URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Берков В.О. Гармония и музыкальная форма
Id: 191149
 
969 руб.

Гармония и музыкальная форма. Изд.2, испр.

URSS. 2015. 568 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-1507-9.

 Аннотация

Цель настоящей книги --- познание значения гармонии в музыкальном произведении. Автор стремится ответить на вопрос: как гармония участвует в развитии и построении формы и, следовательно, в воплощении содержания музыкального произведения. Наряду с теоретическими обобщениями в работе заметное место уделяется различным композиционным деталям, композиторской технике.

Книга адресована прежде всего профессиональным музыкантам, но будет интересна всем любителям музыки.


 Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА ГАРМОНИИ Общие положения 13
Раздел I. Первая группа формообразующих средств
Гармонический колорит 15
Органный пункт 17
Раздел II. Вторая группа формообразующих средств
Гармоническая пульсация 33
Гармоническое варьирование (темброво-гармони- ческие изменения) . 36
Раздел III. Третья группа формообразующих средств
Каденция ........ 55
Модуляция ........ 65
Отклонения 86
Тональные планы ....... 91
Раздел IV. Четвертая группа формообразующих средств
Лад 116
Функциональность 130


ГЛАВА ВТОРАЯ
АККОРД
ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ АККОРДА В ГАРМОНИЧЕСКОМ ОБОРОТЕ

Общие положения 135
Раздел I. Литература вопроса. Теория 140
Раздел II. Неаполитанская гармония в музыке XVI—XVИ
веков 148
Раздел III. Неаполитанская гармония в музыке Баха . 172
Раздел IV. Неаполитанская гармония в музыке венских клас- сиков 179
Гайдн 180
Моцарт 192
Бетховен 227
Раздел V. Неаполитанская гармония в классической музыке
после Бетховена ....... 248
Раздел VI. Неаполитанская гармония в советской музыке . 272


ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ЛЕЙТГАРМОНИЯ
Общие положения 285
Раздел I. Лейтгармония в «Вольном стрелке» Вебера и не- которые вопросы тонального плана . . . 289
Раздел II. Лейтгармония в «Лоэнгрине» Вагнера . 296
Раздел III. Об одном созвучии лейтгармонического значения 315
Раздел IV. Лейтгармония в 3-й симфонии Скрябина . . 349

ГЛАВА Ч ЕТВЕРТАЯ
СЕКВЕНЦИИ
Общие положения . . . 409
Раздел I. Литература вопроса. Теория 412
Раздел П. Золотая секвенция 442
Раздел III. Экспозиционное секвенцирование . . . 509
Венские классики 509
Скрябин 513
Музыкальные характеристики в операх . . 535
Раздел IV. Анализ секвентного развития на протяжении всего
произведения ....... 544
Заключение 559
Список использованной литературы 561

 Об авторе

Берков Виктор Осипович
Музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения. Окончил в 1929 г. экономическое отделение педагогического факультета Московского университета, в 1937 г. — историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу теории И. В. Способина. Преподавал музыкально-теоретические предметы в Музыкальном училище при Московской консерватории, в Цент­ральном заочном музыкально-педагогическом институте, в Музыкально-педагогическом инсти­туте имени Гнесиных. С 1938 г. — ассистент, в 1945–1949 гг. — доцент кафедры теории Московской консерватории. С 1946 г. — доцент кафедры теории Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, с 1968 г. — профессор.

Основные работы В. О. Беркова были посвящены проблемам гармонии, гармонического ана­лиза, современного гармонического языка, музыкальной формы. Им также были написаны путеводители по классическим операм (некоторые совместно с В. В. Протопоповым). В числе его трудов: «Гармония Глинки», «Гармония Бетховена: Очерки», «Гармония и музыкальная форма», «Гармония» (учебник), «Пособие по гармоническому анализу: Образцы советской му­зыки в некоторых разделах курса гармонии», «Задачи по гармонии» (совместно с А. А. Степановым), «Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла», «Формообразующие сред­ства гармонии», «Хроматическая фантазия Я. Свелинка: Из истории гармонии» и другие.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце