Показать ещё...
Книга состоит из очерков, посвященных ключевым моментам в истории отечественной фотографии, начиная с 1894 г., когда в Москве было организовано Русское фотографическое общество – лидер фотодвижения в дореволюционное время в России. За истекшие с этого события 20 лет – до начала Первой мировой войны – фотография стала заметным явлением в русской культуре. Именно об этом рассказывает первая глава. Остальные главы охватывают явления фотографической жизни в советский период, включая несколько постперестроечных лет, когда развитие фотографии по инерции продолжалось в прежнем направлении. В эти же годы сформировался Союз фотохудожников России, который позиционировал себя как преемника прежнего РФО. Таким образом, за сто лет 1894–1994 гг. отечественная фотокультура совершила некий виток, отсюда название книги – "Век фотографии". Советская фотография в основных чертах сформировалась в промежутке 1925–1935 гг., тогда сложились ее эстетические нормативы и идеологическое обрамление. "Для нас важно внести благодеяния фотографии в самую гущу масс", – декларировал в середине 20-х гг. народный комиссар просвещения А.Луначарский. Правда, "благодеяния фотографии" довольно быстро заключили в жесткие рамки наглядной агитации и пропаганды, а саму фотографию приравняли к фотожурналистике. Выставка "Советская фотография за 10 лет", проходившая в 1928 г., казалась блистательным началом новой фотокультуры. На выставке в демократической форме проявилось противостояние фотохудожников традиционного направления – старой школы – и сторонников "левой", модернистской фотографии, на первых порах выступавших единым фронтом с фоторепортерами. Демаркационная линия проходила по материалу: на снимках старой школы – природа, памятники архитектуры, уходящий быт; новая фотография славила машины, строительство, приметы будущего. Коренным образом разнилась эстетика: размытые очертания, предметы, окутанные дымкой, – у первых и резкость изображения, динамичные композиции, источающие бодрость, – у вторых. Советская тематика преобладала и у фоторепортеров, и у представителей левой фотографии (тем более, что многие из них сотрудничали с прессой), но разница между ними была не в темах, по роду работы охват социального материала у фотожурналистов был шире, зато проблемы формы волновали их гораздо меньше. Поэтому можно сказать, что на рубеже 20–30-х гг. в отечественной светописи сформировались три направления – традиционная фотография (фотохудожники старой школы), репортерская фотография (социальная по своему содержанию) и левая, модернистская, уделявшая много внимания формальным проблемам. В творческие споры представителей этих направлений быстро вмешалась политика. Сначала были объявлены проводниками буржуазных влияний фотохудожники старой школы, затем обвинения в чуждом советской фотографии формализме были предъявлены сторонникам левой фотографии. Впрочем, и те, и другие обвинения повторяли зигзаги политической борьбы в годы "великого перелома". В 30–50-х гг. художественная фотография в традиционном понимании оставалась уделом немногих; что касается модернистской фотографии, то она полностью ушла в небытие, хотя именно ей многим обязана школа советского фоторепортажа. С середины 30-х гг. фотография в руках власти превратилась в серьезный инструмент по созданию новой мифологии: тиражируя идеальные образы человека труда, она была нацелена на формирование представлений о человеке нового типа. Тут-то и понадобились выразительные средства левой фотографии, чтобы впечатляюще передавать пафос эпохи, размах строек, массовый героизм трудящихся "в труде и в бою". Уникальное явление – советская военная фотография времен Великой Отечественной войны – анализируется особенно подробно, ибо четыре года коллектив из более двухсот фоторепортеров работал в военных условиях над масштабной темой о невиданных испытаниях всего народа. А творческие портреты мастеров трех поколений советской фотожурналистики еще раз напоминают, что советский военный фоторепортаж состоялся как явление в мировой фотографии потому, что вырос на достижениях советской фотографии 20–30-х гг. Размышления о художественной и нехудожественной фотографии возвращают читателя в атмосферу бурных споров 50–70-х гг., которые подготовили приход нового поколения авторов, жаждавших овладеть принципами фотографического языка, который отвечает запросам общества, готового к перестройке. Эти авторы, ставившие и разрешавшие творческие проблемы вне идеологических установок, составили основу неангажированной фотографии, нашедшей пристанище в фотоклубах по всей стране. В свой черед она стимулировала развитие любительской фотографии. В книге не рассматриваются процессы, шедшие в советской фотожурналистике 50–80-х гг., поскольку им всегда уделялось достаточное внимание в многочисленных публикациях тех лет. Приложение знакомит читателей с малодоступными публикациями 20–30-х гг., отражающими сложность фотографической жизни в тот период, а также с биографиями ведущих военных фотокорреспондентов.
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |