URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка
Id: 191700
 
233 руб.

Лекции по синтаксису русского языка. Изд.4

URSS. 2015. 144 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-1545-1.

 Аннотация

В пособии рассматриваются синтаксические формы слова, их связи и отношения, синтаксис предикативных и коммуникативных единиц, высказывания, а также порядок слов. От других учебных пособий по синтаксису книга отличается характеристикой интонационного оформления русского предложения с приведением осциллограмм, привлечением материала разговорной речи, соотнесением современных научных идей не только с традиционной синтаксической наукой, но и с современным школьным толкованием синтаксических понятий.

Для студентов филологических специальностей университетов.


 Содержание

Предисловие
Введение
Синтаксические формы слова, связи и отношения
 Виды синтаксической связи
 Виды отношений и способы их выражения
 Литература
Синтаксис словосочетания
 Литература
Синтаксис предикативных единиц
 Главные члены
 Детерминанты
 Ситуанты
 Второстепенные члены
 Типы предикативных единиц
 Литература
Синтаксис коммуникатов
 Литература
Синтаксис высказывания
 Литература
Порядок слов
 Литература
Вместо заключения
Приложение

 Предисловие

Учебное пособие построено на основе лекций, читавшихся автором в течение ряда лет в Саратовском университете, и в соответствии с программой курса "Современный русский язык" (1979).

В связи с тем, что университеты готовят учителей, автор считает необходимым дать студентам не только знания современных синтаксических теорий, показав дискуссионность многих решений, но и представление о соотношении их с изложенным в школьном учебнике, по которому студентам придется работать по окончании университета. Эти сведения знакомят студентов с решением той или иной синтаксической проблемы как с одним из возможных научных решений.

Автор стремится идти в рассмотрении синтаксических явлений не от готовых дефиниций, а от фактов языка, подводя студентов к пониманию явления и избегая категоричных определений в тех случаях, когда наукой они еще не выработаны или очень громоздки.

Сердечную благодарность автор выражает профессору В.А.Белошапковой и кафедре современного русского языка Воронежского университета, руководимой профессором И.П.Распоповым, а также профессору Г.П.Уханову и всем членам кафедры русского языка Саратовского университета. Советы и замечания товарищей и рецензентов помогли написать эту книгу.


 Введение

1. Синтаксис (греч. syntaxis -- составление, соединение) -- один из уровней языковой системы, единицы которого состоят из единиц более низких уровней: слов и словоформ.

Синтаксисом называется и наука об этом уровне. Несмотря на широкое развитие синтаксических исследований, синтаксис остается одним из наименее изученных уровней, что связано с объективными трудностями его изучения: 1) необъятное множество конкретных предложений затрудняет их классификацию, 2) связь синтаксиса не только с морфологией, но и с лексикой усложняет исследование любого синтаксического явления.

В синтаксисе изучаются единицы синтаксического уровня языка, иерархическая организация этих единиц в разных уровнях синтаксической системы (слово или словосочетание -- предложение -- сложное предложение -- текст) и в разных аспектах рассмотрения (аспект формальной организации единиц, семантический, коммуникативный), а также закономерности соединения синтаксических единиц, способы их соединения (связи) и возникающие при этом синтаксические отношения.

2. К изучению синтаксиса русского языка возможны разные подходы -- до сих пор существовали и существуют разные школы.

По-разному определяется даже сам предмет синтаксиса: раздел грамматики, изучающий строй связной речи (Н.С.Валгина), ведающий построением речи (Г.А.Золотова), изучающий грамматический строй связной речи в отвлечении от конкретного содержания предложений (Современный русский язык. Синтаксис. Изд-во МГУ, 1958), способы соединения слов в словосочетании и в предложении, а также типы предложений, их строение, функции и условия употребления (Грамматика русского языка АН СССР, т.2, ч. 1. М., 1960). Дело не в разных исходных определениях, а в разных исходных позициях ученых.

3. Спор идет и о принципах построения курса (выделение синтаксиса словосочетания, синтаксиса предложения, синтаксиса сложного предложения, синтаксиса текста или конструктивного и коммуникативного синтаксиса), и об исходных понятиях и путях представления синтаксических явлений (путь от лексики, основанный на том, что значение слова конкретизируется в словосочетании, и путь от морфологии, основанный на том, что формы слова по-разному используются в речи: самостоятельно, только в связи с другими, в роли определяющих структуру предложения членов).

Поскольку роль формы слова не исчерпывается ее морфологической характеристикой, но связана и с семантикой слова (ср. говорить с другом и говорить с восторгом; в саду, в овраге и в товарище, в человеке), более рациональным представляется путь "от лексики" с выделением особых разделов синтаксиса. Однако, прежде чем перейти к рассмотрению синтаксиса словосочетания, необходимо остановиться на видах синтаксической связи и типах отношений в синтаксисе.

Таким образом, синтаксис как учебный курс представляется в следующем плане:

1) виды и способы связи синтаксических единиц и возникающие при этом отношения; 2) синтаксис словосочетания; 3) синтаксис предикативных единиц: а) монопредикативные единицы, б) полипредикативные единицы; 4) синтаксис коммуникатов: а) простое предложение, б) сложное предложение, в) коммуникаты, не составляющие предложения; 5) синтаксис высказывания; 6) синтаксис текста.

4. Нет единства взглядов и при выделении синтаксических единиц. Не все выделяют в качестве самостоятельной синтаксической единицы словосочетания, сложное предложение. Общепринято лишь то, что основной единицей синтаксиса является предложение. Однако в языке кроме простых есть и сложные предложения, части которых самостоятельными предложениями не являются. Поэтому нами вводится в качестве синтаксической единицы понятие предикативной единицы.

Предикативная единица состоит из определенных компонентов, традиционно называемых членами предложения. Эти компоненты могут представлять собой слова в определенных формах, а могут быть выражены целостными словосочетаниями (ср. Брат уехал и Мой брат уехал в Москву). Словосочетание и слово в определенной форме (словоформа) поэтому тоже считаются нами синтаксическими единицами, но не основными, а лишь в составе предикативных единиц, а точнее -- предложений.

Все синтаксические единицы в конкретном употреблении являются речевыми и представлены множеством своих реализаций. К языку имеют отношение типы, модели этих реализаций. Так, модель предложения Брат уехал может быть реализована в огромном множестве лексических наполнений каждого из двух его компонентов, в различных отношениях к числу (Братья уехали), роду (Сестра уехала), времени и т.д. При этом, как будет показано в пособии, степень обобщенности реальных предложений может быть различна. Так, например, Брат уехал и Мой брат уехал в Москву -- это реализации моделей нераспространенного и распространенного предложений, но одновременно это разные реализации одной и той же модели двусоставного предложения.

Все реальные предложения употребляются в составе какого-то текста и включаются в еще более сложные текстовые единицы (сложное синтаксическое целое, абзац), членясь при этом на две части: как бы связующую (уже известную) и основную. Такое членение получило название актуального. Предложение как элементарная текстовая единица образует высказывание, компонентами которого и являются тема (актуально менее значимая часть) и рема (основная часть).

В дальнейшем все эти понятия будут раскрыты более полно.


 Об авторе

Ольга Борисовна Сиротинина (род. в 1923 г.)

Известный российский языковед, доктор филологических наук. Окончила Саратовский государственный университет (СГУ). Профессор кафедры русского языка и речевой коммуникации факультета филологии и журналистики СГУ с 1967  г. В течение 20 лет заведовала кафедрой русского языка СГУ. Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Российской академии естественных наук, академик Международной академии наук высшей школы. Директор Института русского языка, литературы и журналистики при факультете филологии и журналистики СГУ. Создатель саратовской школы функциональной социолингвистики. Автор свыше 350 научных работ, посвященных современной разговорной речи, функциональным стилям, проблемам культуры речи.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце