URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Аронсон О. Богема: опыт сообщества (Наброски к философии асоциальности)
Id: 19098
 

Богема: опыт сообщества (Наброски к философии асоциальности)

2002. 96 с. Мягкая обложка. ISBN 5-7333-0203-8.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Вряд ли есть кто-то, кто не знает, что такое богема. Многие, наверняка, даже уверены в том, что могут отличить представителя богемы, от того, кто таковым не является. Некоторые с легкостью дадут определение богеме, а другие даже вспомнят исторические факты, свидетельствующие о том, что богема не только есть, но еще и когда-то появилась. Все это так. И все это должно убедить нас (и скорее всего убеждает), что за богемой не стоит ничего кроме того, что это какие-то люди, объединенные по некоторым признакам в определенную социальную группу. Но есть несколько, казалось бы, незначительных моментов, которые заставляют думать, что не все так уж просто.

Во-первых, если богема и какая-то социальная группа, то весьма странная, поскольку совершенно не ясны правила, по которым мы могли бы установить попадает данный индивид или не попадает в эту группу. Скорее это даже не группа, а ниша, социальная ниша, где располагаются те представители общества, которые самому этому обществу словно полупринадлежат. Они живут так, как будто те нормы человеческого существования, которые кажутся нам естественными и привычными, их не касаются. Их стиль жизни может вызывать недовольство законопослушных граждан, и при этом представители богемы далеки от того, чтобы считаться преступниками.


 Рецензии

"Вряд ли есть кто-то, кто не знает, что такое богема", - так начинается эта книга. Да, вроде бы все знают, что богема - это какие-то люди, объединенные по каким-то признакам в некую социальную группу. Но затем автор использует фигуру "на самом деле все далеко не так просто" и начинает последовательно деконструировать "социологический" и "исторический" подход к понятию "богемы". "Во-первых, если богема и какая-то социальная группа, то весьма странная, поскольку совершенно не ясны правила, по которым мы могли бы установить попадает данный индивид или не попадает в эту группу". Скорее, это некая ниша, складка в общественной материи, анклав асоциальности, скрытая каверна в коллективном теле, в остальном абсолютно прозрачном. "Социальность" мы привычно определяем через принадлежность к некой легитимной деятельности, к "труду", к "работе", видом которой является также и "отдых", "досуг". Более того, видом работы является "мышление" как таковое: это работа по собиранию и удержанию мира в целостности, по наделению его смыслом, по приданию миру характера бытия. В таком широком понимании "работа" контрадикторна "праздности". Миру работы "чужда повседневность, и в нем человек нетрудящийся не может обрести полноту присутствия <...> [этот "хайдеггеровский" мир] - крестьянский. Этому миру чуждо развлечение и уж подавно чужда лень". И вот тут автор делает одну любопытную вещь, без которой все его последующее изложение становится бессмысленным, - он объявляет этот "мир работы" несуществующим: "Нетрудно заметить, что этот трудовой крестьянский мир, лежащий в основании нашего опыта мышления и опыта существования в мире, абсолютно фиктивен. Он придуман горожанином, недовольным городом, и практически лишен главного - общины, то есть той неразделенности, совместности людей в общности труда и речи, которая и позволяет им быть чем-то, что не противостоит природе, а имманентно ей". И вот богема как раз и есть попытка обнаружения подобной общности в условиях города. Тут можно вспомнить лозунг "Ты - это не твоя работа" из "Бойцовского клуба" или "иммедиатизм" Хаким Бея. Автор всячески подчеркивает, что все последующее изложение (первые литературные свидетельства "существования" богемы у Теофиля Готье, Виктора Гюго, Анри Мюрже и Жерара де Нерваля; описание богемы у Карла Маркса и Вальтера Беньямина; Бальзак: "город" и "деньги"; литературно-философская история понятий "собственность" и "присвоение", в частности, у Прудона; Бодлер, "поза" и фотография; "советская богема": Кайдановский, Аверинцев, Мамардашвили как примеры) избегает апелляции к генерализующим категориям той или иной науки. Богему нельзя исследовать в классической, по сути дела, аристотелевской, научной установке. Ее нельзя вписать в некую предустановленную, иерархически организованную и вневременную общность, нельзя опосредовать системой категорий. Богема - это скорее изменчивая форма реализации "непосредственности", "непосредственной общности" в насквозь медиальном пространстве города и работы. "Богема всегда разобщена, она <...> гетерогенна, она изменчива, ее границы неопределенны <...> [это общность], которая коммуницирует по своим правилам. И правила эти общество не хочет признавать <...> Итак, слово "богема" понятно каждому, но не имеет конкретного референта <...> Однако, возможно, как раз неконкретность и нечеткость понятия богемы более значимы для первых подступов к ее пониманию, чем предъявление конкретных персонажей из этой среды <...> ощущение ее присутствия <...> оказывается важнее понимания того, что это такое". Ускользающее присутствие, неустойчивая общность, поверхностный эффект, момент задержки, фикция языка, неустранимый дар свободы, - вот что такое богема.
 Русский Журнал
 www.russ.ru/krug/vybor/20030114.html
 Дата публикации 14 января 2003 г.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце