URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Человеческий капитал в модернизации России: Институциональный и корпоративный аспекты
Id: 189004
 
449 руб. Бестселлер!

Человеческий капитал в модернизации России: Институциональный и корпоративный аспекты. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 416 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-354-01490-3.

 Аннотация

В настоящей книге исследуется история и специфика всех значимых модернизационных проектов, осуществленных в России, анализируется эволюция отечественной хозяйственной культуры, выявляются ее базисные архетипы и описываются основные стадии развития современного предпринимательства в стране. На этой основе авторы пытаются определить основные институциональные и корпоративные факторы модернизационного процесса в России, его специфику; для этого они, в частности, обращаются к международному опыту, накопленному в данной области. В центре внимания --- социальный аспект, в том числе рыночная корректировка ментальности работника, формирование и эволюция его человеческого капитала. Большую помощь в этом, по мнению авторов, оказывает современная корпоративная культура и механизмы активизации человеческих ресурсов, корпоративного обучения и управления знаниями, использования информационных технологий в управлении.

Книга предназначена для специалистов в области управления человеческими ресурсами, преподавателей, а также слушателей программ МВА и магистерских программ, изучающих проблемы модернизации экономики, общества и человеческого капитала.


 Оглавление

От авторов
Предисловие (Е. П. Велихов)
Глава 1. Модернизация и хозяйственная культура
 1.1.История и специфика российских модернизаций
 1.2.Национальная хозяйственная культура
 1.3.Архетипы хозяйственной и корпоративной культуры в России
 1.4.Культура предпринимательства
 Литература
Глава 2. Корпоративная культура как фактор обновления ментальности работников
 2.1.Корпоративная культура компании
 2.2.Организация управления человеческими ресурсами компании
 2.3.Миссия и кодекс корпоративного поведения в компании
 2.4.Мотивационная система как составная часть корпоративной культуры
 Литература
Глава 3. Модернизация человеческого капитала компании
 3.1.От управления персоналом к управлению человеческим капиталом компании
 3.2.Информационная и коммуникационная культура в компании
 3.3.Управление знаниями в компании
 Литература
Глава 4. Корпоративное обучение и механизмы активного развития
 4.1.Обучение персонала и развитие человеческого капитала компании
 4.2.Управление инновационными проектами
 4.3.Механизмы корпоративного активного развития
 Литература
Глава 5. Зарубежный опыт модернизации человеческого капитала
 5.1.Японская модель управления человеческим капиталом компании
 5.2.Американская модель управления человеческим капиталом компании
 5.3.Сопоставление японской и американской моделей управления человеческим капиталом
 5.4.Совершенствование системы найма и подготовки кадров
 5.5.Опыт западных компаний в области мотивации и гуманизации труда
 Литература

 От авторов

Иностранное слово "модернизация" в нашей стране с недавних пор стало очень модным. Сегодня его употребляют на каждом шагу, по делу, а часто и без оного. Власти декларируют, что России непременно и как можно быстрее нужно стать промышленно более развитой и диверсифицированной. Главной задачей для народного хозяйства они видят ускоренное обновление техники и широкое внедрение современных технологий, развитие обрабатывающей промышленности и построение инновационной экономики.

Многие эксперты утверждают, что развернувшийся сейчас мировой кризис -- лучшее время для модернизации экономики. По их мнению, вкладывая деньги в развитие сейчас, во время начала промышленного роста, можно при умелой инвестиционной политике и соответствующей государственной поддержке стимулировать бум новых технологий, которые выведут страну в авангард глобального рынка. Правда, скептики советуют им обратиться в недавнее прошлое: ведь по пути инновационного развития страна пыталась пойти (без всякого, впрочем, конечного успеха) и при Л.Брежневе в конце 1970-х (вспомним попытки интеграции науки и производства, создания межотраслевых научно-технических комплексов и т.п.), и при М.Горбачеве в середине 1980-х (намеченные, но не реализованные меры по ускорению научно-технического прогресса).

В чем же причина прошлых неудач, и где та "волшебная палочка", которая откроет России дверь в инновационную экономику? Где, наконец, гарантия, что задуманные властью проекты создания аналога Силиконовой долины в Сколково, развития нано- и прочих технологий, инновационных центров и т.п. не станут очередными "потемкинскими деревнями", коих в российской истории было немало?

Как считают авторы данной работы, генеральный директор Международного научно-исследовательского института проблем управления (МНИИПУ) Ю.Емельянов и его заместитель А.Хачатурян, основная проблема здесь не только в инвестициях и инновациях. Не менее важно обеспечить готовность общества к модернизации, поддержку россиянами ее социально-экономических идей, реальную борьбу государства и граждан с главными врагами модернизации -- ленивым и нерадивым работником, неэффективным менеджером, предпринимателем-теневиком и коррумпированным чиновником. Необходимо, чтобы провозглашенные властью базисные ценности "российского модернизационного проекта" стали общественно-значимыми, превратились в национальную идею, совпали с ожиданиями и представлениями россиян. Иными словами, нужна существенная модернизация общественного сознания, модернизация личности и управленца, и простого работника. К сожалению, наши люди пока еще в большей мере пассивные зрители, а не активные участники разворачиваемой государством игры на "поле модернизации", наблюдающие за ее развитием со стороны и с изрядным скепсисом относящиеся к соответствующей риторике властей.

Модернизация в России станет необратимой только при условии включения государством и обществом механизмов ее саморазвития. Сегодня власть пытается начать модернизационный процесс в "ручном режиме", запуская в экономике ряд крупных инновационных проектов. Однако надо понимать, что активность власти -- это только необходимое, но далеко не достаточное условие перевода модернизационного процесса в "автоматический" режим. Только тогда модернизационный посыл начнет формироваться и на уровне основного производственного звена, активно включив человеческий фактор. Главным мотивом при этом станет развитие конкурентной экономики, в основе которой -- не административный, а инновационный ресурс. В результате в рамках модернизационного процесса окажется возможным согласованное взаимодействие его важнейших субъектов -- эффективного собственника, креативного менеджера, инициативного работника.

Между тем результаты ряда исследований свидетельствуют: россияне ждут от модернизации не только инноваций и инвестиций, но и крупных социальных изменений, прежде всего обеспечения равенства всех перед законом, а также борьбы с коррупцией, широко распространенным "трудовым нигилизмом", социальной и производственной пассивностью. Авторы пытаются показать, что без решения этих проблем запустить "социальный маховик" модернизации будет невозможно, а значит, граждане не получат должной мотивации к активному участию в ней.

Очень важно при этом выращивать в стране модернизационный "человеческий капитал", повышать трудовую культуру, возрождать позитивные национальные традиции, консолидировать социально-экономическую целостность общества. Здесь на первый план выходит решение проблемы кадров. На всех уровнях государства и бизнеса остро не хватает грамотных, системно ориентированных управленцев. Так что необходима и "модернизация сознания" новой элиты России.

Авторы исследуют историю и специфику всех значимых модернизационных проектов, осуществленных в России, анализируют эволюцию отечественной хозяйственной культуры, выявляют ее базисные архетипы и описывают основные стадии развития современного предпринимательства в стране. На этой основе они пытаются определить основные институциональные и корпоративные факторы модернизационного процесса в России, его специфику. В центре внимания -- его социальный аспект, в том числе рыночная корректировка ментальности работника, формирование и эволюция его человеческого капитала. Большим подспорьем для этого служат, по мнению авторов, современная корпоративная культура и механизмы активизации человеческих ресурсов, корпоративного обучения и управления знаниями, использования информационных технологий в управлении.

Авторы регулярно обращаются к международному опыту, накопленному в данной области. Для этого в монографии широко используются материалы соответствующих исследований, проведенных в МНИИПУ под руководством директора Международного центра управленческого консультирования при МНИИПУ С.Хайниша (гл.4) и директора Центра менеджмента при МНИИПУ В.Гончарова (гл.5), за что авторы монографии выражают им искреннюю признательность.


 Предисловие

У российской модернизации сегодня нет иного пути, кроме перехода на экономику знаний. Та экономика, которая сейчас существует в нашей стране, -- импортно-экспортная, когда есть какое-то ограниченное число крупных экспортных и импортных фирм, гонящих импорт услуг и продуктов в Россию, а ресурсы из России, а государство живет, в основном, на налоги и таможенные сборы с этих потоков. Эта экономика не заинтересована ни в каких российских мозгах, в принципе не заинтересована, это им не нужно. Поэтому с такой экономикой мы никогда не сможем решить вопросы ни утечки мозгов, ни образования, ни науки. Нам нужна новая экономика, об этом говорит президент, этот вопрос поставлен перед правительством.

Проблема российской модернизации состоит в том, что у нас пока не появилась система, способствующая инновациям. Внятной стратегии развития экономики так и нет: мы все время что-то реформируем. Деньги, на отсутствие которых так часто все жалуются, вторичны. Главное состоит в том, что отсутствует система поддержки талантливых разработчиков, стремящихся к внедрению новинок, им слишком сложно пробиться через различные административные барьеры. Да и людей, способных генерировать стоящие идеи, в России сейчас не так уж много.

Бюрократия душит все живое и в правительстве, и в промышленных корпорациях, и в науке. Однако новое никогда не воспринималось на ура. А в России -- особенно. Достижение поставленной цели во все времена требует не только максимальной настойчивости и терпения, но и умения в меру рисковать. Брать на себя ответственность, которую не готовы взвалить на свои плечи другие. И не позволять душе лениться.

Основная задача -- четко определить цели, которые мы хотим достичь. И уже в зависимости от этого двигаться вперед и понять, какими способами можно решать ту или иную проблему. Прежде всего -- сделать ставку на развитие внутреннего рынка, стимулировать активность населения. И, конечно, создать среду, поощряющую и облегчающую инновационную деятельность.

Есть еще один важный момент: сейчас складывается такое впечатление, что прогресс двигают только ученые и менеджеры. Первые что-то придумывают, а вторые превращают это в деньги. Но это полная чушь!

Новое создают инженеры. Это самая творческая профессия. Они должны быть главными в экономике. Ученые только узнают, как устроена реальность. А цель менеджера -- продвинуть продукт на рынок, реализовать его. А кто же превращает идеи ученых в реальную продукцию, которую можно продавать? Получается, что в России есть идеи и полно желающих ими торговать. Только вот создавать новую продукцию некому. Ведь чем на протяжении всего XX века была сильна наша страна? Инженерами. Грамотное сочетание работы ученых, инженеров и менеджеров -- это как раз то, что сейчас России нужно.

Все последнее время в нашей стране многое делалось для того, чтобы разрушить инженерную школу. Невозможно обойтись и без повышения статуса, престижа и места профессии в обществе в целом, стараясь возродить их на былом уровне. На таком, какой занимали и занимают Малышев, Ковалев, Туполев или Калашников. Именно специалисты такого класса как раз и являются основными проводниками инноваций. Ведь если посмотреть историю, то, собственно, многие тогдашние отрасли промышленности учёные и создавали. Таким образом наука очень естественно участвовала в развитии промышленности. Более того, хорошие учёные, как показывает история, умело отбирали и хороших чиновников.

Вообще, инновации сами по себе мало что дают; важно, помогут ли они занять свое место на мировом рынке. И здесь надо исходить из реалий -- нам пока трудно пробиться в "высшую лигу" инноваций, так как, к сожалению, мы не можем конкурировать с тем же "Боингом", "Интелом", "Мерседесом", "Сони" и прочими законодателями мод в своих областях. Как же в таком случае занять свою нишу в сфере высоких технологий? Надо делать ставку на то, в чем мы находимся на мировом уровне и даже превосходим его.

Во многих делах мы упустили инициативу, что очень обидно. Например, в космосе. При значительном количестве запусков никакого серьёзного научного вклада от них нет. По некоторым другим отраслям науки -- то же самое. Почему мы всегда отстаём, мы, Россия? Космос начали первыми -- отстали. Атом, ядерная физика -- были на уровне, отстали. По нанотехнологиям -- только начали и тоже уже отстали. Причём происходит это вне зависимости от социально-общественного устройства...

Дело в том, что Россия по глобальным проблемам своего развития исторически принимает очень экстремальные решения. Поэтому в 1917 году развалили государство. Потом -- в 1990-х. После них по-новому видятся уроки и Февральской революции 1917 года. Я раньше не понимал её деструктивного характера. А ведь октябрь -- всего лишь результат февраля. Именно тогда всё очень быстро развалили -- и армию, и государство, и общество. Такие революционные подходы -- это всё ницшеанские идеи. "Забудем о старом человеке, сделаем нового человека". Желательно -- побыстрей. С одной стороны, сделать человека вроде бы нетрудно. Как известно, самое простое -- детей делать. До определённого возраста. Но трудно сделать именно нового человека. Людей надо выращивать. Наука это умеет, заставляя их добывать новое знание.

Сегодня мы видим главную катастрофу, которую переживает человечество, -- катастрофу духовную. Происходит атака на разум. И идёт она через идею быстрого обогащения, дешёвых денег. Через внушение позиции, что вообще можно жить только деньгами, за деньги и ради денег, ибо деньги делают деньги. Но это иллюзия, это пузырь. Жизнь, построенная на этом пузыре, очень неустойчива. Устойчива та жизнь, которая строится на реальном продукте и на реальной работе. Вот сейчас этот пузырь и лопнул.

И вторая важная вещь -- человек деградирует, если не трудится. Как писал поэт, "душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь". А если она этого не делает, то деградирует. Деградирует подсознание. Остаётся только видимость образованности.

Чего будет хотеть человечество? Захочет ли оно полететь, скажем, к Марсу? Или предпочтёт, как сегодня, обустраивать свой маленький быт и наслаждаться им? Это вопрос воспитания. И больше всего общество сейчас беспокоит деградация именно культурного воспитания. Большинство плохо воспитано, недоучилось. К тому же не исключено, что человечество может захотеть впасть в лень.

Но в это не хочется верить. Ибо стоит такое множество проблем, что их просто необходимо решать. Энергия нужна, вода, пища. Даже воздух -- чистый. Да и сам человек хочет стать богаче, сытее. Так что в целом люди имеют огромный потенциал, и нужно найти его.

В России выдающиеся умы появлялись в любую эпоху, несмотря ни на что. Поразительно, например, сколько великих прошло через сталинские лагеря! Тот же Королёв, тот же Туполев. А многие, надо полагать, там и погибли, не получив шанса реализовать себя. Это были невероятные потери. Удивительно, как российский народ их выдержал. В небытие ушли десятки миллионов человек. Причём это были люди самые производственные.

Нам в первую очередь надо создавать условия для выращивания таких фигур. Сегодня молодёжь очень неохотно идёт в науку. Потому что, во-первых, нет серьёзных проектов, а значит, нет и хороших зарплат. Во-вторых, когда отсутствуют крупные задачи, начинается мелкое политиканство. Чтобы поставить молодого учёного руководить большой задачей, заслуженным профессорам и академикам нужно сделать над собой волевое усилие. Научная бюрократия -- такой же враг для развития страны, как и бюрократия управляющих организаций.

Общая беда во всём мире -- борьба финансовых интересов с интересами общества. Она всегда была, во всех странах. А когда всё управление передаётся в руки финансистов, кончается это плохо. Но то, что сейчас происходит, даёт основания быть уверенными, что власть и понимает, и стремится исправить имеющиеся проблемы, и шагнуть вперёд. Иное дело, что за 1990-е годы многие управленческие инструменты пришли в негодность. И сегодня сложно одновременно и управлять, и создавать эти механизмы управления.

Надо восстановить роль русского человека. Мы сыграли огромную роль в развитии цивилизации. И в науке, и в искусстве, и так далее. Но может произойти и так, что вот сыграли -- и всё. Исчезнем, как печенеги.

Настоящая монография, подготовленная руководителями международной межправительственной организации Международного научно-исследовательского института проблем управления -- генеральным директором Ю.С.Емельяновым и зам. генерального директора А.А.Хачатуряном, интересна тем, что она ставит целью систематизировать круг описанных выше проблем, связанных с выращиванием нового российского человека, эффективного работника, способного решить задачи модернизации государства, общества и экономики. Авторы попытались увидеть взаимосвязь между векторами модернизации экономики и модернизации личности, показать возможные направления развития институциональной и корпоративной среды для решения задачи модернизации России. В монографии есть много идей в этом отношении. Не со всеми из них можно согласиться, часть из них представляются спорными -- но в этом и ценность данной книги, она дает простор для дискуссий в чрезвычайно важном вопросе о человеческом факторе российской модернизации.

Академик Е.П.Велихов,
председатель Совета Международного
научно-исследовательского
института проблем управления

 Об авторах

Юрий Станиславович ЕМЕЛЬЯНОВ

Генеральный директор Международного научно-исследовательского института проблем управления (МНИИПУ), член редакционного совета международного журнала "Проблемы теории и практики управления". В предыдущие годы являлся генеральным директором ЗАО "Корпорация „Наука и промышленность“", а также первым заместителем генерального директора Центра программных технологий Российской академии наук.

Ашот Ардавасович ХАЧАТУРЯН

Заместитель генерального директора МНИИПУ, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а также философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1990-х годах был визитин-профессором в Академии Восток--–Запад (Берлин, ФРГ) и Высшем институте управления (Париж, Франция). Автор 8 монографий и более 80 статей, издававшихся в России и за рубежом.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце