URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Эрбштейн М.С. Анатомия, физиология и гигиена дыхательных и голосовых органов: Курс для певцов и ораторов
Id: 188342
 
263 руб.

Анатомия, физиология и гигиена дыхательных и голосовых органов: Курс для певцов и ораторов. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 222 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04612-1.

 Аннотация

Предлагаемая читателю книга содержит лекции доктора медицины М.С.Эрбштейна (1872--1933) по анатомии, физиологии и гигиене дыхательных и голосовых органов. Во введении объясняется необходимость знакомства с устройством и деятельностью органов, участвующих в образовании голоса, для всех тех, кто посвящает себя искусству пения или декламации. В лекциях подробно рассматриваются строение и деятельность диафрагмы, органов брюшной и грудной полости, гортани, глотки, носовой и ротовой полости; описывается механизм дыхания, различные типы дыхания и их внешние признаки. Исследуется дыхание как источник голоса, рассматривается механизм образования звука. Изучается зависимость свойств звука от анатомического устройства и деятельности

различных органов. Заключительная лекция посвящена специальной гигиене голоса для профессиональных певцов и ораторов.

Написанная более века назад (первое издание вышло в 1908 году), книга и сегодня будет полезна не только профессиональным певцам и ораторам, актерам, студентам музыкальных и театральных факультетов, но и всем, кому приходится выступать перед большой аудиторией --- преподавателям, политикам, теле- и радиоведущим.


 Оглавление

ВВЕДЕНIЕ
 Необходимость знакомства съ устройствомъ и деятельностью органовъ, участвующихъ въ образованiи голоса для лицъ, посвящающихъ себя изученiю пенiя и декламацiи
ЛЕКЦIЯ I
 Сущность Анатомiи и Физiологiи. Понятiе о строенiи и функцiи скелета.-Костныя и хрящевыя ткани.-Позвонки, ребра, грудная клетка, черепъ.-Связки, мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Схема устройства человеческаго тела
ЛЕКЦIЯ II
 Строенiе и деятельность дiафрагмы. Брюшная полость. Мышцы брюшныхъ стенокъ.-Органы брюшной полости.-(Желудокъ.-Селезенка.- Печень.-Кишечникъ и другiе органы)
ЛЕКЦIЯ III
 Грудная полость. Мышцы грудной полости.- Органы грудной полости.-Пищеводъ.-Дыхательная трубка (трахея). - Бронхи, легкiя, плевра.- Сердце. - Большiе сосуды.-Средостенiе. Кровообращенiе
ЛЕКЦIЯ IV
 Подробное описанiе гортани. Ея хрящи, связки, мускулы. - Голосовыя связки. - Детская, женская и мужская гортани. - Гортань, какъ музыкальный инструментъ
ЛЕКЦIЯ V
 Глотка. Носоглотка. Мышцы глотки.-Носовая полость. Прибавочныя полости носа-резонаторы. Слизистая оболочка.-Ротовая полость. Зевъ. Языкъ. Мягкое небо. Небныя дужки. Миндалины. Зубы. Мышцы лица и шеи
ЛЕКЦIЯ VI
 Изследованiе гортани и носоглоточной полости у живого человека. (Лярингоскопiя и риноскопiя). Практическiя занятiя
ЛЕКЦIЯ VII
 Механизмъ дыханiя. Приборъ д-ра П. Л. Мальчевскаго (схематическая модель дыхательныхъ органовъ).-Вдыханiе и выдыханiе.-Дыхательный центръ. - Различные типы дыханiя.- Преимущества дiафрагмальнаго типа дыханiя.-- Внешнiе признаки различныхъ типовъ дыханiя.- Ритмъ дыхательныхъ движенiй.-Количество дыханiй въ минуту
ЛЕКЦIЯ VIII
 Значенiе дыханiя въ жизни организма Обменъ газовъ. Добавочныя дыхательныя движенiя (чиханiе, сморканiе, кашель, плачъ, смехъ, зеванiе). Дыханiе, какъ источникъ голоса. Образованiе звука. Функцiя голосовыхъ связокъ и полостей резонанса
ЛЕКЦIЯ IX
 Свойства звука и зависимость этихъ свойствъ отъ анатомическаго устройства и деятельности различныхъ органовъ. (мышцъ, гортани, губъ, языка, нижней челюсти).-Взятiе звука (Stimmeinsatz). Coup de glotte.-Сила звука. Филированiе.-Высота звука. Униссонъ. Октава. Пределы человеческаго голоса. Разделенiе голосовъ. Детонированiе
ЛЕКЦIЯ X
 Тембръ, "окраска" звука. Гармоничные обертоны. Открытый и закрытый звуки. Различные оттенки звука (белый, зубной, небный, носовой). Непрерывность звука. Тремолированiе. Чистота звука
ЛЕКЦIЯ XI
 Членораздельная речь. Гласные и согласные звуки. Положенiе органовъ речи при произнесенiи гласныхъ и согласныхъ звуковъ. Сходство и разница между разговорной речью и пенiемъ. Шепотъ
ЛЕКЦIЯ XII
 О регистрахъ
ЛЕКЦIЯ XIII
 Сведенiя по общей гигiене. Сущность гигiены. Жилище (объемъ и качество воздуха, вентиляцiя, отопленiе, освещенiе). Одежда. Питате
ЛЕКЦIЯ XIV
 Специальная гигiена голоса. Влiянiе пенiя на общее состоянiе организма. Профессiональная гигiена певцовъ и ораторовъ. Гимнастика. Образъ жизни. Неправильности постановки голоса. Субъективныя жалобы певцовъ и ораторовъ

 Введение (отрывок)

Необходимость знакомства съ устройствомъ и деятельностью органовъ, участвующихъ въ образованiи голоса для лицъ, посвящающихъ себя изученiю пенiя и декламацiи.

За последнее время деятелями на поприще развитiя и преподаванiя искусства пенiя и декламацiи все более и более признается не обходимость знакомства для лицъ, изучающихъ и преподающихъ это искусство, съ данными анатомiи, физiологiи и гигiены органовъ, участвующихъ въ образованiи голоса.

Къ сожаленiю, мысль эта пока не является общимъ достоянiемъ и лица, защищающiя ее все еще должны бороться съ трудностями и предразсудками подобно всемъ пiонерамъ стремящимся прiобщить къ всеобщей культуре новую страну или новую область знанiя

Отчасти это понятно.

Почти съ колыбели человечества звучитъ вдохновенная песнь и певцы "Божьей милостью" (von Gottes Gnaden)распеваютъ, услаждая себя и слушателей, воодушевляя борцовъ, примиряя съ горемъ, будя надежду и охоту къ жизни и не терпятъ при этомъ никакого ущерба отъ того, что они нисколько не задумываются надъ сущностью и секретомъ полученнаго ими отъ природы дара.

Старые италiянскiе "maestro" воспитали много поколенiй первостепенныхъ певцовъ и певицъ, не имея ни малейшаго представленiя объ устройстве человеческаго голосового аппарата, о деятельности гортанныхъ мышцъ, о значенiи резонаторовъ и т.д. Они говорили своимъ ученикамъ: "Слушай какъ я пою и ты пой также"... и ученики пели, и многiе изъ нихъ пели прекрасно.

И все таки это была младенческая стадiя развитiя искусства пенiя. Уже тогда многiе понимали, что нельзя людей обучать какъ скворцовъ, уже тогда учителя пенiя обращались къ анатомамъ и физiологамъ въ надежде установить незыблемые законы функцiи голоса, найти почву для критическаго отношенiя къ темъ или инымъ требованiямъ, предъявляемымъ къ слабой человеческой гортани и средства къ сохраненiю голоса на возможно долгiе годы.

Но люди науки не считали возможнымъ вдаваться въ незнакомую имъ область вокальнаго искусства, а жрецы последняго парили въ заоблачныхъ сферахъ и не хотели спускаться въ долины реальныхъ знанiй.

Когда-же мало по малу началось общенiе между искусствомъ и наукой, то оказалось, что заглянуть въ живую человеческую гортань нетъ возможности. Ее можно было видеть только или на секцiонномъ столе мертвой, какъ ее демонстрировалъ певцамъ Ferrein или случайно заглянуть въ нее при операцiяхъ.

Такъ дело обстояло до 1854 года, когда благодаря столь-же генiальному, какъ и простому изобретенiю Manuel Garcia, удалось проследить движенiя голосовыхъ связокъ во время пенiя и речи.

Какъ известно, Manuel Garcia, скончавшiйся 2-го iюля 1906 года на 102-мъ году жизни, былъ учителемъ пенiя. Родившись въ 1805 году въ Мадриде и будучи въ молодости певцомъ, онъ впоследствiе посвятилъ себя преподаванiю пенiя, сначала въ Париже, потомъ-въ Лондоне.

Много занимаясь физiологiей голоса и не удовлетворяясь современными гипотезами въ этой области, онъ искалъ способа видеть то, о чемъ все только могли догадываться и, наконецъ, 24-го мая 1854 года, сделалъ въ научномъ англiйскомъ обществе докладъ о своемъ лярингоскопе, который, представляя собою не что иное, какъ это маленькое зеркальце темъ не менее сделалъ эпоху и положилъ начало новой эры не только въ физiологiи голоса, но и практической медицине.

Какъ видите, только 50 летъ отделяютъ насъ отъ того времени, когда о деятельности голосового аппарата человека можно было делать только более или менее остроумныя догадки.

Поэтому, ссылка на то, что, молъ, прежнiе учителя пенiя обходились безъ физiологiи и намъ, значитъ, не нужно утруждать себя излишними хлопотами-не основательна.

Было время, когда далекiя путешествiя предпринимались на перекладныхъ по той простой причине, что не было железныхъ дорогъ, но изъ этого не следуетъ, чтобъ мы и теперь не пользовались услугами паровоза.

За вторую половину 19-го столетiя появилось много работъ по вопросу объ анатомiи и физiологiи органовъ речи, изъ которыхъ назовемъ самыя выдающiяся.

Еще въ 1840 году самъ Гарцiя представилъ во Французскую Академiю свои "Меmоires sur la voix himaine". Въ 1870 г. появилось изследованiе Meyer'a "Stimm-und Sprachbildung", въ 1873 г.-превосходная книга знаменитаго Лейпцигскаго профессора -- Merkel'a: "Der Kehlkopf", въ 1876 г. Mandl издалъ Gesundheitslehre der stimme", а въ следующемъ 1877 г. вышла въ светъ классическая работа Helmholtz'a: "Lehre von den Tonempfindung,,, давшая детальное изследованiе звука и его свойствъ.

Merkel, выпуская въ светъ свою книгу, имелъ въ виду не врачей, а, главнымъ образомъ, преподавателей пенiя.

"Не следуетъ думать -- говоритъ онъ въ предисловiи -- что подробное изложенiе предмета нужно только врачамъ. Наоборотъ, певецъ, желающiй отдать себе ясный отчетъ въ процессе, происходящемъ при пенiи въ его организме, преподаватель, обучающiй обращенiю съ певческой гортанью, музыкальный критикъ, берущiйся судить о достоинствахъ и недостаткахъ той или другой школы -- все они должны ознакомиться съ устройствомъ и деятельностью голосового аппарата гораздо подробнее врача-практика, главной целью котораго является лишь забота, чтобы его пацiента голосъ не былъ поврежденъ болезнiю".

Далее онъ высказываетъ надежду, что въ будущемъ всякому учителю пенiя будетъ предъявлено требованiе доказать свои познанiя въ области анатомiи, физiологiи и гигiены того органа, деятельности котораго онъ обучаетъ.

Мысль эта уже отчасти осуществилась въ Германiи, где общество берлинскихъ преподавателей пенiя, какъ видно изъ 20-го годового отчета, решило обратиться къ Министру Народнаго Просвещенiя съ ходатайствомъ о назначенiи спецiальнаго экзамена на званiе учителя пенiя, въ программу котораго входятъ также анатомiя, физiологiя и гигiена голосовыхъ органовъ.

Одинъ изъ противниковъ изученiя певцами устройства голосового аппарата-преподаватель пенiя-говоритъ, что это также излишне, какъ знанiе устройства мозговъ для лицъ, занимающихся сочиненiемъ литературныхъ художественныхъ произведенiй.

Этотъ софизмъ легко разбивается.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце