URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Богданов А.А. Краткий курс экономической науки. Серия 'Размышляя о марксизме'
Id: 187721
 
269 руб.

Краткий курс экономической науки. Серия "Размышляя о марксизме". Изд.16

URSS. 2007. 264 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-00681-6. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

В настоящей книге выдающийся отечственный экономист, философ и политический деятель А.А.Богданов (1873-1928) рассматривает последовательные фазы хозяйственного развития общества и характеризует каждую эпоху по следующему плану: 1) состояние техники, или отношения человека к природе; 2) формы общественных отношений в производстве и 3) в распределении; 4) психология общества, развитие его идеологии; 5) силы развития каждой эпохи, которые обусловливают смену хозяйственных систем и последовательные переходы от первобытного коммунизма и патриархально-родовой организации общества к рабовладельческому строю, феодализму, мелкобуржуазному строю, эпохе торгового капитала, промышленному капитализму и, наконец, социализму.

Марксистские основы учения, наряду со сжатостью и общедоступностью изложения, доставили книге широкую популярность в России, и еще недавно она могла считаться наиболее распространенным пособием при изучении экономической науки не только среди рабочих, но и в широких кругах учащейся молодежи.


 Оглавление

Предисловие
Введение
 I.Определение экономической науки
 II.Методы экономической науки
 III.Система изложения
НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
I. Первобытный родовой коммунизм
 1.Первобытные отношения человека к природе
 2.Строение первобытно-родовой группы
 3.Возникновение идеологии
 4.Силы развития в первобытном обществе
II. Авторитарная родовая община
 1.Зарождение земледелия и скотоводства
 2.Развитие производственных отношений родовой группы
 3.Развитие форм распределения
 4.Развитие идеологии
 5.Силы развития в патриархально-родовом периоде
III. Феодальное общество
 1.Развитие техники
 2.Производственные и распределительные отношения внутри феодальной группы
  a)Земледельческая группа
  b)Выделение феодалов
  c)Обособление жреческого сословия
 3.Развитие идеологии в феодальном обществе
 4.Силы развития и его направление в феод. обществе
Общая характеристика натурально-хозяйств, обществ прошлого
РАЗВИТИЕ ОБМЕНА
 1.Понятие о меновом обществе
 2.Три формы обмена
 3.Деньги
 4.Трудовая стоимость и ее значение в регулировании производства
Системы рабства
 1.Происхождение рабовладельческих организаций
 2.Между-групповые производственные связи
 3.Идеология
 4.Причины и ход упадка рабовладельческих обществ
Крепостное хозяйство
Ремесленно городской строй
 1.Развитие техники
 2.Развитие городского строя
 3.Города и образование нового государственного строя
 4.Силы развития городского строя ср.-веков
Основные черты идеологии пред-капиталистической эпохи
Торговый капитализм
 1.Общее понятие о капитале
 2.Технические отношения производства
 3.Распространение власти торгового капитала на производство
 4.Разложение мелкого хозяйства и развитие классовой борьбы
 5.Роль государственной власти
 6.Идеология и силы развития в эпоху торгового капитала
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ
 1.Первоначальное накопление
 2.Развитие техники и крупно - капиталистического производства
  A.Расширение сферы деятельности торгового капитала
  B.Происхождение и сущность мануфактуры
  C.Развитие машинного производства
  а)Происхождение машины
  б)Что такое машина?
  в)Распространение машинного производства
 3.Сущность прогресса капиталистического производства
 4.Влияние развивающихся капиталистических предприятий на отсталые формы производства
 5.Денежное обращение
 6.Распределение общественного продукта между капиталистическими классами
  а)Прибыль
  б)Земельная рента
  в)Заработная плата
  1.Формы заработной платы
  2.Величина заработпой платы
  3.Резервная армия капитализма
  4.Рабочие организации
  5.Рабочее законодательство
  г)Налоги
 7.Основные тенденции в развитии промышленного капитализма
 8.Понятие о рынке и кризисы
ЭПОХА ФИНАНСОВОГО КАПИТАЛИЗМА
 1.Кредит
 2.Акционерная форма предприятий
 3.Частно-капиталистические монополии
 4.Банки, как организационные центры промышленности
 5.Империализм, как политика финансового капитала
 6.Путь к крушению капиталистического хозяйства
Идеологии промышленного и финансового капитализма
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
 1.Отношения общества к природе
 2.Общественные отношения производства
 3.Распределение
 4.Общественная идеология
 5.Силы развития
Краткий указатель литературы

 Предисловие

Первое издание этой книги вышло в конце 1897 года, девятое-в 1906. За те годы она не раз перерабатывалась, и последний текст уже сильно отличался от того первого изложения, которое создалось на занятиях рабочих кружков в тульских лесах, а потом было беспощадно изувечено цензурою. За все время реакции нового издания не требовалось; с революцией явился усиленный спрос на эту книгу, и она быстро исчезла из продажи. Но подготовить новое издание было очень трудно: слишком много прошло времени, слишком многое произошло в жизни и науке; стала необходима очень большая переработка. Достаточно указать, что это был тот период, в который вполне определилась новая фаза капитализма -- господство финансового капитала, период, в который она достигла расцвета и развернула свою невиданную форму кризиса-мировую войну. Эти 12--13 лет по богатству экономического опыта не уступают, вероятно, всему предшествующему столетию... Товарищ Ш.М.Дволайцкий согласился взять на себя наибольшую часть всего дела переработки курса, и оно было сообща нами выполнено. Самые большие дополнения относятся к последней части курса: о денежном обращении, о налоговой системе, о финансовом капитале, об основных условиях крушения капитализма, и проч.; они почти всецело написаны тов. Дволайцким. Мм же введен ряд новых фактических иллюстраций во всех частях курса. Значительные перегруппировки понадобились в расположении материала о прежних периодах экономического развития, в соответствии с новейшими воззрениями по этим вопросам. Устранена разбросанная в курсе история экономических воззрений; это сделано в интересах цельности, так как эта история относится, собственно, к другой науке -- об идеологиях, и лучше ее излагать в отдельной книге. Сильно сокращено введение -- об основных понятиях, в виду его крайней сухости; необходимый же материал размещен в других отделах, по связи с историческим развитием соответственных элементов экономики. В конце книги тов. Дволайцким прибавлен краткий указатель литературы.

В настоящее время, кроме этого курса, имеются построенные по тому же типу "Начальный курс", изложенный в вопросах и ответах, А.Богданова, и большой, двухтомный курс А.Богданова и И.Степанова (второй том которого, в четырех выпусках, должен выйти почти одновременно с этой книгой). "Краткий курс" явится средним звеном между ними, как систематический учебник, сжато охватывающий главнейшие факты и основы теории.

Главы об идеологии в этом курсе, как и в двух других, отнюдь не представляют какого-то приложения к основному предмету. Идеология есть орудие организации экономической жизни и, следовательно, -- важное условие экономического развития. Только в этих рамках, в этой связи она здесь и затрагивается. Как предмет самостоятельный, она рассматривается в специальном учебнике "Наука об общественном сознании", который написан по тому же типу.

Среди бурных событий революционной эпохи более чем когда-либо необходимо твердое и целостное экономическое знание. Без негр невозможна планомерность ни в общественной борьбе, ни в общественном строительстве.

24 августа 1919 г.

А.Богданов

 Из введения


I. Определение экономической науки

Всякая наука представляет систематизированное познание явлений определенной области человеческого опыта. Познание явлений сводится к тому, чтобы овладеть их взаимной связью, установить их соотношения и тем самым иметь возможность использовать их в интересах человека. Подобные стремления возникают на почве хозяйственной деятельности людей, в процессе трудовой борьбы человечества -- борьбы, которую оно неизменно ведет с природой за свое существование и развитие. В своем трудовом опыте человек наталкивается, например, на то, что трение сухих кусков дерева друг о друга при достаточной силе и длительности дает огонь, что огонь обладает замечательной способностью производить такого рода изменения в пище, которые облегчают работу зубов и желудка, а вместе с тем дают возможность довольствоваться меньшим количеством пищи. Практические потребности человечества, таким образом, толкают его к установлению связи между этими явлениями -- к их познанию; уяснивши себе их связь, человечество уже начинает пользоваться ею, как орудием в своей трудовой борьбе. Но такого рода познание явлений, конечно, еще не представляет собою науки, -- она предполагает систематизированное познание всей суммы явлений определенной отрасли трудового опыта. В этом смысле познание связи между трением, огнем и пр. может рассматриваться только как^ зародыш науки, именно той науки, которая в настоящее время об'единяет физико-химические процессы.

Специальным предметом нашей экономической науки, или политической экономии, является область общественно-трудовых отношений между людьми. В процессе производства люди в силу естественной необходимости становятся в известные отношения между собой. История человечества не знает такого периода, когда люди вполне разрозненно, по-одиночке, добывали бы себе средства к жизни. Уже в самые незапамятные времена охота на дикого зверя, перенесение тяжестей и т.п. требовали простого сотрудничества (кооперации); усложнение хозяйственной деятельности повлекло за собой разделение труда между людьми, при котором в общем хозяйстве один выполняет одну необходимую для всех работу, другой -- другую и т.д. Как простое сотрудничество, так и разделение труда ставят людей в определенную связь между собою и представляют первичные, элементарные производственные отношения. Область таких отношений не исчерпывается, конечно, простым сотрудничеством и разделением труда; она гораздо сложнее и шире.

Переходя от низших ступеней развития человечества к высшим, мы сталкиваемся с такими фактами: крепостной часть продукта своего труда отдает помещику, рабочий работает на капиталиста; ремесленник производит не для личного потребления, а в значительной доле для крестьянина, который, со своей стороны, часть своего продукта прямо или через торговцев передает ремесленнику. Все это -- общественно-трудовые связи, которые образуют целую систему производственных отношений в широком смысле этого слова. Они охватывают, следовательно, и присвоение, и распределение продуктов в обществе.

Сложность и широта производственных отношений проявляются особенно сильно в развитом меновом хозяйстве. Так, например, при господстве капитализма устанавливаются постоянные общественные отношения между людьми, никогда не видавшими друг друга и часто не имеющими даже никакого представления о тех прочных нитях, которые связывают их между собой. Берлинский биржевик может иметь акции какого-нибудь южно-американского завода. В силу одного только факта владения этими акциями он получает ежегодную прибыль с этого предприятия, т.-е. часть продукта, созданного трудом южно-американского рабочего, или, что практически равносильно этому, часть ценности его продукта. Между берлинским биржевиком и южноамериканским рабочим устанавливаются, таким образом, невидимые общественные отношения, которые и должна исследовать экономическая наука.

"В общественном отправлении своей жизни люди вступают в известные, от их воли не зависящие отношения -- производственные; отношения эти всегда соответствуют данной достигнутой ступени развития их материальных производительных сил", т.-е. общественно-технических или общественно-трудовых отношений людей к внешней природе. Это значит, что люди в процессе борьбы с внешней природой необходимо становятся в такие отношения между собой, которые соответствовали бы условиям и способам этой борьбы: охота, например, требует других способов сотрудничества, чем грандиозные оросительные работы скудных влагой местностей; современное машинное производство ставит рабочих в другие взаимные отношения, чем основанная на ручном труде мануфактура. "Совокупность этих производственных отношений, -- продолжает Маркс, -- образует экономическое строение общества; оно есть реальное основание, на котором возвышается правовая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства обусловливает собой процесс жизни социальной, политической и духовной вообще".

С точки зрения этих идей, составляющих сущность теории исторического материализма, 'экономические отношения жизненно-необходимы; они неизбежно складываются в зависимости от степени развития производительных сил и образуют поэтому основное строение общества -- канву, на которой вышиваются все многообразные и сложные узоры общественно-трудовой жизни человечества. Политическую экономию можно поэтому с полным правом назвать наукой об основном строении общества.

Говорим ли мы о широких исторических перспективах или о развитии общественного сознания, обсуждаем ли мы вопросы внешней политики или религии, -- мы никак не можем оторваться от экономических связей общества, от его основного строения: мы неизменно должны пользоваться выводами экономической науки. Нашу науку, вследствие этого, можно считать основной в системе социальных наук. В этих науках она играет такую же роль, как физика и химия при изучении всех органических и неорганических процессов. И если ботаник, зоолог, астроном и агроном окажутся безоружными, не усвоив выводов физики и химии, то в такое же положение попадут социолог, историк и юрист, если им чужда политическая экономия.

Более того. В такое же положение попадает в этом случае каждый гражданин, желающий активно участвовать в общественной борьбе и работе.

Как и всякая наука, политическая экономия возникает первоначально из практических потребностей человечества в его трудовой борьбе с природой. На известной ступени развития общества создается такое положение, что люди попадают под власть своих общественно-трудовых отношений. Над человеком, над его трудом и благосостоянием начинают господствовать рынок, конкуренция, колебания цен и целый ряд других экономических явлений; к ним он принужден во что бы то ни стало приспособляться, они как бы обращают его в своего раба. Понятно, что это должно порождать стремление к познанию всех этих явлений -- к познанию, которое дало бы возможность их предвидения и целесообразного воздействия на них. Этим и об'ясняется тот факт, что политическая экономия, как наука, стала развиваться лишь в XVI--XVII в. в., как раз тогда, когда рост менового хозяйства принес с собою стихийную власть рынка и денег над людьми.

По своей основной задаче, экономическая наука занимается изучением общественно-трудовых отношений между людьми. Но она не может, однако, не касаться при этом других сторон процесса производства: она необходимо должна принимать во внимание его техническую и идеологическую сторону, поскольку от той и другой зависит его развитие.

Мы уже указали, что именно развитием технических способов производства определяются экономические отношения вообще. Ясно, до какой степени важны для нашего исследования факты технической жизни. Если мы не примем в расчет таких явлений, как технический переворот конца XVIII века, как изобретение паровой машины и механического ткацкого станка, или как применение пара к мореплаванию и т.п., то мы не поймем целого ряда экономических явлений первостепенной важности.

То же самое относится к идеологии. Все ее формы: речь, познание, нормы обычая, права, морали, политический строй и т.д. представляют на деле в жизни общества организационные орудия. Таким орудием является в процессе производства, например, речь, при помощи которой работнику указывается его место и роль в труде и без которой этот труд приносил бы плоды вавилонского столпотворения. Такую же организующую роль играют нормы права, когда они устанавливают и закрепляют барщину, даже ритмическая музыка или пение "дубинушки", когда они координируют трудовые усилия людей.

Сами идеологические формы возникают, как сказано выше, из технических условий производства и экономических отношений; но раз появившись, они, как орудия организации, в свою очередь, оказывают влияние на технику и экономику, именно -- они способствуют или же накладывают путы на развитие производства. Экономической науке, вообще говоря, нет никакого дела до догматов католической церкви; но коль скоро эта церковь становится опорой отживающих феодально-крепостнических отношений, коль скоро она этим самым становится поперек пути более прогрессивным, с точки зрения политической экономии, отношениям капиталистическим, наша наука не может не учитывать этого факта.

Общественные отношения не представляют чего-либо постоянного, неизменного; они непрерывно изменяются, как все в природе. В их изменениях выражается или прогресс, или упадок силы общества, победа общества над природой или природы над обществом. Было время, когда люди жили маленькими, тесно сплоченными общинами, независимыми друг от друга; тогда производственные отношения были очень узки и несложны, а распределительные сводились к прямому распределению; теперь человеческие общества громадны, экономические отношения в высшей степени сложны; но между прошлым и настоящим устанавливается непрерывная цепь развития. Бывали факты и другого рода -- когда сила общества в борьбе с природой падала, обширные общественные связи порывались, экономические отношения становились более узкими и несложными; тут науке приходится прослеживать другую непрерывную цепь изменений, цепь не развития, а упадка, деградации. В вопросах развития и деградации -- весь интерес науки, потому что наука есть одно из орудий человечества в борьбе за жизнь, за развитие.

Этим намечается в существенных чертах и порядок дальнейшего изложения.


 Об авторе

Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873--1928)

Выдающийся отечественный философ, экономист, врач, ученый-естествоиспытатель, поэт, писатель и политический деятель. Окончил медицинский факультет Харьковского университета (1899). Участвовал в народническом движении. В 1896 г. вступил в РСДРП, а с 1903 г. примкнул к ее большевистскому крылу. Неоднократно избирался в Центральный комитет, но в 1909 г. был исключен из партии за фракционную деятельность. После Октябрьской революции был членом Коммунистической академии, читал лекции по экономике в Московском университете. С 1921 г. целиком посвятил себя научным исследованиям, главным образом в области геронтологии и гематологии. Создал первый в мире Институт переливания крови (1926). Умер в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на самом себе.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце