СОКРАТ. Теперь скажи мне, если отнять у поэзии в целом
напев, ритм и размер, останется ли что, кроме слов? КАЛЛИКЛ. Ровно ничего. Платон. Диалог "Георгий"
С момента своего зарождения до наших дней, зодчество в Идея вновь обратиться к теме ритма в архитектурной композиции исходила из того очевидного факта, что он, действительно, играет существенную роль в художественном формообразовании во всех видах и жанрах искусства. Без всякого сомнения, творческое владение ритмом является высоким показателем профессионального мастерства зодчего. Ритму посвящено немало аналитических работ и отдельных высказываний выдающихся архитекторов о понимании ими важности ритма как творческого инструментария в поисках совершенного проектного решения и особенностях тех или иных видов его проявления. Однако, как нам представляется, существует всё же некий перекос в отношении к ритму, ибо в обширной литературе по проблемам композиции в архитектуре другие категории, например пропорции, симметрия, тектоника, масштабность, выглядят боле предпочтительными. Им посвящены монографии и множество отдельных публикаций, за которыми ритм оказался как-то незаслуженно в тени. В них нередко слышатся утверждения – иногда прямые, в других случаях косвенные, – что они первичны, более важны в формообразовательных построениях, а ритм является только стороной их проявления или частным случаем. Примером может служить серьёзная исследовательская работа "Теория композиции в советской архитектуре" 1986 года, подготовленная Центральным научно-исследовательским институтом теории и истории архитектуры, где в содержании глав нет даже упоминания о ритме. В отечественной истории, пожалуй, только монография М.Я. Гинзбурга "Ритм в архитектуре" 1922 года (давно ставшая библиографической редкостью) и главы книги о ритме коллективного труда В.Ф. Кринского, И.В. Ламцова, М.А. Туркуса "Элементы архитектурно-пространственной композиции" 1934 года содержат наиболее глубокие и принципиальные положения, свидетельствующие о развитии теоретической мысли. Следует отметить, что ритмом занимался и В. Балихин, но его исследования в своё время не были опубликованы и неизвестны широкому кругу архитекторов. Все другие весьма полезные и содержательные работы в основном под разным углом зрения и применительно к локальным предметным целям в том или ином виде излагают уже известные положения. Вместе с тем необходимость обсуждения коренных проблем теории и практики архитектурной композиции не вызывает сомнений. За последнее столетие произошли изменения, которые существенным образом преобразовали сложившиеся веками эстетические воззрения, трансформировали само содержание архитектуры, формы и методы проектной деятельности. В архитектуре произошло радикальное обновление её формообразующих принципов и перестройка всей системы художественно-выразительных средств. Выработанные предшествующими веками устойчивые эстетические нормы, вобравшие в себя художественную культуру классики, Средневековья, поздних эпох, стилистические направления ХIХ века, где главенствующая роль оставалась за академизмом, перестали отвечать текущим потребностям и оказались на рубеже ХIХ–ХХ веков разрушенными. Мир захватили идеи художественного модернизма. Поскольку настоящая работа имеет педагогико-образовательный ракурс, следует отметить следующее. Корни архитектуры модернизма разветвлены. Но неоспоримым фактом является роль ВХУТЕМАСа и Баухауза в генерировании авангардных художественных идей, оказавших огромное влияние на формирование всего современного стилистического образа архитектуры. В силу того, что оба центра изначально образовательные, они более всего нуждались в обновлении учебного содержательного материала и именно от них исходили настойчивые попытки сконструировать новую профессиональную парадигму ХХ столетия. Используя исключительные условия совместного лабораторно-экпериментального творчества преподавателей-архитекторов и учащихся и ориентируясь на формально-аналитическую методику, школа образовала своеобразный "цех" целенаправленного поиска формообразующих и стилистических идей с реальными результатами, обнаруживая нестандартные возможности архитектурной пластики и пространства, видов ритма, которые воспринимались и действующими, практикующими архитекторами. Такая параллельная работа над формой определённо сказывалась на всё большем прояснении черт ряда творческих направлений, сыгравших заметную роль в мировом искусстве ХХ века. Развивая теоретико-методические положения ВХУТЕМАСа, российская архитектурная школа и во второй половине ушедшего столетия сумела существенно дополнить и обогатить формообразовательные идеи, в том числе и относящиеся к ритму. С использованием формы абстрактного моделирования объёмно-пространственной композиции, соединяющего в себе и концентрированный интеллектуальный опыт, и чувственную практику, свойственную любому искусству, были получены наглядные художественные результаты. Вместе с тем не всегда в силу недостаточности технических средств удавалось в материальной форме их закрепить и обеспечить информационную поддержку. Целью настоящей работы и является в определённой степени восполнить этот недостаток. В настоящей работе упор сделан на формальных свойствах ритма, ясно обнаруживаемых его видов и структурных особенностях. В этом случае ритм выступает как палитра художественных средств архитектуры. А вот как она будет реализована в композиции (творческой практике архитектора) – зависит от его жизненной позиции, сознательного или интуитивного отношения к миру, культурной действительности в целом во всём её проявлении. Это сфера социума, затрагивающая исторический опыт человечества, общения, закрепления в памяти традиций, взаимоотношения создателей художественного продукта и его потребителей. Эта сторона будет затрагиваться нами лишь в общем виде, поскольку необходим выход в высокие слои философского смысла и социокультурных проблем, вокруг которых сегодня ведутся острые споры и многие положения остаются неясными. Этот подход выводит на более широкие трактовки ритма как смыслообразующей конструкции, как способа мышления, отражающего образ мироздания. По авторитетным оценкам ведущих теоретиков и практиков архитектуры мировое сообщество входит сегодня в состояние глобального художественного кризиса, когда завершается одна прежняя эпоха развития зодчества и наступает новая с формообразовательной концепцией, контуры которой весьма неопределённы. Искусственный материальный мир, в котором архитектура играет существенную роль, зачастую порождает противоречие с сохраняющейся природной средой и духовными потребностями людей. Равновесие между традиционными художественными ценностями и авангардными устремлениями оказывается утраченным. Формирование нового художественного языка в этой несбалансированности интересов носит противоречивый характер, порождает неординарные художественные проблемы и коллизии. В этих условиях обращение к базовым общетеоретическим проблемам архитектурной композиции и её категориям – неизбежно. Повышение уровня интеллектуализации проектных решений, методологическая поддержка архитектурной практики должны во многом оптимизировать творческие процессы, способствовать выработке полезных практических рекомендаций. Одновременно выход на новые рубежи познания в области архитектурной композиции должен служить обновлению форм и методов профессионального обучения будущих архитекторов в условиях массовой школы, совершенствованию их композиционных навыков, нахождения приемлемых дидактических методов усвоения профессионального ремесла. Следует признать, что не только в бытовом, но зачастую и в профессиональном представлении преобладают традиционные, весьма упрощённые трактовки ритма и метра классического искусствоведения, разработанные академическими школами прошлого на основе "картинного" зрительного восприятия и не учитывающие в полной мере кардинальные сдвиги в научной и социокультурной сфере. В них не отражаются совершенно новые художественные явления в архитектуре позиции субъекта как потребителя художественной продукции и её автора – генератора творческих идей. В предлагаемой работе предпринята скромная попытка раздвинуть границы представлений о ритме с учётом новейших достижений гуманитарного знания и показать его возможности в качестве приоритетного средства достижения художественной выразительности. Одновременно ставится цель показать роль ритма как фактора профессионального сознания, отражающего глубинные представления о мироустройстве и гармонии человека с естественной природой, выраженных различно в культурах. Работа развивает положения учебника "Объёмно пространственная композиция", написанного на основе теоретико-методического опыта московской архитектурной школы, восходящей к истокам архитектурного рационализма и её педагогических установок. В качестве иллюстраций привлекаются формальные поисково-аналитические макеты по теме "ритм", которая на протяжении многих последних лет с теми или иными изменениями обязательно включалась в учебную программу. Школа так называемой архитектурной пропедевтики Ладовского–Кринского, которую наследует МАрхИ, доказала свою практическую эффективность. Усилиями ряда её приверженцев: В.И. Мальгина, А.А. Нестеренко, И.П. Сапилевской, Ю.Г. Алонова, Г.И. Ивановой и других (автор себя видит в их числе) обоснована её теоретическая состоятельность. Именно поэтому многие отечественные архитектурные и дизайнерские школы ориентируются в построении своих базовых учебных программ по художественному воспитанию учащихся и овладении ими основных композиционных навыков на эту образовательную модель. Вместе с тем эта модель не догма, а живое учебное творчество, обладающее гибкостью, дающее возможность вариаций, свободу искать новые ориентиры в связи со складывающейся реальной ситуацией. В связи с обсуждением накопленного опыта высказывается мнение о новых подходах в постановке учебных задач на тему "ритм" в практических курсах объёмно-пространственной композиции в архитектурных и дизайнерских курсах, в том числе и в осмыслении наиболее острой методической проблемы перехода от формальной основы к функционально содержательным заданиям по архитектурному проектированию. Следуя традиции, сложившейся в учебно-методической практике МАрхИ начиная с 30-х годов прошлого столетия, во всех учебниках по данной дисциплине в качестве приложений публикуются тексты заданий и примеры их решений. Как показало время, они играют свою положительную роль в закреплении полезного опыта как художественно-культурного наследия и одновременно в распространении визуальной информации для взаимного обогащения методики композиционно-художественного воспитания в российских архитектурных вузах. Мелодинский Дмитрий Львович Кандидат архитектуры, доктор искусствоведения, профессор. Советник Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Академии архитектурного наследия, академик Российской академии естествознания (направление «культура и искусство»). С 1962 г. работает в МАРХИ на кафедре «Основы архитектурного проектирования», главный научный сотрудник (2003–2012). Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Более 10 лет читал лекции по теме «Методика объемно-пространственной композиции» на факультете повышения квалификации преподавателей, участвовал в разработке теоретико-методических основ этой дисциплины. Руководитель научной школы МАРХИ «Архитектурная пропедевтика». Около пяти лет преподавал в двух ведущих университетах Алжира — в городах Оран и Аннаба. Автор более 150 печатных работ, в том числе монографий «В. Ф. Кринский», «Школа архитектурно-дизайнерского формообразования», «Архитектурная пропедевтика: История, теория, практика» (М.: URSS), «Ритм в архитектурной композиции» (М.: URSS). Соавтор учебников «Объемно-пространственная композиция», «Композиционное формообразование. Курс объемно-пространственного формообразования в архитектуре» (теоретическая часть). Награжден медалью Союза архитекторов России «За выдающийся вклад в архитектурную науку» им. А. В. Иконникова.
|
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. Предварительный заказ!
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |