URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Арнольди С.С. Цивилизация и дикие племена
Id: 191725
 
296 руб.

Цивилизация и дикие племена. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 266 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04754-8.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга С.С.Арнольди (псевдоним выдающегося русского философа, социолога и публициста П.Л.Лаврова; 1823--1900), посвященная исследованию сущности цивилизации и ее роли в истории человечества. В работе проводится обзор представлений об отличительных признаках цивилизации и ее значении, о различиях или тождестве понятий "цивилизация" и "культура". Автор выделяет два элемента общества высшего развития: зоологический элемент культуры, состоящий в преданиях, привычках и обычаях, и человеческий элемент --- мысль, стремление к лучшему. По его мнению, чем выше стоит общество, тем сильнее развит в нем элемент мысли. Исследуя происхождение общественной связи и культуру в животном мире, С.С.Арнольди находит любопытные параллели между общественным строем животных и человеческой цивилизацией.

Книга будет интересна как специалистам --- антропологам, этнологам, историкам, социологам, философам, так и широкому кругу читателей.


 Оглавление

 1. Потугинъ вместо предисловия
 2. Литература о цивилизации до Гизо
 3. Идеи въ истории
 4. Прения антропологовъ
 5. Происхождение общественной связи у животныхъ
 6. Культура животныхъ
 7. Возрасты человечества
 8. Следы дикости въ цивилизации
 9. Низшая ступень человечества
 10. Культура дикихъ племенъ
 11. Можно ли цивилизовать дикихъ?
 12. Гибель низшихъ расъ
 13. Европейские миссионеры
 14. Фазисы человеческаго развития
 15. Общественный элементъ безпозвоночныхъ
 16. Общественный элементъ позвоночныхъ
 17. Два элемента цивилизации
 18. Взаимодействие цивилизаций
 19. Социологическия рубрики
 20. Основной признакъ цивилизации
 21. Потугинская цивилизация въ виде послесловия

 1. Потугинъ вместо предисловия (отрывок)

Когда нашъ знаменитый алхимикъ-беллетристъ положилъ въ свою колбу, какъ онъ полагалъ, всю квинтъ-эссенцию современныхъ русскихъ стремлений и торжественно объявилъ публике результаты своего опыта, именно, что все дескать, не более, какъ дымъ, то, повидимому разочарованный, алхимикъ нашелъ въ продуктахъ возгонки все-таки хотя одну крупинку золота. Чемъ другимъ должно считать торжественно растянутое слово, произносимое представителемъ разума въ повести г.Тургенева, Потугинымъ, именно слово ци-ви-ли-за-ция? -- Повидимому, г.Тургеневъ предполагалъ въ этомъ нечто столь ясное, определенное, великое, подавляющее, что читателю стоитъ лишь произнести это слово, да еще растянувъ его, и читатель немедленно умилится духомъ, заметитъ, на сколько идеалъ прославленнаго беллетриста выше идеаловъ, за которыми гонятся разные кружки и партии у насъ на Руси, и затемъ, -- затемъ всеми силами будетъ стремиться къ этому единственному идеалу. Стремление къ цивилизации! Какъ это хорошо звучитъ. Вы, мелочь, стремитесь тамъ къ тому, чтобы народъ не голодалъ, или къ тому, чтобы крупные землевладельцы господствовали въ зем стве; къ тому, чтобы публика отличала доносъ отъ критической оценки, или къ тому, чтобы она считала патриотизмомъ уськанье на поляковъ и немцевъ; къ тому, чтобы молодые люди выучивались кое-чему действительнo полезному и развивающему, или къ тому, чтобы они гордились своими аттестатами, обозначающими, что наши юноши въ совершенстве спрягаютъ греческие глаголы. Вы стремитесь къ власти, чтобы провести идею, чтобы воплотить въ жизнь свой идеалъ, или для того, чтобы беспрепятственно грабить, прижимать, уудовлетворять животнымъ страстямъ. Все это пустяки, дымъ, неимеющий человеческаго значения ни въ хорошую, ни въ дурную сторону. Мы, истинно понимающие, мы, светлые умы, мы Потугины, Тургеневы et Comp. стремимся къ цивилизации!

Хотя я очень уважаю читателей вообще, но я думаю, что иной читатель (не тотъ, конечно, который читаеть эти именно слова, а иной) увлекся пафосомъ Потугина, подумалъ: а ведь правъ, разбойникъ; этого, именно этого намъ недостаетъ; именно къ этому следуетъ стремиться! Цивилизация! Да, цивилизация хорошая вещь...

Я долженъ сознаться, что художественный талантъ г.Тургенева доставлялъ мне всегда много удовольствия и что повести его я читать люблю. Долженъ сознаться и въ томъ, что не очень долюбливаю деятелей "Вести", "Московскихъ Ведомостей" и техъ кружковъ, представителями которыхъ  г.Тургеневъ выставилъ изящныхъ генераловъ! Но столь же откровенно сознаюсь и въ томъ, что въ "Вести", и въ "Московскихъ Ведомостяхъ" и у гг.Ратмирова съ товарищами, и у Багровыхъ и у героевъ г.Щедрина я нахожу несравненно более понимания, чего они хотятъ и каковы таковы бываютъ вещи и дела на семъ свете, гораздо более смысла, чемъ у г.Потугина съ его растянутою ци-ви-ли-за-ци-е-ю.

Громкия слова весьма часто -- пустыя слова. Конечно, можно имъ придавать иногда определенный и серьезный смыслъ, но они его получаютъ извне отъ остальнаго миpoсoзерцания людей, а сами по себе не обладаютъ никакимъ особымъ значениемъ. Именно пафосъ, придаваемый Потугинымъ этому слову, показываетъ, что въ голове Потугина оно лишено всякаго определеннаго смысла.

Потугиныхъ не исправишъ. Они составляютъ одну изъ группъ быстро стареющаго поколения, которое, въ минуты откровенности, должно сознаться предъ собою, что оно не мало поклонялось идоламъ, разукрашеннымъ звонкими словами. Эта группа, придя къ разочарованию, къ скептицизму, къ индифферентизму, оставила въ уголку своего сердца привязанность къ громкимъ словамъ, веру въ ихъ субстанциальное значение и возьметъ эту привязанность и эту веру съ собою въ могилу. Богъ съ ними! Не будемъ ме шать ихъ продолжительной агонии вдали отъ всего живаго.

Но съ читателемъ мне хочется поговорить объ этомъ предмете. Слово цивилизация встречается такъ часто, что желательно, чтобы лица, его употребляющия, и лица, его воспринимающия связывали съ нимъ возможно более определенное значение. Между темъ, не только Потугинъ, но весьма многие не отдаютъ себе яснаго отчета въ его смысле. Это замечаемъ даже часто у писателей, не только въ обыкновенной прессе, но у авторовъ ученыхъ, и даже много-ученыхъ; нетолько у насъ, но и заграницею. Поэтому для уяснения предмета, прежде всего обратимся къ его литературе...


 Об авторе

С.С.АРНОЛЬДИ (настоящее имя - Петр Лаврович ЛАВРОВ; 1823--1900)

Выдающийся русский философ и социолог, теоретик революционного народничества. Родился в селе Мелихово Псковской губернии, в дворянской семье. В 1842 г. окончил Петербургское артиллерийское училище, где считался лучшим учеником знаменитого математика М.В.Остроградского; преподавал математические предметы в военных учреждениях Петербурга. С 1852 г. публиковал статьи по вопросам военной техники, физики, математики, естествознания, педагогики, философии. В 1858 г. был произведен в полковники, получил ученую степень профессора. В апреле 1866 г. после покушения Д.В.Каракозова на Александра II был арестован и сослан. В 1870 г. эмигрировал с семьей в Париж; вступил в Международное товарищество рабочих (I Интернационал). Постоянно публиковался в русских и зарубежных журналах; был делегатом от России на Международном социалистическом конгрессе в Париже.

Философские и социологические взгляды П.Л.Лаврова были достаточно самостоятельны и оригинальны. В центре его миропонимания всегда стояла некая "критически мыслящая личность", способная овладевать новыми взглядами и обладающая жестким нравственным стрежнем. Передовую интеллигенцию он считал двигателем общественного прогресса, но довольно расплывчато представлял ее стремящейся "к воплощению в общественных формах истины и справедливости". Социализм, по его мнению, был "неизбежный результат современного процесса экономической жизни", и более, чем иные концепции общественного блага, соответствовал нравственному идеалу человечества. Наследие П.Л.Лаврова активно использовали для обоснования своих постулатов представители различных течений революционной мысли в России. И в наше время сохраняют актуальность его положения и выводы, относящиеся к историософии, теориям морали и личности, проблемам общественного сознания.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце