URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык: Синтаксис
Id: 189726
 
276 руб.

Современный русский язык: Синтаксис. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 200 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-397-04692-3.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается классический курс русского языка, написанный видными отечественными специалистами в области русского языкознания на основе лекций, прочитанных авторами на протяжении ряда лет в МГУ им. М.В.Ломоносова и педагогических вузах.

Настоящее учебное пособие является второй частью курса (первая часть "Современный русский язык. Лексикология, фонетика, морфология" (3-е изд. --- М.: URSS, 2009) была написана одновременно со второй). В нем авторы в соответствии с программой педагогических вузов по русскому языку знакомят читателя с основными вопросами русского синтаксиса.

Пособие предназначено для студентов-филологов --- будущих учителей русского языка и литературы, а также для преподавателей и всех, кто изучает русский язык.

Разделы "Введение", "Типы предложений", "Состав предложения" (кроме параграфов 52--55 и 60--65), "Порядок слов", "Типы односоставных предложений", "Неполные предложения" принадлежат Е.М.Галкиной-Федорук.

Автором разделов "Сложноподчиненные предложения", "Прямая и косвенная речь" и "Пунктуация", а также параграфов 60--65 в разделе "Состав предложения" является К.В.Горшкова.

Разделы "Однородные члены предложения", "Предложения с обособленными членами и оборотами", "Вводные слова", "Обращение", "Сложное предложение", "Сложносочиненные предложения", "Сложное бессоюзное предложение", а также параграфы 52--55 в разделе "Состав предложения" написаны Н.М.Шанским.


 Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
  § 1.Предмет синтаксиса
  § 2.Словосочетание, его место и роль в предложении
  § 3.Синтаксические связи слов
  § 4.Предложение и его члены
  § 5.Интонация и ее роль в предложении

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ  

Типы предложений
 Повествовательные предложения
  § 6.Общее понятие
  § 7.Повествовательные предложения отрицательного характера (отрицательные предложения)
 Вопросительные предложения
  § 8.Общее понятие
  § 9.Значение вопросительных предложений
  § 10.Грамматические средства выражения вопросительности в русском языке
  § 11.Вопросительные наречия как конструктивная часть вопросительных предложений
 Побудительные предложения
  § 12.Общее понятие
  § 13.Структура побудительных предложений
  § 14.Значение побудительных предложений
  § 15.Интонация побудительных предложений
 Восклицательные предложения
  § 16.Общее понятие о восклицательных предложениях и их значении
Состав предложения
 Подлежащее
  § 17.Общее понятие
  § 18.Способы выражения подлежащего Сказуемое и его виды
  § 19.Общее понятие
 Простое глагольное сказуемое
  § 20.Общее понятие
  § 21.Простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме изъявительного наклонения
  § 22.Простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме повелительного наклонения
  § 23.Простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом сослагательного наклонения
  § 24.Простое глагольное сказуемое, выраженное несогласованными формами глагола
  § 25.Простое глагольное сказуемое усложненной формы
  § 26.Сказуемые выраженные различными устойчивыми сочетаниями, синонимичными но смыслу простому глаголу
 Составное глагольное сказуемое
  § 27.Общее понятие
  § 28.Типы составных глагольных сказуемых по структуре в русском языке
  § 29.Конструкция, образованная из глаголов модально-волевого значения и управляемого инфинитива
 Составное именное сказуемое
  § 30.Общее понятие
  § 31.Связки составного именного сказуемого
  § 32.Связки и их употребление в сочетании с присвязочными словами
  § 33.Полуотвлеченные связки в составе составного именного сказуемого
  § 34.Полузнаменательные глаголы, выступающие в функции связок
  § 35.Присвязочно-предикативные члены, их типы и употребление
  § 36.Составное именное сказуемое, выраженное именем существительным в именительном падеже
  § 37.Составное именное сказуемое, выраженное именем существительным в творительном падеже
  § 38.Составное именное сказуемое, выраженное именем существительным в косвенных падежах с предлогом и без предлога
  § 39.Составное именное сказуемое, выраженное прилагательным в сочетании со связкой или без нее
  § 40.Составное именное сказуемое, выраженное именем прилагательным в сравнительной степени
  § 41.Составное именное сказуемое, выраженное причастием страдательного или действительного залога
  § 42.Составное именное сказуемое, выраженное местоимением
  § 43.Составное именное сказуемое, выраженное числительным
  § 44.Составное именное сказуемое, выраженное наречием
 Сложное составное сказуемое
  § 45.Общее понятие
 Согласование сказуемого с подлежащим
  § 46.Общее понятие
  § 47.Согласование глагольного сказуемого с подлежащим в лице
  § 48.Согласование глагольного сказуемого с подлежащим в числе
  § 49.Согласование глагольного сказуемого с подлежащим в роде
  § 50.Согласование именного сказуемого с подлежащим
 Второстепенные члены предложения
  § 51.Общие замечания
 Дополнение
  § 52.Общее понятие
  § 53.Приглагольное дополнение
  § 54.Приименное дополнение
  § 55.Принаречное дополнение
 Определение
  § 56.Общее понятие
  § 57.Согласованное определение
  § 58.Несогласованное определение
  § 59.Приложение
 Обстоятельства
  § 60.Общее понятие об обстоятельстве
  § 61.Обстоятельство места действия
  § 62.Обстоятельство времени действия
  § 63.Обстоятельство причины действия
  § 64.Обстоятельство цели действия
  § 65.Обстоятельство образа действия
 Однородные члены предложения
  § 66.Понятие об "однородных членах предложения"
  § 67.Сочинительная связь между однородными членами предложения
  § 68.Союзы при однородных членах предложения
  § 69.Однородные члены предложения и обобщающие слова
  § 70.Согласование сказуемого с однородными подлежащими
  § 71.Согласование определения с однородными членами предложения, выраженными существительными в форме единственного числа
  § 72.Число существительного, имеющего несколько относящихся к нему прилагательных в. единственном числе
  § 73.Управление при однородных членах предложения
 Предложения с обособленными членами и оборотами
  § 74.Синтаксические функции обособления
  § 75.Обособленные члены предложения и обороты
  § 76.Уточнение
  § 77.Дополнительное сказуемое
  § 78.Обособленные определения
  § 79.Обособленные обстоятельства и дополнения
Порядок слов
  § 80.Общие замечания
  § 81.Порядок слов в словосочетании
  § 82.Порядок слов в предложении
Типы односоставных предложений
 Определенно-личные предложения
  § 83.Значение и функции обособленных определенно-личных предложений
 Неопределенно-личные предложения
  § 84.Значение и функции неопределенно-личных предложений
 Обобщенно-личные предложения
  § 85.Значение и функции обобщенно-личных предложений
 Безличные предложения
  § 86.Общее понятие
  § 87.Безличные предложения со сказуемым, выраженным невозвратным безличным глаголом и личным глаголом, употребленным в безличном значении
  § 88.Безличные предложения со сказуемым, выраженным безличными возвратными глаголами
  § 89.Безличные отрицательные предложения
  § 90.Безличные инфинитивные предложения
  § 91.Безличные инфинитивные отрицательные предложения с отрицательными местоимениями и наречиями
  § 92Безличные предложения со сказуемым в форме краткого причастия страдательного залога
  § 93.Безличные предложения со сказуемым, выраженным словами категории состояния, соотносительными с наречиями на о
  § 94.Безличные предложения со сказуемым, выраженным словами с модальным значением
  § 95.Безличные предложения со сказуемым из инфинитива и слова категории состояния, соотносительного с именем существительным
 Номинативные предложения
  § 96.Значение и функции номинативных предложений
  § 97.Грамматические признаки номинативных предложений
  § 98.Структура номинативного предложения
  § 99.Номинативные сказуемостные предложения
 Слова -- предложения
  § 100.Синтаксические особенности слов-предложений и их группы
 Неполные предложения
  § 101.Вопрос о неполных предложениях
  § 102.Типы неполных предложений
  § 103.Эллиптические предложения
 Вводные слова
  § 104.Понятие о категории вводности
  § 105.Типы вводных конструкций по их значению
Обращение
  § 106.Синтаксический характер обращений и их виды

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ  

  § 107.Сложные предложения и их типы
Сложносочиненное предложение
  § 108.Общие замечания
  § 109.Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
  § 110.Сложносочиненные предложения с противительными союзами
  § 111.Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
  § 112.Союзные сложносочиненные предложения с присоединительной связью
  § 113.0 предложениях с пояснительными союзами
Сложноподчиненное предложение
  § 114.Общие замечания
  § 115.Типы сложноподчиненных предложений
 Сложноподчиненные предложения с придаточным, относящимся к членам главного предложения, выраженным именем или субстантивированной частью речи
  § 116.Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным
  § 117.Сложноподчиненные предложения с придаточными степени, качества и меры, количества
 Сложноподчиненные предложения с придаточными, относящимися к сказуемому главного предложения, выраженному глаголом и категорией состояния
  § 118.Сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными
  § 119.Сложноподчиненные предложения с придаточными подлежащими
  § 120.Сложноподчиненные предложения с придаточными места
  § 121.Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
  § 122.Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
  § 123.Сложноподчиненные предложения с придаточными причины
  § 124.Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия
  § 125.Сложноподчиненные предложения с придаточными условными
  § 126.Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными
  § 127.Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения
 Сложноподчиненные предложения с придаточными, относящимися ко всему главному предложению
  § 128.Основные виды придаточных, относящихся ко всему главному предложению
 Сложные предложения с несколькими придаточными
  § 129.Разновидности сложных предложений с несколькими придаточными
Сложные бессоюзные предложения
  § 130.Понятие о сложном бессоюзном предложении
  § 131.Типы сложных бессоюзных предложений
  § 132.Сложные бессоюзные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям
  § 133.Сложные бессоюзные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям
  § 134.Сложные бессоюзные предложения, не синонимичные союзным предложениям
  § 135.Бессоюзные предложения усложненного типа
Прямая и косвенная речь
  § 136.Общее понятие
  § 137.Замена прямой речи косвенной
Пунктуация
  § 138.Основа русской пунктуации и ее назначение
Из литературы
Список условных сокращений

 Введение

§ 1. Предмет синтаксиса. Синтаксис -- отдел грамматики, изучающий формы и типы предложений, структуру словосочетаний и связи слов в предложении и в словосочетании.

В синтаксисе изучается прежде всего предложение, являющееся целостной, грамматически организованной единицей речи.

Поэтому одной из основных задач русского синтаксиса является познание и описание характерных для русского языка форм и типов простых и сложных предложений.

Так как каждое предложение, как отрезок связной речи, выражающий мысли, чувства и волеизъявления, строится из слов, то в синтаксисе изучаются и слова, но не как лексические единицы или части речи, обладающие определенными грамматическими свойствами и морфологическими формами, а как те или иные члены предложения.

В силу того что слова в предложении выступают не отдельно, а объединяясь в словосочетания, в синтаксисе изучаются также словосочетания и различные формы связи слов друг с другом, свидетельствующие о разных типах отношений между понятиями, заключенными в словах.

§ 2. Словосочетание, его место и роль в предложении. Словосочетанием называется соединение двух или более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. По характеру отношений между словами словосочетания делятся на предикативные и непредикативные. Среди последних выделяются словосочетания объектные, атрибутивные и обстоятельственные. В зависимости от того, какие отношения устанавливаются между словами, находятся и формы связи слов: согласование, управление и примыкание.

Непредикативное словосочетание из двух слов образуется путем соединения стержневого слова и слова, относящегося к нему или как определяющее к определяемому, или как дополнение к дополняемому, или как уточняющее его обстоятельственное слово. Учитывая различный грамматический характер, который могут иметь стержневое и зависимое от него слова, выделяют следующие типы словосочетаний:

1) Глагольные: а) глагольно-именные (беспредложные и предложные): писал письмо, поехал в лес; б) глагольно-инфинитивные: поехал учиться: в) глагольно-наречные: ехал шагом. 2) Именные словосочетания: а) существительного с существительным, беспредложное: письмо отцу, предложное -- поездка к матери; б) существительного с прилагательным, местоимением, числительным, причастием: белый снег, мой ответ, один год, купающийся мальчик; в) существительного с наречием: бег взапуски, кофе по-варшавски; г) прилагательного с наречиями: удивительно веселый, поразительно четкий, по-осеннему хмурый. 3) Наречные словосочетания: совсем безвкусно, очень хорошо и т.д.

Словосочетания выступают как синонимические, если они выражают одинаковые по своей синтаксической функции члены предложения; например, при определении какого-либо предмета могут употребляться параллельно такого рода синонимические словосочетания, которые различны по структуре, но идентичны по атрибутивной функции: берестяная грамота -- грамота на бересте, рыжеволосый человек -- человек с рыжими волосами, человек с добрым сердцем -- человек доброго сердца и т.д.

В настоящее время существует две точки зрения на словосочетание. Одни ученые смотрят на словосочетание, как на некую синтаксическую единицу, вычленяемую из предложения. Другие полагают, что словосочетание может существовать вне предложения и до предложения. Одни ученые словосочетание сближают с предложением, а другие сближают его со словами, видя в словосочетании сложное наименование, несущее "ту же номинативную функцию, что и слово".

Такие крайние, противоположные точки зрения ученых объясняются тем, что словосочетания различны по своей лексико-грамматической сущности. Лексикализованные словосочетания типа- перекись водорода, углекислый газ, равнобедренный треугольник стали уже терминологическими единицами и являются сложными наименованиями, существующими и вне предложения.

Словосочетания же высокое дерево, дом матери, пальто ребенка, бежать полем и т.д. возникают при построении предложения и вычленяются из предложения.

Синтаксис изучает только такие словосочетания, которые возникают в результате соединения слов при построении предложений. Что касается лексикализованных словосочетаний, т.е. фразеологических оборотов, то они являются одним из объектов изучения лексикологии.

Сочетающиеся друг с другом слова могут распространяться другими, вследствие чего получаются словосочетания не только двучленные, но и трехчленные, четырехчленные и многочленные, например: очень высокий дом, высокий дом отца, очень большой платок, цветастый платок очень большого размера, старый платой младшей сестры, черный платок с ярко-красными цветами и др.

Поэтому различают словосочетания простые и сложные, последние состоят из нескольких простых словосочетаний. Например, словосочетание старый платок младшей сестры состоит из следующих простых словосочетаний: старый платок, платок сестры, младшей сестры.

Стержневые слова, находясь в пределах словосочетания, способны к формообразованию в такой же степени, в какой способно к нему отдельно взятое слово. Что касается зависимых слов, то способность этих слов образовывать формы зависит от характера связи их со стержневым словом: в одних случаях они способности к образованию не имеют, в других они ею обладают.

Словосочетания тем самым имеют систему форм в зависимости от принадлежности сочетающихся слов к той или иной части речи. Так, например, стержневое слово, будучи именем существительным, обладает системой падежных форм, например: дом отца, дома отца, дому отца, домом отца, о доме отца. Стержневое глагольное слово обладает формами словоизменения по лицам: пишу письмо, пишем письмо, пишешь письмо, пишете письмо и т.д.

Зависимые слова, вступающие в сочетание с этими стержневыми словами, форм словоизменения не имеют. Другое будет наблюдаться в атрибутивных словосочетаниях из прилагательных, причастий и местоимений с существительными. В такого рода словосочетаниях оба члена имеют одинаковые формы словоизменения (ср. белая роза, белой розы, белую розу, белой розе и т.д.).

По характеру связи между словами словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные. Подчинительные словосочетания образуются посредством согласования, управления и примыкания, например: ясный день, люблю плаванье, пляска вприсядку. Подчинительные словосочетания имеют закрытую, или замкнутую, структуру, возможности присоединять новые члены в них нет. Сочинительные словосочетания, как правило, образуются посредством союзов: мать и дочь, отец и брат, ходил и смеялся. Сочинительные словосочетания имеют открытую, или незамкнутую, структуру (ср. взрослые, юноши, девушки и дети), в них имеется возможность присоединять новые члены.

§ 3. Синтаксические связи слов. Для выражения синтаксических отношений в словосочетаниях подчинительного характера используются предлоги и формы словоизменения, например: положить на полку, достать с полки. В словосочетаниях сочинительного характера для этих целей употребляются союзы и интонация, например: крупный и мокрый снег; крупный, мокрый снег.

Формами подчинительной связи являются согласование, управление и примыкание.

Согласованием называется такая форма связи, при которой зависимое слово уподобляется по форме стержневому слову; например: ранняя весна, ночь тиха, плакала девочка.

Отличительной чертой согласования является то, что изменение формы стержневого слова сопровождается изменением формы зависимого слова, с ним согласованного (ранняя весна-ранней весны, раннюю весну...).

Управлением называется такая форма связи, при которой стержневое слово требует, чтобы зависимое слово.стояло в той форме, какая требуется лексическим значением и грамматическими свойствами управляющего слова, например: вижу дорогу, любуюсь дорогой, знаю историю, занимаюсь историей.

При изменении формы управляющего слова управляемое не изменяется, например: читаю книгу, читаешь книгу.

Управление может быть беспредложным, например: косил траву и предложным -- лежал в траве. Управление может быть сильным, органически вытекающим из природы глагола, например: ждал поезда, купил билет, и слабым. Слабым будет управление обстоятельственными словами, в которых нет необходимой внутренней связи с глаголом, например: живет в поле, собирался в лес; управление в таких случаях близко к примыканию. Переход косвенного падежа в наречие сопровождается полным изменением связи управления в связь примыкания (ср. бежать полем -- бежать бегом).

Примыканием называется такая форма синтаксической связи, при которой подчинение зависимого слова стержневому внешне не выражается, а определяется по смыслу.

Сочетаются посредством примыкания с другими частями речи наречия, деепричастия и инфинитивы, категория состояния, форма сравнительной степени прилагательного.

В некоторых пособиях и работах различают подвид примыкания, который называют тяготением. Тяготение -- смысловая зависимость от сказуемого таких прилагательных и подобных им форм, которые формально связаны с подлежащим, например: она пришла совсем больная.

Своеобразной формой подчинительной связи является также обособление (о нем см. § 74 и cл.).

§ 4. Предложение и его члены. Предложение -- это целостное, грамматически оформленное и интонационно законченное выражение отдельной мысли, чувства или волеизъявления в целях общения.

Основной чертой предложения является предикативность. Предикативностью называется утверждение или отрицание, говорящим наличия связи признака и предмета. Предикативностью обладает любое предложение. Как основное свойство предложения, она характерна и структурно не оформленным предложениям, не имеющим ни подлежащего, ни сказуемого, например: Она способна как преподаватель?-Едва ли!

В предложении говорящий, высказывая что-либо о фактах действительности, выражает и свое отношение к высказываемому, как реальному, или как возможному, или как необходимому и желаемому. Отношение говорящего к достоверности сообщаемого о фактах действительности есть модальность предложения. То, что выражается в предложении говорящим, осознается в каком-либо временном аспекте. Это находит выражение в языке в формах времени глагола, категории состояния и в лексическом значении слов. Ввиду того, что каждое предложение есть речь говорящего лица к слушающему, конструктивным элементом предложения является также и категория лица, которая выражается формами глагола или личным местоимением. Правда, наряду с личными в русском языке немало безличных предложений.

Таким образом, предикативность, как основа предложения, грамматически оформляется в категориях модальности, времени и лица.

Предложение обычно состоит из подлежащего, сказуемого, являющихся главными членами, и второстепенных членов. Главные члены предложения -- это синтаксические категории, выражающие предмет речи и его признаки, состоящие между собой в предикативных отношениях. Второстепенные члены предложения -- это синтаксические категории, служащие для пояснения главных членов. Синтаксическая сущность второстепенных членов предложения определяется той грамматической функцией, которую они несут в предложении, т.е. функцией определения, дополнения, обстоятельств и уточнения.

Подлежащее -- независимый член предложения, обозначающий предмет речи.

В смысловом отношении оно служит только названием предмета речи, но не поясняет его, а требует пояснения другими словами.

Сказуемое -- зависимый член предложения, относящийся к подлежащему и обозначающий какой-либо признак (действие, свойство, состояние, качество и т.д.) подлежащего. Сказуемое имеет или утвердительный, или отрицательный характер. Утверждение или отрицание обозначенных признаков подлежащего различно выраженными формами сказуемого называется, как уже говорилось, предикативностью. Предикативные отношения подлежащего и сказуемого при глагольном сказуемом выражаются формой лица, а при именном сказуемом -- формой связки.

Подлежащее и сказуемое выражают основное содержание предложения.

Предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого, называется простым нераспространенным предложением, например: Птица летит. Море прекрасно. Распространение главных членов предложения происходит путем употребления второстепенных членов предложения, объясняющих, определяющих и дополняющих главные члены.

Второстепенные члены предложения, относящиеся к подлежащему, определяют подлежащее, второстепенные члены предложения, относящиеся к сказуемому, дополняют сказуемое или обозначают те обстоятельства, при которых происходит действие или состояние. В предложении В лесу раздавался топор дровосек а (Н.) два второстепенных члена предложения. К подлежащему топор относится второстепенный член предложения дровосека, к сказуемому раздавался -- второстепенный член предложения в лесу. Предложения с второстепенными членами называются простыми распространенными предложениями.

В простых распространенных предложениях (как и в сложных), кроме сказуемого, может быть также и добавочное сказуемое (о нем см. § 77).

Предложения в современном русском языке различны по своему строению, по цели высказывания и по эмоциональной насыщенности. Один тип предложения наиболее четко выражает мысль, другой наиболее ярко выражает чувство, третий тип предложений своим построением наиболее характерен для волеизъявления. Ввиду того, что язык выражает мысли, чувства и волю, предложения различаются между собой прежде всего по цели высказывания.

Традиционная классификация предложений основывается на функциональных различиях. Среди предложений, отличающихся целью высказывания, выделяются прежде всего повествовательные, среди повествовательных предложений, представляющих собой основные, важнейшие формы речи, наблюдаются как утвердительные, так и отрицательные. В этих предложениях отрицается или утверждается какая-либо мысль о явлениях действительности.

Предложения по цели высказывания бывают также вопросительным и побудительными. Особо стоят восклицательные предложения. Цель высказывания видоизменяет предложение и по интонации, и по строению.

По составу предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставные предложения образуются из подлежащего и сказуемого, а односоставные имеют в своем составе только один главный член, соотносительный или с подлежащим, или со сказуемым. Деление односоставных предложений обусловливается формой выражения главных членов предложения.

В односоставных предложениях сказуемостного типа следует различать: 1) определенно-личные, 2) неопределенно-личные, 3) обобщенно -личные и 4) безличные. В них имеется только один главный член предложения -- сказуемое; подлежащее словесно не выражено, В односоставных предложениях подлежащного типа словесно не выражено сказуемое; словесное сказуемое замещается в таких предложениях утвердительной или отрицательной интонацией.

Предложения по структуре могут быть простыми и сложными. Простое предложение выражает отдельную мысль, имея в своем составе подлежащее и сказуемое (или один главный член, соотносительный с подлежащим или сказуемым), к которым могут быть прибавлены в целях пояснения определения, дополнения, обстоятельства и уточнения.

Сложное предложение -- это такое предложение, в котором структурно-грамматически объединены части, подобные по своей структуре простым предложениям, например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок (П.).

Сложные предложения могут быть союзными и бессоюзными.

Союзные сложные предложения по своей структуре делятся на два типа: сложносочиненные и сложноподчиненные.

§ 5. Интонация и ее роль в предложении. Интонацией называются различные изменения в высоте, силе, темпе и тембре голоса. Самым основным элементом интонации является совокупность изменений высоты тона, которым произносятся слова любого предложения. Вторым очень важным элементом интонации является сила произносительной напряженности.

В синтаксическом плане наиболее важна и действенна сила экспирации, движение тона речи, его повышение и понижение, темп и паузы речи. Другие элементы, входящие в интонацию, в синтаксисе существенной роли не играют.

Интонация может быть индивидуальной и общепринятой, нормативной. Ниже речь идет о нормативной, общепринятой интонации русского языка.

Интонация состоит: 1) из логического и фразового ударений, которые иногда не совпадают;

2) из мелодики тона, т.е. вариаций и понижения тона;

3) из плавности или прерывности тона;

4) из убыстрения и замедления, а также пауз речи.

Каждое полнозначное слово выделяется словесным ударением, т.е. произнесением с большей силой какого-либо слога.

Энклитики и проклитики обычно входят в одну ритмо-тональную группу с ударным словом, например: Она пошла на завод. Кто-нибудь скажет ему об этом. Ходим мы много. Он хотел было попрощаться.

Фразовым ударением называется ударение, объединяющее синтагматические образования. Группа слов, представляющая единое смысловое целое, имеет ударение на одном из своих членов, в большинстве случаев на последнем члене: Сегодня ночью уехал отец.

От фразового ударения необходимо отличать логическое ударение, которое с ним часто не совпадает. Логическое ударение может падать на любое слово, которое выдвигается по своей значимости в предложении на первый план. Логическим ударением называется выделение тоном голоса и силой экспирации слова в смысловом отношении. В простом предложении логическое ударение обычно бывает одно.


 Об авторах

Евдокия Михайловна ГАЛКИНА-ФЕДОРУК (1898--1965)

Доктор филологических наук, профессор, воспитатель двух поколений филологов, учителей-словесников, автор свыше 60 серьезных публикаций по русскому и общему языкознанию, среди которых разделы в двухтомной академической "Грамматике русского языка" (1952, 1954), в учебниках для педагогических институтов и университетов "Современный русский язык: Лексикология. Фонетика. Морфология" (1957), "Современный русский язык: Синтаксис" (1958), "Современный русский язык" в 2-х частях (1962, 1964) и других. Интерес Е.М. Галкиной-Федорук к малоизученным лингвистическим проблемам, к переходным и пограничным явлениям в языке отразился в ее монографиях "Наречие в современном русском языке" (1939), "Современный русский язык: Лексика" (1954), "Безличные предложения в современном русском языке" (1958). Ряд работ посвящен проблемам соотношения языка и мышления, слова и понятия, предложения и суждения, а также языку художественных произведений ("О стиле поэзии Сергея Есенина"; 1965).

Клавдия Васильевна ГОРШКОВА (1921--2002)

Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка МГУ им. М.В. Ломоносова в 1971-1995 гг., соавтор учебников для студентов педагогических институтов и университетов "Современный русский язык: Лексикология. Фонетика. Морфология" (1957), "Современный русский язык: Синтаксис" (1958), "Современный русский язык" в 2-х частях (1962, 1964), а также "Исторической грамматики русского языка" (1981). Особое место в научном творчестве К.В. Горшковой занимают исследования по исторической фонологии, исходным положением которых было отражение системности и изменяемости как постоянного свойства языка: "Очерки исторической диалектологии Северной Руси (по данным исторической фонологии)" (1968), "Историческая диалектология русского языка" (1972).

Николай Максимович ШАНСКИЙ (1922--2005)

Доктор филологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, автор более 500 публикаций по русскому языкознанию и лингводидактике, в том числе около 50 монографий по словообразованию, лексикологии, фразеологии (в синхронном и диахроническом аспектах), по стилистике и лингвистическому анализу художественного текста, а также книг для юных и взрослых любителей российской словесности. Н.М. Шанский был членом авторских коллективов более двух десятков вузовских учебных пособий и научным редактором цикла действующих учебников для V-IX классов средней школы, являлся соавтором и редактором не менее 50 словарей различного типа, обращенных к разным адресатам. Его многочисленные ученики и последователи успешно трудятся в вузах, школах, научно-исследовательских заведениях России и зарубежных стран.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце