URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Новиков А.М., Новиков Д.А. МЕТОДОЛОГИЯ: СЛОВАРЬ системы основных понятий
Id: 190767
 
299 руб.

МЕТОДОЛОГИЯ: СЛОВАРЬ системы основных понятий. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 208 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04723-4.
ДРУГИЕ КНИГИ ЭТОГО АВТОРА:
Методология научного исследования

 Аннотация

Настоящий словарь, написанный академиком РАО А.М.Новиковым и членом-корреспондентом РАН Д.А.Новиковым, содержит около 300 статей, раскрывающих содержание основных понятий методологии. Системность совокупности приводимых понятий обеспечивается покрытием предметной области, полнотой и непротиворечивостью связей между ними.

Работа предназначена для научных и практических работников, а также студентов, аспирантов и докторантов; в первую очередь --- для преподавателей вузов и институтов повышения квалификации для использования при подготовке курсов лекций по теории систем, системному анализу, методологии научных исследований, инновационной деятельности, проектированию систем, управлению проектами и т.д.


 Содержание

Предисловие
 Абстрагирование -- Атрибут
 База знаний -- Бифуркация
 Вектор показателей -- Выборка
 Генерализация -- Групповое (коллективное) принятие решений
 Дедукция -- Достоверность
 Единство
 Задача -- Знания
 Игра -- Исследование операций
 Календарно-сетевое планирование и управление -- Культура
 Лемма -- Логика
 Метатеория -- Мысленный эксперимент
 Наблюдение -- Норма
 Обобщение -- Ошибка
 Парадигма -- Процесс
 Работа -- Род
 Самоорганизация -- Съезд научный
 Таксономия -- Требование
 Управление -- Ученый
 Факт -- Функция
 Характеристика -- Художественная деятельность
 Целеполагание -- Цель
 Шкала -- Школа научная
 Эксперимент -- Этика
 Явление -- Язык
Предметный указатель
Литература

 Предисловие

Методология. В соответствии с определением, приведенным в [69], методология -- учение об организации деятельности Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности: игра -- учение -- труд [92], то можно говорить о:

-- методологии игровой деятельности (имея в виду в первую очередь детскую игру);

-- методологии учебной деятельности;

-- методологии трудовой, профессиональной деятельности.

В свою очередь профессиональную деятельность можно подразделить на:

-- практическую деятельность как в сфере материального, так и в сфере духовного производства;

-- специфические формы профессиональной деятельности: философия, наука, искусство, религия [127]. Соответственно это: философская деятельность, научная деятельность, художественная деятельность, религиозная деятельность.

На сегодняшний день в научной литературе относительно полно рассмотрены:

-- методология научной деятельности (методология научного исследования) [70];

-- общая методология практической деятельности [69] и методология частного вида практической деятельности -- управленческой (методология управления) [73]. В рамках подходов общей методологии по аналогии с методологией управленческой деятельности можно выстраивать методологии других видов практической деятельности -- педагогической, врачебной и др.;

-- методология учебной деятельности [66],

а также начала методологии художественной деятельности [67] и методологии игровой деятельности [63].

Полнота и системность терминологической структуры. Настоящий словарь включает систему основных понятий современной методологии. Системность и критерии выделения основных понятий требуют пояснений. Наиболее полное на сегодняшний день изложение содержания методологии имеется в [69]. Если проанализировать совокупность используемых в упомянутой монографии необщеупотребительных терминов, то оказывается, что настоящий словарь охватывает 80-90 % наиболее часто встречающихся из них. Другими словами, совокупность терминов словаря достаточно полно покрывает терминологию такой предметной области, как общая методология.

Следует разделять семантическую сеть -- граф, узлами которого являются термины, а дугами -- ссылки на другие термины, используемые в описании первых, и сеть определений, являющуюся подграфом первой (так как определение термина является частью посвященной ему статьи). Ацикличность графа определений является важнейшим показателем непротиворечивости системы определений. Результаты статистического анализа метрических характеристик семантической сети и сети определений приведены в [23] и на сайте www.methodolog.ru, что позволяет анализировать терминологическую структуру методологии -- взаимосвязи между терминами, их "важность" и т. д.

Термины, встречающиеся в настоящем словаре, в описании других терминов выделены (по одному разу) жирным курсивом. Следует отметить, что в большинстве случаев приводятся расширенные описания, которые, помимо собственно определения, содержат дополнительную информацию, относящуюся к описываемому термину.

Наличие на сайте www.methodolog.ru гипертекстовой версии словаря (с соответствующей визуализацией) позволяет пользователю анализировать взаимосвязь терминов и получить системное представление о терминологической структуре методологии.

Библиография. Структура библиографических ссылок типична для любой предметной области. Большинство терминов заимствовано из работ по методологии [69, 70] (39 и 69 упоминаний соответственно), системному анализу [89] (29 упоминаний), а также из классических словарей по философии [61,127] (соответственно 17 и 36 упоминаний), логике [36] (17 упоминаний), психологии [37] (11 упоминаний), а также словарей и энциклопедий [10,112,114,122] (соответственно 12, 12, 12 и 14 упоминаний). Большинство работ (76) упоминаются только один раз, 2-4 раза упоминаются 28 работ, 9 работ упоминаются от 5 до 10 раз.


 Об авторах

Александр Михайлович НОВИКОВ (род. в 1941 г.)

Заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, иностранный член Академии педагогических наук Украины, член Союза журналистов, лауреат Государственной премии РФ. В настоящее время работает руководителем Исследовательского центра теории непрерывного образования Российской академии образования, заведует кафедрой в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М. А. Шолохова. Автор более 300 научных работ по методологии и теории педагогики, теории и методике трудового обучения и профессионального образования, психологии и физиологии труда. Подготовил 10 докторов и 32 кандидата наук.

Дмитрий Александрович НОВИКОВ (род. в 1970 г.)

Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН. В настоящее время - заместитель директора Института проблем управления Российской академии наук, профессор Московского физико-технического института. Автор более 350 научных работ по теории управления системами междисциплинарной природы, в том числе по методологии, системному анализу, теории игр, принятию решений и механизмам управления социально-экономическими системами. Подготовил 4 докторов и 22 кандидата наук.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце