URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кузнецов Д.В. События 11 сентября 2001 года и ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА в зеркале ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Id: 188986
 
307 руб.

События 11 сентября 2001 года и ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА в зеркале ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 400 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04630-5.

 Аннотация

Настоящее исследование во многом носит уникальный характер и существенно отличается от других работ, посвященных произошедшей в США трагедии. В центре внимания --- реакция, которую представители мировой общественности продемонстрировали в ответ на террористические акты, совершенные в США 11 сентября 2001 г., а также их взгляды, оформившиеся в связи с трагедией в США, подвергшиеся довольно серьезным трансформациям в дальнейшем, в течение 2001--2007 гг. Представлена широкая картина мнений, существовавших в первые после трагических событий 11 сентября 2001 г. месяцы в США и за их пределами, а также установлена динамика общественного мнения в отдельных странах мира (в том числе и в США) в отношении проблемы международного терроризма и выявлены факторы, которые оказывали воздействие на изменение этой динамики.

Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей, а также специалистов в области гуманитарных наук, деятельность которых связана с изучением истории международных отношений, социологии и политологии.


 Оглавление

ОТ АВТОРА
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
СОБЫТИЯ 11 СЕНТЯБРЯ 2001 Г. И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В США
 1.1.Первая реакция американцев на террористические акты 11 сентября 2001 г. и эволюция их взглядов в отношении проблемы международного терроризма в 2001-2007 гг.
 1.2. Американское общественное мнение после событий 11 сентября 2001 г. и политика США на Ближнем и Среднем Востоке
ГЛАВА 2.
СОБЫТИЯ 11 СЕНТЯБРЯ 2001 Г. И РЕАКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ США
 2.1.Канада
 2.2.Страны Европы
 2.3.Австралия
 2.4.Государство Израиль
 2.5.Мусульманские страны
 2.6.Страны Азии, Африки и Латинской Америки
 2.7.Россия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ

 От автора

Представленное Вашему, уважаемый Читатель, вниманию исследование по замыслу Автора открывает целую серию трудов, в центре внимания которых находятся самые актуальные в настоящее время международные проблемы, в том числе: События 11 сентября 2001 г. и проблема международного терроризма. Югославский кризис. Арабо-израильский конфликт. Иракский кризис. Проблема нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Внешнеполитический курс США в условиях формирования "нового мирового порядка". Взгляд на указанные выше проблемы представлен в нетрадиционном ракурсе, а именно: сквозь призму существования такого уникального феномена как общественное мнение.

Вряд ли кто будет оспаривать утверждение о том, что в настоящее время именно указанные выше проблемы представляют собой одни из самых важнейших в современных международных отношениях.

После того, как в конце 1980-х -- начале 1990-х гг. произошел распад существовавшей ранее Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, в развитии последней наступил переходный период, связанный с формированием так называемого "нового мирового порядка" - весьма противоречивая по своему характеру эпоха. В отличие от периода "холодной войны", в основе которой лежало противостояние двух "сверхдержав", что однако, способствовало установлению определенного баланса сил на мировой арене и, как следствие -- общее количество кризисных ситуаций, возникающих в мире было невелико, она характеризуется тем, что именно сейчас можно говорить о том, что в мире существует значительное число международных проблем, многие из которых, хотя и зародились ранее, но обострились именно сейчас.

Дело в том, что окончание "холодной войны" привело к размыванию жесткой структуры системы международных отношений, в которой позиция каждого государства определялась принадлежностью к "западной" (под эгидой США) или "восточной" (под эгидой СССР) группы, либо к Движению неприсоединения. Последнее объединяло в своих рядах страны, которые, проводя свой внешнеполитический курс в русле неучастия, не желали присоединяться к одной из двух указанных групп.

Исчезновение биполярного мирового порядка, а также ослабление так называемой "блоковой дисциплины" имело своим следствием то, что степень свободы в определении внешней политики для многих государств существенно возросла. Одновременно с этим снизился и уровень "дисциплины" в международных отношениях.

Все это в совокупности и вызвало тот беспрецедентный в истории международных отношений, по крайней мере, на современном этапе, рост общего количества кризисных ситуаций, возникающих в мире и по праву вызывающих интерес у мировой общественности.

Кроме того, важен еще целый ряд обстоятельств. Учитывая усиливающую активность, которую в последние годы проявляет общественность в политической сфере жизни общества, можно утверждать, что такой феномен, как общественное мнение, постепенно приобретает все большую и большую значимость: эти тенденции отмечены как у нас в стране, но, в первую очередь, за ее пределами -- в странах Запада и Востока. При этом существенно, что, не ограничивая сферу своего влияния исключительно внутриполитической областью, общественное мнение нередко вторгается в область внешней политики. В связи с этим повышенный интерес представляет общественное мнение в отношении внешнеполитических проблем.

Факты свидетельствуют о том, что мировая общественность, как в целом, так и общественность в отдельных странах мира, активно реагирует на события, происходящие в мире, а ее мнение постепенно превращается в фактор внешней политики, потенциальные возможности которого очень велики.

В результате, существует целый ряд факторов внутриполитического свойства, которые, действуя в комплексе, в той или иной степени оказывают влияние на формирование и осуществление внешнеполитического курса отдельных стран мира. Среди подобного рода факторов -- общественное мнение.

В настоящее время общественное мнение -- неотъемлемый атрибут жизни практически всех стран мира. Вступая во взаимодействие с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса, общественное мнение отражает отношение различных групп общества к внешней политике в целом. Кроме того, при наличии ряда обстоятельств, общественное мнение, вторгаясь в область внешней политики, может оказывать воздействие на принятие решений в этой сфере, превращаясь, в итоге, в механизм, действие которого накладывает заметный отпечаток на развитие существующей в настоящий момент системы международных отношений. Именно этим также определяется актуальность избранного направления в рамках данного научного исследования.

При этом под "традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса" подразумеваются субъекты, действующие в рамках существующей системы международных отношений, которые уже долгое время являются одними из самых активных их участников. Иначе в современной теории международных отношений их еще иногда называют "акторами" (действующими лицами). Это прежде всего государства, которых на официальном уровне представляет их руководство. Кроме того, это различные международные организации (например, Организация Объединенных Наций -- ООН и др.). Общественное мнение, на наш взгляд, можно также расценивать в качестве одного из компонентов-участников внешнеполитического процесса, однако относить его к числу традиционных было бы неправильно. Это связано с тем, что общественное мнение, сравнительно с теми же государствами, только лишь недавно стало на активной основе действовать на международной арене.

Важно подчеркнуть, что формирование и осуществление внешнеполитического курса представляет собой сложный процесс, ведущий участник которого -- государство и его руководство, предпринимая те или действия на международной арене, учитывает ряд факторов. Определяющим для руководства является фактор объективных обстоятельств, а также национальных интересов страны: он представляет собой главный, основной момент, исходя из которого строится внешняя политика. С другой стороны, руководство принимает во внимание такой фактор, как общественное мнение, т.к. оно устанавливает некие пределы, в рамках которых руководство может действовать, не опасаясь за престиж внутри страны, выход за которые может нанести ему вред, вплоть до потери власти, вследствие неосторожных шагов на международной арене.

В результате общественное мнение активно вступает во взаимодействие с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса и прежде всего с руководством страны. В ряде случаев это взаимодействие имеет результат: общественность превращается в фактор, оказывающий определенное влияние на внешнюю политику. И хотя степень воздействия общественного мнения на внешнеполитический курс (в сравнении с тем, какое воздействие на него оказывает руководство страны) не столь значительна, тем не менее это воздействие существует.

Тем самым, чутко реагируя на проблемы международного характера, общественное мнение, как реально присутствующий, а также действующий фактор внешней политики, отражает усиливающуюся сложность внешнеполитического процесса, а кроме того, всю типичность существующих в сфере массового сознания явлений.

Кроме того, исследование дает возможность определить место и роль общественного мнения в современной политической системе, пример которой показывает то, как в странах Запада и Востока, а также в России осуществляется взаимодействие внутри- и внешнеполитической сфер жизни общества.

Актуальность определяется и тем, что в последние годы общественное мнение приобретает все большую значимость и у нас в стране, что вновь вынуждает обратить на него исследовательский взгляд.

* * *

Примечательно, что отношение мировой общественности к многочисленным актуальным (в тот или иной период времени) проблемам внешнеполитического свойства, ее взаимодействие с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса и, прежде всего с руководством страны, а также влияние общественного мнения на внешнеполитический курс, - все эти аспекты не очень часто выступали как предмет исследования для ученых в нашей стране.

Приходится признать, что современное состояние исследований по данной проблеме таково: труд, связанный с заявленной темой в нашей стране фактически отсутствует, хотя, проблемы, связанные с существованием такого феномена как общественное мнение в целом, всегда привлекали внимание отечественных исследователей.

С другой стороны, отечественные исследователи, как правило, были склонны рассматривать общественное мнение именно как явление, характерное исключительно для внутренней политики, вследствие чего, работ, посвященных указанной проблеме вышло немного.

Между тем, в 1990-е -- 2000-е гг. в нашей стране был сделан довольно существенный шаг вперед на пути исследования такого феномена как общественное мнение в контексте существующей в настоящее время системы международных отношений, однако, даже несмотря на это, ученые из зарубежных стран в течение десятилетий исследуя многочисленные аспекты отмеченной выше проблемы, все-таки ушли далеко вперед и отечественные исследователи должны приложить максимум своих усилий для того, чтобы этот разрыв был если не ликвидирован полностью, то хотя бы сведен до минимума.

Что касается зарубежных исследователей, то в условиях, когда в современной жизни стран мира, постепенно, все более и более усиливается роль такого феномена, как "общественное мнение", ученые и, прежде всего, из США, обращают свое внимание не только на то, что собой как явление представляют опросы общественного мнения. В настоящее время проникновение последних в повседневность уже ни для кого не является неожиданностью, а непрерывно растущая активность общественности в политической сфере только способствует этому процессу.

Очевидно, что в условиях постиндустриального общества, развитие которого осуществляется под знаком "информационной" революции, с учетом постоянно расширяющейся системы массовых коммуникаций, а также неизменно усиливающегося воздействия на массовое сознание людей и попыток направить его в нужное для властей русло, процессы формирования и функционирования общественного мнения в отношении международных проблем будут вызывать внимание со стороны исследователей.

* * *

В качестве объекта исследования выступают скорее не сами международные проблемы (хотя они также находятся в центре внимания), а в первую очередь, мировая общественность -- передовая, т.е. самая активная часть общества, выражающая его мнение.

Соответственно, предмет исследования -- реакция, которую представители мировой общественности продемонстрировали в ответ на указанные выше международные проблемы, а также их взгляды, фактически до сих пор подвергающиеся довольно существенным трансформациям, взаимодействие представителей мировой общественности с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса, а также ее влияние на внешнеполитический курс отдельных государств.

Другими словами международные проблемы рассматриваются в первую очередь во внутриполитическом контексте и в данном случае речь идет о дискуссиях, которые возникали и возникают в обществе отдельных стран в связи с внешней политикой.

Целью исследования является рассмотрение самых актуальных в настоящее время международных проблем в контексте существования такого уникального феномена как общественное мнение, что, на наш взгляд, даст возможность выявить ряд новых аспектов рассматриваемого вопроса, в чем-то обогатить уже имеющийся по указанной выше проблематике материал.

Исходя из этого, главная задача, которую предполагается решить в исследовании заключается в том, чтобы, не претендуя на всеобъемлемость, постараться представить вниманию уважаемого Читателя как можно более широкую, комплексную по своему характеру картину мнений, существовавших и существующих в отношении самых актуальных в настоящее время международных проблем.

Кроме того, в число задач входит следующее:

1. Раскрыть причины, которые обусловили повышенный (в настоящее время) интерес со стороны мировой общественности к отдельным международным проблемам.

2.На основе вторичного анализа данных, полученных в ходе проведенных в различных странах мира опросов общественного мнения рассмотреть позицию мировой общественности в отношении самых актуальных в настоящее время международных проблем. В связи с этим, важным представляется также выявление наиболее характерных черт и особенностей, присущих общественному мнению в отдельных группах государств -- США, странах Запада, мусульманских странах, странах Азии, Африки и Латинской Америки, России. Таким образом, в региональном отношении исследование охватывает следующие группы государств:

1. США.

2.Канада.

3.Страны Европы.

4.Австралия.

5.Государство Израиль.

6.Мусульманские страны.

7.Страны Азии, Африки и Латинской Америки.

8.Россия.

Важно подчеркнуть, что мы, в первую очередь, имеем в виду позицию, которую имеет в отношении международных проблем общественность этих стран. Причем свое мнение она выражала с помощью проводимых в этих странах опросов общественного мнения

3.Установить в связи с этим динамику общественного мнения в отношении самых актуальных в настоящее время международных проблем в отдельных группах государств.

4. Выявить факторы (внутренние и внешние, объективные и субъективные и т.д.), которые оказывали воздействие на изменение этой динамики, подвергнуть их анализу.

5.Попытаться выявить возможности и пределы влияния мировой общественности применительно к решению указанных международных проблем.

Применительно к исследованию используется устоявшееся в отечественной науке понимание понятия "общественное мнение". Понятие "общественное мнение" трактуется нами как способ массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Однако, мы не ограничивались тем, что рассматривали общественное мнение исключительно сквозь призму проводимых среди населения социологических опросов, а стремились выйти за узкие, по нашему мнению, рамки и, тем самым, представить этот феномен в максимально возможном контексте. Представляется, что общественное мнение получает свое выражение в разнообразных формах, а как его субъект (носитель) общественность, из представителей которой состоят политические партии и гражданское общество, использует для этого различные каналы.

В связи с этим, в задачу входит рассмотрение избранных, наиболее значимых по своему характеру позиций со стороны различных субъектов общественного мнения, а, кроме того -- стремление дать характеристику позиции, которую занимали средства массовой информации (СМИ), учитывая то обстоятельство, что место и роль СМИ в жизни современных государств велика, а воздействие СМИ на процессы формирования и функционирования общественного мнения является фактически определяющим.

Хронологические рамки исследования -- конец 1980-х гг. / начало 1990-х гг. -- 2000-е годы. Свою исключительную актуальность указанные выше международные проблемы приобрели именно тогда, т.е. в период, в рамках которого произошла значительная трансформация системы международных отношений. Причем она оказала влияние не только на дальнейшее развитие ситуации на международной арене, но и повлияла на состояние массового сознания в странах Запада и Востока, а также в России.

Методологическая основа исследования сводится к следующему: прежде всего, это концепция взаимодействия общественного мнения и внешней политики, последовательно изложенная в работах отечественных, но главным образом, зарубежных, в первую очередь, американских авторов.

Количественные методы исследования связаны с анализом данных опросов общественного мнения. Речь в данном случае идет о так называемом вторичном анализе, который предполагает анализ результатов уже проведенных социологических исследований, преследующий цели, отличные от тех, которые ставились в самих этих исследованиях. Вторичный анализ основывается на базе непосредственно первичных данных и позволил решить две задачи. Первая связана со сравнением результатов нескольких исследований, посвященных изучению одного предмета, но проведенных на разных объектах с целью выяснения специфики того или иного процесса в разных социальных группах. Вторая -- с агрегацией результатов, полученных при изучении отдельных социальных общностей для выявления характеристик более крупных общностей. Третья -- с изучением временной динамики социальных процессов на основе использования материалов исследований, проведенных в разное время.

Кроме того, это системный подход, который включает два аспекта -- структурный и функциональный (системный анализ, связанный с раскрытием целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, выявлением многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину, а также структурно-функциональный анализ, предполагающий принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структуры расчлененной целостности, в которой каждый ее элемент имеет определенное функциональное значение). В его рамках общественное мнение в отношении внешнеполитических проблем рассматривалось как сконструированная с помощью метода моделирования модель целостной системы, в которой каждый элемент ее структуры имеет определенную функцию.

На результатах эмпирических исследований основан так называемый бихевиоральный метод, посвященный анализу политического поведения, когда последнее рассматривается как совокупность реакций на воздействие окружающей, в том числе и политической, среды.

Факторный анализ, позволяющий выявить целый комплекс факторов, оказывающих влияние на состояние общественного мнения в США.

Групповой анализ, связанный с выяснением особенностей, присущих взглядам в отношении проблем внешней политики, характерных для представителей различных социальных групп, составляющих структуру американского общества.

Ситуационный анализ предполагает анализ тех конкретных исторических ситуаций, которые непосредственно вызывают определенную психологическую реакцию, а также перемены в национальном самосознании. При этом, особенности их не могут быть поняты без выяснения тех традиций, которые характеризуют специфику нации, в данном случае -- американской.

Историзм, как принцип подхода к действительности, изменяющейся во времени, а также связанный с ним сравнительно-исторический метод.

При рассмотрении имевших место фактов и происходивших событий использовался принцип объективности. Учитывалась также тесная взаимосвязь между внутренней и внешней политикой государства.

Источники, которые были привлечены к работе представляют собой в первую очередь, данные, извлеченные из многочисленных опросов общественного мнения, проведенных в указанных странах в связи с рассматриваемыми международными проблемами и зафиксировавших отношение к ним со стороны жителей отдельных стран. Многие из привлеченных источников впервые введены в научный оборот в нашей стране.

Ответ на вопрос, возникающий со стороны тех, кто не склонен рассматривать такой феномен как общественное мнение в качестве самостоятельно действующей реальности, расценивая его исключительно как результат неких манипуляций, в связи с достоверностью указанных источников может быть дан следующий: признавая, что результаты опросов общественного мнения во многом могут быть соответствующим образом подготовлены путем предварительного (в нужном ключе) конструирования опросного листа (опросника), мы тем не менее считаем, что в настоящее время опросы общественного мнения представляют собой, пожалуй, самый универсальный способ получения информации о существующих в обществе взглядах по какой-либо проблеме.

Фактически это есть своеобразный "фотографический снимок", отражающий настроения людей в отдельный конкретный момент. В свою очередь опросы общественного мнения, проводимые в мониторинговом режиме позволяют выявить применительно к ним определенную динамику.

В связи с этим, Джордж Х. Гэллап, всемирно известный специалист в этой области подчеркивал: "Ни один специалист в области исследования общественного мнения не станет утверждать, что методы опросов совершенны. Но с другой стороны, никакой другой источник... не является наилучшим, наиболее адекватным выразителем мнения самой широкой общественности".

К тому же мы обращались к данным, представленными весьма авторитетными организациями, которые уже несколько десятилетий занимаются практикой проведения опросов общественного мнения. Для них конъюнктурный подход, в отличие от представителей некоторых средств массовой информации, стремящихся к сенсации, представляется неприемлемым. Так, например, в Соединенных Штатах, где, кстати, еще в 1935 г. был проведен фактически первый опрос общественного мнения, по крайней мере, в том виде, в каком мы знаем его сейчас, опросы общественного мнения превратились в США настоящую "индустрию", охватывая практически все сферы жизни общества -- политику (внутреннюю и внешнюю), экономику, сферу социальных отношений, идеологию, культуру.

За десятилетия практики проведения опросов общественного мнения в США возникли сотни организаций (всего их более 1000), которые занимаются этим специально. В своем подавляющем большинстве -- это коммерческие учреждения, принадлежащие частным лицам и занимающиеся исследованиями в области маркетинга. Однако, даже несмотря на такое многообразие организаций лишь немногие из них (как правило, это самые авторитетные в этой области учреждения, имеющие всемирную известность) постоянно обнародуют результаты проведенных опросов общественного мнения. Основная же масса фирм проводит исследования по заказу различных клиентов, например, в русле маркетинговых исследований. Самая известная в США и за их пределами организация, деятельность которой связана с проведением опросов общественного мнения -- это Организация Гэллапа, берущая свое начало от созданного в 1935 г. Американского института общественного мнения (American Institut of Public Opinion, AIPO).

Более того, после Второй мировой войны 1939-1945 гг. в США была предпринята попытка упорядочить практику проведения опросов общественного мнения, для чего в 1957 г. был основан Национальный совет по публикуемым опросам (National Coucil for Published Polls), который поставил своей задачей разработку требований, которым должны были отвечать публикуемые опросы. Согласно выработанным входящим в эту организацию требованиям, каждый отчет о проведенном опросе общественного мнения должен содержать следующую информацию: характеристику опрашиваемой группы; метод опроса лиц, составляющих выборку; размер выборки; точную формулировку заданного вопроса (или вопросов); время проведения интервью, когда это представляется возможным; заказчика (или заказчиков) опроса. Те организации, которые входят в Национальный совет по публикуемым опросам, соблюдают указанные выше требования, как впрочем, их придерживаются и многие из тех, кто не входит в него.

Все это позволяет говорить о том, что результаты опросов общественного мнения, даже несмотря на иногда скептическое к ним отношение, могут рассматриваться в качестве достоверных источников.

* * *

Исследование носит междисциплинарный характер и предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей, а также специалистов в области гуманитарных наук, деятельность которых связана с изучением истории международных отношений, социологии и политологии.


 Об авторе

Дмитрий Владиславович КУЗНЕЦОВ

Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории Благовещенского государственного педагогического университета (БГПУ). В 2005 г. окончил аспирантуру Московского педагогического государственного университета (МПГУ), защитил диссертацию по специальности 07.00.03 ("всеобщая история"). В центре внимания научных интересов автора -- сравнительно новая для отечественной науки проблематика, связанная с рассмотрением сквозь призму такого уникального феномена, как общественное мнение, актуальных проблем, существующих в международных отношениях. Автор более 50 публикаций, тематика которых непосредственно связана со сферой научных интересов, в том числе в ведущих в нашей стране периодических изданиях по гуманитарным наукам ("Новая и новейшая история", "Мировая экономика и международные отношения", "Восток. Афро-азиатские общества: история и современность", "Азия и Африка сегодня", "США -- Канада: экономика, политика, культура", "Латинская Америка" и др.).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце