URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Житецкий П.И. Очерки из истории поэзии: От Гомера до Мольера. Пособие для изучения теории поэтических произведений
Id: 187691
 

Очерки из истории поэзии: От Гомера до Мольера. Пособие для изучения теории поэтических произведений. Изд.7

URSS. 2012. 282 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02941-4.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1900 г.)
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного русского филолога и этнографа П.И.Житецкого (1836--1911), содержащая очерки из истории поэзии с античных времен до середины XVII века. В работе исследуются знаменитейшие поэтические произведения различных эпох --- поэма Гомера "Илиада", трагедия Софокла "Эдип-царь", средневековая французская "Песнь о Роланде", "Божественная комедия" Данте, роман М.Сервантеса "Дон Кихот", трагедии У.Шекспира "Макбет" и "Король Лир", комедия Ж.-Б.Мольера "Мизантроп" и др. Автор рассматривает произведения не только с литературной, но и исторической точки зрения; выявляет возможные первоисточники, проводит сравнительный анализ различных авторов и их произведений.

Книга, написанная более века назад (первое издание вышло в 1898 году), будет и сегодня полезна историкам и теоретикам литературы, культурологам, студентам и преподавателям филологических факультетов вузов, а также всем, кто интересуется историей поэзии.


 Оглавление

I.  Поэма Гомера "Илiада"
 Религiозно-обрядовыя песни грековъ. Аэды и рапсоды въ греческой поэзiи. Гомеръ, какъ творецъ Илiады и Одиссеи. Какъ могли сохраниться эти поэмы въ устной передаче? Какое значенiе они имели въ жизни грековъ после того, какъ были записаны? Различiе между Илiадой и Одиссеей но Аристотелю. Верующее настроенi? грековъ въ векъ Гомера. Почему Илiада воспеваетъ не все подвиги Ахиллеса? Содержанiе Илiады въ связи съ характеристикой Ахиллеса и Гектора
II.  Третья Олиiмпiйская ода Пиндара
 Появленiе искусственной лирики въ связи съ переменами въ политической и общественной жизни грековъ. Школы лирическихъ поэтовъ- iонiйская, эолiйская и дорiйская. Пиндаръ и его мiровоззренiе. Общее содержанiе и тонъ его эпиникiй. Ода-эпиникiя его въ честь Верона
III.  Трагедiя Софокла "Эдипъ-царь"
 Праздники въ честь Дiониса, какъ первоисточникъ греческой драмы, и древнейшiй видъ ея при Фесписе. Устройство греческаго театра. Расцветъ греческой драмы въ связи съ подъемомъ нацiональнаго сознанiя после персидскихъ войнъ. Идея судьбы, неотвратимой и неизбъжной въ трагеiдiяхъ Эсхила. Новый путь творчества въ трагедiяхъ Софокла, Трагедiя Софокла "Эдипъ-царь". Разрывъ съ стариннымъ мiровоззренiемъ, произведенный софистами. Отраженiе этого разрыва въ трагедiяхъ Эврипида. Защита старинныхъ верованiй и понятiй въ комедiяхъ Аристофана. Теорiя греческой драмы въ "Поэтике" Аристотеля
IV.  Идиллiя Феокрита "Сиракузянки". Греческiй романъ
 Грецiя послъ разрушенiя монархiи Александра Македонскаго. Александрiя, какъ центръ греческой образованности. Народная основа въ идиллiяхъ Феокрита. Сиракузянки въ идиллiи его того же имени. Источники греческаго романа въ связи съ общественными условiями, вызвавшими его появленiе. Обычное содержанiе его
V.  Эдда и Песнь о Нибелунгахъ
 Где и какъ образовалась Эдда. Песни Эдды о Нифлунгахъ. Время созданiя песни о Нибелунгахъ. Содержанiе ея. Историческiя наслоенiя въ Песни о Нибелунгахъ и главный действующiя лица въ ней сравнительно съ героями скандинавскихъ песенъ
VI.  Песнь о Роланде
 Незначительное событiе, послужившее поводомъ къ созданiю Песни о Роланде. Содержанiе ея. Христiанство, какъ основной, идеальный мотивъ Песни о Роланде. Нацiоналыiый мотивъ ея. Время созданiя IIесни о Роланде. Труверы и Chanson de geste
VII.  Расцветъ рыцарской ноэзiи во Францiи
 Идея личности на почве сословно-рыцарской. Рыцарское служенiе даме въ связи съ идеальными качествами рыцаря. Общественное положенiе трубадуровъ. Формы провансалъской лирики: кансона. альба, серена, баллада, пастораль, тенсона, сонетъ, сирвентъ. Происхождение романовъ о рыцаряхъ "Круглаго стола". Содержанiе этихъ романовъ. Сказанiе о св. Грале и "Персеваль"
VIII.  Поэма Данте " Божественная комедiя"
 Части поэмы. Названiе ея. Наречiе, на которомъ она написана. Италiанскiе города и тираны въ эпоху, когда жилъ Данте. Борьба партiй во Флоренцiи и изгнанiе Данте. Виргилiй и Беатриче, какъ символы поэтическихъ представленiй, связанныхъ съ личною жизнiю Данте. Идея поэмы. Источники ея. Космологическiя представления Данте. Построенiе Божественной комедiи. Девять круговъ Ада. Мировое значенiе поэмы Данте
IX.  "Донъ-Кихотъ Ламанчскiй", романъ Сервантеса
 Паденiе феодальнаго дворянства и возвышенiе городовъ после крестовыхъ походовъ въ связи съ усиленiемъ монархической власти. Романы объ Амадисе, какъ более позднiй отзвукъ рыцарской жизни. Рыцарство въ Испанiи, какъ дворянское сословiе, преданное королевской власти. Иноземныя влiянiя въ испанской литературе. Плутовскiе романы въ Испанiи. Эстетическiя воззренiя Сервантеса на поэзiю и поэта. Бiографическiя сведенiя о Сервантесе. Личныя качества Донъ-Кихота независимо отъ влiянiя на него рыцарскихъ романовъ. Теорiя странствующаго рыцарства, созданная Донъ-Кихотомъ. Причина трагикомическихъ положенiй Донъ-Кихота. Внесословныя, общечеловеческiя убежденiя его. Иллюзiи и галлюцинацiи въ душев- номъ состоянiи Донъ - Кихота въ связи съ индивидуальными качествами его ума и сердца. Санчо-IIансо, какъ противоположность и дополненiе къ личности Донъ-Кихота. Вера въ человека и въ нравственный силы его, проникающая романъ Сервантеса
X.  Поэма Тарквато Тассо "Освобожденный Iерусалимъ"
 Появленiе романтизма въ новоевропейскомъ смысле. Гуманизмъ, какъ нротестъ мысли иротивъ средневековой науки. Сильныя и слабыя стороны гуманизма. Положенiе гуманистовъ въ Италiи подъ влiянiемъ католической реакцiи. Жизнь Тассо и мiросозерцанiе его. Теорiя псевдоклассической поэмы, созданная Тассо. Содержанiе поэмы его "Освобожденный Iерусалимъ". Недостатки въ построенiи поэмы. Идея любви въ ней и романтическая скорбь въ настроенiи поэта
XI.  Средневековая драма
 Появленiе въ христiанскомъ мiре духовной драмы изъ богослужебнаго обряда. Главные моменты въ развитiи мистерiй и моралей во Францiи. Школьная драма въ Германiи. Политическiя и общественныя условiя для развитiя средневековой драмы въ Испанiи. Типическiя особенности романтической драмы, выработанный въ Испанiи. "IIиръ Валтасара" Кальдерона, какъ образецъ богословской драмы. Циклическiя или сводныя мистерiи въ Англiи и интерлюдiи Гейвуда
XII.  Предшественники Шекспира
 Политическое могущество Англiи во второй половине XVI века. Влiянiе италiанскаго Возрожд?нiя на англiйскую поэзiю. Эвфуизмъ и драмы Лилли. Трагедiи Марло. Трагедiи Грина. Точки соприкосновенiя между Шекспиромъ и драматическимъ творчествомъ его предшественниковъ. Устройство англiйскаго театра при Шекспире
XIII.  Трагедiи Шекспира "Макбетъ" и "Король Лиръ"
 Жизнь Шекспира до появленiя его въ Лондоне. Первые драматическiе опыты его. Поэтическiя произведенiя, написанныя имъ въ последнее десятилетiе XVI века. Великiя трагедiи Шекспира въ связи съ переменой въ душевномъ настроенiи его. Трагедiя "Макбетъ" по хронике Голинш?да. Что принадлежитъ самому Шекспиру въ трагедiи его? Анализъ трагедiи. Фантастическiй элементъ въ нейОсобенности драмы Шекспира сравнительно съ классической драмой. Трагедiя "Король Лиръ" по хронике Голиншеда. Ходъ трагедiи и катастрофа ея. Идея страдающей добродетели и мiровоззрвнiе Шекспира. Поэтическое завещанiе его въ драматической фантазiи "Буря". Последнiе годы жизни и смерть Шекспира
XIV.  Трагикомедiя Корнеля "Сидъ"
 Новыя литературный понятiя и вкусы во Францiи, вызванные усиленiемъ королевской власти. Французская Плеяда. Малербъ. Иноземныя влiянiя на образованiе литературнаго стиля. Французская академiя. Французское общество временъ Людовика XIV. Различiе между испанской комедiей "Юность Гида" и трагикомедiей Корнеля "Сидъ". Анализъ трагикомедiи. Теоретическiя воззренiн Корнеля на драму сравнительно съ ученiемъ Аристотеля о драме "Сидъ". какъ новый тип драмы, чуждый классической древности. Лучшiя трагеiи Корнеля и особенности его драматическаго стиля
XV.  Трагедiя Расина "Федра"
 Различiе между Корнелемъ и Расиномъ. Анализъ трагедiи его "Федра" сравнительно съ трагедiей Эврипида "Ипполитъ" и трагедией Сенеки того же имени. Страсть и долгъ, какъ готовый силы, въ классической французской трагедiи. Религiозно-нраветвенное мiровоззренiе въ трагедiи Расина "Гофолiя"
XVI.  Комедiя Мольера "Мизантропъ"
 Бiографическiя сведенiя о Мольере. Теоретическия воззренiя его на комедiю. Различiе между комедiей нравовъ и комедiей характеровъ. Общественное значенiе комедiи Мольера "Тартюфъ". Анализъ комедiи "Мизантропъ" въ связи съ личною жизнiю поэта

 Об авторе

Павел Игнатьевич ЖИТЕЦКИЙ (1836--1911)

Известный филолог и этнограф, автор многочисленных исследований и учебников по поэтике. Родился в городе Кременчуг Полтавской губернии, в семье священника. В 1864 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Преподавал русский язык и словесность в Каменец--Подольской мужской гимназии и в Киевской военной гимназии. В 1876 г. опубликовал магистерскую диссертацию "Очерк звуковой истории малорусского наречия". В 1870-е гг. был активным участником украинского общественного движения; входил в киевское общество "Громада", состоял в переписке с выдающимся украинским литературоведом и публицистом М.П.Драгомановым. С 1898 г. -- член-корреспондент Петербургской академии наук.

П.И.Житецкий -- автор трудов по украинскому и русскому языкознанию, литературе (в том числе теории и истории поэзии) и фольклору. Он был одним из наиболее авторитетных сторонников мнения о том, что Киевская Русь -- колыбель малорусского народа и что на ее территории, не прерываясь, шло развитие малорусского наречия. Он также полагал, что основные черты малорусского вокализма обнаружились уже в XII--XIII вв. Изучение языка велось им параллельно с изучением политической и бытовой истории народа, поскольку он считал, что "в жизни языка отражаются бытовые настроения народного духа, народных понятий, верований и идеалов". При этом он рассматривал малорусское наречие как самобытную часть общерусского языка, существующую наравне с великорусским наречием. В числе его трудов: "Очерк литературной истории малорусского наречия в XVII и XVIII веках" (1889), "Мысли о народных думах" (1893), "Теория сочинения" (1895), "Очерки по истории поэзии" (1898; 6-е изд.1913), "К истории литературной русской речи в XVIII веке" (1903), "О переводе Евангелий на малорусский язык" (1905) и другие.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце