URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Коршунов Д.С. Введение в психолингвистическое моделирование чтения для лингвистов
Id: 188668
 
374 руб.

Введение в психолингвистическое моделирование чтения для лингвистов

URSS. 2015. 256 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-1307-5.

 Аннотация

Монография посвящена вопросам изучения и моделирования чтения как психолингвистического процесса с точки зрения современной психолингвистики и общей теории языка. В исследовании выделяются и рассматриваются биологический, психологический и лингвистический аспекты процесса чтения; дается обзор основных подходов к моделированию и описание современных зарубежных моделей чтения для буквенных и иероглифических языков; анализируются текущие проблемы моделирования чтения, на основе теоретического анализа и психолингвистических экспериментов с носителями русского и китайского языков предлагается универсальная архитектура модели восприятия речи.

Работа рассчитана в первую очередь на интересующихся психолингвистикой студентов и аспирантов филологических факультетов, но может быть полезна и представителям других специальностей, так или иначе связанных с процессами восприятия (распознавания) текстов и с моделированием этих процессов.


 Содержание

От автора 5

Введение 6

Глава 1.Чтение как психолингвистический процесс 9

1.1. Биологический аспект процесса чтения 11

1.1.1. Ограничения, накладываемые зрительной системой человека 13

1.1.2. Особенности, определяемые устройством человеческого мозга 20

1.2. Психологический аспект процесса чтения 27

1.2.1. Особенности зрительного восприятия в целом 27

1.2.2. Особенности зрительного восприятия языковых единиц 33

1.3. Лингвистический аспект процесса чтения 37

1.3.1. Исходные различия: письмо, графика, орфография 37

1.3.2. Роль слога и морфемы в чтении 40

1.3.3. Единицы объекта и единицы процесса в чтении 45

Выводы по Главе 1 50

Глава 2.Основные современные модели чтения 54

2.1. Общие положения 54

2.2. Модели чтения для буквенных языков 59

2.2.1. Логогенная модель 59

2.2.2. Модель интерактивной активации (MR81) 61

2.2.3. Распределённая обучающаяся модель опознавания и чтения слов (SM89 и PMSP96) 64

2.2.4. Двусистемная каскадная модель визуального опознавания слов и чтения вслух (DRC) 68

2.2.5. Коннекционистская модель множественных следов памяти для чтения многосложных слов (MTM) 72

2.2.6. Коннекционистская двусистемная модель (CDP) 78

2.2.7. Многокомпонентная модель чтения 82

2.3. Модели чтения для иероглифических языков 89

2.3.1. Общие положения 89

2.3.2. Модель лексических составляющих (LCM) 95

2.3.3. "Треугольная" модель китайского чтения 1

2.3.4. Модель опознавания слов и движения глаз при чтении на китайском языке 111

Выводы по Главе 2 115

Глава 3.Анализ проблеммоделирования чтения и экспериментальное исследование 119

3.1. Недостатки существующих моделей и перспективы моделирования чтения 119

3.2. Поиск новых подходов: экспериментальное исследование 128

3.2.1. Эксперимент на материале русского языка 131

3.2.1.1. Методика и материалы эксперимента 131

3.2.1.2. Результаты первого этапа эксперимента: изолированные буквы 134

3.2.1.3. Результаты второго этапа эксперимента: сочетания букв 142

3.2.1.4. Результаты третьего этапа эксперимента: текст 154

3.2.1.5. Общие итоги эксперимента: эффект квадриграммы и градуальная лексичность 156

3.2.2. Эксперимент на материале китайского языка 164

3.2.2.1. Методика и материалы эксперимента 164

3.2.2.2. Результаты первого этапа эксперимента: иероглифы 167

3.2.2.3. Результаты второго этапа эксперимента: текст 171

3.2.2.4. Общие итоги эксперимента 173

3.3. Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследований 177

Заключение 184

Список литературы 186

Список словарей 2

2


 Об авторе

Коршунов Дмитрий Сергеевич
Кандидат филологических наук, переводчик и преподаватель китайского и английского языков. Автор и соавтор более 50 работ, около половины из которых составляют учебные пособия и монографии. В 1996 г. окончил в Москве Военный университет Министерства обороны РФ, в 2012 г. там же защитил кандидатскую диссертацию «Психолингвистические модели чтения в буквенных и иероглифических языках». Основное направление научных интересов автора — разработка общей (психолингвистической) теории чтения.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце