КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Лилиенфельд-Тоаль П.Ф. Мысли о социальной науке будущего: Человеческое общество как реальный организм
Id: 189001
 
365 руб.

Человеческое общество как реальный организм. Мысли о социальной науке будущего. Изд.стереотип.
Мысли о социальной науке будущего: Человеческое общество как реальный организм

URSS. 2014. 408 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04634-3.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1872г.)

Вниманию читателей предлагается книга российского социолога и государственного деятеля П.Ф.Лилиенфельда-Тоаля (1829--1903), в которой он развивает идею сопоставления человеческого общества с природой, признания социальной жизни продолжением жизни природы, а общественного организма --- реальным существом наравне с прочими организмами. C помощью сравнительно-биологического метода автор пытается установить социально-эмбриологический закон, по которому при развитии отдельного человека замечаются те же периоды, что и при развитии всего человечества. В работе рассматриваются такие вопросы, как относительность явлений в природе и обществе, различие в действии органических и неорганических сил, реальность различных сторон развития социальной жизни и др.; исследуется происхождение человеческого общества, а также происхождение религии, разума, науки, искусства, языка, нравственности и законов.

Книга будет интересна как специалистам --- обществоведам, философам, так и самому широкому кругу читателей.


Оглавление
Предисловiе
I. Соцiальные вопросы
II. Соцiологiя
III. Сила, какъ причина явленiй въ природе и обществе
IV. Человеческое общество, какъ реальное существо
V. Относительность явленiй въ природе и обществе
VI. Значенiе общихъ понятiй
VII. Различiе въ действiи силъ органическихъ и нeopraническихъ
VIII. Различныя степени развитiя органической жизни
IX. Реальность различныхъ сторонъ развитiя соцiальной жизни
X. Свобода
XI. Общая аналогiя между обществомъ и природою
XII. Законъ сохраненiя силъ
ХIII. Принципъ движенiя
XIV. Возраженiя
XV. Размноженiе, рожденiе, ростъ, цветенiе, болезнь, смерть, перерожденiе
XVI. Нервная система
XVII. Нервные рефлексы
XVIII. Явные и скрытые рефлексы
XIX. Развитiе высшихъ нервныхъ органовъ
XX. Прямые и косвенные рефлексы
XXI. Слово, какъ главное орудiе духовнаго взаимодвйствiя
XXII. Соцiальная эмбрiологiя
ХХIII. Народное образованiе
XXIV. Классическое и реальное образованiе
ХХV. Соцiальный космосъ
XXVI. Происхожденiе человеческаго обшества
ХХVII. Происхожденiе религiи, разума, науки, искусства, языка, нравственности законовъ
XXVIII. Односторонность чисто-мaтepiaлистическагo и чисто-идеалистическаго мiровоззренiя
XXIX.  Признанiе общества за реальное существо и разширяетъ укрепляеть идеальное мiровоззренiе
ХХХ. Начала необходимости и свободы
XXXI. Методъ соцiологiи
XXXII. Соцiологiя, какь подспорье естествоведенiю
XXXIII. Заключенiе

Об авторе
Павел Федорович ЛИЛИЕНФЕЛЬД-ТОАЛЬ (1829--1903)

Российский социолог и государственный деятель. Родился в Белостоке. Окончил Александровский лицей. Сделал блестящую карьеру -- служил мировым посредником в Санкт-Петербургской губернии, председателем Петергофской земской управы и мирового съезда, вице-губернатором Санкт-Петербурга, губернатором Курляндии, сенатором. В 1897--1898 гг. занимал пост президента Международного института социологии.

В 1860 г. П.Ф.Лилиенфельд-Тоаль издал под псевдонимом Лилеев книгу "Основные начала политической экономии", а в 1872 г. -- главное свое сочинение "Мысли о социальной науке будущего", вышедшее под инициалами П.Л. Основная мысль труда -- признание человеческого общества за организм не в переносном смысле, а в значении естественно-реального явления. По мнению автора, в человеческой жизни и развитии действуют те же законы, как и во всей органической природе. Широко пользуясь сравнительно-биологическим методом, он пытался установить социально-эмбриологический закон, по которому при развитии отдельного человека замечаются те же периоды, как и при развитии всего человечества. При этом отождествляя различные виды социальной деятельности с функциями организма, он в то же время принимал во внимание важную роль психических и духовных факторов.

Книга, вышедшая почти одновременно с основополагающими трудами родоначальника "органического направления" Г.Спенсера, получила широкую известность, но была запрещена в России: чиновники цензурного ведомства посчитали, что за инициалами П.Л. скрывается революционер-народник П.Л.Лавров. Идеи, изложенные в книге, автор в дальнейшем развивал в трудах, опубликованных в Германии на немецком языке.