URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Фома Аквинский Сумма теологии. Т.V: Вторая часть Второй части. Вопросы 1--46. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa theologiae. Pars Secunda Secundae. Quaestiones 1-46
Id: 191128
 
1599 руб. Бестселлер!

Сумма теологии. Т.V: Вторая часть Второй части. Вопросы 1--46. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa theologiae. Pars Secunda Secundae. Quaestiones 1-46. Т.V

URSS. 2015. 560 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-396-00657-7.

 Аннотация

"Сумма теологии" великого средневекового мыслителя Фомы Аквинского (ок. 1225--1274) является одним из наиболее влиятельных произведений в западноевропейской христианской традиции, не утратившим своего значения и по сей день.

В настоящем томе представлены первые 46 Вопросов из Второй части Второй части «Суммы», в которых рассматривается этическая и теологическая проблематика, а именно, отношение трех известных христианских теологических добродетелей (веры, надежды, любви) и нравственной жизни человека.


 Оглавление

Пролог
Глава 1. О вере
 Раздел 1.Является ли объектом веры первая истина
  Articulus  1.Utrum obiectum fidei sit veritas prima
 Раздел 2.Является ли объектом веры нечто составное по типу высказывания
  Articulus  2.Utrum obiectum fidei sit aliquid complexum per modum enuntiabilis
 Раздел 3.Может ли объектом веры быть нечто ложное
  Articulus  3.Utrum fidei possit subesse falsum
 Раздел 4.Может ли нечто видимое быть объектом веры
  Articulus  4.Utrum obiectum fidei possit esse aliquid visum
 Раздел 5.Действительно ли то, что относится к вере, может познаваться научным познанием
  Articulus  5.Utrum ea quae sunt fidei possint esse scita
 Раздел 6.Следует ли разделять вероучение на отдельные артикулы, или догматы
  Articulus  6.Utrum credibilia sint per certos articulos distinguenda
 Раздел 7.Действительно ли число догматов возрастало со временем
  Articulus  7.Utrum articuli fidei secundum successionem temporum creverint
 Раздел 8.Должным ли образом перечислены догматы веры
  Articulus  8.Utrum articuli fidei convenienter enumerentur
 Раздел 9.Подобающим ли образом догматы представлены в Символе
  Articulus  9.Utrum convenienter articuli fibei in symbolo ponantur
 Раздел 10.Действительно ли Символ веры составляется верховным понтификом
  Articulus  10.Utrum ad summum pontificem pertineat fidei symbolum ordinare
Глава 2. О действии веры
 Раздел 1.Действительно ли "верить" – значит размышлять с одобрением
  Articulus  1.Utrum credere sit cum assensione cogitare
 Раздел 2.Подобающим ли образом действие веры разделяют на "доверие Богу", "веру в существование Бога" и "веру в Бога"
  Articulus  2.Utrum convenienter distinguantur actus fidei per hoc quod est credere Deo, credere Deum et credere in Deum
 Раздел 3.Действительно ли верить в нечто, превышающее возможности разума, необходимо для спасения
  Articulus  3.Utrum credere aliquid supra rationem naturalem sit necessarium ad salutem
 Раздел 4.Необходимо ли верить в то, что можно доказать при помощи естественного разума
  Articulus  4.Utrum credere ea quae ratione naturali probari possunt sit necessarium
 Раздел 5.Должен ли человек верить во что-либо отчетливо
  Articulus  5.Utrum homo teneatur ad credendum aliquid explicite
 Раздел 6.Все ли люди равным образом обязаны иметь отчетливую веру
  Articulus  6.Utrum omnes aequaliter teneantur ad habendum fidem explicitam
 Раздел 7.Все ли люди для своего спасения обязаны иметь отчетливую веру в таинство воплощения Христа
  Articulus  7.Utrum explicite credere mysterium incarnationis Christi sit de necessitate salutis apud omnes
 Раздел 8.Необходимо ли для спасения отчетливо верить в Троицу
  Articulus  8.Utrum explicite credere Trinitatem sit de necessitate salutis
 Раздел 9.Является ли вера заслугой
  Articulus  9.Utrum credere sit meritorium
 Раздел 10.Умаляет ли заслугу аргумент, поддерживающий то, что относится к вере
  Articulus  10.Utrum ratio inducta ad ea quae sunt fidei minuat meritum fidei
Глава 3. О внешнем действии веры
 Раздел 1.Действительно ли исповедание является действием веры
  Articulus  1.Utrum confessio sit actus fidei
 Раздел 2.Действительно ли исповедание веры необходимо для спасения
  Articulus  2.Utrum confessio fidei sit necessaria ad salutem
Глава 4. О самой добродетели веры
 Раздел 1.Является ли подобающим это определение веры: "Вера есть субстанция вещей, на которые надеются, аргумент о невидимом"
  Articulus  1.Utrum hoc sit competens fidei definitio: fides est substantia sperandarum rerum, argumentum non apparentium
 Раздел 2.Действительно ли вера пребывает в разуме как в субъекте
  Articulus  2.Utrum fides sit in intellectu sicut in subjecto
 Раздел 3.Действительно ли любовь-каритас является формой веры
  Articulus  3.Utrum caritas sit forma fidei
 Раздел 4.Действительно ли неоформленная вера может стать оформленной, и наоборот
  Articulus  4.Utrm fides informis possit fieri formata, vel e converso
 Раздел 5.Является ли вера добродетелью
  Articulus  5.Utrum fides sit virtus
 Раздел 6.Является ли вера единой добродетелью
  Articulus  6.Utrum fides sit una virtus
 Раздел 7.Является ли вера первой среди добродетелей
  Articulus  7.Utrum fides sit prima inter virtutes
 Раздел 8.Действительно ли вера достоверней научного знания и других интеллектуальных добродетелей
  Articulus  8.Utrum fides sit certior scientia et aliis virtutibus intellectualibus
Глава 5. О тех, кто обладает верой
 Раздел 1.Действительно ли ангел или человек в своем изначальном состоянии обладали верой
  Articulus  1.Utrum Angelus aut homo in sua prima conditione habuerit fidem
 Раздел 2.Есть ли вера в демонах
  Articulus  2.Utrum in Daemonibus sit fides
 Раздел 3.Действительно ли отрицающие один догмат веры могут обладать неоформленной верой относительно других догматов
  Articulus  3.Utrum qui discredit unum articulum fidei, possit habere fidem informem de aliis articulis
 Раздел 4.Может ли вера одного человека быть больше, чем вера другого
  Articulus  4.Utrum fides possit esse maior in uno quam in alio
Глава 6. О причине веры
 Раздел 1.Действительно ли веру вселяет в человека Бог
  Articulus  1.Utrum fides sit homini a Deo infusa
 Раздел 2.Является ли даром неоформленная вера
  Articulus  2.Utrum fides informis sit donum Dei
Глава 7. О следствиях веры
 Раздел 1.Является ли страх следствием веры
  Articulus  1.Utrum timor sit effectus fidei
 Раздел 2.Является ли следствием веры очищение сердца
  Articulus  2.Utrum purificatio cordis sit effectus fidei
Глава 8. О даре разумения
 Раздел 1.Является ли дар разумения даром Святого Духа
  Articulus  1.Utrum intellectus sit donum spiritus sancti
 Раздел 2.Может ли дар разумения совмещаться с верой
  Articulus  2.Utrum donum intellectus possit simul esse cum fide
 Раздел 3.Относится ли дар разумения только к теоретическому разуму, или также к практическому
  Articulus  3.Utrum donum intellectus sit speculativus tantum, an etiam practicus
 Раздел 4.Действительно ли дар разумения присущ всем, кто обладает благодатью
  Articulus  4.Utrum donum intellectus insit omnibus habentibus gratiam
 Раздел 5.Обнаруживается ли дар разумения также и в людях, лишенных освящающей благодати
  Articulus  5.Utrum intellectus donum inveniatur etiam in non habentibus gratiam gratum facientem
 Раздел 6.Отличен ли дар разумения от других даров
  Articulus  6.Utrum donum intellectus distinguatur ab aliis donis
 Раздел 7.Соответствует ли дару разумения шестое блаженство, а именно, то, о котором сказано: Блаженны чистые сердцем и т.д.
  Articulus  7.Utrum dono intellectus respondeat sexta beatitudo, scilicet, "beati mundo corde" etc.
 Раздел 8.Действительно ли среди плодов дару разумения соответствует вера
  Articulus  8.Utrum in fructibus fides respondeat dono intellectus
Глава 9. О даре знания
 Раздел 1.Является ли знание даром
  Articulus  1.Utrum scientia sit donum
 Раздел 2.Относится ли дар знания к божественным вещам
  Articulus  2.Utrum scientiae donum sit circa res divinas
 Раздел 3.Действительно ли дар знания является практическим знанием
  Articulus  3.Utrum scientiae donum sit scientia practica
 Раздел 4.Действительно ли дару знания соответствует третье блаженство, а именно, то, о котором сказано: Блаженны плачущие и т.д.
  Articulus  4.Utrum dono scientiae respondeat tertia beatitudo, scilicet, beati qui lugent, etc.
Глава 10. О вере, насколько это касается противоположных пороков. И во-первых, о неверии в общем
 Раздел 1.Является ли неверие грехом
  Articulus  1.Utrum infidelitas sit peccatum
 Раздел 2.Действительно ли неверие пребывает в разуме как в субъекте
  Articulus  2.Utrum infidelitas sit in intellectu sicut in subiecto
 Раздел 3.Является ли неверие величайшим грехом
  Articulus  3.Utrum sit maximum peccatorum
 Раздел 4.Действительно ли любое действие неверного является грехом
  Articulus  4.Utrum omnis actio infidelium sit peccatum
 Раздел 5.О видах неверия
  Articulus  5.De speciebus infidelitatis
 Раздел 6.О сравнении видов неверия между собой
  Articulus  6.De comparatione earum ad invicem
 Раздел 7.Надлежит ли спорить с неверными о вере
  Articulus  7.Utrum cum infidelibus sit disputandum de fide
 Раздел 8.Следует ли принуждать неверных к вере
  Articulus  8.Utrum sint cogendi ad fidem
 Раздел 9.Можно ли пребывать в общении с неверными
  Articulus  9.Utrum sit eis communicandum
 Раздел 10.Могут ли неверные главенствовать над христианами
  Articulus  10.Utrum possint Christianis fidelibus praeesse
 Раздел 11.Следует ли терпеть обряды неверных
  Articulus  11.Utrum ritus infidelium sint tolerandi
 Раздел 12.Можно ли крестить детей неверных против воли родителей
  Articulus  12.Utrum pueri infidelium sint invitis parentibus baptizandi
Глава 11. О противоположных вере пороках, что касается ереси
 Раздел 1.Является ли ересь видом неверия
  Articulus  1.Utrum haeresis sint infidelitatis species
 Раздел 2.Действительно ли ересь как таковая относится к вопросам веры
  Articulus  2.Utrum haeresis sit proprie circa ea quae sunt fidei
 Раздел 3.Следует ли терпеть еретиков
  Articulus  3.Utrum haeretici sint tolerandi
 Раздел 4.Следует ли принимать вернувшихся к вере
  Articulus  4.Utrum revertentes ad fidem sint recipiendi
Глава 12. О противоположных вере пороках, что касается отступничества
 Раздел 1.Действительно ли отступничество является неверием
  Articulus  1.Utrum apostasia ad infidelitatem pertineat
 Раздел 2.Действительно ли подданные освобождаются от своих обязанностей по отношению к правителям в случае их отступничества
  Articulus  2.Utrum propter apostasiam a fide, subditi absolvantur a dominio praesidentium apostatarum
Глава 13. О пороках, противоположных исповеданию веры. И во-первых, о богохульстве в общем
 Раздел 1.Действительно ли богохульство противоположно исповеданию веры
  Articulus  1.Utrum blasphemia opponatur confessioni fidei
 Раздел 2.Всегда ли богохульство является смертным грехом
  Articulus  2.Utrum blasphemia semper sit peccatum mortale
 Раздел 3.Является ли богохульство величайшим грехом
  Articulus  3.Utrum blasphemia sit maximum peccatorum
 Раздел 4.Богохульствуют ли проклятые
  Articulus  4.Utrum blasphemia sit in damnatis
Глава 14. О богохульстве в частном, то есть о хуле на Духа Святого
 Раздел 1.Является ли хула, или грех против Святого Духа, тем же, что и злонамеренный грех
  Articulus  1.Utrum blasphemia vel peccatum in Spiritum Sanctum sit idem quod peccatum ex certa malitia
 Раздел 2.О видах этого греха
  Articulus  2.De speciebus huius peccati
 Раздел 3.Может ли быть отпущен грех против Святого Духа
  Articulus  3.Utrum sit irremissibile
 Раздел 4.Может ли человек согрешить против Духа Святого первым же грехом, еще до любого другого греха
  Articulus  4.Utrum aliquis possit peccare in Spiritum Sanctum a principio, antequam alia peccata committat
Глава 15. О пороках, противоположных дару разумения, а именно, о слепоте ума и притупленности чувства
 Раздел 1.Является ли слепота ума грехом
  Articulus  1.Utrum caecitas mentis sit peccatum
 Раздел 2.Является ли притупленность чувства грехом, отличным от слепоты ума
  Articulus  2.Utrum hebetudo sensus sit aliud peccatum a caecitate mentis
 Раздел 3.Берут ли эти грехи начало от плотских грехов
  Articulus  3.Utrum haec vitia a peccatis carnalibus oriantur
Глава 16. О заповедях, относящихся к представленному ранее, то есть к вере и дарам знания и разумения
 Раздел 1.Следовало ли дать заповеди о вере в ветхом законе
  Articulus  1.Utrum in veteri lege dare debuerint praecepta credendi
 Раздел 2.Подобающим ли образом в ветхом законе переданы заповеди, относящиеся к знанию и разумению
  Articulus  2.Utrum convenienter in veteri lege tradantur praecepta pertinentia ad scientiam et intellectum
Глава 17. О надежде как таковой
 Раздел 1.Является ли надежда добродетелью
  Articulus  1.Utrum spes sit virtus
 Раздел 2.Является ли объектом надежды вечное блаженство
  Articulus  2.Utrum beatitudo aeterna sit obiectum proprium spei
 Раздел 3.Можно ли надеяться на вечное блаженство другого
  Articulus  3.Utrum aliquis possit sperare alteri beatitudinem aeternam
 Раздел 4.Дозволительно ли надеяться на другого человека
  Articulus  4.Utrum aliquis possit licite sperare in homine
 Раздел 5.Является ли надежда теологической добродетелью
  Articulus  5.Utrum spes sit virtus theologica
 Раздел 6.Отличается ли надежда от других теологических добродетелей
  Articulus  6.Utrum spes sit virtus distincta ab aliis theologicis
 Раздел 7.Предшествует ли надежда вере
  Articulus  7.Utrum spes praecedat fidem
 Раздел 8.Предшествует ли надежде любовь-каритас
  Articulus  8.Utrum caritas sit prior spe
Глава 18. О субъекте надежды
 Раздел 1.Находится ли надежда в воле как в субъекте
  Articulus  1.Utrum spes sit in voluntate sicut in subiecto
 Раздел 2.Пребывает ли надежда в блаженных
  Articulus  2.Utrum spes sit in beatis
 Раздел 3.Пребывает ли надежда в проклятых
  Articulus  3.Utrum spes sit in damnatis
 Раздел 4.Является ли несомненной надежда людей в земной жизни
  Articulus  4.Utrum spes viatorum non habeat certitudinem
Глава 19. О даре страха
 Раздел 1.Можно ли бояться Бога
  Articulus  1.Utrum Deus possit timeri
 Раздел 2.Подобающим ли образом страх подразделяется на сыновний, изначальный, рабский и мирской
  Articulus  2.Utrum timor convenienter dividatur in filialem, initialem, servilem et mundanum
 Раздел 3.Всегда ли мирской страх является дурным
  Articulus  3.Utrum timor mundanus semper sit malus
 Раздел 4.Является ли рабский страх благим
  Articulus  4.Utrum timor servilis sit bonus
 Раздел 5.Тождественен ли рабский страх по своей субстанции со страхом сыновним
  Articulus  5.Utrum timor servilis sit idem in substantia cum timore filiali
 Раздел 6.Может ли рабский страх совмещаться с любовью-каритас
  Articulus  6.Utrum timor servilis remaneat cum caritate
 Раздел 7.Является ли страх началом мудрости
  Articulus  7.Utrum timor sit initium sapientiae
 Раздел 8.Отличается ли изначальный страх от сыновнего по субстанции
  Articulus  8.Utrum timor initialis differat secundum substantiam a timore filiali
 Раздел 9.Является ли страх даром Святого Духа
  Articulus  9.Utrum timor sit donum spiritus sancti
 Раздел 10.Уменьшается ли страх с возрастанием любви-каритас
  Articulus  10.Utrum crescente caritate diminuatur timor
 Раздел 11.Сохраняется ли страх в Небесном Отечестве
  Articulus  11.Utrum timor remaneat in patria
 Раздел 12.Действительно ли нищета духа является блаженством, соответствующим дару страха
  Articulus  12.Utrum paupertas spiritus sit beatitudo respondens dono timoris
Глава 20. Об отчаянии
 Раздел 1.Является ли отчаяние грехом
  Articulus  1.Utrum desperatio sit peccatum
 Раздел 2.Может ли отчаяние иметь место без неверия
  Articulus  2.Utrum desperatio sine infidelitate esse possit
 Раздел 3.Действительно ли отчаяние является наибольшим грехом
  Articulus  3.Utrum desperatio sit maximum peccatorum
 Раздел 4.Действительно ли отчаяние происходит из уныния
  Articulus  4.Utrum desperatio ex acedia oriatur
Глава 21. О самоуверенности
 Раздел 1.Полагается ли самоуверенность на Бога или на собственные силы
  Articulus  1.Utrum praesumptio innitatur Deo, an propriae virtuti
 Раздел 2.Является ли самоуверенность грехом
  Articulus  2.Utrum praesumptio sit peccatum
 Раздел 3.Действительно ли самоуверенность противоположна скорее страху, чем надежде
  Articulus  3.Utrum praesumptio magis opponatur timori quam spei
 Раздел 4.Действительно ли самоуверенность причинно обусловливается тщеславием
  Articulus  4.Utrum praesumptio causetur ex inani gloria
Глава 22. О заповедях, относящихся к надежде и страху
 Раздел 1.Нужно ли было дать некую заповедь о надежде
  Articulus  1.Utrum de spe debeat dari aliquod praeceptum
 Раздел 2.Нужно ли было дать некую заповедь о страхе
  Articulus  2.Utrum de timore fuerit dandum aliquod praeceptum
Глава 23. О любви-каритас как таковой
 Раздел 1.Является ли любовь-каритас дружбой
  Articulus  1.Utrum caritas sit amicitia
 Раздел 2.Является ли любовь-каритас чем-то тварным в душе
  Articulus  2.Utrum caritas sit aliquid creatum in anima
 Раздел 3.Является ли любовь-каритас добродетелью
  Articulus  3.Utrum caritas sit virtus
 Раздел 4.Является ли любовь-каритас особой добродетелью
  Articulus  4.Utrum caritas sit virtus specialis
 Раздел 5.Действительно ли любовь-каритас является единой добродетелью
  Articulus  5.Utrum caritas sit una virtus
 Раздел 6.Является ли любовь-каритас наиболее превосходной добродетелью
  Articulus  6.Utrum caritas sit excellentissima virtutum
 Раздел 7.Может ли некая добродетель быть истинной без любви-каритас
  Articulus  7.Utrum sine caritate possit esse aliqua vera virtus
 Раздел 8.Является ли любовь-каритас формой добродетелей
  Articulus  8.Utrum caritas sit forma virtutum
Глава 24. О субъекте любви-каритас
 Раздел 1.Является ли воля субъектом любви-каритас
  Articulus  1.Utrum voluntas sit subiectum caritatis
 Раздел 2.Действительно ли любовь-каритас причинно обусловливается в нас посредством влияния
  Articulus  2.Utrum caritas causetur in nobis ex infusione
 Раздел 3.Действительно ли излияние любви-каритас происходит сообразно естественным возможностям
  Articulus  3.Utrum caritas infundatur secundum capacitatem naturalium
 Раздел 4.Может ли возрастать любовь-каритас
  Articulus  4.Utrum caritas augeri possit
 Раздел 5.Действительно ли любовь-каритас увеличивается посредством добавления
  Articulus  5.Utrum caritas augeatur per additionem
 Раздел 6.Возрастает ли любовь-каритас посредством любого своего действия
  Articulus  6.Utrum quolibet actu caritatis caritas augeatur
 Раздел 7.Возрастает ли любовь-каритас до бесконечности
  Articulus  7.Utrum caritas augeatur in infinitum
 Раздел 8.Может ли любовь-каритас быть совершенной в земной жизни
  Articulus  8.Utrum caritas in hac vita possit esse perfecta
 Раздел 9.Подобает ли различать три степени любви-каритас
  Articulus  9.Utrum convenienter distinguantur tres gradus caritatis
 Раздел 10.Может ли уменьшаться любовь-каритас
  Articulus  10.Utrum caritas possit diminui
 Раздел 11.Можно ли утратить уже имеющуюся любовь-каритас
  Articulus  11.Utrum caritas semel habita possit amitti
 Раздел 12.Утрачивается ли любовь-каритас из-за одного смертного греха
  Articulus  12.Utrum caritas amittatur per unum actum peccati mortalis
Глава 25. Об объекте любви-каритас
 Раздел 1.Должна ли любовь-каритас ограничиваться Богом, или же она распространяется также и на ближнего
  Articulus  1.Utrum dilectio caritatis sistat in Deo, an se extendat etiam ad proximum
 Раздел 2.Надлежит ли из любви-каритас любить саму любовь-каритас
  Articulus  2.Utrum caritas sit ex caritate diligenda
 Раздел 3.Надлежит ли из любви-каритас любить неразумное творение
  Articulus  3.Utrum etiam creaturae irrationales sint ex caritate diligendae
 Раздел 4.Должен ли человек из любви-каритас любить себя самого
  Articulus  4.Utrum homo debeat seipsum ex caritate diligere
 Раздел 5.Должен ли человек из любви-каритас любить свое тело
  Articulus  5.Utrum homo debeat corpus suum ex caritate diligere
 Раздел 6.Надлежит ли любить грешников из любви-каритас
  Articulus  6.Utrum peccatores sint ex caritate diligendi
 Раздел 7.Любят ли грешники самих себя
  Articulus  7.Utrum peccatores diligant seipsos
 Раздел 8.Должно ли из любви-каритас любить своих врагов
  Articulus  8.Utrum sit de necessitate caritatis ut inimici diligantur
 Раздел 9.Необходимо ли для спасения демонстрировать нашим врагам знаки и действия любви
  Articulus  9.Utrum sit de necessitate salutis quod aliquis signa et effectus dilectionis inimico exhibeat
 Раздел 10.Должны ли мы из любви-каритас любить ангелов
  Articulus  10.Utrum debeamus Angelos ex caritate diligere
 Раздел 11.Должны ли мы из любви-каритас любить демонов
  Articulus  11.Utrum debeamus Daemones ex caritate diligere
 Раздел 12.Подобающим ли образом указаны те четыре вещи, которые мы должны любить из любви-каритас, а именно, Бог, ближний, наше тело и мы сами
  Articulus  12.Utrum convenienter enumerentur quatuor ex caritate diligenda, scilicet Deus, proximus, corpus nostrum et nos ipsi
Глава 26. О порядке любви-каритас
 Раздел 1.Есть ли в любви-каритас некий порядок
  Articulus  1.Utrum in caritate sit ordo
 Раздел 2.Надлежит ли любить Бога больше, чем ближнего
  Articulus  2.Utrum Deus sit magis diligendus quam proximus
 Раздел 3.Должен ли человек из любви-каритас любить Бога больше, чем самого себя
  Articulus  3.Utrum homo debeat ex caritate plus Deum diligere quam seipsum
 Раздел 4.Должен ли человек из любви-каритас любить себя больше, чем ближнего
  Articulus  4.Utrum homo ex caritate magis debeat diligere seipsum quam proximum
 Раздел 5.Должен ли человек любить ближнего больше, чем свое тело
  Articulus  5.Utrum homo magis debeat diligere proximum quam corpus proprium
 Раздел 6.Должны ли мы любить одного ближнего больше, чем другого
  Articulus  6.Utrum unus proximus sit magis diligendus quam alius
 Раздел 7.Должны ли мы любить тех, кто лучше, больше тех, кто ближе к нам
  Articulus  7.Utrum magis debeamus diligere meliores quam nobis coniunctiores
 Раздел 8.Должны ли мы больше любить тех, с кем связаны кровным родством
  Articulus  8.Utrum sit magis diligendus ille qui nobis est magis coniunctus secundum carnalem originem
 Раздел 9.Должен ли человек из любви-каритас любить сына больше, чем отца
  Articulus  9.Utrum homo ex caritate magis debeat diligere filium quam patrem
 Раздел 10.Должен ли человек любить мать больше, чем отца
  Articulus  10.Utrum homo magis debeat diligere matrem quam patrem
 Раздел 11.Должен ли человек любить жену больше, чем отца и мать
  Articulus  11.Utrum homo plus debeat diligere uxorem quam patrem et matrem
 Раздел 12.Должен ли человек любить благодетеля больше, чем облагодетельствованного
  Articulus  12.Utrum homo debeat diligere magis benefactorem quam beneficiatum
 Раздел 13.Сохранится ли порядок любви-каритас в Небесном Отечестве
  Articulus  13.Utrum ordo charitatis remaneat in patria
Глава 27. О главном действии любви-каритас, которым является собственно любовь
 Раздел 1.Действительно ли любви-каритас более присуще принимать любовь, чем любить
  Articulus  1.Utrum caritatis sit magis proprium amari quam amare
 Раздел 2.Тождественна ли любовь, сообразно тому, что она есть действие любви-каритас, благоволению
  Articulus  2.Utrum amare, secundum quod est actus caritatis, sit idem quod benevolentia
 Раздел 3.Следует ли из любви-каритас любить Бога из-за Него самого
  Articulus  3.Utrum Deus sit propter seipsum ex caritate diligendus
 Раздел 4.Можно ли в этой жизни любить Бога непосредственно
  Articulus  4.Utrum Deus in hac vita possit immediate amari
 Раздел 5.Можно ли любить Бога во всей полноте
  Articulus  5.Utrum Deus possit totaliter amari
 Раздел 6.Следует ли различать некий модус любви к Богу
  Articulus  6.Utrum divinae dilectionis sit aliquis modus habendus
 Раздел 7.Действительно ли любовь к врагу является большей заслугой, чем любовь к другу
  Articulus  7.Utrum sit magis meritorium diligere inimicum quam amicum
 Раздел 8.Действительно ли любовь к ближнему является большей заслугой, чем любовь к Богу
  Articulus  8.Utrum sit magis meritorium diligere proximum quam diligere Deum
Глава 28. О радости
 Раздел 1.Является ли пребывающая в нас радость следствием любви-каритас
  Articulus  1.Utrum gaudium in nobis sit effectus charitatis
 Раздел 2.Примешивается ли к духовной радости, происходящей из любви-каритас, некая грусть
  Articulus  2.Utrum gaudium spirituale quod ex charitate causatur, recipiat admixtionem tristitiae
 Раздел 3.Может ли обусловленная любовью-каритас духовная радость быть совершенной
  Articulus  3.Utrum spirituale gaudium quod ex charitate causatur possit in nobis impleri
 Раздел 4.Является ли радость добродетелью
  Articulus  4.Utrum gaudium sit virtus
Глава 29. О мире
 Раздел 1.Тождественен ли мир согласию
  Articulus  1.Utrum pax sit idem quod concordia
 Раздел 2.Все ли желают мира
  Articulus  2.Utrum omnia appetant pacem
 Раздел 3.Является ли мир собственным следствием любви-каритас
  Articulus  3.Utrum pax sit proprius effectus caritatis
 Раздел 4.Является ли мир добродетелью
  Articulus  4.Utrum pax sit virtus
Глава 30. О милосердии
 Раздел 1.Является ли зло тем, что в собственном смысле движет к милосердию
  Articulus  1.Utrum malum sit proprie motivum ad misericordiam
 Раздел 2.Является ли основанием для милосердия ущерб того, кто выказывает милосердие
  Articulus  2.Utrum defectus sit ratio miserendi ex parte miserentis
 Раздел 3.Является ли милосердие добродетелью
  Articulus  3.Utrum misericordia sit virtus
 Раздел 4.Является ли милосердие наибольшей добродетелью
  Articulus  4.Utrum misericordia sit maxima virtutum
Глава 31. О благодеянии
 Раздел 1.Является ли благодеяние действием любви-каритас
  Articulus  1.Utrum beneficentia sit actus caritatis
 Раздел 2.Должны ли мы оказывать благодеяния всем
  Articulus  2.Utrum sit omnibus benefaciendum
 Раздел 3.Должны ли мы оказывать б'ольшие благодеяния тем, кто связан с нами наиболее тесно
  Articulus  3.Utrum sit magis benefaciendum his qui sunt nobis magis coniuncti
 Раздел 4.Является ли благодеяние особой добродетелью
  Articulus  4.Utrum beneficentia sit virtus specialis

 Оглавление

Глава 32. О подаянии
 Раздел 1.Является ли подаяние действием любви-каритас
  Articulus  1.Utrum dare eleemosynam sit actus caritatis
 Раздел 2.Подобающим ли образом различают виды подаяния
  Articulus  2.Utrum convenienter eleemosynarum genera distinguantur
 Раздел 3.Действительно ли телесное подаяние более весомо, чем духовное
  Articulus  3.Utrum eleemosynae corporales sint potiores quam spirituales
 Раздел 4.Имеет ли телесное подаяние духовное следствие
  Articulus  4.Utrum eleemosynae corporales habeant effectum spiritualem
 Раздел 5.Относится ли подаяние к заповедям
  Articulus  5.Utrum dare eleemosynam sit in praecepto
 Раздел 6.Следует ли подавать милостыню из того, что необходимо для существования
  Articulus  6.Utrum quis debeat dare eleemosynam de necessario
 Раздел 7.Можно ли подавать милостыню из того, что приобретено неправедным путем
  Articulus  7.Utrum possit eleemosyna fieri de illicite acquisitis
 Раздел 8.Может ли подавать милостыню тот, кто находится во власти другого человека
  Articulus  8.Utrum ille qui est in potestate alterius constitutus possit eleemosynam facere
 Раздел 9.Следует ли подавать больше тем, кто более близок
  Articulus  9.Utrum propinquioribus sit magis eleemosyna danda
 Раздел 10.Должно ли подаяние быть избыточным
  Articulus  10.Utrum eleemosyna sit abundanter facienda
Глава 33. О братском исправлении
 Раздел 1.Является ли братское исправление действием любви-каритас
  Articulus  1.Utrum fraterna correctio sit actus caritatis
 Раздел 2.Относится ли братское исправление к заповедям
  Articulus  2.Utrum correctio fraterna sit in praecepto
 Раздел 3.Только ли прелаты должны осуществлять братское исправление
  Articulus  3.Utrum correctio fraterna pertineat solum ad praelatos
 Раздел 4.Должен ли человек исправлять своего прелата
  Articulus  4.Utrum quis teneatur corrigere praelatum suum
 Раздел 5.Должен ли грешник исправлять того, кто поступает дурно
  Articulus  5.Utrum peccator debeat corrigere delinquentem
 Раздел 6.Следует ли воздерживаться от исправления человека из опасения, что он станет хуже
  Articulus  6.Utrum quis debeat a correctione cessare propter timorem ne ille fiat deterior
 Раздел 7.Действительно ли при братском исправлении, сообразно требованиям заповеди, тайное убеждение должно предшествовать открытому обличению
  Articulus  7.Utrum in correctione fraterna debeat, ex necessitate praecepti, admonitio secreta praecedere denuntiationem
 Раздел 8.Следует ли призывать свидетелей до открытого обличения
  Articulus  8.Utrum testium inductio debeat praecedere publicam denuntiationem
Глава 34. О ненависти
 Раздел 1.Можно ли ненавидеть Бога
  Articulus  1.Utrum quis possit deum odio habere
 Раздел 2.Является ли ненависть к Богу наибольшим из грехов
  Articulus  2.Utrum odium Dei sit maximum peccatorum
 Раздел 3.Любая ли ненависть к ближнему является грехом
  Articulus  3.Utrum omne odium proximi sit peccatum
 Раздел 4.Является ли ненависть к ближнему наиболее тяжким грехом против ближнего
  Articulus  4.Utrum odium proximi sit gravissimum peccatum quae in proximo committuntur
 Раздел 5.Является ли ненависть главным грехом
  Articulus  5.Utrum odium sit vitium capitale
 Раздел 6.Возникает ли ненависть из зависти
  Articulus  6.Utrum odium non oriatur ex invidia
Глава 35. Об унынии
 Раздел 1.Является ли уныние грехом
  Articulus  1.Utrum acedia sit peccat
 Раздел 2.Является ли уныние особым пороком
  Articulus  2.Utrum acedia sit speciale vitium
 Раздел 3.Является ли уныние смертным грехом
  Articulus  3.Utrum acedia sit peccatum mortale
 Раздел 4.Следует ли считать уныние главным пороком
  Articulus  4.Utrum acedia debeat poni vitium capitale
Глава 36. О зависти
 Раздел 1.Является ли зависть печалью
  Articulus  1.Utrum invidia sit tristitia
 Раздел 2.Является ли зависть грехом
  Articulus  2.Utrum invidia sit peccatum
 Раздел 3.Является ли зависть смертным грехом
  Articulus  3.Utrum invidia sit peccatum mortale
 Раздел 4.Является ли зависть главным пороком
  Articulus  4.Utrum invidia sit vitium capitale
Глава 37. О раздоре, который противоположен миру
 Раздел 1.Является ли раздор грехом
  Articulus  1.Utrum discordia sit peccatum
 Раздел 2.Является ли раздор "дочерью" тщеславия
  Articulus  2.Utrum discordia sit filia inanis gloriae
Глава 38. О словопрении
 Раздел 1.Является ли словопрение смертным грехом
  Articulus  1.Utrum contentio sit peccatum mortale
 Раздел 2.Является ли словопрение "дочерью" тщеславия
  Articulus  2.Utrum contentio sit filia inanis gloriae
Глава 39. О схизме
 Раздел 1.Является ли схизма особым грехом
  Articulus  1.Utrum schisma sit peccatum speciale
 Раздел 2.Является ли схизма более тяжелым грехом, чем неверие
  Articulus  2.Utrum schism sit gravius peccatum infidelitate
 Раздел 3.Обладают ли схизматики какой-либо [духовной] властью
  Articulus  3.Utrum schismatici habeant aliquam potestatem
 Раздел 4.Подобает ли наказывать схизматиков отлучением
  Articulus  4.Utrum sit conveniens poena schismaticorum ut excommunicentur
Глава 40. О войне
 Раздел 1.Всякая ли война греховна
  Articulus  1.Utrum bellare sit semper peccatum
 Раздел 2.Могут ли клирики и епископы принимать участие в сражениях
  Articulus  2.Utrum clericis et episcopis sit licitum pugnare
 Раздел 3.Позволительно ли использовать военные хитрости
  Articulus  3.Utrum sit licitum in bellis uti insidiis
 Раздел 4.Позволительно ли сражаться в святые дни
  Articulus  4.Utrum liceat diebus festis bellare
Глава 41. О драке
 Раздел 1.Всегда ли драка является грехом
  Articulus  1.Utrum rixa sit semper peccatum
 Раздел 2.Является ли драка "дочерью" гнева
  Articulus  2.Utrum rixa sit filia irae
Глава 42. О смуте
 Раздел 1.Является ли смута особым грехом, отличным от остальных
  Articulus  1.Utrum seditio sit speciale peccatum ab aliis distinctum
 Раздел 2.Всегда ли смута является смертным грехом
  Articulus  2.Utrum seditio sit semper peccatum mortale
Глава 43. О соблазне
 Раздел 1.Надлежащим ли образом определяют соблазн как "не вполне правильное слово или дело, дающее повод для падения"
  Articulus  1.Utrum scandalum inconvenienter definiatur quod est dictum, vel factum minus rectum praebens occasionem ruinae
 Раздел 2.Является ли соблазн грехом
  Articulus  2.Utrum scandalum sit peccatum
 Раздел 3.Является ли соблазн особым грехом
  Articulus  3.Utrum scandalum sit speciale peccatum
 Раздел 4.Является ли соблазн смертным грехом
  Articulus  4.Utrum scandalum sit peccatum mortale
 Раздел 5.Может ли пассивный соблазн обнаружиться в совершенных
  Articulus  5.Utrum scandalum passivum possit etiam in perfectos cadere
 Раздел 6.Может ли в совершенных мужах обнаружиться активный соблазн
  Articulus  6.Uttrum scandalum activum possit inveniri in viris perfectis
 Раздел 7.Следует ли ради того, чтобы избежать соблазна, отказываться от духовных благ
  Articulus  7.Utrum bona spiritualia sint propter scandalum dimittenda
 Раздел 8.Следует ли ради того, чтобы избежать соблазна, отказываться от временн'ых благ
  Articulus  8.Utrum propter scandalum sint temporalia dimittenda
Глава 44. О заповедях, относящихся к любви-каритас
 Раздел 1.Нужно ли было давать заповеди о любви-каритас
  Articulus  1.Utrum de caritate debeat dari aliquod praeceptum
 Раздел 2.Надлежало ли дать две заповеди о любви-каритас
  Articulus  2.Utrum de caritate fuerint danda duo praecepta
 Раздел 3.Достаточно ли двух заповедей любви-каритас
  Articulus  3.Utrum sufficiant duo praecepta caritatis
 Раздел 4.Подобающим ли образом заповедано любить Бога "всем сердцем своим"
  Articulus  4.Utrum convenienter mandetur quod Deus diligatur ex toto corde
 Раздел 5.Надлежащим ли образом к словам "люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим" добавлено "и всею душою твоею, и всеми силами твоими"
  Articulus  5.Utrum super hoc: "Diliges dominum Deum tuum ex toto corde tuo", convenienter addatur: "Et ex tota anima tua et ex tota fortitudine tua".
 Раздел 6.Возможно ли исполнить эту заповедь о любви к Богу в земной жизни
  Articulus  6.Utrum hoc praeceptum de dilectione Dei possit in via impleri
 Раздел 7.Надлежащим ли образом дана заповедь о любви к ближнему
  Articulus  7.Utrum convenienter detur praeceptum de dilectione proximi
 Раздел 8.Подпадает ли под заповедь порядок любви-каритас
  Articulus  8.Utrum ordo caritatis cadat sub praecepto
Глава 45. О даре мудрости
 Раздел 1.Следует ли считать мудрость одним из даров Святого Духа
  Articulus  1.Utrum sapientia debeat inter dona spiritus sancti computari
 Раздел 2.Находится ли мудрость в разуме как в субъекте
  Articulus  2.Utrum sapientia sit in intellectu sicut in subiecto
 Раздел 3.Является ли мудрость только теоретической, или же еще и практической
  Articulus  3.Utrum sapientia sit speculativa tantum, an etiam practica
 Раздел 4.Может ли мудрость иметь место без благодати, со смертным грехом
  Articulus  4.Utrum sapientia possit esse sine gratia, cum peccato mortali
 Раздел 5.Имеется ли мудрость во всех тех, кто обладает благодатью
  Articulus  5.Utrum sapientia sit in omnibus habentibus gratiam
 Раздел 6.Соответствует ли дару мудрости седьмое блаженство
  Articulus  6.Utrum septima beatitudo respondeat dono sapientiae
Глава 46. О глупости
 Раздел 1.Противоположна ли глупость мудрости
  Articulus  1.Utrum stultitia opponatur sapientiae
 Раздел 2.Является ли глупость грехом
  Articulus  2.Utrum stultitia sit peccatum
 Раздел 3.Является ли глупость "дочерью" похоти
  Articulus  3.Utrum stultitia sit filia luxuriae
Примечания

 Об авторе

Фома Аквинский
Выдающийся философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. Родился в замке Рокказекка близ Неаполя, в знатной семье. В 1239–1243 гг. учился в университете Неаполя, затем принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет, где стал учеником видного философа Альберта Великого. В 1248–1250 гг. учился в Кельнском университете. Преподавал богословие в Парижском университете, а в 1259 г. приехал в Рим и в течение десяти лет преподавал богословие в Италии, одновременно занимаясь написанием философско-богословских сочинений. В 1269 г. вернулся в Париж, но позже был отозван в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Во время поездки для участия в соборе, происходившем в Лионе, тяжело заболел и умер в 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссанова. В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, был причислен к лику святых.

Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию. Его идеи получили развитие в рамках философского направления, названного "томизмом", и повлияли на развитие философской мысли Нового времени. Его основные труды: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Им были даны пять доказательств существования Бога; систематизирована схоластика; доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом; выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; разделены философия и теология; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце