URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Александрова Н.В. История математических терминов, понятий, обозначений: Словарь-справочник
Id: 191097
 
299 руб. Бестселлер!

История математических терминов, понятий, обозначений: Словарь-справочник. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 248 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01578-1.

 Аннотация

В настоящей книге, одной из немногих в отечественной и мировой научной литературе, приводятся сведения о математических понятиях, терминах и обозначениях. Читатель узнает, кто и когда ввел понятие, определение и термин; как оно называлось при своем первом появлении; когда возник современный термин и кем он был предложен; что он означает в точном переводе на русский язык; кому принадлежит обозначение (если оно имеется). Сведения даются в алфавитном порядке.

Справочник будет полезен широкому кругу читателей --- математиков и историков науки. Много интересного в нем найдут научные работники, преподаватели, аспиранты, студенты, школьники старших классов и просто любители математики.


 Оглавление

Предисловие
Словарь математических терминов
 АбакАффинность. Базис Бутылка Клейна. Вариация Вычитаемое. Гамма-функция Группа. Дедукция Дробь. e Единица. Закон асимптотический Значение среднее. i Итерация. Кардиоида Куб. Лемма Луч. Мажоранта Мощность множества. Набла Нуль. Образ Отображение конформное. Пантограф Пучок. Равенство Ряд числовой. Свертка Сходимость. Таблица Трисекция. Угол Устойчивость. Фаза Функции эллиптические. Характер Хорда. Центр Цифра. Число Член. Эволюта Эпициклоида. Явление Гиббса Якобиан.
Литература
Именной указатель

 Предисловие

Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным.
Б.Паскаль

Первое издание этой книги (1978) вышло под названием "Математические термины". Новое название должно подчеркнуть роль элементов истории математики в преподавании предмета. Вернее даже не "роль", а "роли", ибо в обучении важно и заинтересовать, и помочь запомнить (показав логику), и пробудить желание узнать...

Идея книги возникла, когда обнаружилось, что исторические сведения рассеяны в огромном числе статей и книг, в предисловиях, примечаниях и сносках. Насколько удалось найти специальные публикации, это -- несколько страниц в "Математике в школе" за 1941 г. (автор -- Н.И.Шевченко), брошюра В.В.Никишова "Словник походження математичнiх термiнiв" (1935) и книга Ch.M\"ugler "Dictionnaire historique de la terminologie g\'eom\'etrique des grecs" (Paris, 1958). Теперь к ним можно добавить пособие "Математическая терминология" Е.А.Орловой (изд-во МГУ, 1989). Елена Алексеевна установила по словарям, когда именно и из какого языка тот или иной термин вошел в русский язык.

История открытия -- одно из средств (а может быть, и единственное средство) сделать аудиторию, хотя бы в какой-то степени, свидетелем открытия, что так интересно и так важно для понимания логики развития математики и логики самой математики. Можно сослаться на мнение А.Пуанкаре: "В ее строго логической форме математическая дисциплина принимает столь искусственный характер, что ставит в тупик любого. Забывая исторические истоки, мы видим, как вопросы могут быть разрешены, но перестаем понимать, как и почему они были поставлены".

Исторический подход решает еще одну задачу -- объяснить и сделать понятным определение, доказательство, решение. Ф.Клейн писал, что нет более доходчивого объяснения, чем обращение к истории предмета. Он щедро делился опытом в "Лекциях об истории развития математики в XIX веке".

Книга такого жанра, естественно, не может быть полной и законченной. Увы, никто необъятного объять не может...

Н.Александрова

 Об авторе

Надежда Вячеславовна АЛЕКСАНДРОВА

Закончила механико-математический факультет Томского университета и аспирантуру под руководством профессора Изабеллы Григорьевны Башмаковой. Работает в вузах Москвы (МИХМ и МАИ) и систематически читает лекции на факультетах повышения квалификации преподавателей математики. Отсюда -- естественные поиски методики, которая позволила бы повысить КПД работы преподавателя, иными словами, вызвать активный интерес, облегчить студентам понимание материала. Очень скоро обнаружилось, что одним из таких средств могут быть исторические экскурсы. Со временем (за какие-нибудь 30--40 лет) удалось собрать материал, которым автор и делится с "пользователями".

Автор с глубокой благодарностью вспоминает И.Г.Башмакову, Г.Е.Шилова, Г.Л.Лунца, Р.С.Гутера, Л.Я.Цлафа и многих других известных ученых и педагогов, проявивших интерес к работе автора и оказавших помощь при написании настоящей книги.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце