URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Баксанский О.Е. ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА: Анализ оснований взаимоотношения. Методология современного естествознания
Id: 187569
 
231 руб.

ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА: Анализ оснований взаимоотношения. Методология современного естествознания. Изд.стереотип.

URSS. 2014. 188 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-04586-5.
ДРУГИЕ КНИГИ ЭТОГО АВТОРА:
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ КОМПЛЕКТА: Современная психология: теоретические подходы и методологические основания.(В трёх книгах).
Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 1: МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 2: СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ.
Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
Естествознание: Современные когнитивные концепции. Изд.2
Когнитивное конструирование реальности: Философия образования. Изд.стереотип.
Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: От познания к действию. Изд.3, испр. и доп.
Когнитивные науки: от познания к действию.
Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные.
Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция).
Нанотехнологии, биомедицина, философия образования в зеркале междисциплинарного контекста.
Физика и математика: Анализ оснований взаимоотношения: Методология современного естествознания.

 Аннотация

Настоящая книга посвящена исследованию оснований взаимоотношения физики и математики, которое является ключевым как для понимания проблемы адекватности отражения физикой явлений, свойств и законов материального мира, так и для уяснения эффективности результатов физического познания.

Основная цель предлагаемой работы --- осуществить теоретическое вычленение, обобщение и систематизацию оснований, выработанных в области философско-методологического, физического и математического изучения проблемы взаимоотношения физики и математики. В этой связи проводится также рассмотрение различных философских направлений в обосновании естественно-научного знания.

Пособие будет полезно аспирантам при изучении курса "История и философия науки", студентам, изучающим философию науки, а также широкому кругу читателей, имеющих естественно-научную подготовку в рамках вузовского курса высшей математики и обладающих стремлением понять устройство мироздания, что поможет им преодолеть трудности на пути понимания сложных и нетривиальных концепций современного естествознания.


 Оглавление

Введение
Глава I. Математика как отражение объективного мира
 § 1.Генезис представлений об объекте и предмете математики
 § 2.Объективные свойства материального мира как определяющий фактор возникновения и развития математики
 § 3.Роль субъективного фактора в развитии математики и его влияние на представления о ее объекте и предмете
Глава II. Основания взаимоотношения физики и математики
 § 1.Генезис представлений о связи математики и физики
 § 2.Вычленение оснований взаимоотношения классической физики и математики
 § 3.Основание взаимоотношения современных физики и математики
Заключение
Литература

 Вступительная статья

Светлой памяти моего учителя --
профессора Аронова Рафаила Ароновича,
выдающегося ученого и замечательного человека

Р. А. Аронов родился 31 июля 1939 г. в Одессе. Окончил физико-математический факультет Одесского университета в 1952 г. С 1952 г. по 1954 г. работал учителем физики и математики на станции Отпор Забайкальской железной дороги. Продолжил свое образование в аспирантуре МГУ, по окончании которой с 1958 по 1966 гг. преподавал философию в Кишиневском университете. Переехав в Москву, с 1966 по 1992 гг. работал в Московском педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина. С момента создания в 1992 г. Государственной классической академии им. Маймонида стал ее проректором и профессором, организовал и возглавил первую в России кафедру философии естествознания.

Область научных интересов Р. А. Аронова -- фундаментальные методологические проблемы современной науки и, прежде всего, физики. Основные направления его исследований связаны с анализом проблемы пространства и времени в современной физике, обсуждением философских оснований теории относительности и квантовой механики, философско-методологической оценкой научного наследия А. Эйнштейна и А. Пуанкаре, изучением природы физической реальности, выявлением логико-гносеологической патологии в науке и философии. Именно он впервые ввел в научный оборот такие широко распространенные сегодня среди методологов и физиков репрезентации как Пифагорейский синдром и синдром Хлодвига.

Р. А. Аронов уделял большое внимание поддержанию и развитию традиций научного исследования и воспитал блистательную плеяду учеников и последователей, которые продолжили развитие созданной им научной методологической школы после его скоропостижной кончины 20 февраля 2007 г.

Проводимые Р. А. Ароновым с 1960-х гг. философско-методологические семинары (впоследствии ставшие постоянно действующими) были ярким событием в научной жизни сначала СССР, а потом России и посвящались обсуждению наиболее актуальных проблем философии естествознания. На них выступали ведущие отечественные и зарубежные ученые, это были блестящие образцы научной дискуссии. Именно эти семинары с присущим им познавательным духом дали толчок научному развитию многих молодых исследователей и студентов, всегда в большом количестве посещавших данные междисциплинарные встречи, являвшиеся знаковым событием в интеллектуальной жизни своего времени.

Р. А. Аронов, скрупулезно соблюдая традиции обоснования достигнутых научных результатов, тщательно готовил свои публикации, каждая из которых рождала целый спектр мнений и многочисленные обсуждения, неизменно привлекавшие внимание как многочисленных сторонников, так и немалого количества оппонентов ученого.

Каждая его статья -- это определенная веха в философской рефлексии научного поиска, представляющая вниманию читателей систематическое и структурированное изложение фундаментальных положений, отражающих базовые методологические подходы к актуальным проблемам современного естествознания.


 Введение

Современная наука позволяет взглянуть на окружающую нас действительность в совершенно ином ракурсе, увидеть картину мира, отличную от той, которую рисует нам здравый смысл.

Естествознание, и в первую очередь, физика и математика, решают фундаментальные вопросы, которыми веками занималась философия:

  • Что есть пространство?
  • Почему время имеет направление?
  • Какую роль играют симметрия и энтропия в эволюции космоса?
  • Может ли Вселенная существовать без пространства и времени?
  • Возможно ли путешествие в прошлое?

Философия науки прослеживает эволюцию этих идей через призму их понимания учеными разных времен, начиная с картины мира Ньютона, через изменчивое пространство-время Эйнштейна и удивительном царстве квантовой механики, где далеко удаленные друг от друга объекты могут координировать свое поведение.

Наш мир сильно отличается от того, к чему нас приучил здравый смысл. Кульминацией этой картины является 11-мерная Вселенная, состоящая из вибрирующих струн, и бран, составляющих М-теорию, где пространство и время сами могут дробиться на более фундаментальные сущности. Это цена того, чтобы примирить между собой общую теорию относительности и квантовую механику.

Именно философия науки позволяет нам совершить познавательное путешествие к новым пластам реальности, которые современная физика вскрывает под слоем привычного нам мира.

Пространство и время образуют арену реальности, формируют самую ткань Вселенной. Само наше существование -- все, что мы делаем, думаем и чувствуем -- происходит в некоторой области пространства и в течение некоторого интервала времени. Однако наука до сих пор пытается понять, что на самом деле представляют собой пространство и время, пытаясь найти ответы на такие мировоззренческие вопросы, как:

  • Являются ли они реальными физическими сущностями или лишь полезными идеями?
  • Если они реальны, то фундаментальны ли они или же возникают из более первичных сущностей?
  • Что означает для пространства быть пустым?
  • Есть ли начало у времени?
  • Есть ли у времени стрела, неумолимо направленная из прошлого в будущее, как подсказывает повседневный опыт?
  • Можем ли мы влиять на пространство и время?

Философия науки пытается систематизировать и структурировать трехсотлетние попытки научной мысли дать ответы на эти фундаментальные и глубокие вопросы о природе мироздания.

При этом исследователи с необходимостью сталкиваются с другим вопросом, одновременно и всеобъемлющим, и ускользающим: что есть реальность?

Человеческие существа имеют доступ только к внутреннему опыту ощущений и мысли, поэтому как мы можем быть уверены, что они истинно отражают внешний мир? Философы уже давно осознали эту проблему.

Физики, благодаря достижениям естествознания, интуитивно чувствуют, что видимая реальность -- материя, эволюционирующая на фоне пространства и времени, -- может оказаться совсем непохожей на другую реальность, лежащую за пределами видимого. Однако, поскольку наблюдения -- это все, что у нас есть, мы можем базироваться только на них. Вместо неограниченного воображения или скептицизма ученые выбирают в качестве проводника надежные данные и математику и ищут наиболее простые, однако многообещающие теории, способные объяснить и предсказать результаты современных и будущих экспериментов. Это сильно ограничивает искомые теории. Но за последние сто лет открытия в физике заставляют нас пересмотреть обыденное отношение к реальности, и это так захватывает и потрясает все устои, как самая невероятная научная фантастика.

Именно данные вопросы и составляют предмет анализа философии физики и математики, о чем и пойдет речь на страницах настоящей книги.

При этом необходимо сразу сделать следующее замечание. К огромному сожалению, отечественная философия науки погрязла в пустопорожних академических спорах о так называемой постнеклассической науке, а также анализе различий между наукой классической и неклассической, уходящем своими корнями к началу или, в лучшем случае, середине прошлого столетия, когда данная проблематика была плодотворно обсуждена и нашла свое выражение в методологических концепциях К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, М. Полани, Ст. Тулмина, П. Фейерабенда, Дж. Холтона и др.

Причина такого положения дел лежит на поверхности -- для того, чтобы анализировать соответствующую проблематику необходимо владеть не только философией и методологией, но и содержательной стороной анализируемой науки (физикой, математикой, химией, биологией и т. д.). Однако отечественные философы зачастую дилетанты в естествознании, а ученые-естественники не достаточно владеют философским наследием. В результате вместо плодотворного междисциплинарного сотрудничества возникает узко профессиональный снобизм, выливающийся во взаимные обвинения в некомпетентности и намеками на то, что каждый должен заниматься тем, чему обучен, то есть свой профессией. Показательным примером этого являются многие современные книги по истории и философии науки.

В отечественной философии можно указать только на единичные фигуры, которые были бы профессиональными исследователями и в естествознании и в философии. К ним относится учитель автора -- замечательный ученый Аронов Рафаил Аронович, светлой памяти которого посвящена данная книга, которая в значительной степени и появилась благодаря его неустанной поддержке и содействию.

Для полноценного понимания и плодотворного применения изложенного ниже материала необходимо владеть физикой и высшей математикой в рамках как минимум вузовского курса. В противном случае можно воспользоваться обильным количеством эклектических курсов, ориентированных на гуманитариев, за плечами которых изучение "Концепций современного естествознания".

* * *

К концу XX столетия фундаментальные науки достигли высокого уровня развития. В первую очередь это касается физики, достижения которой принципиально изменили условия жизнедеятельности человека. Несомненно, именно с прогрессом в данной области знания связаны наиболее значительные результаты научно-технической революции, изменившие лицо цивилизации.

Однако значение физики не исчерпывается только "материальными" достижениями. Ее открытия и фундаментальные теории приобрели мировоззренческое значение, оказали и неуклонно продолжают оказывать явное и неявное влияние на сам образ мышления человека, на его миропонимание и мировосприятие. Неудивительно поэтому, что физика все более и более вторгается в ту область исследований, которыми традиционно занимается философия, пытаясь ответить на "вечные" философские вопросы, а именно:

  • как устроен мир?
  • когда он возник?
  • что было до этого?
  • что такое пространство?
  • что такое время?
  • по каким законам этот мир развивается и развивается ли он вообще?
  • конечна ли Вселенная во времени и/или в пространстве?
  • какова "цель" ее развития? существуют ли иные миры?
  • каково место человека в мироздании? предопределено ли его возникновение изначально? и т. п.

Причем если раньше в философии решение этих и подобных им вопросов носило в основном спекулятивный характер, то теперь физика стремится ответить на многие из них, исходя из открытых ею фундаментальных законов и свойств природы.

В связи с этим становится понятным и пристальное внимание философии к достижениям естествознания вообще и физики в особенности. Ведь целью последней является исследование объективных закономерностей материального мира, но их истолкование и интерпретация могут быть различными. А так как наука создается людьми, то результаты их деятельности во многом зависят от разделяемой ими философской позиции, которая может либо содействовать прогрессу в соответствующей области знания, либо приводить к возникновению кризисных явлений, что случилось, например, в физике на рубеже XIX--XX веков.

Среди многочисленных философских вопросов развивающегося естественнонаучного знания, требующих особого внимания, выделяется своей актуальностью проблема того, насколько физика адекватно отражает свойства и закономерности окружающего нас объективного мира и какими причинами вообще обусловлены ее успехи в познании природы.

Следует отметить, что в настоящее время нет общепринятых точек зрения по указанным вопросам. Известные методологи науки выдвигают различные, часто противоречащие друг другу концепции, у каждой из которых есть как свои приверженцы, так и непримиримые критики. Очевидно, что обсуждаемая проблема является комплексной, многоаспектной, причем не все ее составляющие разработаны в одинаковой мере.

Настоящая книга посвящена исследованию оснований взаимоотношения физики и математики, которое является, с точки зрения автора, одним из ключевых как для понимания проблемы адекватности отражения физикой явлений, свойств и законов материального мира, так и для уяснения эффективности результатов физического познания.

На современном уровне развития физика немыслима без использования довольно сложного математического аппарата, применяемого для описания фундаментальных свойств пространства, времени и движения материи. Решение основной задачи физики -- описание, объяснение и предсказание свойств явлений и процессов объективной природы -- осуществляется исключительно с привлечением математики. Поэтому рассмотрение взаимоотношения физики и математики позволяет углубить и понимание существа математического знания, а также вычленить содержательные моменты математизации физической теории.

Большинство работ по методологическим и философским проблемам физической науки посвящено классической механике, специальной и общей теории относительности, квантовой механике и физике элементарных частиц. Эти теории представляют особый интерес для философского анализа в силу того, что в них проявляются общие закономерности происхождения, взаимосвязи элементов и структуры физического знания в целом.

Философы и физики совместными усилиями внесли существенный вклад в разработку философско-методологических проблем физического знания и вопроса о взаимоотношении физики и математик. Были исследованы такие вопросы, как:

  • взаимосвязь физических и математических теорий;
  • структура физической и математической теории;
  • аксиоматическое построение физической и математической теорий;
  • принципы причинности, симметрии, дополнительности, простоты, наблюдаемости, соответствия в физике и математике;
  • взаимосвязь законов сохранения и принципов симметрии;
  • взаимосвязь законов сохранения и свойств пространства и времени;
  • взаимоотношение случайности и необходимости; части и целого; элементарного и сложного и другие.

Вместе с тем представляется, что результаты решения перечисленных проблем не являются окончательными и требуют дальнейшего развития в процессе продолжающегося философско-методологического, физического и математического познания.

При всем многообразии позиций, существующий спектр взглядов на вопрос о взаимоотношении физики и математики располагается между двумя полярным концепциям:

1)"чрезвычайная эффективность математики в естественных науках (рассматривается. -- О. Б.) как нечто загадочное, не поддающееся рациональному объяснению".

2)"чрезвычайная эффективность" применения математики в физике имеет объективное основание, в качестве которого выступает материальное единство мира.

Особую позицию занимает Р. А. Аронов, который, разделяя вторую точку зрения, выступает против догматизации последней, подчеркивая, что ее декларативное принятие сплошь и рядом приводит к отождествлению математических абстракций с реальными свойствами и явлениями природы, характеризуемому им как "пифагорейский синдром в современной физике". Он также предостерегает от некорректного и упрощенного толкования и понимания взаимоотношения физики и математики.

Основная цель предлагаемой работы -- осуществить теоретическое вычленение, обобщение и систематизацию оснований, выработанных в области философско-методологического, физического и математического изучения проблемы взаимоотношения физики и математики. В этой связи проводится также рассмотрение различных философских направлений в обосновании естественнонаучного знания.

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

1) Структурированы особенности отражения математикой объективного мира, для чего:

-- прослежен генезис представлений о соотношении математики и реального мира;

-- систематизированы объективные факторы возникновения и развития математики;

-- проанализировано влияние деятельности субъекта познания на процесс понимание сущности математического знания.

2) Выявлены истоки различных подходов к объяснению причин плодотворного использования математики в самых различных областях физики, для чего:

-- рассмотрены основные представления о взаимоотношении физики и математики;

-- проанализировано взаимоотношение классической физики и математики;

-- исследованы изменения, произошедшие в представлениях о взаимосвязи данных наук на современном этапе развития познания.

В качестве методологической базы проведенного исследования использованы конструктивные, с точки зрения автора, положения философско-методологических концепций и установок выдающихся физиков и математиков XX века -- Н. Бора, Г. Вейля, В. Гейзенберга, Д. Гильберта, Дж. фон Неймана, М. Планка, А. Пуанкаре, Б. Рассела, А. Эйнштейна и других, внесших значительный вклад в создание современной научной картины мира и формирование господствующих в настоящее время представлений о природе отношений и взаимосвязи физики и математики.

Показана неудовлетворительность искусственного разнесения объекта и предмета математики и предложена трактовка соотношения между ними, позволяющая, с точки зрения автора, избежать многочисленных гносеологических недоразумений и ошибок.

Доказывается, что последовательное проведение принципа материального единства мира непротиворечиво объясняет "чрезвычайную эффективность математики" в физике и естественных науках вообще.

На ряде примеров (в особенности на примере принципа Ле-Шателье-Брауна) вскрывается механизм "наполнения физическим смыслом" математических формализмов и "математического оформления" фундаментальных физических идей.

Кроме того, проведено вычленение оснований взаимоотношения классической физики и математики, а также предложена систематизация оснований взаимоотношения этих наук на современном этапе познания.

Основные идеи, отстаиваемые автором в настоящей работе, заключаются в следующем.

  • Необоснованное отождествление математических абстракций с реальными объектами и процессами действительности ведет к преувеличению и абсолютизации роли математики в современной физике.
  • Отражение математикой качественных свойств и особенностей материального мира имеет не менее существенное значение для процесса познания по сравнению с отражением ею количественных характеристик природы.
  • Предложена система оснований взаимоотношения современных физики и математики.
  • Осуществлено рассмотрение генезиса и развития различных аспектов взаимоотношения физики и математики, вычленены, обобщены и систематизированы основания этих взаимоотношений как относительно классической физикой и математикой, так и на современном этапе развития науки.
  • Дано обоснование основных путей развития этого вопроса в рамках фундаментальных физических теорий.

 Об авторе

Олег Евгеньевич БАКСАНСКИЙ

Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Преподает философские, психологические и социологические дисциплины в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Государственной классической академии им. Маймонида, Московском педагогическом государственном университете, Государственном университете гуманитарных наук.

Автор более 200 научных трудов, в том числе 10 монографий, среди которых: "Моделирование и когнитивные репрезентации" (2000), "Методология науки: когнитивный анализ" (2001), "Когнитивные науки: междисциплинарный подход" (2003), "Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: от познания к действию" (URSS, 2005, 2007; в соавт. с Е. Н. Кучер), "Естествознание: современные когнитивные концепции" (URSS, 2008; в соавт. с Е. Н. Гнатик, Е. Н. Кучер), "Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные" (URSS, 2009).

Область научных интересов: когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки.

Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. Работал в ряде отечественных и зарубежных компаний в качестве директора по управлению человеческими ресурсами. В настоящее время занимается HR-консультированием крупных российских и зарубежных компаний. Автор и преподаватель курса MBA "Управление человеческими ресурсами".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце