В предлагаемом вниманию читателя пособии обсуждаются общенаучные основы педагогической науки. Представленный в тексте материал является синтезом спроектированных на педагогику общенаучной методологии, логики, гносеологии, герменевтики, текстологии, праксеологии и, сочетая логическое и историческое, пытается охватить то, на чем основываются положения педагогики, какое значение является по отношению к ним предпосылочным; то, чем она конкретно в настоящий момент занимается и в каком направлении развивается. В первой главе подробно представлена характеристика педагогики как отрасли социогуманитарного знания; специальное внимание уделяется проблеме расширения источников современного педагогического знания и основным этапам педагогического исследовательского поиска. Во второй главе обсуждается педагогическая текстология: подробно представлен метод анализа реципиентом научно-педагогических текстов различного жанра, его информационный, смыслопоисковый и продуктивный компоненты и соответствующие исследовательские процедуры. Отдельный параграф посвящается логике в педагогической науке – в нем к особенностям педагогического знания адаптируются такие логические конструкты, как гипотеза, индукция, целевое обоснование, классификация и ряд других, использование которых в педагогике сегодня еще вызывает ряд вопросов и неоднозначных суждений и оценок в педагогическом и общенаучном сообществе. В третьей главе представлены избранные прикладные аспекты общенаучной версии педагогики – в частности, обсуждается общенаучный аспект методологии творчества и его конкретное педагогическое воплощение, принцип культуросообразности образования в современном звучании и ряд других актуальных в теоретическом и практическом плане вопросов. Содержание предлагаемого учебного пособия соответствует уровню подготовки лиц, проходящих обучение по программе "преподаватель высшей школы" (1080 ч) в рамках дополнительного образования, и ориентировано главным образом на то обстоятельство, что в студенческий период педагогика, как правило, систематически не изучалась, но общенаучный уровень реципиентов достаточно высок. Это обусловило как содержание пособия, так и форму текстового представления значимых с нашей точки зрения элементов знания, включенных в учебные программы. Пособие, по нашему мнению, будет интересно магистрантам, аспирантам и докторам педагогических специальностей, а также студентам педагогических университетов, изучающих педагогику углубленно, осуществляющих различные творческие исследовательские проекты. Андрей Вячеславович КОРЖУЕВ Доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и кафедры педагогики дополнительного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. Автор 170 научных и учебно-методических работ по теории и практике высшего профессионального образования, методологии педагогического исследования, теории и методике обучения физике в высшей школе. Занимается изучением общенаучных и гносеологических аспектов педагогического знания, проблем логики и текстологии научно-педагогического исследования. Альбина Рифовна САДЫКОВА Кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Московского государственного университета технологий и управления. Кандидатская диссертация была посвящена проблеме формирования рефлексивных умений у студентов в курсах естественно-математических дисциплин. Занимается изучением междисциплинарных аспектов педагогики, фокусируя внимание на эвристических аспектах методологии педагогики, педагогической теории и практики; исследует проблемы поисково-творческого последипломного образования преподавателей естественно-математического цикла. |