URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гнеденко Б.В. Воспоминания: Моя жизнь в математике и математика в моей жизни
Id: 189969
 
799 руб.

Воспоминания: Моя жизнь в математике и математика в моей жизни. №31. Изд.2

URSS. 2015. 624 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-1416-4. Обычный формат. Мелованная бумага.

 Аннотация

Борис Владимирович Гнеденко (1912--1995) --- выдающийся математик, работавший в области теории вероятностей и ее приложений. Его воспоминания, изложенные на фоне интересного и сложного периода истории нашей страны, начинаются с 1915 года и завершаются началом 90-х. Жизнь Бориса Владимировича тесно переплеталась со многими сторонами действительности --- и хорошими, и тяжелыми, и даже страшными. Воспоминания вводят читателя в обстановку жизни его поколения, знакомят со многими интересными людьми, показывают, как и в каких условиях развивались образование и наука. В заключительной части книги Борис Владимирович высказывает обеспокоенность дальнейшей судьбой страны, ее молодого поколения, последующего развития образования и науки.

Воспоминания Б.В.Гнеденко дополняются фрагментами его писем и материалами из архивов, уточняющими соответствующие места повествования.

Книга может быть полезной всем интересующимся историей страны, историей науки и образования.


 Оглавление

Предисловие редактора
Предисловие
I Детство. Отрочество. Юность
 Воспоминания из раннего детства
 Я стал школьником
 Переезд в Галич
 3-я советская школа
 Поступление в университет
 Университетская жизнь
 Продолжение обучения
 Участие в борьбе с неграмотностью. Окончание университета
 Начало педагогической деятельности
 Первые самостоятельные работы
 Последние два года в Иванове
 Стажировка в МГУ
 Экзамены в аспирантуру
II Жизнь и работа в МГУ
 Математики Московского университета
 О причинах возникновения и быстрого развития Московской математической школы
 Семинар по теории вероятностей
 Кабинет математики и механики
 Отношения с А.Я.Хинчиным и А.Н.Колмогоровым
 Специальные курсы А.Я.Хинчина
 Два путешествия
 Двадцатилетие Октябрьской революции
 Служба в армии
 Допросы
 Камерные будни
 Возвращение к жизни
 Женитьба
 Работа на факультете и в Институте им.В.А.Стеклова
 Преддверие войны
 Первые дни войны
 Военные будни
 Начало эвакуации
 Октябрьские дни
 В вагоне поезда
 Наша жизнь на сцене
 Знакомство с Приашхабадьем
 Ашхабадская жизнь
 Ташкентские впечатления
 Первые дни в Свердловске
 Зима в Свердловске
 Свердловские будни
 Снова в Москве
 Работа в Академии педагогических наук
 Профсоюзный деятель
 Московские будни
 Предложение Н.Н.Боголюбова
III Жизнь и работа на Украине
 Первые дни во Львове
 Август--сентябрь 1945 года
 Конец года
 Научные замыслы и результаты
 Работа над рукописями "Предельных распределений для сумм..." и "Курса теории вероятностей"
 Второй сын. Общество "Знание"
 1948 год
 Всесоюзное совещание в Ташкенте
 Месяц в Прибалтике
 Мои студенты оканчивают Львовский университет
 Меня переводят в Киев
 Дела домашние
 Обстановка на механико-математическом факультете КГУ
 Киевское совещание по теории вероятностей
 Подготовка к выезду в ГДР
 Приезд в Германию
 Первые дни в Берлине
 Поездка в Тюрингию
 В Оберхофе
 Начало жизни в Берлине
 Первый период преподавания в Берлине
 Продолжение знакомства с ГДР
 Дальнейшее знакомство с Германией
 Берлинские заботы
 Поездка в Прагу
 Конференция. Окончание работы в Берлинском университете
 Возвращение в Киев
 Ученики и коллеги
 Любовь Николаевна Грацианская
 Поездка в Румынию
 Приезд Ю.С.Виноградова
 Поездка в США
 Теория массового обслуживания. Работа над электронным диагностом
 В.М.Глушков
 Республиканское совещание математиков
 Неприятности
 Первый искусственный спутник Земли
 Республиканское общество "Знание"
 Положение в университете и Академии
IV Второй период жизни в Москве
 Возвращение в Москву
 Семинар по теории надежности
 Аспиранты
 Журнал "Математика в школе"
 Всесоюзное общество "Знание"
 Работа в Научно-методическом совете по математике
 Школьная секция Математического общества. Семинар по программированному обучению
 Грузовые морские порты
 Конкурс учебников. Поездка в Болгарию
 Окончание работы в Болгарии. Поездка в Румынию
 Поездка в Бельгию на конгресс по кибернетике
 Поездка в Белград на сессию Международного статистического института
 Командировка в Австралию
 Поездка в Новую Зеландию
 Командировка в Англию
 Командировка в Италию
 Снова дома
 Командировки в Югославию
 Поездки во Францию
 Поездки в Данию
 Вторая поездка в Италию
 Командировка в Вену
 Сотрудничество с математиками ГДР
 Первая книга по педагогике
 Две следующие книги по педагогике
 Сотрудничество с болгарскими математиками
 Новые успехи семинара
 Поездки в Польшу. Польские коллеги и друзья
 Поездки в Туву
 Поездки в Якутию
 Поездки в Красноярск и Иркутск
 Поездка на Кубу
 Возвращение в Москву
 Новые замыслы
 Поездка в Израиль
 Развал Союза
 Об образовании и науке
 Нужна ли нам фундаментальная наука?
V Наступление старости
 Старость
 Экспериментальная группа или группы?
 Поездка в Грецию
 Студенческий фольклор
 Музыка в моей жизни
 Книги -- мои друзья
Заключение
Дополнение 1
Дополнение 2
Дополнение 2а
Дополнение 3
  Список литературы
  Приложение 1
  Приложение 2
Дополнение 4
Дополнение 5
Именной указатель

 Предисловие

В 1938 году я дал себе слово, что не буду писать ни дневников, ни воспоминаний. Тогда я уничтожил все бумаги, в которых кратко описывал некоторые, как мне казалось, знаменательные моменты жизни, делал замечания философского и исследовательского характера. Я уничтожил записи относительно моих учителей, в которых отмечал их советы и рекомендации. Содержание этих заметок, к сожалению, совершенно не сохранилось в памяти.

Я придерживался этого правила до самых последних дней. Но настойчивые требования сыновей и просьбы коллег заставили меня пересмотреть решение, принятое более полувека назад. Кроме того, ещё одно обстоятельство оказывало на меня сильнейшее воздействие. Я был свидетелем расцвета Московской математической школы, хорошо знал выдающихся её представителей. Более того, дружил с ними. Это уже не личное достояние, а часть нашей истории, которая принадлежит обществу. Я был очевидцем различных событий в жизни нашей страны -- тяжёлых и радостных, жестоких и самоотверженных. Свидетели этих времён уходят из жизни, а с ними сама память об этих днях и их величии, о низости отдельных лиц, с которыми приходилось жить и работать бок о бок.

Из тех, кто в тридцатых годах был тесно связан с жизнью механико-математического факультета Московского университета, в живых остались лишь три математика -- С.М. Никольский, И.М. Гельфанд и я. И.М. Гельфанд живёт в США, С.М. Никольский продолжает работать в Математическом институте им.В.А.Стеклова. Мы несём ответственность за сохранение в памяти событий того времени. Когда уйдём из жизни мы, всё это будет позабыто, а ведь настоящее и прошлое создают будущее. Нам нельзя остаться "Иванами, не помнящими родства", и нам нечего стыдиться своего прошлого. Пусть стыдятся те, кто виноват перед народом, и пусть будущие поколения воздадут должное тем, кто создавал величие отечественной науки и педагогики.

Хорошо известно, что традиции создают предпосылки прогресса. Литературные традиции нашей страны, расцветшие в XIX веке, действуют и поныне. Научные традиции в математике, в значительной мере развитые в двадцатые -- сороковые годы XX века, будут служить ещё долгое время источником для творческого вдохновения. Поэтому их терять никак нельзя.

Я не пишу здесь истории Московского математического общества или механико-математического факультета Московского университета. Это другая задача. Я ограничиваюсь записью моих личных воспоминаний и, естественно, это делается на фоне событий, происходивших и происходящих в стране и в тех учреждениях, в которых я работал. Мне приходилось встречаться с людьми разных интересов, талантов, увлечённости. В какой-то мере общение с ними сказывалось на моём характере, на моих жизненных идеалах, на отношениях к молодёжи и к моему основному типу труда -- преподаванию. Я считаю, что преподавание в университете неразрывно связано с творчеством -- научным и педагогическим. Способность к творчеству является высочайшим даром природы и это качество человека должно получать максимальное развитие. Педагог же имеет святую обязанность выявлять и развивать способности молодых людей, учить их искусству творчества, познанию неизвестного, стремлению к постоянному самосовершенствованию. Мне довелось соприкасаться, и даже больше -- дружить с высочайшими представителями нашей культуры, которые отдавали все свои силы и таланты двум страстям -- прогрессу научных знаний и научному воспитанию молодежи. Мне хотелось бы, чтобы их образы возникли перед читателями и вызвали в их сознании не только восхищение, но и стремление самим внести подобный вклад в сокровищницу национального достоинства, разума и умения.

К сожалению, в жизни добро и зло шествуют рядом, и многие ищут славы только для себя, за счёт здоровья и жизни других. Мне такая слава не по душе. Величие Наполеона связано с гибелью сотен тысяч молодых людей, страданием миллионов. Политиканы увлекают фальшивыми лозунгами тысячи людей и бросают их на гибель во имя призрачных благ, а затем оказывается, что они преследуют свои корыстные цели, лишь прикрывая их пышными, но зачастую пустыми речами. Нужно приучать молодёжь анализировать и вскрывать истинный смысл призывов, чтобы не жалеть впоследствии о потерянной молодости, здоровье, несбывшихся мечтах.

Смерть мне в юности казалась чудовищной принадлежностью жизни. Теперь я гляжу на неё иначе: она -- источник прогресса. Она позволяет уйти поколению, сказавшему в жизни своё слово, и освобождает место для развития новых идей, новых концепций. А их несёт молодёжь, воспитанная на прошлых знаниях, умениях, на стремлении внести в жизнь свои мысли, своё понимание мира. Каждое поколение вносит в жизнь народа что-то своё, новое. Наука, искусство, литература с каждым поколением приобретают новые силы, новые стимулы для развития. Таким образом, на естественный уход из жизни людей мы должны смотреть двояко: переживать уход близких, хранить в памяти их светлый образ и видеть в смерти источник общественного прогресса.

 Человек смертен, и никто из нас не знает, как много времени отпущено ему судьбой. Поэтому следует делать, что положено, не откладывая на завтра то, что ты должен сделать сегодня. Я обязан записать то, чему был свидетелем. Эти воспоминания -- мой долг перед прошлым. Мне хотелось бы, чтобы они дополнили представление о жизни в нашей стране в двадцатые -- восьмидесятые годы и показали, что "для подвига человеческого всегда имеются возможности и время".

Представляю мои воспоминания на суд читателей.


 Об авторе

Борис Владимирович ГНЕДЕНКО (1912--1995)

Выдающийся ученый в области теории вероятностей и ее приложений. Мировую известность ему принесли исследования по теории суммирования независимых случайных величин, отраженные, в частности, в монографии "Предельные распределения для сумм независимых случайных величин" (1949, в соавт. с А.Н.Колмогоровым). Одним из первых среди отечественных ученых в середине 1930-х гг. начал развивать теорию массового обслуживания, притом в ее прикладном аспекте. Создал на Украине всемирно известную школу теории вероятностей и математической статистики, московскую школу теории массового обслуживания, оказал большое влияние на формирование теоретико-вероятностных школ во многих странах. Его "Курс теории вероятностей" (10-е изд. URSS, 2011) признан одним из лучших учебников для студентов. С 1966 г. до конца своих дней бессменно руководил кафедрой теории вероятностей механико-математического факультета МГУ. Академик АН Украины (1948). Лауреат Государственной премии СССР (1979). Член Королевского статистического общества (Royal Statistical Society, Великобритания), почетный доктор Берлинского университета им.Гумбольдта и Афинского университета.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце