URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Манаева М.М. Общие сведения о железобетоне: Учебное пособие по курсу 'Железобетонные и каменные конструкции' Обложка Манаева М.М. Общие сведения о железобетоне: Учебное пособие по курсу 'Железобетонные и каменные конструкции'
Id: 191782
388 р.

Общие сведения о железобетоне:
Учебное пособие по курсу "Железобетонные и каменные конструкции". Изд. 3

URSS. 2015. 112 с. ISBN 978-5-9710-1576-5.
Типографская бумага

Аннотация

Приведены сведения о железобетонных конструкциях; об арматуре железобетонных конструкций; о совместной работе арматуры и бетона (сцепление, анкеровка арматуры и др.); о предварительно напряженных конструкциях.

Книга подготовлена на кафедре строительных конструкций и сооружений Российского университета дружбы народов и предназначена для студентов, обучающихся по инженерно-строительным специальностям. (Подробнее)


Оглавление
top
I.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
 1.Краткая история развития железобетона
 2.Области применения железобетона
 3.Достоинства железобетона
 4.Недостатки железобетона
 5.Перспективы развития
 6.Классификация железобетонных констукций
 7.Сущность железобетона
 Литература, рекомендуемая по курсу "Железобетоны и каменные конструкции"
 Контрольные вопросы
II.АРМАТУРА
 1.Механические свойства арматурных сталей
 2.Пластические свойства арматурных сталей
 3.Классификация арматуры
 4.Применение арматуры в конструкциях
 5.Арматурные изделия
 6.Соединение арматуры
 Контрольные вопросы
III.ЖЕЛЕЗОБЕТОН
 1.Сцепление арматуры с бетоном
 2.Анкеровка ненапрягаемой арматуры
 3.Анкеровка преднапряженной арматуры
 4.Усадка железобетона
 5.Ползучесть железобетона
 6.Защитный слой бетона
 7.Влияние температуры на железобетон
 8.Коррозия железобетона
 9.Способы изготовления железобетонных конструкций
 10.Сущность предварительного напряжения
 11.Способы натяжения арматуры
 12.Предельные деформации бетона и арматуры
 Контрольные вопросы
ОСНОВНЫЕ БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Литература
Из главы 1. Краткая история развития железобетона
top

Что такое железобетон? Железобетоном называют материал, в котором соединены в единое целое стальная арматура и бетон. Железобетон условно можно отнести к группе каменных материалов. Каменные конструкции очень древние. Много выдающихся памятников каменного зодчества сохранилось до наших дней: Египетские пирамиды, храмы Киевской Руси, каменные стены Кремля в Москве, в Новгороде и других городах.

На этом фоне железобетон молодой материал. Период возникновения железобетона относится к 1850–1885 гг. и характеризуется появлением конструкций из армированного бетона во Франции (И.Ламбо, 1850 г.; Ф.Куанье, 1854 г; Ж.Монье, 1867–1880 гг.), в Англии (В.Уилкинсон, 1854 г.), в США (Гиатт, 1855–1877 гг.). Первым прототипом железобетона считают лодку, которую построил И.Ламбо (1849–1850 гг.). Инженер И.Ламбо сделал гребное судно (лодку) из проволочной сетки, обмазанной цементным раствором. Это судно демонстрировалось на Всемирной выставке в Париже в 1855 г. и оказалось очень долговечным. В 20-е гг. нашего столетия оно еще плавало в парке Мираваль (Франция).

В 1854 г. англичанин В.Уилкинсон получил патент на конструкцию огнестойкого перекрытия из армированного бетона. В 1867 г. француз Ж.Монье получил патент на изготовление цветочных кадок (бочек) из железа и цемента. В 1868 г. он построил небольшой железобетонный бассейн, а в 1873 г. получил патент на конструкцию железобетонного моста.

Во второй половине XIX в. ускоренно развиваются промышленность, транспорт и торговля. К этому же времени уже были развиты цементная промышленность и черная металлургия. Поэтому возникла необходимость в строительстве новых фабрик, заводов, портов и многих других капитальных сооружений. Эти обстоятельства способствовали развитию железобетонных конструкций.

В период освоения (1885–1917 гг.) железобетон находит применение в экономически развитых странах – Англии, Франции, США, Германии, России. Железобетон применялся в перекрытиях производственных зданий, подземных трубах, колодцах, стенах, резервуарах, мостах, трубопроводах, эстакадах и др. сооружениях. В 1886 г. американец П.Джексон предложил применять предварительное обжатие бетона при строительстве мостов. В 1892 г. француз Ф.Генебик предложил ребристые железобетонные перекрытия.

В 1928 г. француз Э.Фрейсинэ получил патент на использование напрягаемой арматуры.

В 1900 г. на Парижской выставке железобетон был официально признан надежным строительным материалом.

В России железобетонные конструкции развивались под влиянием зарубежного опыта и отечественной практики. В 1879 г. впервые железобетон был использован Д.Ф.Жаринцевым при строительстве стен здания в г.Батуми. Большое значение имели показательные испытания Н.А.Белелюбского в 1891 г. серии конструкций: плиты резервуары, своды, трубы и т.д. В 1904 г. в Николаевском порту был построен железобетонный маяк высотой 40,2 м. А.Ф.Лолейт в 1908–1909 гг. разработал безбалочные железобетонные перекрытия. С этого момента железобетон начал постепенно вытеснять сталь и дерево из несущих конструкций зданий и сооружений.

С возникновением железобетона началось его исследование и изучение. Такие исследования велись почти во всех западноевропейских странах и США. Так, благодаря работам исследователей и инженеров Консидера, Генебика (Франция), Кёнена, Мёрша (Германия), Белелюбского, Лолейта и др. (Россия) к концу XIX в. сложилась в общих чертах теория расчета железобетона по допускаемым напряжениям, основанная на методах сопротивления упругих материалов.

В бывшем СССР с 1918 по 1944 гг. особенно широкое распространение железобетон получил в промышленном и гидротехническом строительстве. После Октябрьской революции происходят коренные изменения в экономике страны. Перед страной встают задачи восстановления разрушенного народного хозяйства. В 1928 г. разработаны первые сборные конструкции. В 1929 г. применяются в строительстве тонкостенные пространственные конструкции (купола, складки, оболочки и т.д.). С 1930 г. начинается применение предварительно напряженных элементов. Одновременно в стране создаются научно-исследовательские институты и лаборатории, где проводятся исследования железобетонных конструкций.

Большой объем строительства в первой пятилетке и необходимость экономии металла привели к тому, что, начиная с 30-х гг., железобетон постепенно занимает доминирующее (основное) положение в промышленном строительстве, вытесняя стальные конструкции. В этот период широко используется монолитный железобетон.

После Великой Отечественной войны с 1945 г. по настоящее время железобетон стал основой не только промышленного и гидротехнического строительства, но и жилищного, дорожного, сельскохозяйственного. При этом наибольшее распространение получили сборные железобетонные конструкции на основании Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1954 г. "О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства". Последующие мероприятия в этой области определили быстрый рост производства конструкций и деталей заводского изготовления. Возникла заводская технология изготовления сборного железобетона, создан парк новых средств механизированного монтажа сборных железобетонных конструкций.

В связи с переходом на полное сборное строительство и освоением предварительно напряженных железобетонных конструкций существенно изменились конструктивные формы зданий и сооружений. В частности, появились новые конструктивные решения многоэтажных зданий из элементов заводского изготовления – каркасные, панельные, объемно-блочные. Организовано проектирование типовых железобетонных изделий массового назначения. С тех пор ежегодное производство сборного железобетона непрерывно возрастает.