URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Фома Аквинский Сумма теологии. Т.I: Первая часть. Вопросы 1--64. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa Theologiae. Pars Prima. Quaestiones 1--64. Пер. с латинского Апполонова А.В.
Id: 187718
 
1399 руб.

Сумма теологии. Т.I: Первая часть. Вопросы 1--64. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa Theologiae. Pars Prima. Quaestiones 1--64. Пер. с латинского Апполонова А.В. Т.I. Изд.2, испр.

URSS. 2013. 832 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-397-04031-0. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5- (незначительные повреждения).

 Аннотация

"Сумма теологии" --- одна из важнейших книг европейского Средневековья, принадлежащая перу выдающегося католического мыслителя Фомы Аквинского, известного также как Ангельский Учитель. В данном томе опубликован перевод первых 64 Вопросов первой части "Суммы", которые повествуют главным образом о существовании Бога и Его атрибутах (таких как неизмеримость, неизменность, мудрость, обладание жизнью и волей и т.д.). Кроме того, в данном томе представлена тринитарная доктрина Фомы Аквинского, интерпретация библейского учения о сотворении мира, а также концепция причинно-следственных отношений, существующих между творением и Творцом. Завершает том ряд вопросов, посвященных духовным сущностям (ангелам).


 Оглавление

Предисловие. Н.Лобковиц
Введение: Некоторые важнейшие принципы философии святого Фомы Аквинского. А.В.Апполонов
Пролог
Глава 1. О священном учении, каково оно и на что распространяется
 Раздел 1.Является ли необходимым какое-либо учение помимо философских дисциплин
  Articulus  1.Utrum sit necessarium, praeter philosophicas disciplinas, aliam doctrinam haberi
 Раздел 2.Является ли священное учение наукой
  Articulus  2.Utrum sacra doctrina sit scientia
 Раздел 3.Является ли священное учение единой наукой
  Articulus  3.Utrum sacra doctrina sit una scientia
 Раздел 4.Является ли священное учение практической наукой
  Articulus  4.Utrum sacra doctrina sit scientia practica
 Раздел 5.Обладает ли священное учение более высоким достоинством, чем другие науки
  Articulus  5.Utrum sacra doctrina sit dignior aliis scientiis
 Раздел 6.Является ли это учение мудростью
  Articulus  6.Utrum haec doctrina sit sapientia
 Раздел 7.Является ли Бог субъектом этой науки
  Articulus  7.Utrum Deus sit subiectum huius scientiae
  Articulus  8.Utrum haec doctina sit argumentativa
 Раздел 8.Использует ли это учение доказательства
 Раздел 9.Должно ли св. Писание использовать метафоры
  Articulus  9.Utrum sacra Scriptura debeat uti metaphoris
 Раздел 10.Содержит ли одно слово св. Писания много смыслов
  Articulus  10.Utrum sacra Scriptura sub una littera habeat plures sensus
Глава 2. О Боге, есть ли Бог
 Раздел 1.Самоочевидно ли бытие Божие
  Articulus  1.Utrum Deum esse sit per se notum
 Раздел 2.Доказуемо ли бытие Божие строгим доказательством
  Articulus  2.Utrum Deum esse sit demonstrabile
 Раздел 3.Есть ли Бог
  Articulus  3.Utrum Deus sit
Глава 3. О простоте Бога
 Раздел 1.Является ли Бог телом
  Articulus  1.Utrum Deus sit corpus
 Раздел 2.Имеется ли в Боге составленность из материи и формы
  Articulus  2.Utrum in Deo sit compositio formae et materiae
 Раздел 3.Тождественен ли Бог своей сущности, или природе
  Articulus  3.Utrum sit idem Deus quod sua essentia vel natura
 Раздел 4.Тождественны ли в Боге сущность и бытие
  Articulus  4.Utrum in Deo sit idem essentia et esse
 Раздел 5.Принадлежит ли Бог к некоему роду
  Articulus  5.Utrum Deus sit in genere aliquo
 Раздел 6.Есть ли в Боге какие-либо акциденции
  Articulus  6.Utrum in Deo sint aliqua accidentia
 Раздел 7.Является ли Бог всецело простым
  Articulus  7.Utrum Deus sit omnino simplex
  Articulus  8.Utrum Deus in compositionem aliorum veniat
 Раздел 8.Входит ли Бог в состав других [вещей]
Глава 4. О совершенстве Бога
 Раздел 1.Совершенен ли Бог
  Articulus  1.Utrum Deus sit perfectus
 Раздел 2.Есть ли в Боге совершенства всех вещей
  Articulus  2.Utrum in Deo sint perfectiones omnium rerum
 Раздел 3.Может ли некое творение быть подобным Богу
  Articulus  3.Utrum aliqua creatura possit esse similis Deo
Глава 5. О благе в общем
 Раздел 1.Отлично ли благое от сущего реально
  Articulus  1.Utrum bonum differat secundum rem ab ente
 Раздел 2.Предшествует ли благое сущему логически
  Articulus  2.Utrum bonum secundum rationem sit prius quam ens
 Раздел 3.Всякое ли сущее благо
  Articulus  3.Utrum omne ens sit bonum
 Раздел 4.Обладает ли благое смысловым содержанием целевой причины
  Articulus  4.Utrum bonum habeat rationem causae finalis
 Раздел 5.Состоит ли смысловое содержание благого в модусе, виде и порядке
  Articulus  5.Utrum ratio boni consistat in modo, specie et ordine
 Раздел 6.Подобающе ли благое подразделяется на достойное, полезное и приятное
  Articulus  6.Utrum convenienter dividatur bonum per honestum, utile et delectabile
Глава 6. О благости Бога
 Раздел 1.Подобает ли Богу быть благим
  Articulus  1.Utrum esse bonum Deo conveniat
 Раздел 2.Есть ли Бог высшее благо
  Articulus  2.Utrum Deus sit summum bonum
 Раздел 3.Является ли "быть благим по сущности" собственным признаком Бога
  Articulus  3.Utrum esse bonum per essentiam sit proprium Dei
 Раздел 4.Все ли является благим божественной благостью
  Articulus  4.Utrum omnia sint bona bonitate divina
Глава 7. О бесконечности Бога
 Раздел 1.Бесконечен ли Бог
  Articulus  1.Utrum Deus sit infinitus
 Раздел 2.Может ли что-либо отличное от Бога быть бесконечным по сущности
  Articulus  2.Utrum aliquid aliud quam Deus possit esse infinitum per essentiam
 Раздел 3.Может ли актуально существовать нечто бесконечное по величине
  Articulus  3.Utrum possit esse aliquid infinitum actu secundum magnitudinem
  Articulus  4.Utrum possit esse infinitum in rebus secundum multitudinem
 Раздел 4.Может ли бесконечное множество существовать в реальности
Глава 8. О существовании Бога в вещах
 Раздел 1.Действительно ли Бог есть во всех вещах
  Articulus  1.Utrum Deus sit in omnibus rebus
 Раздел 2.Везде ли Бог
  Articulus  2.Utrum Deus sit ubique
 Раздел 3.Везде ли Бог по сущности, могуществу и присутствию
  Articulus  3.Utrum Deus sit ubique per essentiam, praesentiam et potentiam
 Раздел 4.Является ли вездесущность собственным признаком Бога
  Articulus  4.Utrum esse ubique sit proprium Dei
Глава 9. О неизменности Бога
 Раздел 1.Является ли Бог совершенно неизменным
  Articulus  1.Utrum Deus sit omnino immutabilis
 Раздел 2.Является ли неизменность собственным признаком Бога
  Articulus  2.Utrum esse immutabile sit Dei proprium
Глава 10. О вечности Бога
 Раздел 1.Подходяще ли определение вечности, сообразно которому вечность есть разом целокупное и совершенное обладание неограниченной жизнью
  Articulus  1.Utrum convenienter definiatur aeternitas, quod est interminabilis vitae tota simul et perfecta posessio
 Раздел 2.Вечен ли Бог
  Articulus  2.Utrum Deus sit aeternus
 Раздел 3.Является ли вечность собственным признаком Бога
  Articulus  3.Utrum esse aeternum sit proprium Dei
 Раздел 4.Отлична ли вечность от времени
  Articulus  4.Utrum aeternitas differat a tempore
 Раздел 5.О различии между вековечностью и временем
  Articulus  5.De differentia aevi et temporis
 Раздел 6.Существует ли только одна вековечность
  Articulus  6.Utrum sit unum aevum tantum
Глава 11. О единстве Бога
 Раздел 1.Добавляет ли единое нечто к сущему
  Articulus  1.Utrum unum addat aliquid supra ens
  Articulus  2.Utrum unum et multa opponantur
 Раздел 2.Противоположны ли единое и многое
 Раздел 3.Един ли Бог
  Articulus  3.Utrum Deus sit unus
 Раздел 4.В высшей ли степени един Бог
  Articulus  4.Utrum Deus sit maxime unus
Глава 12. Каким образом Бог познается нами
 Раздел 1.Может ли какой-либо тварный разум созерцать Бога в Его сущности
  Articulus  1.Utrum aliquis intellectus creatus possit Deum videre per essentiam
 Раздел 2.Созерцается ли сущность Бога тварным разумом через некое подобие
  Articulus  2.Utrum essentia Dei ab intellectu creato per aliquam similitudinem videatur
  Articulus  3.Utrum essentia Dei videri possit oculis corporalibus
 Раздел 3.Может ли божественная сущность созерцаться телесными очами
 Раздел 4.Может ли некий тварный разум созерцать божественную сущность посредством того, что присуще ему по природе
  Articulus  4.Utrum aliquis intellectus creatus per sua naturalia divinam essentiam videre possit
 Раздел 5.Нуждается ли тварный разум в некоем тварном свете для того, чтобы созерцать сущность Бога
  Articulus  5.Utrum intellectus creatus ad videndum Dei essentiam aliquo creato lumine indigeat
  Articulus  6.Utrum videntium essentiam Dei unus alio perfectius videat
 Раздел 6.Видит ли один из созерцающих сущность Бога ее совершеннее, нежели другой
 Раздел 7.Могут ли созерцающие Бога через Его сущность полностью постичь Его
  Articulus  7.Utrum videntes Deum per essentiam ipsum comprehendant
 Раздел 8.Созерцают ли узревающие Бога через Его сущность в Нем все [остальное]
  Articulus  8.Utrum videntes Deum per essentiam omnia in Deo videant
 Раздел 9.Узревается ли то, что видят в Боге созерцающие Его сущность, через некие подобия
  Articulus  9.Utrum ea quae videntur in Deo a videntibus divinam essentiam per aliquas similitudines videantur
 Раздел 10.Видят ли созерцающие Бога через Его сущность все то, что они видят в Боге, одновременно
  Articulus  10.Utrum videntes Deum per essentiam simul videant omnia quae in ipso vident
 Раздел 11.Может ли кто-нибудь в этой [земной] жизни созерцать Бога через Его сущность
  Articulus  11.Utrum aliquis in hac vita possit videre Deum per essentiam
 Раздел 12.Можем ли мы в этой жизни познавать Бога посредством естественного разума
  Articulus  12.Utrum per rationem naturalem Deum in hac vita cognoscere possimus
 Раздел 13.Превышает ли познание Бога при помощи благодати то познание Его, которое достигается посредством естественного разума
  Articulus  13.Utrum per gratiam habeatur altior cognitio Dei quam ea quae habetur per rationem naturalem
Глава 13. Об именах Бога
 Раздел 1.Подобает ли Богу какое-либо имя
  Articulus  1.Utrum aliquod nomen Deo conveniat
 Раздел 2.Сказывается ли какое-либо имя о Боге субстанциально
  Articulus  2.Utrum aliquod nomen dicatur de Deo substantialiter
 Раздел 3.Сказывается ли некое имя о Боге в собственном смысле
  Articulus  3.Utrum aliquod nomen dicatur de Deo proprie
 Раздел 4.Являются ли синонимами имена, сказываемые о Боге
  Articulus  4.Utrum nomina dicta de Deo sint nomina synonyma
 Раздел 5.Возможно ли, чтобы то, что сказывается о Боге и творениях, сказывалось о них унивокально
  Articulus  5.Utrum ea quae de Deo dicuntur et creaturis, univoce dicantur de ipsis
 Раздел 6.Сказываются ли [эти] имена первично о творении, а не о Боге
  Articulus  6.Utrum nomina per prius dicantur de creaturis quam de Deo
 Раздел 7.Сказываются ли о Боге имена, подразумевающие Его отношение к творениям, во времени
  Articulus  7.Utrum nomina quae importat relationem ad creaturas, dicantur de Deo ex tempore
 Раздел 8.Является ли имя "Бог" именем природы
  Articulus  8.Utrum hoc nomen "Deus" sit nomen naturae
 Раздел 9.Может ли имя "Бог" быть со-общимым [другой вещи]
  Articulus  9.Utrum hoc nomen "Deus" sit communicabile
 Раздел 10.Сказывается ли имя "Бог" о Боге унивокально по причастности, по природе и согласно мнению
  Articulus  10.Utrum hoc nomen "Deus" univoce dicatur de Deo per participationem, secundum naturam, et secundum operationem
 Раздел 11.Является ли имя "Сущий" наиболее собственным именем Бога
  Articulus  11.Utrum hoc nomen "Qui est" sit maxime nomen Dei proprium
 Раздел 12.Могут ли быть сформулированы утвердительные высказывания о Боге
  Articulus  12.Utrum propositiones affirmativae possunt formari de Deo
Глава 14. О знании Бога
 Раздел 1.Есть ли в Боге знание
  Articulus  1.Utrum in Deo sit scientia
 Раздел 2.Мыслит ли Бог Сам Себя
  Articulus  2.Utrum Deus intelligat se
 Раздел 3.Постигает ли Бог Себя полностью
  Articulus  3.Utrum Deus comprehendat seipsum
  Articulus  4.Utrum ipsum intelligere Dei sit eius substantia
 Раздел 4.Является само мышление Бога Его субстанцией
 Раздел 5.Познает ли Бог отличное от Самого Себя
  Articulus  5.Utrum Deus cognoscat alia a se
 Раздел 6.Познает ли Бог отличное от Себя в его особенном
  Articulus  6.Utrum Deus cognoscat alia a se propria cognitione
 Раздел 7.Является ли знание Бога дискурсивным
  Articulus  7.Utrum scientia Dei sit discursiva
 Раздел 8.Является ли знание Бога причиной вещей
  Articulus  8.Utrum scientia Dei sit causa rerum
 Раздел 9.Обладает ли Бог знанием несуществующего
  Articulus  9.Utrum Deus habeat scientiam non entium
 Раздел 10.Познает ли Бог зло
  Articulus  10.Utrum Deus cognoscat mala
 Раздел 11.Познает ли Бог единичное
  Articulus  11.Utrum Deus cognoscat singularia
 Раздел 12.Может ли Бог знать бесконечное
  Articulus  12.Utrum Deus possit cognoscere infinita
 Раздел 13.Познает ли Бог будущие контингентные события
  Articulus  13.Utrum scientia Dei sit futurorum contingentium
 Раздел 14.Познает ли Бог суждения
  Articulus  14.Utrum Deus cognoscat enuntiabilia
 Раздел 15.Изменчиво ли знание Бога
  Articulus  15.Utrum scientia Dei sit variabilis
 Раздел 16.Обладает ли Бог теоретическим знанием о вещах
  Articulus  16.Utrum Deus de rebus habeat scientiam speculativam
Глава 15. Об идеях
 Раздел 1.Существуют ли идеи
  Articulus  1.Utrum ideae sint
 Раздел 2.Много ли идей
  Articulus  2.Utrum sint plures ideae
 Раздел 3.У всего ли познаваемого Богом имеются идеи
  Articulus  3.Utrum omnium quae cognoscit Deus, sint ideae
Глава 16. Об истине
 Раздел 1.Находится ли истина только в разуме
  Articulus  1.Utrum veritas sit tantum in intellectu
 Раздел 2.Находится ли истина только в соединяющем и разделяющем разуме
  Articulus  2.Utrum veritas sit in intellectu componente et dividente
 Раздел 3.Обратимы ли истинное и сущее
  Articulus  3.Utrum verum et ens convertantur
 Раздел 4.Предшествует ли благое истинному логически
  Articulus  4.Utrum bonum secundum rationem sit prius quam verum
 Раздел 5.Является ли Бог истиной
  Articulus  5.Utrum Deus sit veritas
 Раздел 6.Существует ли только одна истина, посредством которой все является истинным
  Articulus  6.Utrum sit una veritas, secundum quam omnia sunt vera
 Раздел 7.Вечна ли тварная истина
  Articulus  7.Utrum veritas creata sit aeterna
 Раздел 8.Неизменна ли истина
  Articulus  8.Utrum veritas sit immutabilis
Глава 17. О лжи
 Раздел 1.Находится ли ложь в вещах
  Articulus  1.Utrum falsitas sit in rebus
 Раздел 2.Находится ли ложь в чувствах
  Articulus  2.Utrum in sensu sit falsitas
 Раздел 3.Находится ли ложь в разуме
  Articulus  3.Utrum falsitas sit in intellectu
 Раздел 4.Являются ли истинное и ложное контрарными противоположностями
  Articulus  4.Utrum verum et falsum sint contraria
Глава 18. О жизни Бога
 Раздел 1.Обладают ли жизнью все природные вещи
  Articulus  1.Utrum omnium naturalium rerum sit vivere
 Раздел 2.Является ли жизнь неким действием
  Articulus  2.Utrum vita sit quaedam operatio
 Раздел 3.Подобает ли жизнь Богу
  Articulus  3.Utrum Deo conveniat vita
 Раздел 4.Все ли есть жизнь в Боге
  Articulus  4.Utrum omnia sint vita in Deo
Глава 19. О воле Бога
 Раздел 1.Есть ли в Боге воля
  Articulus  1.Utrum in Deo sit voluntas
 Раздел 2.Волит ли Бог отличное от Себя
  Articulus  2.Urtum Deus velit alia a se
 Раздел 3.Все ли, что волит Бог, Он волит по необходимости
  Articulus  3.Utrum quidquid Deus vult ex necessitate velit
 Раздел 4.Является ли воля Бога причиной вещей
  Articulus  4.Utrum voluntas Dei sit causa rerum
 Раздел 5.Можно ли указать некую причину божественной воли
  Articulus  5.Utrum voluntatis divinae sit assignare aliquam causam
 Раздел 6.Всегда ли исполняется воля Бога
  Articulus  6.Utrum voluntas Dei semper impleatur
 Раздел 7.Изменчива ли воля Бога
  Articulus  7.Utrum voluntas Dei sit mutabilis
 Раздел 8.Придает ли воля Бога необходимость волимым ею вещам
  Articulus  8.Utrum voluntas Dei necessitatem rebus volitis imponat
 Раздел 9.Волит ли Бог зло
  Articulus  9.Utrum voluntas Dei sit malorum
  Articulus  10.Utrum Deus habeat liberum arbitrium
 Раздел 10.Обладает ли Бог свободным решением
 Раздел 11.Следует ли различать в Боге ознаменованную волю
  Articulus  11.Utrum sit distinguenda in Deo voluntas signi
 Раздел 12.Подобающе ли полагать пять знамений в отношении божественной воли
  Articulus  12.Utrum convenienter circa divinam voluntatem ponantur quinque signa
Глава 20. О любви Бога
 Раздел 1.Есть ли в Боге любовь
  Articulus  1.Utrum amor sit in Deo
 Раздел 2.Все ли любит Бог
  Articulus  2.Utrum Deus omnia amet
 Раздел 3.Равным ли образом Бог любит все
  Articulus  3.Utrum Deus aequaliter diligat omnia
 Раздел 4.Всегда ли Бог любит больше то, что является лучшим
  Articulus  4.An Deus semper magis diligat meliora
Глава 21. О справедливости и милосердии Бога
 Раздел 1.Есть ли в Боге справедливость
  Articulus  1.Utrum in Deo sit iustitia
 Раздел 2.Является ли справедливость Бога истиной
  Articulus  2.Utrum iustitia Dei sit veritas
 Раздел 3.Подобает ли Богу милосердие
  Articulus  3.Utrum misercordia competat Deo
 Раздел 4.Во всех ли деяниях Бога имеется и милосердие, и справедливость
  Articulus  4.Utrum in omnibus operibus Dei sit misercordia et iustitia
Глава 22. О провидении Бога
 Раздел 1.Подобает ли Богу провидение
  Articulus  1.Utrum providentia Deo conveniat
  Articulus  2.Utrum omnia sint subiecta divinae providentiae
 Раздел 2.Все ли подлежит божественному провидению
 Раздел 3.Провидит ли Бог обо всем непосредственным образом
  Articulus  3.Utrum Deus immediate omnibus provideat
 Раздел 4.Придает ли божественное провидение необходимость тому, о чем оно провидит
  Articulus  4.Utrum providentia rebus provisis necessitatem imponat
Глава 23. О предопределении
 Раздел 1.Действительно ли люди предопределяются Богом
  Articulus  1.Utrum homines praedestinentur a Deo
  Articulus  2.Utrum praedestinatio aliquid ponat in praedestinato
 Раздел 2.Привносит ли предопределение что-либо в предопределенного
 Раздел 3.Отвергает ли Бог кого-либо из людей
  Articulus  3.Utrum Deus aliquem hominem reprobet
 Articulus 5.Utrum praedestinati eligantur a Deo
 Раздел 4.Избираются ли предопределенные Богом
 Раздел 6.Является ли пред-знание заслуг причиной предопределения
 Articulus 7.Utrum praescientia meritorum sit causa praedestinationibus
 Раздел 8.Надежно ли предопределение
  Articulus  4.Utrum praedestinatio sit certa
 Раздел 9.Точно ли число предопределенных
  Articulus  5.Utrum numerus praedestinatorum sit certus
 Раздел 10.Могут ли способствовать предопределению молитвы святых
  Articulus  6.Utrum praedestinatio possit iuvari precibus sanctorum
Глава 24. О книге жизни
 Раздел 1.Есть ли книга жизни то же, что и предопределение
  Articulus  1.Utrum liber vitae sit idem quod praedestinatio
 Раздел 2.Относится ли книга жизни только к жизни предопределенных во славе
  Articulus  2.Utrum liber vitae sit solum respectu vitae gloriae praedestinatorum
 Раздел 3.Может ли некто быть изглажен из книги жизни
  Articulus  3.Utrum aliquis deleatur de libro vitae
Глава 25. О божественном могуществе
 Раздел 1.Есть ли в Боге могущество
  Articulus  1.Utrum in Deo sit potentia
 Раздел 2.Бесконечно ли могущество Бога
  Articulus  2.Utrum potentia Dei sit infinita
 Раздел 3.Всемогущ ли Бог
  Articulus  3.Utrum Deus sit omnipotens
 Раздел 4.Может ли Бог сделать бывшее не бывшим
  Articulus  4.Utrum Deus possit facere quod praeterita non fuerint
 Раздел 5.Может ли Бог сделать то, чего Он не делает
  Articulus  5.Utrum Deus possit facere quae non facit
 Раздел 6.Может ли Бог сделать лучшее, нежели то, что Он делает
  Articulus  6.Utrum Deus possit meliora facere ea quae facit
Глава 26. О божественном блаженстве
 Раздел 1.Подобает ли блаженство Богу
  Articulus  1.Utrum beatitudo Deo competat
  Articulus  2.Utrum Deus dicatur beatus secundum intellectum
 Раздел 2.Называют ли Бога блаженным в связи с [деятельностью Его] разума
 Раздел 3.Является ли Бог блаженством каждого блаженного
  Articulus  3.Utrum Deus sit beatitudo cuiuslibet beati
 Раздел 4.Включены ли в блаженство Бога все [прочие] блаженства
  Articulus  4.Utrum in Dei beatitudine omnis beatitudo includatur
Глава 27. Об исхождении божественных Лиц
 Раздел 1.Имеется ли в божественном исхождение
  Articulus  1.Utrum processio sit in divinis
 Раздел 2.Может ли некое исхождение в божественном именоваться рождением
  Articulus  2.Utrum aliqua processio in divinis generatio dici possit
 Раздел 3.Может ли в божественном, помимо рождения слова, иметь место и другое исхождение
  Articulus  3.Utrum sit in divinis alia processio a generatione verbi
 Раздел 4.Является ли исхождение любви в божественном рождением
  Articulus  4.Utrum processio amoris in divinis sit generatio
  Articulus  5.Utrum sit plures processions in divinis quam duae
 Раздел 5.Имеется ли в божественном большее число исхождений, нежели два
Глава 28. О божественных отношениях
 Раздел 1.Имеются ли в Боге некие реальные отношения
  Articulus  1.Utrum in Deo sint aliquae relationes reales
 Раздел 2.Тождественно ли отношение в Боге Его сущности
  Articulus  2.Utrum relatio in Deo sit idem quod sua essentia
 Раздел 3.Реально ли различаются между собой отношения, которые суть в Боге
  Articulus  3.Utrum relationes quae sunt in Deo, realiter ab invicem distinguantur
 Раздел 4.Имеется ли в Боге только четыре реальных отношения, а именно: отцовство, сыновство, излияние духа и исхождение
  Articulus  4.Utrum in Deo sint tantum quatuor relationes reales, scilicet paternitas, filiatio, spiratio et processio
Глава 29. О божественных Лицах
 Раздел 1.Об определении [имени] "лицо"
  Articulus  1.De definitione personae
 Раздел 2.Является ли лицо тем же самым, что ипостась, субсистенция и сущность
  Articulus  2.Utrum persona sit idem quod hypostasis, subsistentia et essentia
 Раздел 3.Следует ли применять имя "лицо" по отношению к божественному
  Articulus  3.Utrum nomen personae sit ponendum in divinis
 Раздел 4.Обозначает ли имя "лицо" отношение
  Articulus  4.Utrum hoc nomen "persona" significet relationem
Глава 30. О множественности Лиц в Боге
 Раздел 1.Следует ли допускать в божественном множественность Лиц
  Articulus  1.Utrum sit ponere plures personas in divinis
 Раздел 2.Имеется ли в Боге большее число Лиц, нежели три
  Articulus  2.Utrum in Deo sint plures personae quam tres
  Articulus  3.Utrum termini numerales ponant aliquid in divinis
 Раздел 3.Полагают ли числовые термины нечто в божественном
 Раздел 4.Может ли имя "лицо" быть общим трем Лицам
  Articulus  4.Utrum hoc nomen "persona" possit esse commune tribus personis
Глава 31. О том, что относится к единству и множественности в божественном
 Раздел 1.Имеется ли в божественном Троица
  Articulus  1.Utrum sit Trinitas in divinis
 Раздел 2.Является ли Сын другим по отношению к Отцу
  Articulus  2.Utrum Filius sit alius a Patre
 Раздел 3.Может ли в божественном исключающее выражение "один" добавляться к сущностному термину
  Articulus  3.Utrum dictio exclusiva "solus" sit addenda termino essentiali in divinis
 Раздел 4.Может ли исключающее выражение присоединяться к личному термину
  Articulus  4.Utrum dictio exclusiva possit adiungi termino personali
Глава 32. О познании божественных Лиц
 Раздел 1.Может ли Троица божественных Лиц быть познана естественным разумом
  Articulus  1.Utrum Trinitas divinarum personarum possit per naturalem rationem cognosci
 Раздел 2.Следует ли полагать в божественном познавательные признаки
  Articulus  2.Utrum sint ponendae notiones in divinis
 Раздел 3.Существует ли [именно] пять познавательных признаков
  Articulus  3.Utrum sint quinque notiones
 Раздел 4.Позволительно ли иметь противоположное мнение о познавательных признаках
  Articulus  4.Utrum liceat contrarie opinari de notionibus
Глава 33. О Лице Отца
 Раздел 1.Подобает ли Отцу быть началом
  Articulus  1.Utrum competat Patri esse principium
 Раздел 2.Является ли имя "Отец" собственным именем божественного Лица
  Articulus  2.Utrum hoc nomen "Pater" sit nomen proprie divinae personae
 Раздел 3.Сказывается ли в божественном имя "Отец" в первую очередь как личное имя
  Articulus  3.Utrum hoc nomen "Pater" dicatur in divines per prius secundum quod personaliter sumitur
  Articulus  4.Utrum esse ingenitum sit Patri proprium
 Раздел 4.Является ли "быть нерожденным" собственным признаком Отца
Глава 34. О Лице Сына
 Раздел 1.Является ли "Слово" в божественном личным именем
  Articulus  1.Utrum Verbum in divines sit nomen personale
 Раздел 2.Является ли "Слово" собственным именем Сына
  Articulus  2.Utrum Verbum sit proprium nomen Filii
 Раздел 3.Подразумевается ли в имени "Слово" отношение к творению
  Articulus  3.Utrum in nomine Verbi importetur respectus ad creaturam
Глава 35. Об Образе
 Раздел 1.Сказывается ли [имя] "Образ" в божественном личностно
  Articulus  1.Utrum Imago in divines dicatur personaliter
 Раздел 2.Является ли имя "Образ" собственным [именем] Сына
  Articulus  2.Utrum nomen Imaginis sit proprium Filii
Глава 36. О Лице Духа Святого
 Раздел 1.Является ли это имя "Дух Святой" собственным именем некоего божественного Лица
  Articulus  1.Utrum hoc nomen "Spiritus Sanctus" sit proprium nomen alicuius divinae personae
 Раздел 2.Исходит ли Святой Дух от Сына
  Articulus  2.Utrum Spiritus Sanctus procedat a Filio
 Раздел 3.Исходит ли Дух Святой от Отца через Сына
  Articulus  3.Utrum Spiritus Sanctus procedat a Patre per Filium
 Раздел 4.Являются ли Отец и Сын единым началом Святого Духа
  Articulus  4.Utrum Pater et Filius sint unum principium Spiritus Sancti
Глава 37. Об имени Духа Святого "Любовь"
 Раздел 1.Является ли [имя] "Любовь" собственным именем Духа Святого
  Articulus  1.Utrum Amor sit proprium nomen Spiritus Sancti
 Раздел 2.Любят ли Себя Отец и Сын Духом Святым
  Articulus  2.Utrum Pater et Filius diligent se Spiritu Sancto
Глава 38. Об имени Духа Святого "Дар"
 Раздел 1.Является ли "Дар" личным именем
  Articulus  1.Utrum Donum sit nomen personale
 Раздел 2.Является ли "Дар" собственным именем Духа Святого
  Articulus  2.Utrum Donum sit proprium nomen Spiritus Sancti
Глава 39. О Лицах в отношении к сущности
 Раздел 1.Является ли в божественном сущность тем же, что и Лицо
  Articulus  1.Utrum in divinis essentia sit idem quod persona
 Раздел 2.Можно ли говорить, что три Лица суть "одной сущности"
  Articulus  2.Utrum sit dicendum tres personas esse "unius essentiae"
  Articulus  3.Utrum nomina essentialia praedicentur singulariter de tribus personis
 Раздел 3.Сказываются ли сущностные имена о трех Лицах в единственном числе
 Раздел 4.Могут ли конкретные сущностные имена замещать Лицо в высказывании
  Articulus  4.Utrum nomina essentialia concreta possint supponere pro persona
 Раздел 5.Могут ли абстрактные сущностные имена замещать Лицо в высказывании
  Articulus  5.Utrum nomina essentialia in abstracto significata possint supponere pro persona
  Articulus  6.Utrum personae possint praedicari de nominibus essentialibus
 Раздел 6.Могут ли Лица сказываться о сущностных именах
  Articulus  7.Utrum nomina essentialia sint approprianda personis
 Раздел 7.Должны ли сущностные имена присваиваться Лицам
 Раздел 8.Действительно ли святые учители присвоили сущностные атрибуты Лицам подобающим образом
  Articulus  8.Utrum convenienter a sacris Doctoribus sint essentialia personis attributa
Глава 40. О Лицах сравнительно
 Раздел 1.Есть ли отношение то же, что и Лицо
  Articulus  1.Utrum relatio sit idem quod persona
  Articulus  2.Utrum personae distinguantur per relationes
 Раздел 2.Действительно ли Лица различаются посредством отношений
 Раздел 3.Действительно ли при отвлечении посредством разума отношений от Лиц все еще сохраняется [различие] Ипостасей
  Articulus  3.Utrum, abstractis per intellectum relationibus a personis, adhuc remaneat hypostases
 Раздел 4.Мыслятся ли действия, связанные с познавательными признаками [Лиц], до свойств
  Articulus  4.Utrum actus notionales praeintelligantur proprietatibus
Глава 41. О Лицах в соотнесении с действиями, связанными с познавательными признаками
 Раздел 1.Следует ли атрибутировать Лицам действия, связанные с познавательными признаками
  Articulus  1.Utrum actus notionales sint attribuendi personis
 Раздел 2.Являются ли эти действия, связанные с познавательными признаками, произвольными
  Articulus  2.Utrum actus notionales sint voluntarii
  Articulus  3.Utrum actus notionales sint de aliquo
 Раздел 3.Действительно ли действия, связанные с познавательными признаками, суть из чего-то
 Раздел 4.д
  Articulus  4.Utrum in divines sit potentia respectu actuum notionalium
 Раздел 5.Обозначает ли способность-могущество к рождению отношение, но не сущность
  Articulus  5.Utrum potentia generandi significet relationem, et non essentiam
 Раздел 6.Может ли действие, связанное с познавательным признаком, быть направлено на несколько Лиц
  Articulus  6.Utrum actus notionalis ad plures personas terminari possit
Глава 42. О равенстве и подобии божественных Лиц между собой
 Раздел 1.Действительно ли в божественном имеет место равенство
  Articulus  1.Utrum aequalitas locum habeat in divinis
 Раздел 2.Действительно ли исходящее Лицо совечно своему началу, например Сын -- Отцу
  Articulus  2.Utrum persona procedens sit coaeterna suo principio, ut Filius Patri
  Articulus  3.Utrum in divinis personis sit ordo naturae
 Раздел 3.Имеется ли в божественных Лицах порядок природы
 Раздел 4.Равен ли Сын Отцу по величию
  Articulus  4.Utrum Filius sit aequalis Patri secundum magnitudinem
 Раздел 5.Пребывает ли Сын в Отце, и наоборот
  Articulus  5.Utrum Filius sit in Patre, et e converso
 Раздел 6.Равен ли Сын Отцу по могуществу
  Articulus  6.Utrum Filius sit aequalis Patri secundum potentiam
Глава 43. О посольстве божественных Лиц
 Раздел 1.Подобает ли посольство какому-либо божественному Лицу
  Articulus  1.Utrum alicui personae divinae conveniat mitti
 Раздел 2.Является ли посольство вечным, или же только временным
  Articulus  2.Utrum missio sit aeterna, vel temporalis tantum
 Раздел 3.Действительно ли невидимое посольство божественного Лица имеет место только сообразно дару освящающей благодати
  Articulus  3.Utrum missio invisibilis divinae personae sit solum secundum donum gratiae gratum facientis
 Раздел 4.Подобает ли посольство Отцу
  Articulus  4.Utrum Patri conveniat mitti
 Раздел 5.Подобает ли Сыну невидимое посольство
  Articulus  5.Utrum Filiio conveniat invisibiliter mitti
 Раздел 6.Действительно ли невидимое посольство имеет место по отношению ко всем, кто причастен благодати
  Articulus  6.Utrum missio invisibilis fiat ad omnes qui sunt participles gratiae
 Раздел 7.Подобает ли Святому Духу видимое посольство
  Articulus  7.Utrum Spiritui Sancto conveniat visibiliter mitti
 Раздел 8.Ниспосылается ли божественное Лицо только Тем, от Кого оно вечно исходит
  Articulus  8.Utrum nulla persona divina mittatur nisi ab ea a qua procedit aeternaliter
Глава 44. Об исхождении творения от Бога и о первой причине всего сущего
 Раздел 1.Необходимо ли, чтобы всякое сущее было сотворено Богом
  Articulus  1.Utrum sit necessarium omne ens esse creatum a Deo
  Articulus  2.Utrum materia prima sit creata a Deo
 Раздел 2.Сотворена ли первоматерия Богом
 Раздел 3.Есть ли причина-образец нечто помимо Бога
  Articulus  3.Utrum causa exemplaris sit aliquid praeter Deum
  Articulus  4.Utrum Deus sit causa finalis omnium
 Раздел 4.Является ли Бог целевой причиной всего
Глава 45. О способе эманации вещей от первого начала
 Раздел 1.Является ли сотворение созданием чего-либо из ничто
  Articulus  1.Utrum creare sit ex nihilo aliquid facere
 Раздел 2.Может ли Бог сотворить нечто
  Articulus  2.Utrum Deus possit aliquid creare
 Раздел 3.Является ли сотворение чем-то в сотворенном
  Articulus  3.Utrum creatio sit aliquid in creatura
 Раздел 4.Является ли "быть творимым" собственным признаком составных и самостоятельно существующих [вещей]
  Articulus  4.Utrum creari sit proprium compositorum et subsistentium
 Раздел 5.Только ли Богу подобает творить
  Articulus  5.Utrum solius Dei sit creare
 Раздел 6.Является ли [способность] творить собственным признаком некоего Лица
  Articulus  6.Utrum creare sit proprium alicuius personae
 Раздел 7.Необходимо ли обнаруживается в творениях след Троицы
  Articulus  7.Utrum in creatures sit necesse inveniri vestigium Trinitatis
 Раздел 8.Примешано ли сотворение к деяниям природы и искусства
  Articulus  8.Utrum creatio admisceatur in operibus naturae et artis
Глава 46. О начале длительности тварных вещей
 Раздел 1.Всегда ли существовал универсум сотворенного
  Articulus  1.Utrum universitas creaturarum semper fuerit
 Раздел 2.Является ли начало существования мира вероучительным догматом
  Articulus  2.Utrum mundum incoepisse sit articulus fidei
 Раздел 3.Может ли сотворение вещей иметь место в начале времени
  Articulus  3.Utrum creatio rerum fuerit in principio temporis
Глава 47. О различии вещей в общем
 Раздел 1.От Бога ли множественность и различие вещей
  Articulus  1.Utrum rerum multitudo et distinctio sit a Deo
 Раздел 2.От Бога ли неравенство вещей
  Articulus  2.Utrum inaequalitas rerum sit a Deo
 Раздел 3.Существует ли только один мир
  Articulus  3.Utrum sit unus mundus tantum
Глава 48. О различии вещей в особом
 Раздел 1.Есть ли зло некая природа
  Articulus  1.Utrum malum sit natura quaedam
 Раздел 2.Обнаруживается ли зло в вещах
  Articulus  2.Utrum malum inveniatur in rebus
 Раздел 3.Находится ли зло в благе как в субъекте
  Articulus  3.Utrum malum sit in bono sicut in subiecto
 Раздел 4.Разрушает ли зло все благо
  Articulus  4.Utrum malum corrumpat totum bonum
 Раздел 5.Достаточно ли деление зла на зло наказания и провинности
  Articulus  5.Utrum malum sufficienter dividatur per poenam et culpam
 Раздел 6.Обнаруживается ли природа зла в большей степени в наказании, или же в провинности
  Articulus  6.Utrum habeat plus de ratione mali poena quam culpa
Глава 49. О причине зла
 Раздел 1.Может ли благо быть причиной зла
  Articulus  1.Utrum bonum possit esse causa mali
 Раздел 2.Является ли высшее благо, которое есть Бог, причиной зла
  Articulus  2.Utrum summum bonum, quod est Deus, sit causa mali
 Раздел 3.Существует ли единое высшее зло, которое есть причина всякого зла
  Articulus  3.Utrum sit unum summum malum, quod sit causa omnis mali
Глава 50. О субстанции ангелов безотносительно
 Раздел 1.Является ли ангел совершенно бестелесным
  Articulus  1.Utrum angelus sit omnino incorporeus
 Раздел 2.Состоит ли ангел из формы и материи
  Articulus  2.Utrum angelus sit compositus ex materia et forma
 Раздел 3.Является ли число ангелов весьма значительным
  Articulus  3.Utrum angeli sint in aliquo magno numero
 Раздел 4.Различны ли ангелы по виду
  Articulus  4.Utrum angeli differant specie
 Раздел 5.Являются ли ангелы нетленными
  Articulus  5.Utrum angeli sint incorruptibiles
Глава 51. Об ангелах в сопоставлении с телами
 Раздел 1.Обладают ли ангелы телами, соединенными с ними по природе
  Articulus  1.Utrum angeli habeant corpora naturaliter sibi unita
 Раздел 2.Принимают ли ангелы тела
  Articulus  2.Utrum angeli assumant corpora
 Раздел 3.Осуществляют ли ангелы жизненные действия в воспринятых телах
  Articulus  3.Utrum angeli in corporibus assumptis opera vitae exerceant
Глава 52. Об ангелах в сопоставлении с местами
 Раздел 1.Находится ли ангел в месте
  Articulus  1.Utrum angelus sit in loco
 Раздел 2.Может ли ангел быть в нескольких местах одновременно
  Articulus  2.Utrum angelus possit esse in pluribus locis simul
 Раздел 3.Могут ли в одном месте одновременно находиться несколько ангелов
  Articulus  3.Utrum plures angeli possint simul esse in eodem loco
Глава 53. О локальном движении ангелов
 Раздел 1.Может ли ангел двигаться локальным движением
  Articulus  1.Utrum angelus possit moveri localiter
 Раздел 2.Пересекает ли ангел промежуточное расстояние [между двумя местами]
  Articulus  2.Utrum angelus transeat per medium
 Раздел 3.Является ли движение ангела мгновенным
  Articulus  3.Utrum motus angeli sit in instanti
Глава 54. О познании ангелов
 Раздел 1.Является ли мышление ангела его субстанцией
  Articulus  1.Utrum intelligere angeli sit eius substantia
 Раздел 2.Является ли мышление ангела его бытием
  Articulus  2.Utrum intelligere angeli sit eius esse
 Раздел 3.Является ли разумная способность ангела его сущностью
  Articulus  3.Utrum potentia intellectiva angeli sit eius essentia
 Раздел 4.Имеются ли в ангеле действующий и возможностный разумы
  Articulus  4.Utrum in angelo sit intellectus agens et possibilis
 Раздел 5.Обладает ли ангел только интеллектуальным познанием
  Articulus  5.Utrum in angelis sit sola intellectiva cognitio
Глава 55. О средстве ангельского познания
 Раздел 1.Познают ли ангелы все через свою субстанцию
  Articulus  1.Utrum angeli cognoscant omnia per suam substantiam
 Раздел 2.Мыслят ли ангелы чрез познавательные формы, воспринятые от вещей
  Articulus  2.Utrum angeli intelligant per species a rebus acceptis
 Раздел 3.Мыслят ли высшие ангелы через более общие познавательные формы, нежели низшие
  Articulus  3.Utrum superiores angeli intelligant per species magis universales quam inferiores
Глава 56. О познании ангелами нематериальных вещей
 Раздел 1.Познает ли ангел самого себя
  Articulus  1.Utrum angelus cognoscat seipsum
 Раздел 2.Познает ли ангел другого ангела
  Articulus  2.Utrum unus angelus alium cognoscat
 Раздел 3.Познает ли ангел Бога через то, что присуще ему по природе
  Articulus  3.Utrum angeli per sua naturalia Deum cognoscere possint
Глава 57. О познании ангелами материальных вещей
 Раздел 1.Познают ли ангелы материальные вещи
  Articulus  1.Utrum angeli cognoscant res materiales
 Раздел 2.Познает ли ангел единичное
  Articulus  2.Utrum angelus cognoscat singularia
 Раздел 3.Познают ли ангелы будущее
  Articulus  3.Utrum angeli cognoscant futura
 Раздел 4.Познают ли ангелы помышления сердец
  Articulus  4.Utrum angeli cognoscant cogitationes cordium
 Раздел 5.Знают ли ангелы таинства благодати
  Articulus  5.Utrum angeli cognoscant mysteria gratiae
Глава 58. О способе ангельского познания
 Раздел 1.Пребывает ли разум ангела иногда в потенциальном состоянии, а иногда -- в актуальном
  Articulus  1.Utrum intellectus angeli quandoque sit in potentia, quandoque in actu
 Раздел 2.Может ли ангел одновременно мыслить многое
  Articulus  2.Utrum angelus simul possit multa intelligere
 Раздел 3.Познает ли ангел посредством дискурса
  Articulus  3.Utrum angelus cognoscat discurrendo
 Раздел 4.Мыслят ли ангелы соединяя и разделяя
  Articulus  4.Utrum angeli intelligant componendo et dividendo
 Раздел 5.Может в разуме ангела присутствовать ложь
  Articulus  5.Utrum in intellectu angeli possit esse falsitas
 Раздел 6.Имеется ли в ангелах "утреннее" и "вечернее" познание
  Articulus  6.Utrum in angelis sit cognitio matutina et vespertina
 Раздел 7.Является ли "вечерние" и "утренние" познание одним и тем же
  Articulus  7.Utrum una sit cognitio matutina et vespertina
Глава 59. О воле ангелов
 Раздел 1.Есть ли у ангелов воля
  Articulus  1.Utrum in angelis sit voluntas
 Раздел 2.Отличается ли воля ангелов от разума и природы
  Articulus  2.Utrum in angelis voluntas differat ab intellectu et natura
 Раздел 3.Обладают ли ангелы свободным решением
  Articulus  3.Utrum in angelis sit liberum arbitrium
 Раздел 4.Имеется ли в ангелах гневность и вожделение
  Articulus  4.Utrum in angelis sit irascibilis et concupiscibilis
Глава 60. О любви, или благоволении, ангелов
 Раздел 1.Обладает ли ангел естественной любовью, или благоволением
  Articulus  1.Utrum in angelo sit amor seu dilectio naturalis
 Раздел 2.Обладают ли ангелы избирательной любовью
  Articulus  2.Utrum in angelis sit dilectio electiva
 Раздел 3.Любит ли ангел себя естественной и избирательной любовью
  Articulus  3.Utrum angelus diligat seipsum dilectione naturali et electiva
 Раздел 4.Любит ли один ангел другого естественной любовью так же, как самого себя
  Articulus  4.Utrum unus angelus naturali dilectione diligat alium sicut seipsum
 Раздел 5.Любит ли ангел Бога естественной любовью больше, чем самого себя
  Articulus  5.Utrum angelus naturali dilectione diligat Deum plus quam seipsum
Глава 61. О про-изведении ангелов в природное бытие
 Раздел 1.Имеют ли ангелы причину своего бытия
  Articulus  1.Utrum angeli habeant causam sui esse
 Раздел 2.Создан ли ангел Богом от века
  Articulus  2.Utrum angelus sit productus a Deo ab aeterno
 Раздел 3.Сотворены ли ангелы ранее телесного мира
  Articulus  3.Utrum angeli sint creati ante mundum corporeum
 Раздел 4.Сотворены ли ангелы в небе эмпирея
  Articulus  4.Utrum angeli sint creati in caelo empyreo
Глава 62. О совершенстве ангелов в бытии благодати и славы
 Раздел 1.Были ли ангелы блаженны в своем сотворении
  Articulus  1.Utrum angeli fuerint in sua creatione beati
  Articulus  2.Utrum angelus indiguerit gratia ad hoc quod converteretur in Deum
 Раздел 2.Нуждался ли ангел в благодати для того, чтобы обратиться к Богу
 Раздел 3.Были ли ангелы сотворены в благодати
  Articulus  3.Utrum angeli sint creati in gratia
 Раздел 4.Заслужил ли блаженный ангел свое блаженство
  Articulus  4.Utrum angelus beatus suam beatitudinem meruerit
 Раздел 5.Обрел ли ангел блаженство сразу же после единственного акта заслуги
  Articulus  5.Utrum angelus statim post unum actum meriti beatitudinem habuerit
 Раздел 6.Восприняли ли ангелы благодать и славу сообразно количественным характеристикам своих природных способностей
  Articulus  6.Utrum angeli sint consecuti gratiam et gloriam secundum quantitatem suorum naturalium
 Раздел 7.Сохранились ли в блаженных ангелах естественное познание и естественная любовь
  Articulus  7.Utrum in angelis beatis remaneat cognitio et dilectio naturalis
 Раздел 8.Может ли грешить блаженный ангел
  Articulus  8.Utrum angelus beatus peccare possit
 Раздел 9.Могут ли блаженные ангелы продвигаться в блаженстве
  Articulus  9.Utrum angeli beati in beatitudine possint proficere
Глава 63. Об ангельской злобе в связи с грехом
 Раздел 1.Может ли в ангелах быть зло провинности
  Articulus  1.Utrum malum culpae possit esse in angelis
 Раздел 2.Действительно ли в ангеле может быть только грех гордыни и зависти
  Articulus  2.Utrum in angelis possit esse tantum peccatum superbiae et invidiae
 Раздел 3.Желал ли дьявол быть как Бог
  Articulus  3.Utrum diabolus appetierit esse ut Deus
 Раздел 4.Злы ли некоторые демоны по природе
  Articulus  4.Utrum aliqui daemones sint naturaliter mali
 Раздел 5.Стал ли дьявол злым в первый момент своего сотворения вследствие провинности собственной воли
  Articulus  5.Utrum diabolus fuerit malus in primo instanti suae creationis per culpam propriae voluntatis
 Раздел 6.Был ли некий временной промежуток между сотворением и падением ангела
  Articulus  6.Utrum aliqua mora fuerit inter creationem et lapsum angeli
 Раздел 7.Был ли высший из падших ангелов высшим также и среди всех
  Articulus  7.Utrum angelus supremus inter peccantes fuerit supremus inter omnes
 Раздел 8.Был ли грех первого ангела причиной греха других
  Articulus  8.Utrum peccatum primi angeli fuerit aliis causa peccandi
  Articulus  9.Utrum tot peccaverunt quot permanserunt
 Раздел 9.Столько ли ангелов согрешило, сколько и устояло
Глава 64. О наказании демонов
 Раздел 1.Помрачен ли разум демона вследствие лишенности знания всякой истины
  Articulus  1.Utrum intellectus daemonis sit obtenebratus per privationem cognitionis omnis veritatis
  Articulus  2.Utrum voluntas daemonum sit obstinate in malo
 Раздел 2.Упорствует ли воля демонов во зле
 Раздел 3.Есть ли в демонах скорбь
  Articulus  3.Utrum dolor sit in daemonibus
 Раздел 4.Является ли эта сфера воздуха местом наказания демонов
  Articulus  4.Utrum aer iste sit locus poenalis daemonum
Примечания

 Об авторе

Фома Аквинский
Выдающийся философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. Родился в замке Рокказекка близ Неаполя, в знатной семье. В 1239–1243 гг. учился в университете Неаполя, затем принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет, где стал учеником видного философа Альберта Великого. В 1248–1250 гг. учился в Кельнском университете. Преподавал богословие в Парижском университете, а в 1259 г. приехал в Рим и в течение десяти лет преподавал богословие в Италии, одновременно занимаясь написанием философско-богословских сочинений. В 1269 г. вернулся в Париж, но позже был отозван в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Во время поездки для участия в соборе, происходившем в Лионе, тяжело заболел и умер в 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссанова. В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, был причислен к лику святых.

Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию. Его идеи получили развитие в рамках философского направления, названного "томизмом", и повлияли на развитие философской мысли Нового времени. Его основные труды: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Им были даны пять доказательств существования Бога; систематизирована схоластика; доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом; выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; разделены философия и теология; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце