URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Коржуев А.В., Садыкова А.Р. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска Обложка Коржуев А.В., Садыкова А.Р. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска
Id: 189831
543 р.

Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска Изд. стереотип.

URSS. 2015. 304 с. ISBN 978-5-397-04703-6.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящем пособии излагаются общенаучные основания педагогики в объеме, соответствующем учебной программе для слушателей факультетов дополнительного профессионального образования, получающих квалификацию "преподаватель высшей школы" (1080 часов очно-заочного обучения).

Пособие может быть полезно студентам педагогических университетов, изучающим дисциплину "Основы научно-исследовательской работы по педагогике", магистрантам, выполняющим исследовательские... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие
Глава 1. Педагогика: общенаучная версия
 1.1.Общеметодологические проблемы педагогики
 1.2.Общенаучная версия содержания образования и методов его усвоения
 1.3.Источники педагогического знания
 1.4.Педагогический исследовательский поиск: его особенности, основные этапы и их реализация
Глава 2. Педагогическая логика и текстология
 2.1.Научный текст как феномен педагогического исследовательского пространства: предварительный анализ
 2.2.Структура деятельности педагога-исследователя, анализирующего научно-педагогический текст
 2.3.Логика в педагогике
Глава 3. Прикладные аспекты общенаучной версии педагогики
 3.1.Методология творчества как ориентир для разработки методик развивающего и эвристического обучения
 3.2.Идея целостности восприятия человеком окружающего мира и ее отражение в различных областях современного знания
Приложение 1. "Судьбы" педагогических открытий, инноваций и авторских методик; перспективные направления поиска в области дидактики высшей школы
Приложение 2. Начинающему исследователю проблем вузовского учебного процесса, руководителю аспиранта или соискателя ученой степени, научному консультанту докторанта
Приложение 3. Методологический практикум (примеры заданий методологической направленности для преподавателей, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования)
Приложение 4. Методологический словарь-справочник начинающего педагога-исследователя
Заключение
Литература по методологии педагогики

Предисловие
top

В предлагаемом вниманию читателя пособии обсуждаются общенаучные основы педагогической науки. Представленный в тексте материал является синтезом спроектированных на педагогику общенаучной методологии, логики, гносеологии, герменевтики, текстологии, праксеологии и, сочетая логическое и историческое, пытается охватить то, на чем основываются положения педагогики, какое значение является по отношению к ним предпосылочным; то, чем она конкретно в настоящий момент занимается и в каком направлении развивается. В первой главе подробно представлена характеристика педагогики как отрасли социогуманитарного знания; специальное внимание уделяется проблеме расширения источников современного педагогического знания и основным этапам педагогического исследовательского поиска. Во второй главе обсуждается педагогическая текстология: подробно представлен метод анализа реципиентом научно-педагогических текстов различного жанра, его информационный, смыслопоисковый и продуктивный компоненты и соответствующие исследовательские процедуры. Отдельный параграф посвящается логике в педагогической науке – в нем к особенностям педагогического знания адаптируются такие логические конструкты, как гипотеза, индукция, целевое обоснование, классификация и ряд других, использование которых в педагогике сегодня еще вызывает ряд вопросов и неоднозначных суждений и оценок в педагогическом и общенаучном сообществе. В третьей главе представлены избранные прикладные аспекты общенаучной версии педагогики – в частности, обсуждается общенаучный аспект методологии творчества и его конкретное педагогическое воплощение, принцип культуросообразности образования в современном звучании и ряд других актуальных в теоретическом и практическом плане вопросов.

Содержание предлагаемого учебного пособия соответствует уровню подготовки лиц, проходящих обучение по программе "преподаватель высшей школы" (1080 ч) в рамках дополнительного образования, и ориентировано главным образом на то обстоятельство, что в студенческий период педагогика, как правило, систематически не изучалась, но общенаучный уровень реципиентов достаточно высок. Это обусловило как содержание пособия, так и форму текстового представления значимых с нашей точки зрения элементов знания, включенных в учебные программы. Пособие, по нашему мнению, будет интересно магистрантам, аспирантам и докторам педагогических специальностей, а также студентам педагогических университетов, изучающих педагогику углубленно, осуществляющих различные творческие исследовательские проекты.


Об авторах
top
Андрей Вячеславович КОРЖУЕВ

Доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и кафедры педагогики дополнительного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. Автор 170 научных и учебно-методических работ по теории и практике высшего профессионального образования, методологии педагогического исследования, теории и методике обучения физике в высшей школе. Занимается изучением общенаучных и гносеологических аспектов педагогического знания, проблем логики и текстологии научно-педагогического исследования.

Альбина Рифовна САДЫКОВА

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Московского государственного университета технологий и управления. Кандидатская диссертация была посвящена проблеме формирования рефлексивных умений у студентов в курсах естественно-математических дисциплин. Занимается изучением междисциплинарных аспектов педагогики, фокусируя внимание на эвристических аспектах методологии педагогики, педагогической теории и практики; исследует проблемы поисково-творческого последипломного образования преподавателей естественно-математического цикла.