............. 104 II. Характеръ и правила психологическаго романа....... 106 III. Романъ соціологическій.— Натурализмъ въ романѣ..... 125 ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ВЗЕДЕНІЕ ФИЛОСОФСКИХЪ и общѲСТВЕННЫХЪ ИДЕЙ ВЪ ПОЭЗІЮ (стр. 140—147). I. Поэзія, наука и философія................ 140 II. Ламартинъ . •..................... 146 III. Виньи......................... 153 1Y. Альфредъ де-Мюссе................... 158 VI ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ВвЕДЕНІЕ философскихъ и общественныхъ идей въ ПОЭ- зію (прододженіе, стр. 168—231). Викторъ Гюго........................ I. Непознаваемое..................... II. Богъ......................... III. Конечность и эволюдія въ природѣ. Судьба н безсмертіе . . IY. Религіи и релнгія.................. У. Идеи нравственныя и общественныя. Общественная роль высокой поэзіи......................... ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ФиЛОСОФСКІЯ и общественныя идеи въ поэзш (ирОДОД- женіе, стр. 232—271). Преемники Гюго. I. Сюлли-Прюдоммъ................... П. Леконтъ де-Лиль.................... III. Коште......................... IV. Г-жа Аккерманъ.................... V. Пародія философской поэзіи: les Blasphemes........ ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. стиль какъ способъ ВЫРАЖЕНІЯ и орудїе симпатій (стр. 272—316). I. Стиль и его разные роды.—Принципъ экономш силы и принципъ поэтическаго виушеиія ................... II. Образъ........................ III. Ритмъ.—Поэтическая эволюція современной прозы. Литературный и политическія причины этой эволюціи.......... ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Литература декадентовъ и расшатанныхъ; ея основной he-общественный характеръ. нравственная и соціальная роль искусства (стр.317—^384). I. Литература расшатанныхъ.......... II. Литература декадентовъ................. III. Нравственная и соціальная роль искусства........

 Об авторе

Гюйо Жан Мари
Талантливый французский философ, автор многочисленных работ по различным разделам философии, а также по психологии, социологии и педагогике. Родился в городе Лавале. С детства проявлял разнообразные способности, занимался математикой и поэзией, увлекся философией, в частности трудами Платона и Канта. Первым руководителем в его занятиях была мать, автор популярных в то время сочинений по педагогике, а затем его воспитанием занялся отчим, известный философ Альфред Фулье. В 17 лет Гюйо была присвоена степень агреже по словесности. В 1873 г. он был удостоен премии Академии моральных и политических наук за сочинение об утилитарной морали. С 1874 г. Гюйо читал курс философии студентам лицея Кондорсе, а в 1877–1885 гг. сотрудничал в журналах, где публиковал статьи и фрагменты своих работ.

Основная мысль, развитием которой занимался Гюйо, заключается в идее жизни как общего плодотворного начала, на котором обоснованы все ценности: наука, мораль, религия, социология, искусство. Общий для всех «порыв жизни» нерасторжимо связывает человека с другими людьми, создавая основу социальной солидарности и согласия. С представлениями Гюйо о морали связана концепция «безверия», которое должно прийти на смену современным религиозным формам. Многие идеи Гюйо, в том числе подчеркивание им бессознательной стороны в человеке, получили развитие в концепциях Фридриха Ницше, Анри Бергсона и других выдающихся философов.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце