URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Квитко Д.Ю. Очерки современной англо-американской философии Обложка Квитко Д.Ю. Очерки современной англо-американской философии
Id: 188804
269 р.

Очерки современной англо-американской философии Изд. 2, испр.

URSS. 2009. 232 с. ISBN 978-5-397-00814-3. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
  • Мягкая обложка

Аннотация

В предлагаемой читателю книге, написанной советским историком философии Д.Ю.Квитко, дается критический обзор главных течений англо-американской философии конца XIX -- начала XX века: абсолютного идеализма, прагматизма, неореализма и критического реализма. Автор на конкретном материале показывает, что, несмотря на новую для того времени терминологию, все эти школы по существу защищают идеализм и религию. Книга, впервые вышедшая в 1936 году, была... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Абсолютный идеализм
Прагматизм
Неореализм
Критический реализм
Заключение

Введение
top

При поверхностном изучении экономического и  политического (развития Англии и США могло казаться, что в конце XIX и начале XX в. капиталистические устои этих стран были еще прочны, но на самом деле их нутро уже подтачивалось всеми противоречиями капитализма. И действительно, всякое значительное изобретение, открытие показывают, что при капиталистическом строе уже нельзя в полной мере использовать плоды работы передовой человеческой мысли, что производственные отношения тормозят дальнейшее развитие производительных сил.

Изобретение двигателя внутреннего сгорания - автомобиля, самолета и т.д. - дало могучий толчок дальнейшему экономическому развитию. После изобретения двигателя внутреннего сгорания поиски нефти становятся в центре внимания внешней политики капиталистических стран. Разгорается жестокая борьба за концессии и "сферы влияния". Одним словом, вся колониальная политика США и Англии в XX в. приобретает запах нефти.

Производительные силы этих стран все больше и больше спутываются сетью финансового капитала, который захватывает все рычаги: управления народным хозяйством, весь политический аппарат, беспощадно уничтожая все, что мешает его дальнейшей экспансии!. Учащаются кризисы, поражающие весь организм этих империалистических держав, ибо (кризис бьет не только по массе производителей - рабочих, но и по мелкобуржуазным слоям. Наступление капитала на завоевания рабочих вызывает отпор с их стороны, и это еще больше потрясает организм всего хозяйства. Затем после кризиса конкуренция, лихорадка биржевых спекуляций, снова начинает трясти промышленность, классовые противоречия обостряются, распространяются забастовки, и так до следующего кризисного "цикла".

Чтобы одна капиталистическая страна в конкурентной борьбе могла побить другую, а крупные тресты могли сжать в кулак "более мелкие, предпринимателям приходится удешевлять производство, т.е. постоянно улучшать технику и повышать производительность труда при помощи бесчеловечной рационализации. Вследствие этого все большая частъ рабочих начинает страдать от хронической болезни капитализма - безработицы, а работающие обречены на быстрое физическое изнашивание их организма и находятся под вечной угрозой замены их более молодыми, более "выгодными", здоровыми людьми. Вот это делает положение рабочих еще более нетерпимым, классовую борьбу еще более ожесточенной. Разумеются, что еще более тяжелым является положение трудящихся колониальных стран, где "низшие" расы втягиваются в орбиту капитализма и детский труд конкурирует с трудом взрослых, где подневольный труд преждевременно гонит людей в могилу.

Чтобы у себя на родине сдерживать натиск революционных рабочих и рассеять недовольство колониальных народов, буржуазии приходится прибегать не только к физическим средствам борьбы. Для капитализма загнивающего идеологическая "обработка" масс становится еще большей жизненной необходимостью, и для достижения своей цели буржуазия не брезгает никакими средствами. В колониальных странах помимо пороха, водки и проституции она (прибегает к более утонченному средству - к идеологии. В идеологической обработке на родных мисс принцип конкуренции между США и Англией, имеющими общий язык и традиции, заменяется принципом сотрудничества. 'Тут задачи обеих стран совпадают, государственные границы как бы стираются, ибо идеологическое подчинение всего населения господствующему классу, удержание натиска рабочего класса и эксплуатируемых народов колониальных стран - жизненная необходимость капитализма этих обоих капиталистических государств. Обмениваясь своей идеологической продукцией, поставщики этих "товаров" стараются показать массам, что наука, искусство, философия -

"беспартийны", "беспристрастны"", "надклассовы". Вот почему, несмотря на все обостряющиеся противоречия, между этими двумя империалистическими странами в области идеологии существует контакт, так как в культуре обеих стран много общего.

Так, после того как США стали самостоятельными в философском отношении от Англии (a это как раз совпадает с началом XX в., с выдвижением США в первый ряд империалистических государств) и в США появился "прагматизм", как бы в противовес "абсолютному идеализму", в английских философских кругах эта новая школа нашла живой отклик. Дальнейшая борьба против материализма, с одной стороны, и мнимая борьба против "субъективизма", т.е. идеализма, с другой стороны, в обеих странах дает толчок для появления новых школ одинакового философского направления, хотя и с различными оттенками.

Разумеется, что (борьба всех этих "школ" направлена против материализма. В этом их философский смысл. Но, как мы увидим дальше, критика недостатков одной философской школы другой школой ведется с реакционных идеалистических позиций. Надо сказать, что современные философы Англии и США не всегда любят, чтобы их причисляли к определенным школам, даже если они признают влияние того или иного философа или школы, иначе им неудобно было бы претендовать на оригинальность. В нашей работе мы будем рассматривать развитие современной англо-американской философии по школам, иллюстрирую наши положения взглядами их типичных представителей (хотя воззрения некоторых философов настолько эклектичны, что по некоторым вопросам их можно причислить к различным школам).

В центре нашей работы стоит основной вопрос философии (т. в. вопрос об "отношении мышления к бытию), и принадлежность философа к той или иной школе мы рассматриваем под этим углом зрения. C самого начала следует подчеркнуть, что во всех этих школах, несмотря на различные их названия, мы имеем дело только с одним направлением - с идеализмом, ведущим борьбу против материализма,-и только этим направлением мы здесь занимаемся.

Внутри этого (идеалистического) направления мы рассматриваем четыре главные школы, которые можно считать наиболее характерными, типичными и известными в современной буржуазной философии Англии и США, а именно: "абсолютный идеализм", "прагматизм", "неореализм" и "критический реализм".

Дальнейшее дробление школ, которое иногда делается буржуазными историками философии, нам представляется ненужным не только ввиду незначительного влияния этих мелких школок, (но и потому, что такое дробление затемняло бы картину по основному вопросу философии. Например такую "школу", как "прагматизм", подразделяют еще на "собственно прагматизм" (Джемс), "инструментализм" (Дьюи) и "гуманизм" (Шиллер), Несмотря на различную терминологию по главным проблемам, все эти школки стоят на одинаковой позиции, хотя по вопросам религии например Дьюи предпочитает отмалчиваться, а Шиллер примыкает к "персональному" идеализму, приближаясь к Рейсу, который по этому вопросу тоже "отходит" от "абсолютного идеализма". Имея все это в виду, мы "прагматизм" рассматриваем в целом. Точно так же английские "реалисты" вроде Ресселя, Моора и т.д. нами причисляются к "неореалистической школе", хотя у Ресселя позднейшего периода замечается перевес юмизма (прагматизма, махизма) над "платонизмом", и т.д., из т.п.

Как мы уже указывали выше, мы имеем дело с идеалистическими школами, несмотря на их различные оттенки и названия. При рассмотрении их зарождения и развития легко увидеть, что каждая последующая школа не поднимается над другой, не преодолевает недостатки своих предшественников. Все эти школы современной англо-американской философий являются отражением той или иной стадии развития буржуазной действительности, того или иного ее состояния. Все они, за исключением "критического реализма", который появился несколько позже, отражают предвоенный период в развитии! империализма. Весьма характерно, что самая ранняя из школ - "абсолютный идеализм" - является не только самой реакционной, но и самой откровенной и не боится называть себя идеалистической. Будучи: несколько похожей на западноевропейское неогегелианство, не только с отсутствием элементов диалектики, с оттенками мистицизма вопреки своему "интеллектуализму", она по праву может "считаться предшественницей философии фашизма. Если оставить в стороне политические взгляды ее представителей, которые идут от либерализма до консерватизма, то их взгляды на науку, на эволюционную теорию, на религию таковы, что фашистским идеологам очень мало что можно к ним прибавить. Можно смело сказать, что "абсолютный идеализм" в течение нескольких последних десятилетий показал себя как враг науки, эволюционной теории и защитник религии, и поэтому эта школа достаточно "современна", чтобы сделаться философской основой нарождающегося фашистского движения, а не только быть философией "твердолобых". Непосредственной задачей этой философии: было пресечь победный марш эволюционной теории, не говоря уже о борьбе против диалектического материализма - идеологий пролетариата. Единым фронтом: всех реакционных сил, в котором "абсолютный идеализм" играл главенствующую роль, он старался дать отпор победоносному шествию науки, создавая в то же время впечатление, что эта философия есть новое явление в развитии традиционной эмпирической мысли Англии и США. (Отметим здесь, что появление "абсолютного идеализма" совпадает с началом поворота Англии от эпохи промышленного капитализма к империализму, совпадает с временем, когда марксизм овладевает умами не только рабочего движения, но и передовой интеллигенции этих стран.)

Если в философской среде этих стран и могло создаться такое ложное впечатление, то в естественнонаучных кругах эта школа (была обречена на неудачу. Таким образом появилась потребность в другой философской школе, которая должна была внешне симпатизировать нayкe, признавать эволюционную теорию, но вместе с тем рассеивать усилившуюся симпатию к материализму. Одним словом, нужно было прикинуться "другом науки", чтобы тем легче было оторвать ее от ее естественней базы - материализма. Для этого новое течение объявило себя самым верным "защитником" эволюционной теории, горячим "сторонником" дарвинизма, но вместе с тем дало ему "другой" философский метод, а именно: "радикально-эмпирический", т.е. субъективно-идеалистический. С этой целью новой школе - прагматизму " - пришлось возродить старую юмистскую традицию с ее либеральным взглядом на религию, с мнимой борьбой против идеализма, с тактикой легкой насмешки над материализмом за "ненаучность". Даже такие умеренные скептики, как Спенсер и Гексли, стали рассматриваться как устарелые. Конечно, "стыдливый материализм " Гексли или "натурализм" Тиндаля имели слишком много изъянов; поэтому удобнее всего было расправиться с ними, надеясь этим самым похоронить материализм вообще. Сам "натурализм" подобных философов помогал скрытым идеалистам - прагматистам - протаскивать свой идеализм под флагам борьбы за более последовательный позитивизм. В своей борьбе против "устарелого" материализма и: идеализма "прагматизм" пользовался психологическим оружием, т.е. логикой, основанной на субъективном "интересе". Это дало повод новому "конкуренту" - "неореализму", который выступил во всеоружии "логизма" и "нового интеллектуализма ", "реализма", - ратовать за "объективизм", выдавая себя: за более "верного друга" науки, чем "прагматизм ".

"Неореализму" приводится выступать, помимо "отсталого " материализма, еще против "абсолютного идеализма " и "прагматизма", этим как бы показывал, что материализм отнюдь не является главным объектом борьбы нового течения. В своем старании побить субъективизм "прагматистов" "неореалисты" дошли до отрицания всякого субъективизма. Этим они как бы противопоставляли себя всякому идеализму. Но их "объективация" всякой фантазии, их "логизирование" действительности, т.е. рассматривание логического начала как "примата" мира, (бьет и по материализму и по науке, а их поиски истины теряют смысл, потому что с их точки зрения все есть истина, тогда как для "абсолютных идеалистов" он]а заключается в "абсолюте", а для прагматистов - только в "полезном".

Очевидно, что такой "объективизм", такой "монизм" неореалистов, поддерживаемый прагматическим "плюрализмом ", едва ли может служить науке. Некоторые реалисты начали это понимать, и поэтому они стали, как впоследствии Рессалъ, отступаеть к субъективизму, к прагматизму. Эти противоречия и эта односторонность послужили почвой для появления "нового" вида "реализма ", "критически" переработанного - "критического реализма". Как (в свое время Кант создал критический идеализм, отворачиваясь от догматического идеализма Вольфа, так и "критический реализм" думал преодолеть все эти школы, в особенности "неореализм". О предыдущим "неореализмом" новое течение сближали "реализм ", теория "внешних связей", оппозиция "абсолютному идеализму" (о борьбе против материализма говорить не приходится, тут между ними полное единство). "Критический реализм", как мы увидим дальше, часто флиртует с материализмом, но этот флирт рассчитан на то, чтобы усыпить бдительность противника, "дружески" преодолеть "некоторые "его недостатки". Это делается для того, чтобы сторонники материализма могли заменить материализм "реализмом", подбавив немного скептицизма. Делается это осторожно и под другой, менее подозрительной маркой, чем скептицизм.

Таким образом все эти течения как бы ведут "борьбу " между собой, а фактически они борются против материализма, так как их борьба между собой есть прежде всего борьба за первенство "настоящего" идеализма. В настоящей работе нас интересует борьба этих школ потому, что здесь сразу обнаруживается, какие цели преследуют борющиеся течения. Даже там, где нет прямого "выступления против материализма, где излагаются положительные взгляды того или иного течения, - и там мы видим метафизическую, идеалистическую сущность каждого из них. Таютм образом борьба против материализма ведется ими прямо и косвенно, но чаще косвенно, чем прямо, и делается это для того, чтобы противнику труднее было под прикрытием новых названий и повой терминологий разглядеть старую идеалистическую физиономию той или иной школы.


Об авторе
top
Давид Юрьевич КВИТКО (1889–1942)

Советский философ и историк философии. Доктор философских наук, профессор. С 1904 г. участвовал в революционном движении и, спасаясь от ареста, в 1913 г. эмигрировал в США. Работал в Нью-Йорке на швейной фабрике, учился в Нью-Йоркском (1915-1920, заочно), Гарвардском (1920-1921) и Колумбийском (1921-1927) университетах. С 1923 г. – магистр искусств. Член Коммунистической партии США с 1919 г. В 1925-1926 гг. читал лекции по философии в Рабочем университете в Нью-Йорке. В 1927 г. впервые перевел на английский язык работу В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". В тот же год вернулся в Россию, где работал в должности старшего научного сотрудника Коммунистической академии, а с 1933 г. читал лекции по истории философии в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), на философском факультете Московского государственного университета. С 1934 г. профессор, с 1936 г. – доктор философских наук. Умер в Ашхабаде, куда был эвакуирован философский факультет.

В своих работах Д. Ю. Квитко исследовал современные ему направления англо-американской философии, процесс формирования таких философских течений, как абсолютный идеализм, прагматизм, неореализм и критический реализм. Написанные им "Очерки современной англо-американской философии" (1936; 2-е изд. М.: URSS, 2009) были почти единственным учебным пособием по современной западной философии, используемым в вузах в 1930-е гг. Он также изучал проблемы русской философии и эстетической мысли.